Главные вкладки

    Конспект урока по теме приставка. 2 класс.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Шубина Екатерина Александровна

    В ходе коллективного поиска и обсуждения сформулировать определение приставки как части слова., и вывести алгоритм нахождения приставки в слове.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_morfemike.docx31.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку

    Система обучения: «Школа XXI века», автор учебников: Иванов С.В.,  Журова Л.Е., Евдокимова А.О.

    Класс: 2 (первая часть, стр.127, урок 62)

    Тема: «Приставка»

    Цель: В ходе коллективного поиска и обсуждения сформулировать определение приставки как части слова., и вывести алгоритм нахождения приставки в слове.

    Задачи:

    1. Образовательные: самостоятельное нахождение,  вычленение и характеристика новой языковой единицы (морфемы); формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; формирование умений и навыков частичного морфемного анализа слов; обогащение активного словаря учащихся; развитие орфографической зоркости на основе изучения морфемного состава слова;

    2. Воспитывающие: умение работать в коллективе, парах; восполнение духовной и эмоциональной культуры; воспитание   взаимопомощи.

    3. Развивающие: развитие речи учащихся,  развитие творческих способностей детей, интереса к языковому материалу;  продолжение формирования компонентов учебной деятельности;

    Ход урока:

    1. Орг.момент.

    - Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок русского языка.

    2. Актуализация знаний.

    (Работа  с карточками)

    -Сейчас я раздам вам карточки, и вы самостоятельно в течение 5 минут выделите в них  морфемы.

     Слова на карточке:

    лесок             река                             крупинка                болтливый              каменный

    сено              слезинка                     заехал                     бесполезный         безоблачный

    луг                 пригород                    книга                         поход                 запасать                

    (дети работают индивидуально).

    -Ребята, кто выполнил задание полностью, поднимите руки. А какие слова у вас вызвали затруднение?

    Учитель записывает слова, вызвавшие затруднение, на доске:

    Пригород, заехал, бесполезный, безоблачный, полить.

    3. Этап открытия новых знаний

    А) постановка проблемы

    -Почему они вызвали затруднение?

    (потому что не знаем часть слова)

    -Давайте разберем слова по составу:

    ( дети по очереди выходят к доске и разбирают слова).

    Пригород, заехал, бесполезный, безоблачный, полить.

    Минутка чистописания: Давайте запишем эти слова в тетради каллиграфическим почерком.

    - А почему вы никак не обозначили эту часть (учитель показывает на приставку):

    ( потому что еще не знаем, какая это часть и как ее обозначать)

    Б) поиск решения проблемы:

    Подводящий диалог:

    -Это часть слова, а где она стоит?

    Карточка на доске:

    (перед корнем) - Учитель повесил карточку на доске: ;

    -Давайте попробуем убрать эту морфему:

    (получились слова: город, ехал, полезный, облачный, лить)

    - Как вы думаете, для чего эта морфема нужна, что изменяется, когда мы ее используем?

    (с помощью этой морфемы изменяется значение слова)-

    Карточка на доску:

    - Ребята,  она обозначается вот так:

    Карточка на доску:

    - Ребята, кто-то может уже догадался, как называется эта часть слова?

    (если кто-то ответил, учитель вывешивает посередине последнюю карточку, или сам говорит, что это приставка)

    Карточку на доску:  

    На доске составлена блок-схема:

    -Кто сможет объяснить нам, почему она называется именно так?

    (предположения и гипотезы детей: потому что она «приставляется к слову, перед корнем и изменяет слово)

    В) самостоятельное формулирование учащимися определения

    - Давайте попробуем сформулировать определение, что же такое приставка.

    (Дети самостоятельно формулируют понятие: часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов – это приставка)

    4. Воспроизведение новых знаний в разных формах.

    Работа в парах

     (Упр.1, стр.128) Задание к упражнению: обсуждая в парах, выполните задание. (выписать слова в тетрадь, вставляя правильные приставки)

    Упражнение №3 выполняется устно: Дети по очереди читают словосочетания и в совместной работе образуют новые слова.

    Вывод: с помощью приставки мы образуем новые слова, приставка имеет значение.

    5. Практическая часть урока.

    -Ребята, давайте вместе найдем приставки в словах.

     (На доске написаны слова:   выход

                                                          заезд

                                                           поиграть

                                                         прибрежный

    - В первом слове приставку находят дети совместно с учителем, при  этом они вырабатывают алгоритм нахождения приставки (подобрать однокоренные слова, выделить в них корень, отметить часть слова перед корнем, которой они различаются – Это приставка, назвать приставку).

    Учитель записывает его на доску.

     Первое слово учитель комментирует по алгоритму

    Два последующих слова комментируют более сильные учащиеся: Внешнеречевое проговаривание

    В последнем слове дети по алгоритму самостоятельно находят приставку.

    Упражнение на закрепление умения нахождения приставки в словах по алгоритму (индивидуальная работа). Учитель дает список слов (разные карточки), учитывая индивидуальные особенности детей. После выполнения самостоятельной работы, выполняются критерии оценивания, совместно с учителем.  Выполняется взаимопроверка.

    6. Подведение итогов урока.

    Мини-опрос  (обобщение новых сведений) и ДЗ (упр. 2, стр.128)

    С какой частью слова мы познакомились сегодня на уроке? Кто напомнит нам определение приставки? кто помнит алгоритм нахождения приставки в слове, который мы с вами сегодня выработали на уроке? Для чего нам нужна приставка?

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Приставка" 2 класс (ФГОС)

    Урок  по теме "Приставка", программа "Начальная школа XXI века", 2 класс....

    Урок на тему "Приставки на -з- и -с-", 3 класс (ФГОС)

    Урок на тему "Приставки на -з- и -с-", 3 класс (ФГОС). Программа "Начальная школа 21 века"...

    Разработка урока по теме "Приставка" 3 класс УМК "Школа России"

    Задачи:Познакомить с приставкой, как частью слова, с ее основными признаками.Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.Развивать познавательные, поисковые и коммуникатив...

    Конспект урока по теме "Учимся различать предлоги и приставки", 2 класс

    Конспект урока по русскому языку по учебнику С.В.Иванова 2 класс...

    Конспект урока по теме "Приставка" по ФГОС в таблице

    Конспект урока по теме "Приставка" по ФГОС в таблице....

    Конспект урока по теме "Приставка", 2 класс УМК "Перспектива"

    Цели урока:   Предметные: формирование умения распознавать приставки в словах, на основе учёта двух существенных признаков: нахождение перед корнем и образование с помощью приставок новых сл...