Приѐмы работы над словарными словами
статья по русскому языку на тему

В статье представлены различные прёмы работы над словарными словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prijemy_raboty_nad_pravopisaniem_slovarnyh_slov.docx232.32 КБ

Предварительный просмотр:

Приѐмы работы над словарными словами

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена. 

Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. В ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.

1.Работа над словарными словами используя метод ассоциативного запоминания слов.

Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

  1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.

Например: береза, морковь

  1. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

Например: бе- ре- за, мо-рковь

  1. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

Например: бЕ., бе. ; мО, мо.

  1. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу:

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:

Ассоциативная связь может быть по:

  • цвету;
  • месту расположения;
  • форме;
  • звучанию;
  • действию;
  • вкусу;
  • материалу;
  • назначению;
  • количеству;
  • и т.д.

Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:

Словарное слово

  • береза - по цвету белая..
  • береза - кудрявая: нужен гребень, чтобы расчесать - по форме как буква е.

Результат: береза - белая - гребень (е)

  • морковь - овощ(о)
  • морковь - из неё делают морковный сок(о)

Результат: морковь – овощ - сок(о)

  1. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

Например:

        

Б

Б

Е

Р

Ё

З

А

     

Л

А

Я

М

О

Р

К

О

В

Ь

В

О

Щ


  1. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ!

НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации.

Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

Д

П  

О

Г

О

Д

А

Ж

Д

Ь

С

П  

О

Г

О

Д

А

Л

Н

Ы

Ш

К

О

                        

        

2. Работа над словарными словами через этимологический анализ слова. Обращение к истории слов может помочь детям в изучении орфографии отдельных слов.

Последовательность  словарной работы:

  1. Найди в слове «ошибкоопасное» место.

В . Р . БЕЙ

2.  Попробуй проверить орфограмму:

а) определи значение слова;

ВОРОБЕЙ - маленькая птичка с серо-черным оперением

 б) определи, в какой части слова находится     орфограмма;

ВОРОБЕЙ

3.Найди этимологическую справку.

ВОРОБЕЙ-слово восходит к древней основе ВОРТ- (ворота). От нее образованы такие слова как «ворота, забор».

4.  Заполни “окошко” в слове.

ВОРОБЕЙ

5. Запиши слово в словарик.

Этимология некоторых слов слов:

ПЛАТЬЕ, ПЛАТОК- в основе этих двух слов лежит древнерусское слово ПЛАТЪ, что означает « кусок материи».

ВЕТЕРАН пришло к нам из французского языка, но родилось оно от латинского слова ВЕТУС, что значит старый

ПАЛЬТО- «ПАЛЕА»( «плащ с капюшоном»)

СОРОКА- «СОРКА»(«сорить словами»)

АРБУЗ – «КАРБУЗ»(буквально «ослиный огурец»)

ГОРОД – ОГОРОЖЕННОЕ место
ВЧ
ЕРА - от ВЕЧЕР
М
ОРКОВЬ- общесл. «МОРКВА»

ТОПОР – стар.слав.ТОПР(секира – боевое оружие)

3.Работа над словарными словами используя стихотворения.

Например,  при знакомстве со словарным словом ПЕТУХ поможет  стихотворение И. Конькова.

ПЕТУХА спросили дети:
- Почему зовут вас П
етей?
- Так ответил П
етя детям:
- Хорошо умею П
ЕТЬ я.

Примеры стихотворений:

Чтоб не обиделась КОРОВА

И не прокисло МОЛОКО,

Мы оба этих дружных слова,

Напишем в корне с буквой О.

Я скажу сестре и брату,

Что железную ЛОПАТУ

И ТОПОР, и МОЛОТОК

 С буквой «О» пиши, дружок.

МАШИНА, ВАГОН, ПАССАЖИР И ТРАМВАЙ-

Пиши с буквой «А» их и не забывай!

4. Работа над словарными словами используя метод звуковых (фонетических) ассоциаций при удачном созвучии фразы и словарного слова: 

ЗАПАД – на западе солнце ПАДАЕТ.

УЛИЦА – на улице вижу знакомые ЛИЦА.

КОСТЯ В КОСТЮМЕ, А ПАВЕЛ В ПАЛЬТО.

5. Работа над словарными словами используя ребусы.

СОРОКА – 40 А

 столица - 100    http://www.allvectors.com/wp-content/uploads/2011/01/kid_faces.jpg 

6. Работа над словарными словами используя составление кроссвордов со словарными словами

       

1

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

2

Ш

О

С

С

Е

3

В

О

Р

О

Б

Е

Й

4

Я

Г

О

Д

А

5

Т

Е

Т

Р

А

Д

Ь

6

Л

О

П

А

Т

А

  1. Первый осенний месяц
  2. Трасса, по которой едут машины
  3. Маленькая птичка с серо-чёрным оперением
  4. Спелая и сладкая, из неё варят варенье.
  5. Бывает в клетку и в линейку
  6. Ею вскапывают грядки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....