Урок – соревнование в 4 классе по теме: «Глагол. Обобщение».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

 

Цели:  

  • обобщить знания учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке, полученные в 4 классе;
  • способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков по теме урока;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
  • умение слушать друг друга;
  • обогащать словарный запас учащихся, развить речь;
  • сохранение здоровья учащихся;
  • учить оценивать самого себя, работы товарищей.
  • воспитывать интерес к русскому языку, прилежание, аккуратность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_4_klasse_-harlamova-safonovka.rar14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – соревнование  в 4 классе по теме:

«Глагол. Обобщение».

Разработала: учитель начальных классов Н.П. Харламова

Цели:   

  • обобщить знания учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке, полученные в 4 классе;
  • способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков по теме урока;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
  • умение слушать друг друга;
  • обогащать словарный запас учащихся, развить речь;
  • сохранение здоровья учащихся;
  • учить оценивать самого себя, работы товарищей.
  • воспитывать интерес к русскому языку, прилежание, аккуратность;

Оборудование: 

  • словарные слова
  • карточки самооценки
  • индивидуальные карточки для игры «Корректор», «Найди глаголы», «Замени одним глаголом», «Раскрой скобки», конверты со словами для игры «Кто больше»
  • высказывание А. Югова

Ход урока

I.Организационное   начало урока.

1) «Психологическая установка на работу». Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем, закрыв глаза и опустив голову на грудь:

- Я в школе на уроке.

- Я сейчас начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание мое растет.

- Я, как разведчик, все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова моя мыслит ясно.

- Я готов к работе.

- Я работаю.

2)Учитель называет слова: спинки, тетради и ручки, парты, улыбку.

- Вы меня поняли? (Нет)

Учитель продолжает: выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

- А теперь вы меня поняли? (Да)

- Что объединяет слова второй группы? (Все слова являются глаголами)

- Какую же роль глаголов в речи? (Они делают нашу речь ясной, понятной, богатой.)

II. Сообщение цели урока.

На доске запись: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А. Югов).

Учитель предлагает прочитать эти слова и объяснить их смысл. (Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).

III. Обобщение и систематизация знаний.

1)Распознай глагол среди других частей речи.

На доске:

Рас…к…зать, к…стюм, оранж…вый, уж…нать, уч…ник, в…лшебный, к…мп…ютер, р…совать, в…рона, л…мон,в…р…бей.

-Найдите среди этих слов глаголы.

- Что такое глагол?

Дети: Глагол  - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например:……

2) Словарная работа

- Что объединяет все эти слова? (Все эти слова с безударной гласной, не проверяемой ударением,- словарные)

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует все блестящее;

-Выпишите слово, обозначающее предмет, который чирикает, суетится, дерется;

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят;

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который играет, думает, рисует, печатает;

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который пишет, читает, соображает, шалит;

-Возьмите полоски, закрасьте первый квадрат в нужный цвет.

III.Работа по закреплению  изученного  материала.

1.Игра “Найди глаголы” (работа в паре)

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

Содержание. На листах записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

( П. Башмаков).

озьмите  полоски, закрасьте второй квадрат.

2. Игра “Кто больше?” (работа в группах)

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.

Содержание. Играют 2 команды по 4 человека. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 2 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.

Материал для игры:

1/ ходить, 2/ лить,

-Возьмите полоски, закрасьте третий квадрат.

3.Игра “Что делать? Что сделать?” (работа в группах)

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды  по 4 человека. Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. (Доска). Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

 Материал для игры:

Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать

-Возьмите полоски, закрасьте четвертый квадрат.

4.Игра “Кто как кричит?” (работа у доски)

Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 4 человека. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

Коровы - (мычат),

куры - (кудахчут),

Свиньи – (хрюкают),

вороны - (каркают),

Собаки – (лают),

воробьи - (чирикают),

Кошки - (мяукают),

кукушки - (кукуют),

Утки - (крякают),

соловьи - (поют),

Гуси - (шипят),

лягушки – (квакают),

Физминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

5. Игра «Четвертый лишний» (на доске)- устно

Вы видите группы слов. В  каждой группе есть лишнее слово.

Наступает, расцветает, греет, удивил.

Прилетал, дул, визжал, встречает.

Прочитает, запишет, играл, нарисует.

-Учащиеся устно доказывают.

6. Игра “Аукцион” (работа в группах)

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. В игре участвуют 2 группы. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.

Возьмите полоски, закрасьте пятый квадрат.

7. Игра “Замени одним глаголом ”(работа в группах)

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

Содержание. В игре принимают участие 2 команды по  человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Бить баклуши,

дать стрекача,

Клевать носом,

выходить из себя,

Зарубить на носу,

чесать языки,

Унести ноги,

задирать нос,

Надуть губы,

ломать голову,

Считать ворон,

водить за нос.

-Возьмите полоски, закрасьте шестой квадрат

 Физминутка

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

8.Игра “Раскрой скобки” ( работа в группах)

Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Содержание. Играют  2 команды по 4 человека. На листиках записано 2 текста, в них есть глаголы с частицей не.

Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Играют 2 команды игроков по 4 человека, каждый игрок раскрывает только одну скобку.

Материал для игры:

 Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками

И /не/ клади на грязный стол.

/Не/ перегибай книгу и

/ Не/ загибай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То /не/ забудь её вернуть в срок.

Что ты в школе натворил?

-Я (не) дрался,

(Не) сорил,

И (не) бегал,

И (не) прыгал,

И ногами я

(Не) дрыгал…

-Возьмите полоски, закрасьте седьмой квадрат.

9. Игра «Корректор» (работа в паре)

Собирай по яготке, собереш кузовок.2

С одной яготки сыт небудеш  .3

Хочеш  есть калочи – несиди на печи.3

Не всякая песня до конца до певаеться.2

-Взаимопроверка.

-Возьмите полоски, закрасьте восьмой  квадрат.

10. Игра «Определи спряжение» (работа в группе)

 дремл…шь у окна (   ), стро…т дома (   ), пиш..шь письмо (   ), зна…м правила (   ),относ…шь на почту (   ), проход…м по мосту (   )

-Возьмите полоски, раскрасьте девятый квадрат.

11.Игра “Закончи пословицу” («Заморочки» из бочки)

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.

Содержание. В игре участвует все ученики. В бочонке лежат пословицы. В  каждой  пословице один из глаголов пропущен. Задача: назвать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу.

Материал для игры:

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..  (портит).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……  (провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).

-Возьмите полоски, закрасьте десятый квадратик.

12. Игра «Найди грамматическую основу предложения»

-Запись под диктовку предложения на доске и в тетрадях:

«Добрая берёза не только согревала, освещала, очищала, исцеляла, но и украшала жизнь русского человека».

-Объясните, как вы понимаете это предложение.

Подчеркнуть грамматическую основу в предложении.

- Ребята, а какие вы знаете стихотворения о берёзе?

(Дети читают наизусть стихи о березе.)

IV. Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру, используя слова, которые записаны у вас на листиках, определить тему текста, озаглавить его;

по желанию выполнить упражнение в тетради «Учусь писать без ошибок», стр.64

светит, греет, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.

V. Итог  урока.

- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

-Выставление оценок.

VII. Рефлексия.

- Найдите у себя на парте берёзовые листочки. Давайте украсим нашу берёзку. Посмотрим,  хорошо ли распустились на ней листочки. Если у вас хорошее настроение подарите березке большие листочки, а если вы чем - то расстроены - маленькие.  

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы  тоже отличное.

- Спасибо всем. Урок закончен.

На память об этом уроке получают призы –

1.За самое интересное предложение –

2.За самое точное объяснение –

3. За самую аккуратную работу в тетради -

4.За правильную осанку в течение  всего урока-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнованиев 4 классе по теме: «Глагол. Обобщение».

Обобщение знаний учащихся о грамматических особенностях глагола, его роли в языке, полученные в 4 классе....

урок русского языка по теме "Глагол. Обобщение".

Урок проводился по программе УМК "Школа 2100", учебник Бунеевых, Прониной. Урок рассчитан на целевую аудиторию учащихся 4 класса. Главная оброзавательная цель урока - обобщить знания. В уроку использо...

Урок русского языка в 4 классе по теме:"Глагол"(обобщение)

Урок закрепления изученного материала....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Глагол Обобщение"

Урок может быть использован по любой программе  во 2 классе по теме "Глагол". В уроке большое внимание уделено лексическому значению глаголов....

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Глагол. Обобщение"

Урок русского языка для 4 класса по теме :"Глагол. Обобщение" Урок предлагается к УМК "Планета Знаний", но подходит и для других УМК. На едином материале обучающиеся проверят свои ...

Урок в 4 классе по теме "Глагол, обобщение изученного"

Урок "Обобщение знаний о глаголе". Для 4 класса по программе "Школа России". Урок соответствует ФГОС начального образования. На уроке используются современные технологии....

Урок русского языка по теме "Глагол. Обобщение". 3 класс

Разработка по теме "Глагол. Обобщение" для 3 класса. В архиве представлен конспект, презентация, музыкальный отрывок....