Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение
занимательные факты по русскому языку (4 класс) по теме

Бурганова Римма Нурмухаметовна

 

Цели и задачи:

  1. закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме;
  2. развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;
  3. воспитывать любовь к профессию учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Имя существительное ( обобщение)

Цели и задачи:

  1. закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме;
  2. развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей;
  3. воспитывать любовь к профессию учителя.

                                       Ход урока.

1. Организационный момент 

Приветствие гостей. Поздравляем вас годом учителя. Желаем всем крепкого здоровья

и успехов в работе.

Светлых дней, здоровья, счастья,

Я хочу Вам пожелать.

Если будут дни ненастны,

Я прошу не унывать!

Мирных дней, тебе учитель!

Жить 100 лет , творить.

Пусть при встрече с Вами каждый

Вам « спасибо» говорит!

       Приветствие друг - друга

-желаю

-успеха

-большого

-во всем и везде

-Здравствуй

-Удачи тебе на уроке!

      Друзья мои ! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Ребята сегодня мы завершаем изучение темы «Имя существительное» На уроке вы покажете знания, умения. Я знаю вы очень умные и сообразительные ребята. Поэтому приготовила для вас интересную игру, которая называется « Поиграем-угадаем». Вы должны посмотреть какие буквы спорят и ответить какие буквы побеждают.

Варе (ж/ш) ки,  з (и/е) ма,  лё (д/т), лы (жы/жи), моро (з/с), сне (г/к),

холо (д/т), ша (б/п) ка, шар (в/ф), г(a/o)pa, сугро(б/п), сн (е/и) (ж/ш)ки.

Скажите ребята, что их объединяет. Отвечают на вопросы что? обозначают предмет, все слова объединены одной лексической теме « Зима»

Давайте устно составим рассказ, используя эти слова.

Наступил суровое время года январь. Январе очень холодно. Дети играют на улице. Они оделись тепло. Надели варежки, шапки, шарф. Они катаются на санках, на лыжах. Играют в снежки. Весело ребятам на горке. Там каток. Лед хороший. Ребята катаются на коньках. Хорошо зимой.

А какие стихотворения знаете?

      Снег кружится снег ложится,

     Снег! Снег! Снег!

     Рады снегу зверь и птица

     И конечно человек!

             На лыжах.

      Вся земля в снегу

     Я на лыжах бегу

    Ты бежишь за мной

    Хорошо в лесу зимой.

Молодцы! Открыли тетради. ( чистописание)

   Я тетрадь свою открою

  И наклонно положу.

  Я, друзья, от вас не скрою,

  Ручку я вот так держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

  За работу я возьмусь.

 

Варежки,  зима,  лёд, лыжи, мороз, снег, холод, шапка, шарф, гopa, сугроб, снежки

II. Изучение новой темы.

- Эти слова относятся к одной части речи.

- Это имя существительное.

Вот перед вами вопросы, вы сейчас ответите на вопросы.1 группа будет выполнят задание по карточке № 1, 2 группа будет составить домик для имени существительного.

1. Что обозначает имя существительное ?

2. На какие вопросы оно отвечает ?

3. Как изменяется имя существительное ?

4. Сколько у него склонений и падежей ?

5. Что вы еще знаете об имени существительном ?  ( 5 слайд)

Карточка №1 .Вставить пропущенные (недостающие слова) 

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________________рода, ______________________ рода и __________________________ рода.

4.Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.

5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .

6 слайд  Домик для имени существительного. Ответы детей.  

Есть имена существительные которые употребляются только во множественном числе.

- ножницы, санки, грабли, очки, весы, часы, деньги, каникулы, сутки, духи, консервы, ворота, брюки.

- Молодцы вы справились с этим заданием.

Продолжим наш путь мы оказались в городе « Склонение» ( ответы детей) 7 слайд

1-е склонение Существительные Ж.р. и М.р.с окончаниями -а, -я.

2-е склонение Существительные М.р. с нулевым окончанием и Ср. р. с окончаниями -о, -е.

3-е склонение Существительные Ж.р., оканчивающиеся на мягкий знак.

Что такое склонение ? 8 слайд

Какие женские имена существительные не склоняются по падежам?

(которые оканчивающиеся на  твердые согласные и на  гласные , кроме –а,-я

Гульнур, к Гульназ, для Чулпан, о Мэри, до Айсылу, без Магинур, про Алсу

                           

                               

 Игра « Угадай падеж»

Кому?                                                  Д.п.

вижу                                                   В.п

нет                                                     Р.п.

без предлога не употребляется      П.п.

подлежащее                                      И.п.

что?                                                  И.п. и В.п

кого?                                                 Р.п  и  В.п.

                              Упражнения для глаз

             

Вы должны вписать начальную форму имени существительного, род, склонение,

падеж, окончание. Задание на перфокартах  №2

              1 вариант

Слово

Нач. форма

Род

Склоне

ние

Падеж

Окон-

чание

без печал…

 

 

 

 

 

 над город…

 

 

 

 

 

    Чтобы определить падеж существительного надо:

  1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставь от него вопрос.

  2. По вопросу и предлогу определить падеж:

               2 вариант

Слово

Нач. форма

Род

Склоне-

ние

Падеж

окон-

чание

из огн…

 

 

 

 

 

у директор…

 

 

 

 

 

Вывод Существительные м.рода с основой на мягкий согласный и на шипящий Р.п. имеют окончание –а,-я дождь- дождя, товарищ- товарища

Сущ. ж.рода с основой на мягкий согласный и на шипящий звук вР .п. имеют окончание – и жизнь- жизни, печь- печи

Ребята с помощью своих опорных  карточках будем выполнять следующее задание. Назовите одним словом, укажите род и склонение следующих словосочетаний

1 вариант плод яблони (яблоко с.р. 2 склонение.,  ед. числе И.п.)

2 вариант крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы

( город м.р.  2 склонение ед. числе И.п.) 

Напиши существительные в именительном падеже во множественном числе.

яблоко- яблоки,         город - города

Поставь имена существительные в родительный падеж.

нет яблок,        нет городов.

Ребята запомните имена существительные в родительном падеже.

             апельсинов                                      мест

             мандаринов                                     дел

много  абрикосов                         много    ботинок

            фруктов                                           сапог

            помидоров                                      валенок

            баклажанов                                     погон

            килограммов                                  чулок

                       но  яблок                       но носков

           Физкультпауза под скроговорки.

1 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны головы вперед-назад, влево-вправо («В мире есть четыре брата: север, юг, восток и запад»).

Гимнастика для массажа.

А теперь мы с вами будем выполнять тестовые задания по теме имя существительное Задание 2 вариантах.

    III. Закрепление темы.

Тест по теме имя существительное  1 вариант

                                                      Часть А

1. Имя существительное отвечает на вопросы.

                1)что делает?            2) кто? что?          3) как?

2.Какое слово лишнее?

             1) конь                2) лошади                  3) жеребёнок

3. В какой словосочетании оба имени существительных женского рода?

               1)долька апельсина       2) вершина горы           3) шум  прибоя

4. Какое имя существительное второго склонения?

            1) в тетради                   2) в альбоме                      3) в печи

5. Имена существительные какого падежа отвечают на вопросы  кого? чего?

               1) В.п.                2) Р.п.               3) П.п

6. К несклоняемым относятся имена существительные

             1) дочь                2) брат               3) пальто

                     Ответы часть А

1

2

3

4

5

6

            Част В.

слово

буква

А) звез…ный

Б) опас…ный

В) ус ..ный

Г) чу…ство

1)   т

2)   д

3)  в

4)  буквы нет

            ответы

А

Б

В

Г

            Часть  С

Укажите склонение и падеж имени существительного в сочетании                      

                            без друга       (запиши одно предложение)

1. Склонение ______________

2. Падеж __________________

________________________________________________________________

Тест по теме имя существительное  2  вариант

                                           Часть А

1. Имя существительное -

   1)обозначает признак предмета          2) обозначает предмет        

         3) обозначает действие предмета

2.Какое слово лишнее?

             1) солнце                2) радость                  3)окно

3. В какой словосочетании оба имени существительных женского рода?

      1)марка для письма      2) страница книги          3) компот из вишни

4. Какое имя существительное первого склонения?

            1) декабрь                   2) дядя                    3) стекло

5. Имена существительные, какого падежа отвечают на вопросы  кому? чему?

               1) Р.п.                2) Д.п.              3) В.п.

6. К несклоняемым существительным  относятся имена существительные

             1) тетрадь                2) зима              3) радио

                     Ответы часть А

1

2

3

4

5

6

                         Часть В.

слово

буква

А) чудес…ный

Б) праз…ник

В) здра…ствуйте

Г) сладос…ный

1)  д

2)  в

3)  т

4)  буквы нет

               ответы В

А

Б

В

Г

                   Часть  С

Укажите склонение и падеж имени существительного в сочетании                      

                            для учителя      (запиши одно предложение)

1. Склонение ______________

2. Падеж __________________

____________________________________________________

Ребята нужно восстановить деформированный текст

нужно  определить род, число, склонение, падеж

    1 группа

Снег, домах, и, полотном , лежит, на дворах.

           (На дворах и домах снег лежит полотном.)

2 группа

от солнца, и,  огнем, блестит разноцветным.

                (И от солнца блестит разноцветным огнем.)

Молодцы

Домашнее задание

1 группе

Карточка 1.

Напишите мини сочинение на тему « Мой любимый учитель» или профессия учителя

употребляя имена существительные.

2 группе

Карточка 2.

Прочитайте. Напишите предложения, вставляя нужные буквы. Найдите имена существительные в винительном и именительном падеже.

        Липа и с_сна имеют мя_кую др_весину. Л_сная гадюка выбирает для отдыха густую тр_ву. С_рока ч_рным оп_рением крыльев и хв_ста похожа на в_рону.

3 группе

Карточка 3.

        Определите склонение и падеж имён существительных.

Без кисти,  по капле,  с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом,

 у горы, под землёй.

      Итог урока.

У. Что вы узнали  сегодня на уроке  (Ответы детей)

У. Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей)

У. Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы

            Кубянская общеобразовательная  средняя школа

                   Атнинского района.

 

   Урок русского языка в 4 классе

      Тема «Имя существительное»

                          Учительница 1 кв. категории  Бурганова Р.Н.

                                                       январь, 2010 год

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Открытый урок русского языка "Обощение по теме "Предложение. Текст" 4 класс

Урок проводится в форме аукциона. Групповая форма работы....

Конспект урока русского языка. Обобщение по теме "Язык - средство общения" Перспектива 4 класс

Конспект урока русского языка. Обобщение знаний по теме "Язык -средство общения" Перспектива 4класс.Урок- рефлексия., сиспользованием психолого-педагогических техник...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...