Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе. Скудный словарный запас служит преградой в освоении орфографии, синтаксиса, а также в понимании текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarnogo_zapasa_mladshih_shkolnikov_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 401.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
Одним из важнейших условий освоения школьной программы является овладение навыками устной и письменной речи, поскольку умение читать и понимать тексты требуется на всех уровнях получения новых знаний. Но не столько усвоение новой информации становится ключевым в современном образовательном процессе, сколько формирование полноценной, всесторонне развитой, творческой личности выходит на первый план, когда мы говорим о задачах, стоящих перед учителем сегодня. И снова развитие грамотной речи играет огромное значение в процессе воспитания такой личности. Человек, не способный высказывать и доказывать свою точку зрения, будет испытывать сложности в социальной, профессиональной жизни.
Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе. Скудный словарный запас служит преградой в освоении орфографии, синтаксиса, а также в понимании текстов.
На каждом уроке русского языка можно давать небольшие задания, которые будут способствовать пополнению лексического запаса учащихся. Слова, которые включены в такие упражнения, часто связаны также с темой уроков. Например, при изучении орфограммы «Безударная гласная в корне слова» в заданиях учащимся потребуется вспомнить правило, чтобы не допустить ошибки.
Загадки
Опрокинулась под ноги,
Растянулась по дороге,
На меня она похожа,
Будто я шагаю лежа.
(Тень)
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы – все прекрасные пловцы.
(Аквариум)
Задания при изучении темы «Имя существительное»
1. Замени в каждом слове одну согласную буку так, чтобы получилось неодушевленное существительное:
лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь.
(Ответ: липа, рот, коса, мак, капля, мука, дверь)
2. Напиши названия всех овощей (изображение овощей лучше всего представлять в виде слайда презентации)
Ответ.
- Помидоры
- Картофель
- Огурцы
- Белокочанная капуста
- Брокколи
- Лук репчатый
- Лук зелёный
- Цуккини
- Кабачок
- Цветная капуста
- Перец болгарский
- Чеснок
- Горький перец (чили)
Задания для отработки правописания словарных слов
«Шифр»
Детям очень нравится играть в шифровальщиков и расшифровщиков. Эту игру я использую для повторения словарных слов. Я даю задание сначала расшифровать мои слова, а потом дети придумывают свои.
1. ивлбтмьоао – автомобиль
3. нтеясрьб – сентябрь
4. нзяаьбео – обезьяна
5. чкинеу – ученик
6. уакшягл – лягушка
7. ощрпйа – прощай
Подобные упражнения можно использовать и на уроках литературного чтения, когда необходимо закрепить знания по литературоведческим терминам или другому теоретическому материалу.
«Отгадай моё слово»
Слова и их лексические значения может подбирать как сам учитель, так и учащиеся. Если задание готовит школьник, то необходимо продумать форму, в которой он будет представлять свою работу (презентация, чтение вслух или карточки).
Примеры:
1. С помощью этого чертят окружность.
2. Дом для машины.
3. Этот овощ используется для изготовления носа у снежной бабы.
4. Этот день недели – первый среди двух выходных.
5. Популярная игра на льду –
6. Обучение животных –
7. Рисунок в газете, журнале, книге –
(Ответ: циркуль, гараж, морковь, суббота, хоккей, дрессировка, иллюстрация)
Ребусы
(кар+тина = картина)
Шарада
Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы.
(ПИ+РОГ = пирог)
Задания при изучении тем «Имя прилагательное»
«Опиши предмет с помощью имен прилагательных»
Например:
зеленая, колючая,
душистая, морозная.
(елка).
«Вставь слово»
(Какой?)… в сентябре лес – в нем рядом весна и осень.
(Какой?)…лист и (какая?)… травинка.
(Какие?)…травы и (какие?)… цветы.
(Какое?) … солнце и (какой?) ветер.
От данных слов образуйте имена существительные
- Сильный – …
- Ленивый – …
- Глупый –…
- Смелый – …
- Старый - …
Задания при изучении темы «Синонимы и антонимы»
Учащиеся часто испытывают затруднения при описании картин, предметов, явлений, так как в их словарном запасе обнаруживается недостаток лексических средств. В связи с этим учащиеся злоупотребляют неоправданными повторами. Чтобы школьники не просто узнавали о новых понятиях, но и использовали слова, обозначающие их, в речи, необходима работа с обогащением как синонимических рядов, так и антонимических.
«Подбери антонимы»
Конец…
Холод…
Злость…
Сила…
Счастье…
Наказание…
Молодость…
Аккуратность…
(Ответ: начало, жара, доброта, горе, награда, старость, неряшливость)
Раздели слова на 2 группы:
Красный, рубиновый, синий, голубой, бордовый, небесный, бирюзовый, алый, лазурный, пурпурный, багряный, аквамариновый, гранатовый, румяный.
(1.Красный, рубиновый, бордовый, алый, пурпурный, багряный, гранатовый, румяный.2.Синий, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный, аквамариновый.)
Сиреневый, янтарный, лиловый, золотой, лимонный, фиалковый, яичный, аметистовый, соломенный.
(1.Сиреневый, лиловый, фиалковый, аметистовый. 2.Золотой, лимонный, янтарный, соломенный, яичный.)
Напиши синонимы, состоящие из такого же количества букв
лес –
беда –
хотеть –
стужа –
(бор, горе, желать, мороз)
«Запоминалки»
Младшие школьники с трудом подбирают синонимы даже к знакомым и понятным словам, поэтому я часто сама составляю синонимические ряды, а работа учащихся заключается в запоминании этих слов.
Задание: запомни слова в этом порядке. Все они являются синонимами слова... (зелёный)
- Хаки
- Малахитовый
- Изумрудный
- Салатовый
Словообразовательные задачи
Шарада
Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове “дневник”,
Целым же – в космос проник.
(С+ПУТ+НИК = спутник)
Корень – в слове МОЛОДОЙ.
Суффикс – в слове КОСЦЫ.
Окончание – в слове ТРАВЫ.
(МОЛОД + Ц +Ы = молодцы)
Как называются жители этих стран?
Россия – россияне
Англия –
Франция –
Узбекистан –
Япония –
Чехия –
Дания –
«Исправь ошибки»
Цыпленок - цыплёнки
Метро – метра
Бедро – бёдры
Лень – лени
Ведро – вёдры
Козлёнок – козлёнки
(цыплята, метро, бёдра, нет, вёдра, козлята)
Творческие задания
«Реклама»
Одним из самых интересных для учащихся заданий является составление рекламных текстов. Важно, чтобы предметы или явления, о которых нужно рассказать, отличались от тех, которые можно увидеть в реальной рекламе. Тогда детям придется использовать не стандартный набор фраз, а придумывать свои.
Календарь
Внимание! Внимание!
У нас сегодня последний день распродажи новых, только что напечатанных календарей на 2015 год! Только посмотрите, какие яркие, сочные краски, какая гладкая качественная бумага! Оформление каждой недели удивит Вас оригинальностью и вдохновит на свершение новых дел в наступающем году! Нигде Вы не найдете такой белоснежной козочки, которая изображена на наших календарях! Приходите! И ложка козьего молока в подарок!
Составь монолог перегоревшей лампочки, сломанного чайника,
разбитой чашки, грязного платья и т.д.
Примерное начало
Вы когда-нибудь были в Нью-Йорке? А я жила там долгие-долгие месяцы, потому что освещала жизнь одной из самых шумных улиц этого города.
Но однажды со мной произошел странный случай, который перечеркнул мое яркое прошлое и блестящее будущее.
«Ассоциации»
Назовите возможные слова, способные притягиваться к исходному.
Например: война — зло, взрыв, страх, кровь, блокада, оружие, фашизм, конфликт, бой, победа, поражение, солдат, командир, агрессия, партизан, слезы, плен, смерть.
Большинство заданий ориентированы на учащихся 3-4 классов, но подобные упражнения подойдут и для первоклассников, если адаптировать изучаемую лексику к их возрасту.
Школа учит литературному языку в его различных вариантах. Нужно учитывать, что это подразумевает большой объём новой информации для учащихся, усвоение которого потребует определенного количества времени, сил и терпения. При работе над обогащением словарного запаса школьников необходимо уделять внимание не только открытию новых слов, но и закреплению уже изученных понятий, ведь часто ребенку бывает сложно оформить в нужный момент свои мысли в речи, так как слова остаются в пассивном запасе, не переходя в активный. Нужно регулярно создавать ситуации, когда у учащихся возникнет потребность применить полученные знания.
Включение в ход урока подобных заданий на пополнение словарного запаса школьников может быть не только полезным с точки зрения усвоения новых понятий, фактов, знаний, но также поможет сделать уроки более интересными, творческими, ведь такие упражнения отличаются от стандартных, включенных в учебники.Для поддержания положительной мотивации необходимо подавать данный материал в виде соревнования, игры, открытия нового знания. Дети смогут больше прочувствовать те особенности родного языка, которые для них были не столь очевидны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Важная задача на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизирова...
Презентация методической системы «Формирование словарного запаса младших школьников на уроках русского языка».
презентация и выступление...
Консультация для родителей: "Игры на обогащение словарного запаса младших школьников"
Консультация...
Пути обогащения словарного запаса младших школьников
В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...
Обогащение словарного запаса младших школьников.
Обогащение словарного запаса младших школьников....
Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников
в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....
ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...