Статья на тему: Пути пополнения словарного запаса младшего школьника
статья по логопедии

Рыжакова Надежда Александровна

Одной из главных задач работы школьного учителя - логопеда является актуализация словаря младшего школьника. Особенно при коррекции сложной дисграфии, с профилирующей аграмматической дисграфией. Основной целью работы, направленнной на решение этой задачи, является:  совершенствование навыка образования различных частей речи: имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий, используя разные способы словообразования

 Актуальность проблемы в том, что:

1.Аграмматизмы в устной и письменной речи обучающихся проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, поэтому одной из главных задач при устранении аграмматической дисграфии является - развитие функций словоизменения и словообразования.

2. Выраженное у обучающихся этой категории отставание словарного запаса необходимо корректировать в двух направлениях:

  а). Путём накопления новых слов – актуализации словаря.

  б). Развития умения активно пользоваться различными способами   словообразования: суффиксальным, приставочным, приставочно – суффиксальным и сложением.Владеть процессами словоизменения.

Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыжакова Надежда Александровна

                                 учитель – логопед УБОУ школа № 332

                          г. Санкт – Петербург

Пути пополнения словарного запаса младшего школьника.

         Одной из главных задач работы школьного учителя - логопеда является актуализация словаря младшего школьника. Особенно при коррекции сложной дисграфии, с профилирующей аграмматической дисграфией .Основной целью работы, направленнной на решение этой задачи, является:  совершенствование навыка образования различных частей речи: имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий, используя разные способы словообразования

        Актуальность проблемы в том, что: 

1.Аграмматизмы в устной и письменной речи обучающихся проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, поэтому одной из главных задач при устранении аграмматической дисграфии является - развитие функций словоизменения и словообразования.

2. Выраженное у обучающихся этой категории отставание словарного запаса необходимо корректировать в двух направлениях:

  а). Путём накопления новых слов – актуализации словаря.

  б). Развития умения активно пользоваться различными способами   словообразования: суффиксальным, приставочным, приставочно – суффиксальным и сложением.

Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса. Ребёнка учат образовывать новые слова от заданных, ориентироваться в формально – семантических отношениях, группировать слова по общему признаку и тем самым приобщают его к анализу  морфологической структуры слова. Умение пользоваться словообразовательными возможностями языка значительно обогащает речь. Работа над овладением способами словообразования позволяет младшему школьнику более чётко представлять процесс образования новых слов и свободно использовать эти слова в связной речи. Нужно знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогает избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

          Так легко для понимания раскрывает смысл слов в своём стихотворении  “Первородство” детский поэт Семён Михайлович Островский, родившийся в Киеве в 1938 г. и до сих пор сочиняющий стихи для детей:

              К словам привыкаешь день ото дня,
             А они первородного смысла полны…
             И когда я слышу:
           “Извини меня!” –
            Это значит:
           “Исключи меня из вины!”
            У слова есть корни. И есть родня.
            Оно не подкидыш под сирым кустом.
            Когда я слышу:
           “Защити меня!” –
            Это значит:
           “Укрой меня за щитом!”
            Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
            У слова свой норов. Своё нутро.
            И если ты в эту проникнешь суть –
            Слово тебе сотворит добро.
 

      Два раздела русского языка – орфография и словообразование – неразрывно связаны. Чтобы грамотно написать то или иное слово, нужно знать, в какой части слова содержится орфограмма; а чтобы не ошибиться при разборе слова по составу, требуется определить, каким способом оно образовано. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова. Необходимо, как можно раньше начинать формирование словообразовательных возможностей у школьников.

         Наша школа работает по программе «Начальная школа ХХI века» 

под редакцией профессора Н.В. Виноградовой. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Важной отличительной стороной данной программы является ориентирование ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, на овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор обучающихся, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

       Работу по разделу словообразование мы начинаем уже с обучающимися, которые пришли к нам в логопедический пункт из 1 – ых классов, с темы: «Корень слова».

       В содержание программы 2 - ых классов по русскому языку в разделе:

« Состав слова» в части «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) уже заложены такие темы, как: Форма слова. Окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Сложение корней с помощью соединительных гласных о, е.

        В содержании программы 3 – их классов прописаны требования к уровню подготовки учащихся в разделе «Состав слова (морфемика)»: активизировать знания о составе слова; уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по составу; уметь давать толкование лексического значения слова; развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом. Словообразование слов. Ознакомление с приемом различения слов по способу их образования. Ознакомление с разными способами образования слов. Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных Классификация слов по способу образования.

         В 4 – ых классах: Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. Разные способы словообразования различных частей речи.

.

       Ведущее место в структуре современного урока в условиях реализации ФГОС занимает этап целеполагание, которой  без сформированной речи у ребёнка не осуществим.

Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, стать коммуникабельным. Современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями. Формируя регулятивные учебные действия у обучающихся  такие, как целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка,  волевая саморегуляция , формируем правильную речь.

Именно на данном этапе целеполагание возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать – выразить словами.

Сформированное  умение пользоваться словообразовательными возможностями языка значительно обогащает речь, позволяет создавать лексические и семантические неологизмы, в том числе - индивидуально-авторские. Процесс словообразования служит источником речевого богатства. Русский язык обогащается за счёт появления новых слов, выражений и устойчивых сочетаний.

                Словарь русского языка, как известно, обогащается, прежде всего, за счет словообразования. Богатые словообразовательные возможности языка позволяют создавать огромное количество производных слов по готовым моделям. В работе по разделу словообразование часто обращаюсь за помощью и консультацией к словообразовательным словарям. Особенно, неоценима в работе по словообразованию помощь книги

«Словарь морфем русского языка»  авторов А.И. Кузнецовой,

Т. Ф. Ефремовой  . Издательство: М: "Русский язык" (1986)

Сохранность очень хорошая. "Словарь морфем русского   языка", созданный в отечественной лексикографии впервые. В Словаре даны сведения о структуре русского слова. В Словарь включено 5000 морфем (корней, префиксов и суффиксов), представленных соответственно в трех частях - Корневой, Префиксальной и Суффиксальной. Словарь содержит около

52 000 слов. Словарь предназначен для специалистов-филологов, преподавателей русского языка и методистов, а    

  также для читателей, изучающих русский язык как  иностранный.

Словарь морфем русского языка

 

                       



Предварительный просмотр:

Рыжакова Надежда Александровна

                                 учитель – логопед УБОУ школа № 332

                          г. Санкт – Петербург

Пути пополнения словарного запаса младшего школьника.

         Одной из главных задач работы школьного учителя - логопеда является актуализация словаря младшего школьника. Особенно при коррекции сложной дисграфии, с профилирующей аграмматической дисграфией .Основной целью работы, направленнной на решение этой задачи, является:  совершенствование навыка образования различных частей речи: имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий, используя разные способы словообразования

        Актуальность проблемы в том, что: 

1.Аграмматизмы в устной и письменной речи обучающихся проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, поэтому одной из главных задач при устранении аграмматической дисграфии является - развитие функций словоизменения и словообразования.

2. Выраженное у обучающихся этой категории отставание словарного запаса необходимо корректировать в двух направлениях:

  а). Путём накопления новых слов – актуализации словаря.

  б). Развития умения активно пользоваться различными способами   словообразования: суффиксальным, приставочным, приставочно – суффиксальным и сложением.

Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса. Ребёнка учат образовывать новые слова от заданных, ориентироваться в формально – семантических отношениях, группировать слова по общему признаку и тем самым приобщают его к анализу  морфологической структуры слова. Умение пользоваться словообразовательными возможностями языка значительно обогащает речь. Работа над овладением способами словообразования позволяет младшему школьнику более чётко представлять процесс образования новых слов и свободно использовать эти слова в связной речи. Нужно знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогает избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

          Так легко для понимания раскрывает смысл слов в своём стихотворении  “Первородство” детский поэт Семён Михайлович Островский, родившийся в Киеве в 1938 г. и до сих пор сочиняющий стихи для детей:

              К словам привыкаешь день ото дня,
             А они первородного смысла полны…
             И когда я слышу:
           “Извини меня!” –
            Это значит:
           “Исключи меня из вины!”
            У слова есть корни. И есть родня.
            Оно не подкидыш под сирым кустом.
            Когда я слышу:
           “Защити меня!” –
            Это значит:
           “Укрой меня за щитом!”
            Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
            У слова свой норов. Своё нутро.
            И если ты в эту проникнешь суть –
            Слово тебе сотворит добро.
 

      Два раздела русского языка – орфография и словообразование – неразрывно связаны. Чтобы грамотно написать то или иное слово, нужно знать, в какой части слова содержится орфограмма; а чтобы не ошибиться при разборе слова по составу, требуется определить, каким способом оно образовано. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова. Необходимо, как можно раньше начинать формирование словообразовательных возможностей у школьников.

         Наша школа работает по программе «Начальная школа ХХI века» 

под редакцией профессора Н.В. Виноградовой. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Важной отличительной стороной данной программы является ориентирование ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, на овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор обучающихся, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

       Работу по разделу словообразование мы начинаем уже с обучающимися, которые пришли к нам в логопедический пункт из 1 – ых классов, с темы: «Корень слова».

       В содержание программы 2 - ых классов по русскому языку в разделе:

« Состав слова» в части «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) уже заложены такие темы, как: Форма слова. Окончание. Корень слова. Однокоренные слова. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Сложение корней с помощью соединительных гласных о, е.

        В содержании программы 3 – их классов прописаны требования к уровню подготовки учащихся в разделе «Состав слова (морфемика)»: активизировать знания о составе слова; уметь пользоваться алгоритмом полного разбора слова по составу; уметь давать толкование лексического значения слова; развитие представлений о взаимосвязи между лексическим значением слова и его морфемным составом. Словообразование слов. Ознакомление с приемом различения слов по способу их образования. Ознакомление с разными способами образования слов. Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных Классификация слов по способу образования.

         В 4 – ых классах: Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. Разные способы словообразования различных частей речи.

.

       Ведущее место в структуре современного урока в условиях реализации ФГОС занимает этап целеполагание, которой  без сформированной речи у ребёнка не осуществим.

Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, стать коммуникабельным. Современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями. Формируя регулятивные учебные действия у обучающихся  такие, как целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка,  волевая саморегуляция , формируем правильную речь.

Именно на данном этапе целеполагание возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать – выразить словами.

Сформированное  умение пользоваться словообразовательными возможностями языка значительно обогащает речь, позволяет создавать лексические и семантические неологизмы, в том числе - индивидуально-авторские. Процесс словообразования служит источником речевого богатства. Русский язык обогащается за счёт появления новых слов, выражений и устойчивых сочетаний.

                Словарь русского языка, как известно, обогащается, прежде всего, за счет словообразования. Богатые словообразовательные возможности языка позволяют создавать огромное количество производных слов по готовым моделям. В работе по разделу словообразование часто обращаюсь за помощью и консультацией к словообразовательным словарям. Особенно, неоценима в работе по словообразованию помощь книги

«Словарь морфем русского языка»  авторов А.И. Кузнецовой,

Т. Ф. Ефремовой  . Издательство: М: "Русский язык" (1986)

Сохранность очень хорошая. "Словарь морфем русского   языка", созданный в отечественной лексикографии впервые. В Словаре даны сведения о структуре русского слова. В Словарь включено 5000 морфем (корней, префиксов и суффиксов), представленных соответственно в трех частях - Корневой, Префиксальной и Суффиксальной. Словарь содержит около

52 000 слов. Словарь предназначен для специалистов-филологов, преподавателей русского языка и методистов, а    

  также для читателей, изучающих русский язык как  иностранный.

Словарь морфем русского языка

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Важная задача  на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизирова...

Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...

Пути обогащения словарного запаса младших школьников

В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...

Обогащение словарного запаса младших школьников.

Обогащение словарного запаса младших школьников....

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников

в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....