Приѐмы работы над словарными словами
статья по русскому языку на тему
В статье представлены различные прёмы работы над словарными словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 232.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Приѐмы работы над словарными словами
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена.
Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. В ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.
1.Работа над словарными словами используя метод ассоциативного запоминания слов.
Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика
- Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.
Например: береза, морковь
- Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе- ре- за, мо-рковь
- Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: бЕ., бе. ; мО, мо.
- Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу:
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству;
- и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Словарное слово
- береза - по цвету белая..
- береза - кудрявая: нужен гребень, чтобы расчесать - по форме как буква е.
Результат: береза - белая - гребень (е)
- морковь - овощ(о)
- морковь - из неё делают морковный сок(о)
Результат: морковь – овощ - сок(о)
- Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
Б | ||||||
Б | Е | Р | Ё | З | А | |
| Л | |||||
А | ||||||
Я | ||||||
М | О | Р | К | О | В | Ь |
В | ||||||
О | ||||||
Щ |
Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ!
НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации.
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов:
Д | |||||
П | О | Г | О | Д | А |
Ж | |||||
Д | |||||
Ь | |||||
С | |||||
П | О | Г | О | Д | А |
Л | |||||
Н | |||||
Ы | |||||
Ш | |||||
К | |||||
О |
2. Работа над словарными словами через этимологический анализ слова. Обращение к истории слов может помочь детям в изучении орфографии отдельных слов.
Последовательность словарной работы:
- Найди в слове «ошибкоопасное» место.
В . Р . БЕЙ
2. Попробуй проверить орфограмму:
а) определи значение слова;
ВОРОБЕЙ - маленькая птичка с серо-черным оперением
б) определи, в какой части слова находится орфограмма;
ВОРОБЕЙ
3.Найди этимологическую справку.
ВОРОБЕЙ-слово восходит к древней основе ВОРТ- (ворота). От нее образованы такие слова как «ворота, забор».
4. Заполни “окошко” в слове.
ВОРОБЕЙ
5. Запиши слово в словарик.
Этимология некоторых слов слов:
ПЛАТЬЕ, ПЛАТОК- в основе этих двух слов лежит древнерусское слово ПЛАТЪ, что означает « кусок материи».
ВЕТЕРАН пришло к нам из французского языка, но родилось оно от латинского слова ВЕТУС, что значит старый
ПАЛЬТО- «ПАЛЕА»( «плащ с капюшоном»)
СОРОКА- «СОРКА»(«сорить словами»)
АРБУЗ – «КАРБУЗ»(буквально «ослиный огурец»)
ГОРОД – ОГОРОЖЕННОЕ место
ВЧЕРА - от ВЕЧЕР
МОРКОВЬ- общесл. «МОРКВА»
ТОПОР – стар.слав.ТОПР(секира – боевое оружие)
3.Работа над словарными словами используя стихотворения.
Например, при знакомстве со словарным словом ПЕТУХ поможет стихотворение И. Конькова.
ПЕТУХА спросили дети:
- Почему зовут вас Петей?
- Так ответил Петя детям:
- Хорошо умею ПЕТЬ я.
Примеры стихотворений:
Чтоб не обиделась КОРОВА
И не прокисло МОЛОКО,
Мы оба этих дружных слова,
Напишем в корне с буквой О.
Я скажу сестре и брату,
Что железную ЛОПАТУ
И ТОПОР, и МОЛОТОК
С буквой «О» пиши, дружок.
МАШИНА, ВАГОН, ПАССАЖИР И ТРАМВАЙ-
Пиши с буквой «А» их и не забывай!
4. Работа над словарными словами используя метод звуковых (фонетических) ассоциаций при удачном созвучии фразы и словарного слова:
ЗАПАД – на западе солнце ПАДАЕТ.
УЛИЦА – на улице вижу знакомые ЛИЦА.
КОСТЯ В КОСТЮМЕ, А ПАВЕЛ В ПАЛЬТО.
5. Работа над словарными словами используя ребусы.
СОРОКА – 40 А
столица - 100
6. Работа над словарными словами используя составление кроссвордов со словарными словами
1 | С | Е | Н | Т | Я | Б | Р | Ь | |||
2 | Ш | О | С | С | Е | ||||||
3 | В | О | Р | О | Б | Е | Й | ||||
4 | Я | Г | О | Д | А | ||||||
5 | Т | Е | Т | Р | А | Д | Ь | ||||
6 | Л | О | П | А | Т | А |
- Первый осенний месяц
- Трасса, по которой едут машины
- Маленькая птичка с серо-чёрным оперением
- Спелая и сладкая, из неё варят варенье.
- Бывает в клетку и в линейку
- Ею вскапывают грядки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный тренажер. Система работы со словарными словами "Восстанови слово"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27664-20...
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140413-1352457879.jpg)
Работа над словарными словами ( из опыта работы.)
Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."
Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-135120-1478306090.jpg)
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-573605-1423341168.jpg)
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....