Обогащение словарного запаса младших школьников.
статья

Александровская Екатерина Викторовна

Обогащение словарного запаса младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarnogo_zapasa_mladshih_shkolnikov.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обогащение словарного запаса младших школьников»

Русский язык является одним из богатейших языков мира. Особенно это следует учитывать при обучении русскому языку тех, для кого он является родным. Задача учителя – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, – при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями.

Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся.

Словарная система русского языка отличается от грамматической и фонетической систем множественностью своих единиц, а также постоянной их изменчивостью. Чем богаче словарный запас ученика, тем богаче и убедительнее его речь, то есть тем лучше язык будет обслуживать коммуникацию ученика, а в дальнейшем будет лучше происходить понимание учащимися произведений различных функциональных стилей.

Поэтому в процессе обогащения словарного запаса младшего школьника возникают задачи по созданию лексического минимума общеупотребляемых слов. Однако в процессе решения данной задачи могут возникать различные трудности, так как словарный запас детей, поступающих в школу, не подвергается изучению. Также трудности могут быть в том, что существует большая разница в словарном запасе детей одного и того же возраста в зависимости от социокультурной среды, в которой обитает ученик вне школы. В речи младших школьником во множестве присутствуют слова просторечного диалектного характера.

Так как существует необходимость в отборе слов с целью создания лексического минимума, то в связи с этим некоторые ученые советуют брать за основу грамматико-орфографические трудности слов, другие – смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся.

Для обогащения словарного запаса младших школьников существуют основные требования с работой над новыми словами, а также специальные приемы семантизации незнакомых детям слов и словарно-семантических упражнений.

В работе по обогащению словарного запаса младшего школьника принципы методики обогащения словарного следующего характера:

1. Слова и реалии (предмет или схематическое изображение данного предмета) соотносятся при толковании лексического значения.

2. Новое слово рассматривается в синонимических и антонимических связях, а также в его родовидовых отношениях с родственными словами.

3. Происходит показ нового слова в окружении с другими словами.

Это делается для того, чтобы выявить сочетаемость нового слова с другими словами.

4. Новое слово показывают в употреблении с определенными стилями.

5. Проводят включение нового слова в контекст словосочетаний, а также в рамках связного текста.

Данные принципы необходимы для семантизации и актуализации нового слова, причем для семантизации необходимы первый и второй принципы, а для актуализации – четвертый и пятый принципы. Третий принцип служит как для актуализации, так и для семантизации.

Для толкования лексического значения нового слова существует несколько способов. В первую очередь это логическое определение понятия, во-вторых - сопоставление нового слова с ранее известным (использование синонимов и антонимов). В третьих – использование наглядности и контекста.

При использовании контекста получают самое общее представление о новом изучаемом слове – то есть знание о том, к какому классу предметов, процессов, явлений, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данным новым словом. При использовании наглядности при объяснении нового слова также ограничен смысл слова. Это происходит потому что при помощи наглядности можно рассмотреть лишь конкретные предметы и явления и только в незначительной степени процессы и качества. При помощи наглядности никак нельзя объяснить оттенки значения слова, а также нельзя объяснить его употребление. Наилучшим способом объяснения нового слова является сопоставление нового слова с ранее известным, которое уже имеется в словарном запасе младшего школьника и которое ему хорошо знакомо. Для этого наиболее хорошим вариантом является использование синонимов и антонимов.

Выбор способа сематинтизации слова зависит от различных факторов, так, например, если новое слово вводится в активный словарный запас школьник, то способ приемлем один, а в том случае, когда слово вводится в пассивный словарь – способ может быть другим. Также вывод способа зависит от типа лексического значения самого вводимого слова. Те слова, которые вводятся в активный словарный запас школьника, требуют подробного объяснения их смысла, а также раскрытия их лексической сочетаемости и сферы стилистического употребления данного слова. Поэтому в каждом конкретном случает за объяснением нового слова необходимо показать типы слов, с которыми рассматриваемые слова выступают в семантическую связь. В противном случает отсутствие такой работы может стать одной из причин лексических ошибок.

После усвоения детьми лексического значения слова, проводится большая работа по его запоминанию, грамотному употреблению в речи. Для этого специально разрабатывается система упражнений, используется набор опорных карточек – табличек, с которыми мы работаем и на уроках литературного чтения, и на уроках по изучению основ светской этики, и на различных этапах уроков русского языка. Например, на минутке чистописания при отработке наклона или правильного соединения букв и т.п., при закреплении или повторении каких-либо тем.

Рассмотрим для примера слова, характеризующие состояние радости: «Бодрое, великолепное, весёлое, восторженное, восхитительное, довольное, жизнерадостное, жизнеутверждающее, забавное, задорное, замечательное, игривое, лёгкое, ликующее, лукавое, лучезарное, лучистое, насмешливое, оживлённое, озорное, оптимистичное, победное, праздничное, прекрасное, прелестное, приподнятое, приятное, радостное, счастливое, торжественное, торжествующее, хорошее, чудесное, чудное, шаловливое, шутливое.»

Для работы можно предлагать весь список слов или только его часть по усмотрению учителя. К этому набору слов можно составить огромное множество заданий по различным разделам русского языка:

1. Орфография:

-Выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением,

укажите проверочное слово.

-Выпишите слова с непроизносимыми согласными, объясните их

написание.

-Выпишите слова с «опасными» сочетаниями (жи, ча, чу)

-Сгруппируйте слова по орфограммам.

-Продолжите ряд слов:

Жизнерадостное, прекрасное, праздничное, …

Жизнеутверждающее, лучезарное

2. Морфемика:

-Выпишите двусложные слова, разберите их по составу.

-Выпишите группы однокоренных слов.

-Образуйте от данных слов родственные имена существительные (или

глаголы, или наречия) и т. д.

3. Фонетика и графика:

-Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.

-Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

-Двумя чертами подчеркните буквы, являющиеся «мягкими

командирами» (по Эльконину Д.Б.).

-Подчеркните буквы, произношение которых расходится с написанием

и т.п.

4. Лексика:

-Объясните значение слова:

а) самостоятельное толкование, б) с помощью толкового словаря, в) с

помощью этимологического словаря.

-Из предложенного списка слов выберите слова близкие по значению

(синонимы).

-Подберите антонимы.

-Напишите мини-сочинение по данному началу, опишите чувства и

состояние героев, используя данные слова:

Безусловно, такая работа доставляет удовольствие и детям, и учителю, поскольку у детей появляется возможность для творчества, самовыражения. Таким образом, нам удаётся расширить активный словарный запас,  сформировать орфографическую грамотность, способствовать развитию устной и письменной монологической речи учащихся.

Такая работа обогащает не только словарный запас младших школьников, она будит их мысль, воображение, побуждает к творчеству, к активному усвоению знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей"

В данном проекте отражены основные моменты использования словарей на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе...

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Важная задача  на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизирова...

Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка

Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...

Пути обогащения словарного запаса младших школьников

В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...

Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников

в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....