Использование игровых технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Герасименко Оксана Сергеевна

Потребность общения возникает у ребенка в раннем детстве. Таким образом, речь возникает как социальное явление, а позже становится  средством познания окружающего мира. Со временем ребенок осваивает сложные языковые средства.  Речевая деятельность – процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках русского языка

Требования современного образования подразумевают формирование и развитие коммуникативных УУД. Перед учителем стоит непростая задача, ведь высказывания учеников страдают бедностью языка, обилием ошибок, имеют  композиционные недостатки. Усугубляет ситуацию также отсутствие у детей интереса к урокам русского языка, который часто считается самым скучным предметом в школьном курсе.

Необходимо помнить, что в младшем школьном возрасте закладывается тот опыт, на основании  которого ребенок будет выстраивать свои отношения с предметом в дальнейшем. Многие учителя сталкиваются с тем, что русский язык воспринимается детьми как самый скучный предмет в школе. Однообразные и скучные виды заданий способствуют такому восприятию. Поэтому одной из важнейших задач учителя начальных классов является создание атмосферы, которая в свою очередь даст возможность каждому ребенку испытать положительный опыт знакомства с русским языком, будет способствовать развитию его творческого потенциала.

Речь учащихся начальной школы в основном изучается поаспектно, например, исследуется частотность детского словаря (П. И. Харакоз), развитие словаря письменной речи (Баранов М.Т.), развитие грамматического строя (Львов М.Р.), развитие синтаксического строя и словаря учащихся 3-7 кл. на основе сочинения по одной и той же картине (Н.И. Жинкин), развитие связной устной речи 5-7 кл. и (Т.А. Ладыженская).

Интерес к проблеме развития речи школьников подкрепляется и тем, что степень успешности освоения навыков связной речи обуславливает  хорошие показатели во всех сферах деятельности ребенка. Дети, умеющие осмысленно читать и выражать свои мысли, легче справляются с трудностями в работе по всем школьным предметам. Общее умственное развитие ребенка основывается на грамотной,  логически четкой речи. Кроме того, особенно сегодня актуально развитие творческих способностей подрастающего поколения. Они формируются и на уроках русского языка, особенно если говорить о развитии речи учащихся.

Потребность общения возникает у ребенка в раннем детстве. Таким образом, речь возникает как социальное явление, а позже становится  средством познания окружающего мира. Со временем ребенок осваивает сложные языковые средства.  Речевая деятельность – процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть умением  давать полные, развернутые ответы, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь.

Чтобы на уроках дети не просто получали определенный набор знаний, но и были активными участниками учебного процесса, учителю необходимо заинтересовать ребенка в предмете. В этом случае педагог должен целенаправленно и системно воздействовать на  школьников, создавать определенные условия педагогической среды, применяя педагогические технологии.

При использовании игровых технологий полезно учитывать следующие требования:

  • соответствие игры возрасту ребенка;
  • соотнесение игры тем целям, которые ставятся на уроке;
  • умеренность в применении игры.

Урок может быть полностью проведен в виде игры, но будет полезно  на каждом уроке давать подобные задания, они помогут в усвоении  материала.

Классификация игр может быть основана на разных принципах. Например, на тематическом, когда игры связаны с изучением определенного раздела науки о языке: фонетические («замени звук», «найди пару»), морфемные и словообразовательные («собери слово», «слова по схеме»), лексические («найди лишнее слово», «собери фразеологизмы»), также сюда можно отнести игры на развитие орфографической зоркости («орфографическое лото»), игры для закрепления знаний по морфологии и синтаксису («составь предложение», «узнай часть речи»).

Классификация, построенная по иному принципу, рассматривается в книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка». Автор выделяет учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие игры. Также можно распределять на группы игры по характеру педагогического процесса, по игровой среде.

Если говорить о видах урока, связанных с подачей материала в виде игры, то можно назвать следующие: урок с использованием игровых заданий (КВН), занятие с элементами ролевой игры (инсценировки), игровая организация урока с использованием традиционный заданий по темам, включение элементов игры на определенном этапе урока, внеклассная работа ( олимпиады, вечера, брейн-ринги).

Включение в ход урока элементов игры может качественно изменить отношение учащихся к самому учебному предмету, открыть для него богатства родного языка в доступной и интересной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Использование игровых технологий на уроках русского языка

Данный урок разработан в рамках проведения Всероссийского праздника "День словаря". Цель урока: познакомить  с различными типами лингвистических словарей. Урок проводится в игровой форме, где уча...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....

Научно-исследовательская работа "Использование игровых технологий на уроках русского языка"

Научно-исследовательская работа "Использование игровых технологий на уроках русского языка"...

Мастер-класс на тему: "Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе"

Данный мастер-класс был проведен  во время Республиканского августовского совещания для учителей начальных классов. На данном мастер-классе был обобщен опыт работы учителя....