Урок русского языка в 4 классе по теме:"Глагол"(обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Савченко Елена Мелсиковна

Урок закрепления изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка

 в 4 классе

                                                                           (УМК «Начальная школа XXI века»)

Учитель:

Савченко Е. М.

Класс

4

Число

18 ноября  2014 г.

Предмет:

 Русский язык

Авторы учебника:

С. В. Иванов (УМК Начальная школа XXI века)

Тема урока:

Глагол. Обобщение.

Тип урока

Урок закрепления изученного материала.

Цель:

расширить  и  систематизировать  знания  учащихся  по  теме  «Глагол».

Задачи:

Образовательная:

  • Обобщить знания детей о правописании безударных личных окончаний глаголов
  • Учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину
  • Систематизировать знания о грамматических признаках глагола

Развивающая:

  • Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, ставить учебные цели, анализировать и обобщать

Воспитательная:

  • способствовать формированию толерантности при работе в паре;
  • воспитывать культуру общения.

Результаты:

Личностные: 

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах,  при проверке, в роли консультантов и организаторов;

развитие самостоятельности;

развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.   

 

 Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение умение работать в группе, строить логические рассуждения, умозаключения, адекватно и осознано использовать речевые средства в соответствии с  задачей коммуникации.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные: 

Совершенствовать умение уч-ся сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их.

Совершенствовать умение в употреблении различных частей речи в предложениях, текстах.

Поддерживать интерес уч-ся к родному языку, используя инновационные технологии.

систематизировать знания о глаголе, как части речи;

 формировать умение определять  грамматические признаки  глагола,

овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

 способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Оборудование

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Учебник «Русский язык» (Автор: С. В. Иванов , 1 часть)

Дидактический материал:

  • Презентация к уроку
  • Карточки
  • Карточки-тесты

                                                                                                     Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность. 

- У нас сегодня необычный  урок, на котором присутствует много гостей, давайте поздороваемся и улыбнёмся им, чтобы им вновь захотелось прийти на наш урок. А теперь улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи удачи.

- Так как сейчас прекрасное время года – Осень, то перед вами на столах лежат разноцветные листочки: красные, синие, зеленые. Посмотрите на них внимательно и выберите тот, который  именно сейчас   соответствует вашему  эмоциональному настроению. Синий листочек – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. Красный листочек  –  вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый листочек  – вы спокойны. А в конце урока мы увидим, из каких красок будет наш осенний листопад! (Слайд 2)

Вот звонок нам дал сигнал-

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

Выбирают листочки.

II.

Постановка учебной задачи..

Цель: постановка цели урока. 

Ребята,   мы  с  вами продолжаем  увлекательное  путешествие  по  стране  (какой?) Глаголии.   А какая часть речи там живет? Мы уже знаем, что это  очень  удивительная  страна, в  ней   много  загадочного, неизвестного  и  очень  интересного. И сегодня мы  приведем в систему известные нам знания о глаголе и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

(Слайд 3)

-Откройте  тетради  и  запишите  число (восемнадцатое ноября), «классная работа», тему урока (Глагол).

 

Записывают  число ,тему урока.

III.

Закрепление изученного материала

Цель: усвоение нового способа действия при решении учебной задачи с их проговариванием во внешней речи.

1. Чистописание:

- Перед  далёким путешествием нужно сделать небольшую разминку. (Слайд 4)                                                                                      - Внимание!       (Слайд 5)

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

 - Что это за соединения?      

 -  Как называются эти окончания?

   - Почему?

- Девочки записывают  окончания, выделенные  сиреневым цветом, а мальчики – записывают окончания, выделенные синим цветом.

  1. Словарная работа:

- Ну что отправляемся в путешествие

 - Давайте запишем это слово.  (Слайд 6)

- Объясните орфограммы в слове путешествие.

1.Запись  в  тетради: ПУТЕШЕСТВИЕ. (выделите корни и подчеркните соединительную гласную)

Учитель: - Совершим  мы  наше  путешествие  на  САМОЛЁТЕ.

             

-Объясните орфограммы в слове самолёт.

1.Запись  в  тетради: САМОЛЁТ. (выделите корни и подчеркните соединительную гласную)

Учитель:  А теперь  задание!    (Слайд 7)

1 ряд – сделать транскрипцию слова; (самолёт)

2 ряд – составить  словосочетание; (со словом путешествие)

3 ряд – составить предложение. (С любым словом, которое вам понравилось)

               

Уточняют и согласовывают тему урока.

( окончания глаголов)

(Личные)

 (Глаголы изменяются по лицам.)

Объяснение  орфограмм  в  данном  слове. (это слово – имя существительное, состоит из двух корней и соединительной гласной - Е -)

Объяснение  орфограмм  в  данном  слове(это слово – имя существительное, состоит из двух корней и соединительной гласной - О -)

  1. Распределение  глаголов по группам.

 - Что мы знаем о глаголе ! Что такое глагол?

               (Слайд 8)

-Правильно! Глагол – необыкновенная часть речи, она  обозначает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность, если  все глаголы убрать, то исчезнет эмоциональность действия.

  - Сейчас я продиктую вам слова, а вы запишите их в 3 группы!  (Слайд 9)

 1группа - Глаголы, обозначающие действие или движение.

2 группа - Глаголы, обозначающие состояние человека.

3 группа - Глаголы, называющие состояние природы.

( слова: переходит, болеет, бежит, светает, веселится, летит, морозит, поёт, холодит, сидит, грустит)

                (Слайд 10)

Учитель:    Поднимите (! Знак), если вы справились с заданием и (? Знак), если допустили ошибки.  

 2.  Определить грамматические признаки глагола – Летит.

    - С  помощью чего выражается значение действия или состояния глагола?

(С помощью грамматических признаков - вида, времени, наклонения, лица,  числа, рода)

Учитель: - А какое  действие  совершает  самолёт? (Слайд 11)

- Запишите  это  слово  в  тетрадь.

- Определите  морфологические  признаки  глагола – летит.

                      (У доски работает 1 ученик)

                6. Работа в группе.

-Какой из данных глаголов является лишним? (Слайд 12)

  -читать!

  - А почему?  

 - Ребята, а вы любите читать?

- А для чего нужно много читать?

(Слайд 13)

 -  А что ещё за глаголы мы с вами образовали?

 - А как ещё называют начальную форму?

                   

Учитель: - Как переводится слово – инфинитив?

    - Что указывает на то, что  это глаголы  начальной формы?

- С помощью каких еще суффиксов образуется начальная форма

- Изменяется ли начальная форма глагола?

- На какие вопросы отвечают   глаголы  начальной формы?

- Почему два вопроса?  (Слайд 14)

7.Работа по вариантам.

- Перед вами глаголы, нужно распределить  их по группам): (Слайд 15)

 (думать, верить, петь, убрать, подумать, лететь, убирать, вылететь, поверить, запеть)

 -  Проверяем! 1 вариант поднимите (! Знак), если  вы справились с заданием и (? Знак), если допустили ошибки.

  - Проверяем 2 вариант !

Записывают слова

1. переходит                                              

    бежит

    летит

    сидит                

2.болеет

  веселится

     любит

    грустит

3.светает

   морозит

   холодит 

(С помощью грамматических признаков - вида, времени, наклонения, лица,  числа, рода)

 ( Летит - гл., н.вр., нес.в., 3 – е л., ед. ч.)

Дети работают в группах на листочках. Обсуждают, приходят к единому мнению, делятся им с одноклассниками и учителем.

(это глагол стоит в начальной форме)

 (глагол имеет  следующие формы: начальную – говорить, писать, читать; личные - я говорю, ты говоришь, он говорит, мы говорим, вы говорите, они говорят)

  (знать, понимать, чувствовать)

(неопределённая форма глагола и инфинитив)

(Инфинитив – латинское слово "неопределённый")

 (суффикс – ть-)

(-ти, -чь)

(В  н. ф. глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида в начальной форме – что сделать?)

 

 1 вариант - Глаголы, совершенного вида (убрать, подумать, вылететь, поверить, запеть)

 2 вариант - Глаголы, несовершенного вида (думать, верить, петь, лететь, убирать)

Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил.

8. Физкультминутка  (Слайд 16)

Я буду называть вам слова разных частей речи, если это – глагол – вы хлопаете, если это слова другой части речи – вы топаете! Приготовились!(картина, спит, лежит, зелёный, сидит, дверь, арбуз, играть, солнышко, я, читать, грустный, вы, лимон, начинаем, нарисуют, красивый, они, беречь, девочка)

.

Выполняют физминутку

9. Работа  в командах. (Слайд 17)

   (Слова записаны на доске)

- А сейчас работаем в командах!

 Первый ряд – 1 команда,  второй  ряд – 2 команда,  третий  ряд – 3 команда.

   - Внимание на доску! В какой форме стоят глаголы?

                             

- Образуйте от глаголов в неопределенной форме глаголы 3-го  лица множественного числа.

 - На какой вопрос  отвечают глаголы в форме 3-го лица множественного числа?  

 - Каждая команда свои слова записывает в тетрадь. От каждой команды выходит к доске капитан и записывает слова.

Учитель:   - Проверяем! Поднимите (! Знак), если  1 ряд(2, 3) справился с заданием. и (? Знак), если допустили ошибки.

            10. Работа с пословицами.

- Обратите  внимание  на  экран. (Слайд 18)

 - Нужно собрать пословицы!

              Соберите  пословицы.

Кто (не) работает, торопись делом.

(Не) спеши языком, тот не ест.

Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем.

Легко забыть то, и в воде (не) тонет.

  - Как вы понимаете смысл 1 пословицы?

 - А какое правило о глаголе спряталось в пословицах?

 - А  как  пишется  НЕ  с  глаголами?

Вспомним наше стихотворение?

- Так как пишется НЕ с глаголами?

- Запишите пословицу, которая вам понравилась больше всего.

 

         11. Работа в паре.  (Слайд 19)

- Дополните данные предложения подходящими по смыслу глаголами;

 - спишите, вставляя пропущенные буквы;

- определите время глагола.

- Какие времена глагола мы знаем?

(Прошедшее,     настоящее,      будущее

 Что делал?   Что делает?  Что будет делать?)

 Вот и (…………….) осень. Всё ч…ще (………) дожди. Скоро лист…я (…………….) земл…   разноцв…тным ковром, а птиц… (………) на юг.

     

(в начальной форме)

(Один человек от команды- капитан работает у доски, остальные записывают в тетрадь).

1).    читать – читают            

          вязать - вяжут

          пахать – пашут

2).  читать – думают

      тянуть – тянут

      рубить – рубят

3). сидеть - сидят

     петь - поют

      ходить – ходят.

Соберите пословицы

Кто не работает, тот не ест.

Не спеши языком, торопись делом.

 Правда в огне не горит, и в воде не тонет.

 Легко забыть то, чего не знаем.

 (Правописание частицы НЕ с глаголами)

Не с глаголами пишется раздельно:

Не выучил, не делай.

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

Только помни об исключениях:

Негодовать, невзлюбить, ненавидеть,

Недоумевать, нездоровится!

Работают в парах.

(Прошедшее,     настоящее,      будущее

 Что делал?   Что делает?  Что будет делать?)

Запись.

Вот и наступила (пр. в.) осень. Всё чаще идут (н. в.) дожди. Скоро листья покроют  (б. в.) землю (В. П.)   разноцветным ковром, а птицы улетят (б.в.) на юг.

Цель: снятие усталости, восстановление физических и духовных сил.

          12.Физкультминутка

Провожу гимнастику для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз

IV

Включение в систему знаний (закрепление и обобщение).

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

  Тестовая  работа с самопроверкой. (Слайд 20)

  - У вас у каждого на столе лист с тестом. Выберите вариант ответа и поставьте знак Х в клеточку, номер, которого соответствует номеру задания.

- А теперь поменялись листочками и проверили друг у друга работу.  

Ключ  к  тесту. (Слайд 21)

 -  Проверяем! Поднимите (! Знак), кто получил «5» и набрал 7 баллов,  поднимите (! Знак), кто получил «4» и набрал 6-5 баллов.

Выполнение теста.

Взаимопроверка.

 V.

Итог урока. Рефлексия деятельности Цель: фиксация нового содержания, изученного на уроке, неразрешённых затруднений как направлений будущей деятельности

- Ребята, вам понравился наш необычный урок?

 - По какой стране мы  сегодня опять с вами   путешествовали?

-Чем  богата  эта  страна?

 - Где мы с вами путешествовали и что закрепили?

- Мне тоже очень понравилось, как вы работали.

- Вы сегодня все получили оценки за тест, а многие за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание:  (Слайд 22)

- В начале урока вы выбирали из трех разноцветных листиков, тот, который соответствовал  вашему  эмоциональному настроению!

 - Выберите еще раз листочек,  который  именно сейчас   соответствует вашему  эмоциональному настроению, когда  наше  увлекательное  путешествие  завершилось.

Синий листочек – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Красный листочек  –  вы полны энергии, готовы активно работать.

Зеленый листочек  – вы спокойны.

 - Выбрали?  А теперь представьте , что мы гуляем в нашем городском парке , шуршат листья на деревьях, подул лёгкий ветерок и начался настоящий - листопад! Я вам обещала сюрприз? Возьмите листочки в руки и на счёт 3 – бросаем  их вверх и  у нас получится  листопад!

(Используя цветовой тест, учитель отслеживает, как изменилось эмоциональное состояние учащихся, насколько психологически комфортно чувствовали себя на уроке дети, насколько интересно было им).

 - А ещё вас ждёт сюрприз на столе в коридоре! Осень вас угощает  своими дарами! Отдыхайте!

- Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание.

Ьросают листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение

Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать...

Урок русского языка. 4 класс На тему: "Глаголы исключения"

Урок совершенствует умение определять спряжение глаголов, правильно писать безударные окончания глаголов....

урок русского языка 4 класс по теме глагол (Масленица)

урок русского языка 4 класс по теме глагол (Масленица)...

Урок-обобщение по русскому языку 3 класс по теме "Глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знанийФорма урока: групповая...