Пути обогащения словарного запаса младших школьников
статья
В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хуторная Лариса Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №3 г. Ставрополя
ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Речь – один из важнейших показателей уровня общей культуры человека, развития его мышления и интеллекта.
Кроме того, хорошо развитая речь – одно из главных средств активной деятельности каждого человека в современном обществе. А для ученика это средство успешного обучения в школе.
Какая же речь может считаться хорошей, к какому эталону должны стремиться учителя и ученики?
Первым требованием, предъявляемым к речи, является её содержательность, ведь говорить и писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Только в этом случае рассказ школьника будет интересным, полезным, познавательным не только для него самого, но и для других. Он должен включать в себя знание фактов, наблюдения, обдуманные переживания.
Второе – требование логичности, последовательности, чёткости построения высказывания. Под точностью следует понимать умение говорящего и пишущего выбрать наиболее удачные языковые средства, способные передать те черты, которые свойственны описываемому объекту. Выразительность речи – это умение в яркой, убедительной, сжатой форме передать свои мысли. Ясность речи заключается в её доступности тем людям, к которым она обращена.
Для школы главное значение имеет правильность речи, её соответствие литературной норме.
Основная задача изучения русского языка в школе заключается в развитии речи учащихся. Академик Л.В. Щерба считал, что «правильно составленный словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка». Таким образом, важнейшим аспектом развития речи младших школьников является обогащение их словарного запаса.
Что же представляет собой словарный запас отдельного человека? Каждый говорящий обладает лишь небольшой частью лексики своего национального языка. Она определяет его личный словарный запас. Любое слово становится элементом словарного запаса лишь тогда, когда в сознании человека оно может быть соотнесено с известной реалией или со знакомым понятием.
Актуальность задачи обогащения словаря возникает в периоды, связанные с коренными изменениями в жизни общества, когда происходит смена исторических реалий, и в сознание людей входят новые понятия и новые слова. При этом происходит освобождение языка от штампов и стереотипов, но и резко снижается уровень общей и речевой культуры.
В возрасте 6-7 лет, к моменту поступления в школу, словарный запас ребёнка должен быть в пределах 3000-7000 слов. При переходе в средние классы – 12000 слов.
Следовательно, для обогащения словарного запаса ученика начальных классов работа со словарём должна вестись регулярно и на межпредметном уровне.
Особую значимость приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения. По наблюдениям академика М.Р. Львова, к 4 классу половина новых слов входит в словарь учащихся именно через эти уроки.
Что же следует понимать под словарной работой в настоящее время? Это область методики русского языка, охватывающая усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение антонимов, синонимов, омонимов, паронимов.
Приёмы словарной работы можно разделить на две группы.
К первой относятся приёмы, направленные на запоминание орфографии слова, ко второй – приёмы, предназначенные для осознанного понимания значения и орфографии слова.
Основным приёмом является выяснение этимологического значения слова, то есть лингвистического определения происхождения термина и его родственных отношений к другим словам того же или других языков.
На уроке русского языка можно использовать такой приём.
- Постарайтесь сравнить слова « астра» и «астроном».
- Есть ли сходство? В чём оно заключается? (эти слова похожи по созвучию).
- А есть ли сходство в значении этих слов?
- В русском языке есть такие слова, к которым мы привыкли и даже не подозреваем об их заимствовании из другого языка.
К таким словам можно отнести слово «астра». В XVIII веке французскому ботанику прислали семена неизвестного растения. Их посеяли в ботаническом саду Парижа. Растение зацвело. Появился красный цветок с жёлтой серединкой. Французы из-за схожести с другим растением назвали его Королевой маргариток. Учёные стали работать над выведением новых сортов Королевы маргариток. По прошествии двадцати лет расцвёл мохнатый цветок редкостной красоты. Один из учёных-ботаников, увидев его, как заворожённый прошептал: «Астер», что в переводе с греческого языка означает «звезда». Так цветок получил своё название – «астра».
Астрономом называют человека, занимающегося изучением небесных объектов, звёзд, планет, спутников и т.д. Это слово также заимствовано из греческого языка: «астрон» – «звезда», «номы» – «закон».
- Какое значение имеет слово «астроном»? (Человек, изучающий законы звёзд).
- Какое ещё слово содержит в себе часть -ном? (Агроном).
- Что означает часть -ном? (Закон).
- А первая часть – «агро»? (Агрос – земля).
- Кого называют агрономом? (Специалиста сельского хозяйства, имеющего знания о его различных отраслях).
После проведения словарной работы необходимо дать учащимся задание написать сочинение-миниатюру на тему: «Что я узнал о слове…».
Когда учащиеся уже ознакомлены со сведениями об этимологическом происхождении слов, можно предложить следующие виды работ, направленных на закрепление полученных детьми знаний, умений и навыков. Это могут быть творческое списывание, письменные ответы на вопросы, словарные диктанты с использованием этимологических слов, самодиктанты, составление этимологических кроссвордов и др.
Основная цель словарной работы в начальных классах – расширение словарного запаса школьника. Совершенствование орфографической грамотности учащихся должно происходить в контексте обогащения их словарного запаса.
Пополнение словаря проводится в двух направлениях: парадигматическом и синтагматическом. Первое должно происходить на количественном и качественном уровнях. Количественное обогащение должно идти за счёт узнаваний новых лексем у известных слов, а также с помощью перемещения перехода слов из пассивного в активный запас.
Качественное улучшение словаря должно происходить путём уточнения значений уже знакомых слов, путём замены нелитературных слов их литературными эквивалентами.
Под синтагматическим обогащением словаря учащихся начальных классов следует понимать их обучение сочетаемости слов, умению правильно и точно употреблять слово в речи.
Занятия по развитию речи – это многогранная, каждодневная кропотливая работа, направленная на овладение детьми не только грамматической теорией и орфографической зоркостью, но и овладение умением правильно произносить и употреблять слова, строить словосочетания, предложения, тексты. Следовательно, развитие речи – это и развитие личности младшего школьника.
Список использованных источников
1. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1995.
2. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке. – Избр. работы по русскому языку. – М., 1957.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Важная задача на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизирова...
Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...
Консультация для родителей: "Игры на обогащение словарного запаса младших школьников"
Консультация...
Статья на тему: Пути пополнения словарного запаса младшего школьника
Одной из главных задач работы школьного учителя - логопеда является актуализация словаря младшего школьника. Особенно при коррекции сложной дисграфии, с профилирующей аграмматической дисграфией. Основ...
Обогащение словарного запаса младших школьников.
Обогащение словарного запаса младших школьников....
Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников
в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....
ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...