Педагогический проект "Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей"
проект по русскому языку (1 класс) на тему

Краснова Мария Иосифовна

В данном проекте отражены основные моменты использования словарей на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_leksicheskogo_zapasa.docx85.38 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                               Школа № 123

                 

                         

                             

                       Педагогический проект на тему

«Обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей»

                                                             

                                                               Автор проекта:

                                                       учитель начальных классов

                                                 МОУ Школы № 123 г.о Самара

                                                     Краснова Мария Иосифовна

                                      Самара, 2011г.

                                       

          Содержание

  1. Актуальность темы

  1. Постановка проблемы

  1. Объект и предмет исследования

  1. Цель и задачи

  1. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта

        - значение лексики в курсе русского языка начальной школы

        - основные направления словарной работы в начальной школе

        - развитие умения пользоваться лингвистическими словарями

        - лингвистические словари: методы и приемы работы

        - работа со словарями в УМК «Перспективная начальная школа»

  1. Рабочий план реализации проекта

  1. Предполагаемые результаты

  1.  Механизм оценки результатов

  1. Дальнейшее развитие проекта

  1.  Список литературы

  1.  Приложения

   

                               1.Актуальность темы

Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной. Правильная устная и письменная речь – показатель общей культуры и гражданской позиции человека (ФГОС НОО).

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками (Примерная программа по русскому языку).

Вопрос по обогащению словарного запаса  детей всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И.Буслаев рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И.Срезневский советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К.Д.Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение лексического запаса ребенка как один из показателей общего развития его личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным, - это способ введения в культуру, условие саморазвития, способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

Поступая в школу, дети владеют разговорно-бытовой речью, но их словарь зачастую беден, недостаточен для того, чтобы выражать все представления и понятия, которые они получают в процессе школьного обучения. Усвоение огромного лексического запаса не может происходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря школьников. Также необходимо учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи.

Большое значение в системе обогащения лексического запаса младших школьников на уроках русского языка имеет работа над словом, его значением, употреблением. Особый интерес, с этой точки зрения, представляет работа с лингвистическими словарями. По мнению известного ученого-методиста А.В.Текучева, « словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».

Между тем, работа со словарями в школе проводится, как правило, эпизодически, от случая к случаю. Даже обращаясь к словарям, учащиеся не всегда учитывают в должной мере все сведения о слове, которые можно найти в словарной статье. Не зная значения, функции слова в речи, учащийся не сможет точно использовать его в своей речи. Признавая значимость лингвистических словарей для обогащения лексического запаса учащихся начальных классов, мы должны стремиться к тому, чтобы сделать словари постоянными спутниками ученика в его работе на уроках русского языка и чтения, добиться того, чтобы пользование словарем стало потребностью для ученика.

                                          2. Проблема

В процессе преподавания русского языка в начальных классах возникает противоречие между необходимостью обогащения лексического запаса учащихся с помощью лингвистических словарей и недостаточной методической базой их применения к начальному этапу обучения. На основании выявленного и сформулированного противоречия определяется проблема: выявление методической системы пополнения словарного запаса младших школьников с использованием лингвистических словарей, способствующей всестороннему развитию и обогащению речи учащихся начальных классов.

                         3. Объект и предмет исследования

Объект исследования – учебный процесс, связанный с обогащением лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей на уроках русского языка.

Предмет исследования – методические приемы по обогащению лексического запаса учащихся младших классов с опорой на лингвистические словари.

                                        4. Цель и задачи

Цель: выявить эффективные способы работы по обогащению лексического запаса на основе использования лингвистических словарей в начальных классах.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:

  • изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
  • охарактеризовать многообразие лингвистических словарей русского языка, особенности и методику работы с ними в начальной школе;
  • выявить наиболее эффективные формы, приемы, методы работы со словарями в начальных классах.

  1. Стратегия, методы и механизм реализации проекта

     Значение лексики в курсе русского языка начальной школы

Лексика – это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения – слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий [1,24].

В лексикологии слова изучаются с точки зрения:

  1. их смыслового значения;
  2. места в общей системе лексики;
  3. происхождения;
  4. употребляемости;
  5. сферы применения в процессе общения;
  6. их экспрессивно-стилистического характера.

Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).

Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.

Современный русский язык обладает огромным словарным запасом. В  «Словаре русского языка» С.И.Ожегова содержится 57тыс. слов; в «Словаре современного русского языка» - около 130тыс.слов. Это общеупотребительная лексика; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторических фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ.

Нельзя забывать и того, что большая часть слов обладает многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведены 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связных значениях.

Основные направления словарной работы в начальной школе

Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные направления:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.

2. Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя: — наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; - усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологичеких единицах;  

        - усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;

- усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны Отдельным синонимам в синонимической группе.

3.Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.).

Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари.

Обогащение словаря. Наилучший толкователь значений слова — контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость.

В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.

В методике русского языка известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом. Рассмотрим основные из них, расположив по степени их развивающего потенциала:

1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик, леденец, односельчане?» Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

2. Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый

3. Объяснение значения через контекст. Прочтение отрывка «высвечивает» значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность.

4. Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.

5. Выяснение значения нового слова, но справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока.

7. Способ подбора синонимов является одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят — ухаживают, окружают заботой, нарекся — назвался, витязь — воин. Но при использовании этого приема возникает довольно часто ошибка: разбирая значение слов (хорош и прекрасен), дети в обоих случаях заменяют их нейтральным (красивый), начисто стирая выразительность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, т.к. уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.

8. Прием подбора антонимической пары: старт — финиш, хорошо — плохо.

9. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

10. Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков: крейсер — военный корабль.

Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания (Солнышко спать пошло). Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты «Азбуки» ("Букваря"). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значения. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения;

на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях:

Идут часы — идут дети — идёт строительство.

3. Подобрать близкие по смыслу слова  (синонимы) к каждому значению данных слов: сырой картофель — ... сырая земля — ...

4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: сырой песок — ... сырой картофель — ...

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса.

Теоретический материал по многозначности и омонимам в начальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.

   Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями

В методических комментариях к своему «Словарику синонимов и антонимов» М.Р. Львов отметил: «Если учитель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать и другие словари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать постоянным, ежеурочным. За последние 3-4 десятилетия учебная лексикография получила значительное развитие и внедрение в школьную практику».

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей должна превратиться в необходимость. Такая позиция определена «Требованиями к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу» Примерной программы по русскому языку, которые ставят задачу научить младших школьников «сравнивать, различать словари, справочники», а также пользоваться ими. С учетом этой задачи все авторские программы в числе обязательных умений и навыков по русскому языку указывают работу со словарями, а в справочные аппараты учебников включают самые разные типы вспомогательных словариков. В большинстве учебников предлагаются упражнения, в которых есть задания для работы со словарями.

Все это предполагает методическую подготовку учителя к развитию у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями. Прежде всего для этой системы необходимо определить перечень умений, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.

I. Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.

2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.

3. Определять единицу описания по названию словаря.

4. Работать с алфавитным словоуказателем.

5. Составлять и запоминать план структуры словаря.

6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.

7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.

8. Использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск.

II. Умения более сложного характера, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Использовать при работе со словарями разные виды избирательного чтения.

2. Знать структурные элементы словаря.

3. Знать различные типы словарей.

4. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия.

5. Пользоваться планами обобщенного характера в работе с разными словарями, в соответствии с ними готовить рассказ о словаре.

6. Овладеть умением работать с орфографическим словарем при организации самоконтроля и взаимопроверки творческой работы по развитию речи (изложения, сочинения).

7. Уметь работать с несколькими словарями в связи с редактированием текстов творческих работ по развитию речи (изложений, сочинений).

III. Овладение умениями, обладающими свойствами широкого переноса:

1. Самостоятельно составить представление о структуре словаря.

2. Самостоятельно составить представление о каждом структурном элементе словаря.

3. Самостоятельно составить представление о структуре словарной статьи.

4. Самостоятельно составить представление об особенностях нового словаря.

5. Самостоятельно составить план обобщенного характера (алгоритмическое предписание) для использования вновь вводимых в учебный процесс лингвистических словарей.

6. Переносить умения пользоваться словарями русского языка на самостоятельную работу с энциклопедическими словарями по другим предметам.

7. Применять умение пользоваться словарями в работе по самообразованию.

Над первыми двумя группами умений работаем в начальной школе, а третья группа — перспективная, этими умениями должен владеть учитель начальных классов, дети овладеют ими в средней школе.

Эффективным средством в организации работы по развитию обобщенных учебных умений, к которым относится и умение пользоваться словарями, являются обобщенные планы деятельности. Они, как подтверждают исследования, позволяют учителю осуществлять самоконтроль за полнотой и логикой изложения соответствующего учебного материала и более объективный, целенаправленный контроль за усвоением знаний учащихся [4,  39].

Такими планами в ходе развития умения пользоваться словарями являются следующие:

Что надо знать о словаре

1. Название словаря.

2. Автор, редактор словаря.

3. Издательство и год издания.

4. К какому типу относится словарь.

5. Каково назначение словаря (единица описания).

6. Расположение слов в словаре: алфавитное, гнездовое или тематическое.

7.Структура словаря:

а) особенности вступительной статьи;

б) приложения;

в) особенности справочного аппарата.

8. Объем словника.

9. Как знакомиться с неизвестным или новым словарем (справочником).

Что надо знать о словарях для начальной школы

1. Типы словарей.

2. Словари объяснительные (пояснительные) или словари-репертуары (словари-указатели).

3. Назначение и особенности универсальных словарей.

4. Назначение и особенности вспомогательных словарей.

5. Назначение и особенности лексикографических пособий для начальной школы.

Что надо знать о словоуказателе словаря

I. Назначение указателя.

II. Устройство указателя.

1. Представление заголовочных слов после основного корпуса словаря:

а) алфавитное;

б) предметное (тематическое). 2. Представление слов, вошедших в словарные статьи:

а) алфавитное;

б) предметное (тематическое). 3. Фиксация определенных лексико-семантических групп слов.

III. Словоуказатель перед разделом.

IV. Словоуказатель на развороте страниц.

Что надо знать о словарной статье словаря (лексикографического пособия)

1. Заголовок словарной статьи:

а) слово или его часть;

б) цепочки слов;

в) фразарий.

2. Главная часть словарной статьи.

3. Дополнительные сведения словарной статьи:

а) грамматическая характеристика;

б) грамматические формы;

в) произносительная норма;

г) этимология.

4. Иллюстрации употребления в речи заголовочной единицы (единицы описания):

а) цитаты из литературных источников;

б) авторские речения.

5. Структура словарной статьи.

6. Особенности словарной статьи.

Что надо знать об особенном языке словаря (лексикографического пособия)

1. Какие способы толкования (объяснения) приняты в словаре (лексикографическом пособии).

2. Грамматические и стилистические пометы.

3. Условные обозначения и сокращения.

4. Знаки и символы.

5. Способы обозначения многозначных слов.

6. Способы обозначения омонимов.

7. Способы обозначения фразеологизмов.

8. Преемственность и перспективность в освоении метаязыка словарей (лексикографических пособий) определенных типов.

Умения работать с текстом словарной статьи конкретного словаря или справочника являются сложными по составу, включают целый ряд умений, связанных с различными сторонами усвоения знаний о единице описания, которую представляет заголовочное слово того или иного словаря. системе обучения необходимо предусмотреть овладение содержательной и процессуальной сторонами каждого из действий, осознание их места и значения в системе действии по умению пользоваться словарями. Решению этой задачи служит специальный подбор упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно определить учебную задачу, т.е. выделить умение (действие), над которым предстоит поработать. Учебники предлагают такие упражнения, и задача учителя - использовать их для работы на уроках.

Лингвистические словари: методы и приемы работы

Какие лингвистические словари необходимы учащимся начальных классов? Хорошие и разные. Два словаря для современной начальной школы, конечно, мало. Кроме орфографического и толкового, нужны словари и орфоэпический, и этимологический, и иностранных слов, и словообразовательный, и синонимов, и антонимов. Можно назвать ещё ряд лингвистических словарей. Таких же как у взрослых, только для детей. Значит, ещё лучше!

В школьных программах формулируется требование обучать учеников умению пользоваться словарями. Пользование словарями без обучения специальному умению не дает желаемых результатов. В то же время учитель, не включающий словари в процесс обучения русскому языку, уже сейчас оказывается во вчерашнем дне методики, так как за последние 10 - 12 лет создана школьная лексикография, практически так или иначе обеспечивающая все разделы курса «русский язык»; создаются учебники и совершенствуется методика с учетом возможности использования этой справочной литературы, в методике происходит движение в сторону обучения школьников умениям и навыкам самостоятельной работы и подготовки их к самообразованию.

С другой стороны, разумеется, нельзя не высказать беспокойства по поводу того, что вышедшие в свет школьные словари не удовлетворяют полностью потребность в них, так как школьным словарем должен быть обеспечен каждый школьник.

Однако, несмотря на объективные трудности, работу со словарями нужно начинать, при этом можно добиться в ней значительных успехов. Но для того, чтобы имеющиеся в распоряжении учителя и учеников словари стали «работать», нужен переворот в сознании прежде всего учителя. В чем учителю необходимо пересмотреть свои установки?

Во-первых, умение работать со справочной лингвистической литературой имеет свою структуру, в соответствии с которой строится методика работы со словарями.

Все задания по работе со словарями на первом и частично на втором годах обучения подчиняются одной цели: заложить умение работать со словарями структурно и отработать его элементы. Учителю, как правило, не хочется «тратить» на это драгоценное время урока. Опыт же показывает, что после 3 - 4 уроков происходит перелом и в сознании учителя, и в сознании ученика: ученики перестают бояться словаря и пытаются уже всеми силами завладеть им на уроке, а учитель понимает, что такая работа - не пустая трата времени и «уход от языка», а именно углубленная работа над языком.

Во-вторых, чтобы добиться успехов в обучении, словесникам придется перестраивать и свои представления о том, как должны читать их ученики.

Словари же относятся информатикой к документам. Язык документов не является языком естественным, язык их особый - информационный, формализованный, кодированный, предопределяющий и технику чтения, а именно использование различных видов чтения.

Просмотровое чтение, которое предусматривает умение быстро просмотреть книгу; статью и т. п. с тем, чтобы получить самое общее представление о ее содержании. Сканирование – быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, даты, фамилии, формулировок и т. п.

В - третьих, необходима, наконец, ломка традиционных представлений о том, что на уроке русского языка нужно как можно больше писать. Речь человека имеет четыре ипостаси: слушание и говорение (устные формы), чтение и письмо (письменные формы). Вряд ли нужно специально убеждать учителя в важности для человека быть чутким слушателем, умеющим понимать чужую речь, искусным оратором или пропагандистом, тактичным собеседником, проповедником своих убеждений и т. п. Тем не менее, на уроках родного языка эти виды речевой деятельности явно ущемляются, как и чтение, о чем речь уже шла.

Работа с орфографическим словарем

Одной из основных задач, поставленных перед школой, является развитие умения самостоятельно работать. Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе традиционно решаются главным образом в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых “словарных”слов, т.е. слов с непроверяемым написанием. Но для успешного формирования навыков грамотного письма этого оказывается недостаточно. Нужна целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой.

Эту работу можно начать с обучения правилам пользования “Орфографическим словарем”. Было бы глубоким заблуждением отодвигать решение этой сложной и многогранной задачи на более поздний период обучения младших школьников. Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых он не знает, даже известное правило применить не всегда может. Какой путь в этом случае он выбирает? А путь такой: пишет, как слышит. Или: спросит у взрослых, товарищей. Или: выберет из двух-трех известных слов самое простое, использованное ранее, чем сознательно обедняет свою речь.

Ни один из этих путей не ведет к повышению грамотности. Поэтому учиться работать со словарем – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас.

Формирование прочного навыка работы со словарем начинают с первых шагов ученика в школе, т.е. с уроков обучения грамоте. Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе букв, постоянно заполняют первый ряд кассы и повторяют буквы на каждом уроке. На это уходит 20-30 мин. с урока. Заучивание алфавита проводится как одна из физкультминуток, в игровой форме. Например, называя буквы, дети хлопают в ладоши. Это заставляет проговаривать буквы ритмично, не отставая от товарищей. Проводится также игра с мячом “Быстро назови следующую букву”. Или такая игра: повернувшись спиной к алфавиту, дети повторяют буквы и т.д.

Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита. Для этого используются такие игры-задания: “Построй своих одноклассников по алфавиту”, “Расставь книги известных писателей на полочке так, чтобы их быстро можно было найти”, “Ты работаешь в регистратуре больницы. Наведи порядок на стеллажах с карточками больных”, “Ты авиадиспетчер. Запиши названия городов, в которые летят самолеты, по алфавиту”. И т.д. На этом этапе учащиеся выполняют задания от 5 до 10слов. Затем работа усложняется. Проводится непосредственное знакомство учащихся с некоторыми существующими словарями. Первое –визуальное: учащиеся видят, что словари бывают большие, узнают, что в них содержится много слов, что без знания алфавита слово быстро не найдешь. Работа с “Орфографическим словарем”, составленным П.А. Грушниковым, предлагают самые простейшие задания: найдите свое имя в списке имен в приложении к “Словарю”. Прочитайте слова на букву а, правильно соблюдая ударение (1– 2 столбика).

Из данного столбика слов (столбик слов записан на доске) выпишите известные вам слова, устно составьте с ними несколько предложений (попутно выясняя значение слов).

Выпишите несколько слов на заданную букву.

Разыщите спрятавшееся слово.

Посчитайте, сколько страниц занимают слова на букву п и ф. Как вы думаете, почему такая разница?

Пользуясь “Словарем”, решите ребусы. Подберите слово с нужным количеством букв (рис. 1, 2).

На третьем этаже работы учащимся предлагается использовать “Словарь” при выполнении различных видов самостоятельных работ. Вопросы и задания бывают следующие:

- Найдите нужное слово, вставьте его в предложение.

Составьте предложение по картинке, о написании трудных слов справляйтесь в “Словаре”.

http://festival.1september.ru/articles/412594/img1.gif

Пользуйтесь “Словарем”, когда пишите изложение, сочинение.

Таким образом, работа с “Орфографическим словарем” не только преследует грамматические цели, но и направлена на ознакомление с лексическим значением новых слов или тех, значение которых дети понимают неправильно.

      Работа с орфоэпическим словарем

Интенсивный процесс усвоения норм языка происходит преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи.
В начальных классах, как правило, уделяется особое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, однако, очень мало отводится времени нормам литературного произношения –
орфоэпии русского языка.
Формирование и развитие у детей правил устной речи является содержанием произносительной работы в начальной школе, которая определяется орфоэпическим минимумом, обязательным для усвоения младшими школьниками. Такой минимум включает правила литературного произношения и ударения слов и грамматических форм современного русского языка.
Анализ частотного словаря русского языка, орфоэпического минимума, разработанного А.А.Бондаренко и  М.Л.Каленчук, наблюдений за речью младших школьников позволил составить
произносительный минимум, который включает несколько разделов.

1. Общеупотребительные слова с трудным ударением.

алфавит
библиот
ека
водопров
од
г
усеница
децим
етр
диал
ог
догов
ор
докум
ент
звон
ить
катал
ог
кварт
ал
килом
етр

компас
крас
ивее
мусоропров
од
простын
я
св
ёкла
сл
учай
ст
атуя
стол
яр
ср
едства
хоз
яева
цеп
очка
щав
ель

2. Заимствованные слова.

произносится твёрдо

антенна
бу
терброд
компью
тер
сви
тер
ти
ре
термос
шо
ссе

произносится мягко

музей
паш
тет
рельс
фа
нера
ши
нель

3. Слова с трудным звукосочетанием.

асфальт
ба
лерина
бул
ьон
ве
лосипед
дире
ктор
же
нщина

йод
комба
йн
коне
чно
ко
ридор
му
жчина
помо
щник

радио
район
скворечник
скучно
трамвай
чт
о

4. Имена существительные с неподвижным ударением.

на основе (во всех формах)

кран – кранов
т
орт – тортов
фл
аг – флагов
б
ант – бантов

стержень – стержней
шоф
ёр – шофёров
т
уфля – туфель
ш
арф – шарфом

– на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа)

плод – плода
бинт – бинт
а
блин – блин
а
герб – герб
а

гриб – гриба
пруд – пруда
серп – серпа
столяр – столяра

5. Имена существительные с подвижным ударением.

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе

директор – директора
д
октор – доктора 
сл
есарь – слесаря

шкаф – шкафы
суп – супы

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа

гусь – гусей
л
ось – лосей
в
олк – волков

вор – воров
к
орень – корней
н
овость – новостей

– ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения

голова – голову,
г
оловы – голов – головам – головами– о головах;

доска – доску,
д
оски – досок – доскам – досками– о досках;

стена – стену,
ст
ены – стен – стенам – стенами– о стенах;

щека – щёку,
щ
ёки – щёк – щекам – щеками – о щеках

6. Форма родительного падежа множественного числа.

валенок
чулок
сапог
ботинок
яблок
дел
мест
пятен
блюдец

полотенец
помидоров
килограммов
мандаринов
апельсинов
шалашей
фонарей
носков

Составленный орфоэпический минимум усваивается в течение длительного времени и складывается в определённую систему произносительных навыков под влиянием двух взаимодействующих факторов:

– речевая среда, в которой ребёнок находится в учебной ситуации и вне школы;
– специально организованное овладение нормами культуры речи.

Конечно, в младшем школьном возрасте, когда в процессе обучения огромное значение имеет пример, показ, слушая правильное произношение, ребёнок невольно подражает ему, достаточно влияния одного фактора речевой среды. Однако необходимость специально организованной работы над формированием навыков литературного произношения вызвана тем, что многие учащиеся находятся в неблагополучной речевой среде, окружены стихией бытовой речи.

Работа по овладению нормами культуры произношения предполагает наличие системы упражнений по орфоэпии и акцентологии, основанной на развитии и совершенствовании речевого слуха детей, и спланирована в два этапа.
Первый этап связан с работой по развитию речевого аппарата учащихся в 1 классе, так как обучение нормам произношения невозможно без хорошо развитого артикуляционного аппарата. На уроках используются различные чистоговорки, дикционные и интонационные упражнения, скороговорки, логопедические стихи, артикуляционная гимнастика.
Второй этап работы начинается вместе с изучением темы “Имя существительное”. Часть слов из составленного орфоэпического минимума (1,2,3разделы) усваивается детьми на уровне лексики, школьники запоминают слова с присущим им, персонально закреплённым ударением и произношением. Вторая половина слов изучается с грамматическими формами имени существительного: числа, падежа, склонения. Здесь широко используются: наглядность, в том числе и звуковая, разучивание стихов и рифмовок с интересующими нас словами, разгадывание ребусов, кроссвордов, нахождение ошибок в средствах массовой информации.

Проблема обучения младших школьников нормам произношения нуждается в дальнейшей разработке. Необходимо продумать, например, такие вопросы:

– корректировка лексико-орфоэпического минимума,
– оптимальная взаимосвязь орфоэпии и дикции в процессе формирования культуры речи,
– введение в действующую программу по русскому языку для начальной школы раздела “Орфоэпия” и разработка соответствующего дидактического подкрепления,
– решение вопроса преемственности в обучении культуре произношения в старших классах.

Работа с этимологическим словарем

В области обучения русскому языку перед учителями начальных классов стоят две задачи в их единстве: развитие орфографического навыка и развитие устной и письменной речи, то есть развитие умения толково излагать мысли. Одной из причин недостаточной грамотности младших школьников является разрыв между орфографическими занятиями и культурой речи детей. При обучении орфографии, обязательно нужно использовать активные методы работы ,которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность ребенка.

Одним из средств решения этих задач является использование этимологического анализа слов на уроках. Этимология–раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить и об отношении человека к его Родине, писал К. Г. Паустовский. С первых школьных дней необходимо приучать рассуждать, почему то или иное слово так называется, пишется, произносится; каких“родственников” имеет данное слово в прошлом и настоящем нашего языка.

Рациональной организации на уроке этимологического анализа слов посвящён целый ряд методических разработок. В помощь учителю созданы ценные пособия по этимологии: Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская «Краткий этимологический словарь русского языка», «Словарь иностранных слов», под редакцией И.В. Лёхина и профессора Ф.Н. Петрова, З.С. Патралова, Т.А. Бочкарёва, Н.В. Павлова «Краткий этимолого-орфографический словарь», В.П. Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах», О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Словарные слова 1 – 4» и другие.

 «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго будет мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их налету. Необходимо, чтобы предмет или рисунок с его изображением непосредственно стоял перед глазами ученика и сильно врезался в его память» (К.Д. Ушинский).

Такой способ семантизации «от предмета, его изображения – к слову» соответствует детской возрастной психологии. Поэтому, именно «Школьный этимолого-орфографический словарь русского языка с иллюстрациями» особенно необходим на начальном этапе обучения.

Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы прежде всего в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения. За четыре года обучения школьник младшего возраста должен усвоить правописание от 190 до 250 слов: с непроверяемыми безударными гласными (ворона, береза); с удвоенными согласными (аккуратный, хоккей); сложные слова с соединительной гласной (самолет, путешествие);слова с непроизносимыми согласными (лестница, здравствуй) и т. д.

Большая часть этих слов имеет беспроверочные, с точки зрения современного русского языка, орфограммы. Традиционные формы работы по усвоению такого типа слов (списывание с пропуском орфограмм, запись слов по слуху и др.)оказываются не всегда эффективными. К тому же, преобладание контролирующих видов работ над тренировочно–обучающими приводит к большому количеству ошибок. Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся начальных классов привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка.

АЛЬБОМ – книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.

Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. – альбум – “белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению”, альбус – “белый”.

Альбом – альбус = “белый”.

И с тех пор порядок в доме,
А грибы растут в альбоме.

/Э. Успенский./

АЛЛЕЯ – дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, дорожка в парке или саду.

Это слово заимствовано в XVIII веке из польского языка; восходит из французского алле – “проход, дорога”, аллер – “идти”.

Аллея – алле, аллер = “проход, идти”.

До утра в аллеях парка
Будет весело и ярко,
Будет музыка греметь,
Будет публика шуметь.

/С. Михалков./

АГРОНОМ – специалист в области сельского хозяйства.

Заимствовано из французского языка в начале XIXвека; восходит к греческому агро – “поле, пашня”и номос – “закон”, буквально “полезаконник”,человек, эти законы знающий,

Агроном – агро, номос = "знающий поле, землю”

Выходил на поля агроном,
Говорил, что поля все покрыты зерном.

АВТОМОБИЛЬ – самодвижущееся транспортное средство с двигателем для перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям.

Заимствовано из французского языка в ХХ веке, образовано сложением греч. авто – “сам” и лат.мобиль – “подвижный”.

Автомобиль – авто + мобиль = “самоход”.

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.

/Загадка./

БАГАЖ – вещи, кладь, перевозимая отдельно от ее хозяина–пассажира.

Это слово восходит из древнескандинавского языка – багги – “узел” франц. – баг – “пакет”, багаже – “тюки, дорожные вещи”.

Багаж – баг = “пакет”.

Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку…

/С. Маршак./

                           Работа с толковым словарем

Толковый словарь – это один из источников обогащения словаря, поэтому необходимо научить учащихся начальной школы им пользоваться, привить младшим школьникам потребность при встрече с новым словом не отмахнуться от него, а самостоятельно узнать его лексическое значение, заглянув в словарь.

Для решения данных задач педагогу нужно четко знать, с какой целью он будет использовать толковый словарь на своих уроках. Эта цель двояка: с одной стороны – расширение словарного запаса учащихся, а с другой – формирование умения работать со справочной литературой..

При выборе школьного толкового словаря для использования его на уроках целесообразно руководствоваться следующими правилами:

  • В словаре должно быть не менее 4500 слов.
  • Важно, чтобы на одной странице было напечатано не более 10 словарных статей.
  • Шрифт не должен быть очень мелким.
  • Наличие инструкции «Как пользоваться словарём» обязательно.
  • Необходимо, чтобы словарь включал в себя устаревшую лексику, терминологию, неологизмы.

Методику работы с толковыми словарями на уроках в начальной школе можно отобразить в следующей таблице:

Этапы

Приёмы работы со школьным толковым словарём

Приёмы работы с «Толковым словарём русского языка»

С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

Класс

I

  • § рассказ о функциях толковых словарей, их структуре;
  • § демонстрация учителем алгоритма работы со словарём

1

II

  • § поиск школьниками лексического значения слова по закладке в словаре (детям нужно найти только необходимую словарную статью на уже отмеченной учителем странице)
  • § чтение педагогом текста словарной статьи

1

III

  • § поиск учениками лексического значения слова на странице, указанной учителем
  • § поиск школьниками лексического значения слова по закладке в словаре

1 кл. 4 четв.

IV

  • § поиск детьми значения слова на том страничном интервале, который указывает учитель
  • § поиск школьниками лексического значения слова по закладке в словаре;
  • § поиск учениками лексического значения слова на странице, указанной учителем

2

  • § сравнение словарных статей двух словарей;
  • § обобщение прочитанного в словарях лексического значения слова, толкование его своими словами.

V

  • § самостоятельный поиск школьниками необходимой словарной статьи
  • § поиск учениками лексического значения слова на странице, указанной учителем;
  • § поиск детьми значения слова на том страничном интервале, который указывает учитель

3 – 4

  • § сравнение словарных статей двух словарей;
  • § обобщение прочитанного в словарях лексического значения слова, толкование его своими словами.

  • § самостоятельный поиск учащимися нужной словарной статьи

4

Для того чтобы работа с толковыми словарями была максимально эффективной, необходимо соблюдать следующие условия:

  • в классе обязательно должен быть хотя бы один «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (лучше, если их будет 3-4);
  • необходимо, чтобы на каждой парте на всех уроках лежал толковый словарь для школьников (очень хорошо, если такой словарь будет у каждого ученика);
  • обращаться к толковым словарям надо каждый день и не только на уроках литературного чтения, русского языка, но и на таких предметах, как математика, окружающий мир, труд и др.
  • желательно привлечь родителей к данной работе, давать детям домашние задания, связанные с толковыми словарями.
  • очень важно, чтобы сам педагог имел привычку обращаться к толковым словарям, как дома, так и на уроке.

Педагог непременно должен поощрять желание школьника расширять свой словарный запас. Если ребёнок спросит у учителя значение какого-либо слова, а тот не может четко дать ответ на заданный вопрос, то важно не отмахиваться от ученика, не придумывать на ходу приблизительное определение этому слову, а лучше взять толковый словарь, вместе с учащимся найти нужную словарную статью и прочесть её. И главное – необходимо поблагодарить ребёнка за вопрос и похвалить его за любознательность.

Работа со словарями в УМК «Перспективная начальная школа»

В настоящее время в образовательном пространстве России реализуются различные учебные программы. Все они имеют свои положительные и отрицательные стороны, своих сторонников и противников. Мое внимание в существующем спектре программ привлек проект “Перспективная начальная школа”. С моей точки зрения, именно этот проект позволяет учителю наиболее успешно решать профессиональные задачи.

Основной идеей УМК “Перспективная начальная школа” является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Естественно, создать все эти условия можно и в рамках традиционного обучения, и тем более – реализуя развивающие программы, но, как мне кажется, чтобы профессиональная деятельность педагога в этом случае была адекватной современным требованиям к образованию и давала устойчивый позитивный результат, педагог должен иметь большой опыт педагогической деятельности, свою сложившуюся индивидуальную педагогическую систему. Создатели “Перспективной начальной школы” постарались, на мой взгляд, специально для молодых специалистов, т.к. этот проект предусматривает хорошо разработанную методологическую систему, технологичность образовательного процесса, востребованность теоретических знаний педагога и необходимости их применения в практике урока. Т.е. “ПНШ” позволяет учителю учиться вместе со своими учениками.

В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе). Учить работать со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим) – это является главной инструментальной проблемой второго класса.

Пять словарей: 1) орфографический (словарь “Пиши правильно”); 2) толковый; 3) этимологический(Словарь происхождения слов”); 4) орфоэпический(“Произноси правильно”); 5) обратный словарь –входят не в основной корпус учебника, состоящего из двух частей, а составляют вторую часть особого тома. Таким образом, и на занятиях в первом полугодии (когда ученики работают с первой частью учебника), и на уроках во втором полугодии (когда ученики переходят к третьей части учебника) учащиеся постоянно работают еще с одной книгой, где размещаются словари. Это создает правильную установку: словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.

Использование этимологического, орфоэпического, орфографического, толкового словаря в учебнике русского языка достаточно традиционно. Хочется только добавить, что толковый словарь используется не только на уроке русского языка, но и на уроках литературного чтения, на уроках естествознания, развития речи.

      Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значение незнакомых ему слов. Более того, этот словарь используется и с другими целями, например, для того, чтобы школьник познакомился с однозначными словами, с омонимами, с синонимами, а также, чтобы учился правильно читать словарную статью.

            Пример задания в 3 классе.

         1) алый, пунцовый, пурпурный, багровый, рубиновый;

         2) васильковый, сапфировый, лазурный, бирюзовый.

       Выпиши выделенные прилагательные, найди в словаре существительные, от основ которых они образованы. Покажи образование слов письменно.

        Пример задания во 2 классе:

Объясни, какие слова помогли писателю Н. Носову придумать имена Незнайки и его друзей.

Незнайка, Знайка,

Винтик, Сиропчик,

Пилюлькин, Цветик,

Торопыжка, Авоська.

       Пример задания в 4 классе:

Определи, какое значение имеет суффикс –ник- в следующих словах:

Чайник, багажник, ледник…

       Наличие орфографического словаря в учебниках русского языка достаточно традиционно: мы его используем точно так же, как и другие учебники русского языка, демонстрируя один из важнейших способов проверки правильного написания слов.

           Использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Выполняя конкретные упражнения по произношению слов, школьник обращается к этому словарю, чтобы удостовериться в правильности произношения конкретных слов. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

Привлекаемые в словарь слова – это та наиболее часто встречающаяся лексика, в которой и дети, и взрослые делают орфоэпические ошибки.

           Пример задания во 2 классе.

           Прочитай разговор папы и сына правильно.

          -Что ты такой скучный?

          -Я не нарочно.

          -Чтобы не было скучно, давай сделаем скворечник.

          -Можно, я сначала позавтракаю?

          -Ну конечно, сейчас поджарим яичницу.

          Пример задания в 3 классе:

Прочитай следующие предложения вслух: ставь слово в скобках в нужную форму, следи за правильным местом ударения.

На голове у девочки нарядные ( бант).

К празднику приготовили вкусные (торт).                                                                                                                                          

Хозяйка моет высокие (стакан).

Найди в словаре «Произноси правильно» примеры существительных с подвижным ударением.

         Пример задания в 4 классе:

Спиши слова. Поставь в них ударение (при необходимости проверяй себя по ОРФОЭПИЧЕСКОМУ словарю). В каждой группе слов найди лишнее и закрась его желтым карандашом.

Простыня, чемпион, вязанка, акварель.

Брюшко, квартал, клумба, дельфин.

Дремота, долото, крапива, завидно.

Ждали, повели, гнали, взяли.

          Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить учащихся с историческим составом слова, который отличается от современного.

            Пример задания в 3 классе.

            Найди слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный дальние родственники?

           Пример задания во 2 классе:

Открой словарь и найди слово ведать. Прочитай, что о нем написано. Какие сведения оказались для тебя новыми? Неожиданными?

           Пример задания в 4 классе:

Устно образуй новые слова с приставкой ад-.

ад + тракцион ( от «тракто»- притягивать, привлекать);

ад + тестат (от «тесто»- подтверждать)…

            Фразеологический словарь учит школьников употреблять выражения в переносных значениях, делая их речь яркой и точной.

             Пример задания в 4 классе.

             Подбери к иллюстрациям устойчивые выражения.

             Словообразовательный словарь помогает школьникам (если они испытывают затруднения) в образовании существительных, прилагательных, глаголов и сложных слов.

             Примеры заданий в 4 классе.

             От основы слова барабан образуй прилагательное и существительное. Проверь себя по словарю.

           Письменно образуй прилагательные от основ существительных. Используй для это словообразования суффикс –лив-.

Визг, суета, удача, сирота, зависть, неряха.

Найди выделенные слова в Словаре образования слов и проверь свою работу.

Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным. Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.

Чем же замечателен обратный словарь для преподавателя русского языка?

Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно, таким словарём является “Обратный словарь”. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.

Кроме того “Обратный словарь” позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.

Как же мы используем “Обратный словарь” на уроках русского языка? Например, он позволяет работать с проблемами определения рода существительных и выяснения родового набора окончаний. Например, Маша считает, что только слова ж.р. могут оканчиваться на – а. Открой обратный словарь на букву – А. Найди слова, оканчивающиеся на – шка. Нет ли среди них слов м.р.? Маша обнаружила 9 таких слов, а ты? (“ Русский язык”, часть 1, стр. 59). Или: Маша сказала, что только у слов м.р. бывают нулевые окончания. Открой обратный словарь на букву – ь. Найди слова с основой на – ль. Ты соглашаешься с тем, что у всех этих слов нулевое окончание ? Есть ли среди них слова ж. р.? Докажи, что у слов нулевые окончания (“ Русский язык”, часть 1, стр. 61 – 62). (Маша и Миша – это брат и сестра, которые являются сквозными героями всего курса УМК).

Далее: освоение орфограммы парные звонкие –глухие согласные на конце и в середине слова. Пример задания. Открой обратный словарь на букву– А. Найди слова, оканчивающиеся на – дка. Как ты думаешь, в чём трудность написания этих слов? Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку.

Точно также можно работать и со словами, оканчивающиеся на В и Ф, Г и К и т. д. (“ Русский язык”, часть 1, стр. 133 – 136; 163).

При определении написания слов мужского и женского рода с шипящими на конце можно последовательно смотреть слова, основа которых оканчивается на ч и чь, ш и шь, щ и щь, чтобы выявить закономерность написания слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на шипящий звук (“Русский язык”, часть 1, стр. 152).

Таким образом , обратный словарь оказывает большую помощь учителю, так как в него включены те слова и блоки слов, которые позволяют решать конкретные грамматические задачи.

Походы в словари включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнения (только во 2 классе обращение в словари на уроке русского языка 153 раза, а дальше – больше).

  1. Рабочий план реализации проекта
  1. Организация работы на уроке.
  • Насыщение учебной деятельности упражнениями и видами заданий, требующими познавательной активности и самостоятельности по обогащению словарного запаса.
  • Выявление новизны в известных детям словах, языковых фактах.
  • Ориентировка ребенка в окружающей действительности как форма духовной потребности в познании.
  1. Организация внеклассных занятий по обогащению словаря
  2. Формирование банка методического обеспечения
  3. Проведение диагностик
  4. Создание условий для участия детей в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях
  5. Использование системы информационно-коммуникационных технологий

  1. Предполагаемые результаты
  • Формирование у ребенка способности к самоконтролю, необходимого для его включения в учебную деятельность.
  • Реализация творческого потенциала детей:
  • положительная динамика продвижения учащихся,
  • занятия в кружках, призовые места в олимпиадах

Методические результаты:

  • создание банка данных;
  • разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
  • использование системы диагностик для выявления и отслеживания обогащения активного и пассивного словаря учащихся
  • обобщение и систематизация материалов педагогической практики

7. Механизм оценки результатов детей

.Оценка результативности.

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью детей в школе.

 Комфортность, защищённость личности школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.

3

Конкурентоспособность учащихся.

Эффективность и качество подготовки детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности выпускников.

8. Дальнейшее развитие проекта

Работа над усвоением лексики формирует у школьников умения и навыки пользоваться различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, этимологическим, фразеологическим. Это имеет большое практическое значение. Работа по обогащению лексического запаса младших школьников тесно связана с последовательным формированием у учащихся умственных действий, умения анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, выделять существенные признаки в языковом материале.

Значимость проблемы обогащения лексического запаса младших школьников при использовании лингвистических словарей не позволяет останавливаться на достигнутом. В дальнейшей разработке нуждаются следующие аспекты:

  • обогащение лексического запаса младших школьников на основе использования лингвистических словарей в рамках интеграции уроков русского языка и чтения (внеклассного чтения);
  • обогащение словарного запаса в условиях взаимодействия школьного и семейного воспитания;
  • систематическое использование словарей на факультативных занятиях по русскому языку.

                                Список литературы

1.Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации. – М.,1998

2.Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В.Бобровская// Начальная школа – 2002 - № 6

3.Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – М, 1972

4.Выготский Л.С. Мышление и речь /Избранные психологические исследования. – М.,1956

5.Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после. – 2005. - №5

6.Лаврова Н.М. Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после. – 2005. - № 5.

7.Левушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологического анализа// Преподаватель. – 1999. № 2 – 3.

8.Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. – М.: Вентана –Граф, 1997.

9.Программы четырехлетней начальной школы: Перспективная начальная школа/Р.Г.Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова и др.; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.:Академкнига/Учебник,2006.

10.Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М.:Просвещение, 1979.

11.Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах/ Под ред. Д.Н.Богоявленского, Н.А.Менчинской. – М.,1962.

12.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская. – М:Просвещение,1993.

13.Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи./Т.П.Сальникова. – Воронеж:НПО «МОДЭК»,1996.

14.Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения/В.П.Стрекозин. – М.:Просвещение,1976.

15.Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов:/Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.:Дрофа,2003..

16.ЧураковаН.А. Русский язык 2 класс: Учебник: В 3ч.
/М.А.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова. – М.:Академкнига/Учебник, 2011.

17.Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М.:Просвещение,1972.

                                   Диагностика

В начале обучения в первом классе была проведена работа по выявлению объема активного и пассивного словаря детей. В ходе диагностики были получены следующие результаты.

Всего в классе 30 учащихся.

активный словарь

пассивный словарь

выше нормы

норма

ниже нормы языковой барьер

    25%

    44%

    24%

    7%

     41%

     36%

     16%

      7%

В течение 4 лет  проводилась работа по активизации пассивного словаря и обогащению активного словаря:

  • чтение художественных произведений (по программе и внеклассное чтение);
  • обсуждение прочитанных произведений  в классе;
  • работа со словарными словами; различными словарями
  • подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов;
  • составление сообщений по окружающему миру и литературному чтению;
  • занятия с логопедом;
  • занятия в школьном кружке «Кукольный театр».

Начиная со второго класса, словари включены в объем учебников русского языка. Если в первом классе работа со словарем носила рекомендательный характер (сообщения не являлись обязательными, стимулировались ответы и чтение внеклассных произведений, поощрялась работа с дополнительными источниками информации, работа со словарями), то со 2-го по 4-ый класс работа со словарями является составной частью почти каждого урока.

В результате на конец 2 полугодия 4 класса мы имеем следующую картину.

активный словарь

пассивный словарь

выше нормы

норма

ниже нормы

     37%

     53%

     10%

       46%

       50%

       4%

Дети, у которых был языковой барьер, догнали в своем речевом развитии детей с уровнем развития речи, соответствующим возрастной норме.

У некоторых учащихся уровень развития активного и пассивного словаря остался на низком уровне, что обусловлено индивидуальными нейрофизиологическими особенностями.

При этом у всех детей имеется положительная динамика в развитии, приобретен опыт работы со словарями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления через чтение и письмо

Использование  педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Её применение позволяет развивать умение: анализировать, сравнивать, выделять главное;решать пр...

Дидактический материал по обогащению словарно-лексического запаса младших школьников

В рамках реализации проекта "Развитие речи младших школьников на уроках русского языка" представлен дидактический материал по работе над обогащением словарно-лексического запаса младших школьников....

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Формирование аудитивных навыков у младших школьников на основе использования аутентичных текстов

Формирование аудитивных навыков у младших школьников на основе использования аутентичных текстов. В настоящее время изучение иностранного языка  с начальной школы становится очен...

"Формирование языковой личности младшего школьника на основе использования рефлексивных технологий"

«Нельзя научить, можно научиться» - такова философия технологии рефлексивного (критического) мышления.  Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уч...