План конспект и технологическая карта урока на тему "Приставка" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта, фото методического материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 28.46 КБ
Файл Технологическая карта 20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России»,

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, 3 класс 1 часть В.Г. Горецкий стр. 87-88)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 11.11.2021

Место: МБОУ СОШ г. Пионерский

Время: 09:25-10:05 

Класс: 3Б

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Значение приставки в слове; образование слова с помощью приставок»

Тип урока: 

Цель урока: организация деятельности обучающихся по повторению и закреплению знаний и умений о приставке.  

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о образовании слов с помощью приставки, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения находить приставку в словах, определять значение приставки, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания;    строит  логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и  обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно - следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности;самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: распознаёт значение приставки, находит приставку в слове, осознанно подбирает приставку по смыслу, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения;  использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть , В.П. Канакина


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Дмитриевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

О: - Ответы детей

У: -  Какое настроение вызывает у вас такая погода?

У: - А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье

II. Актуализация умений и знаний.

1. Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал)

2. Минутка чистописания

У: Сейчас у нас минутка чистописания, для этого мы открываем тетради записываем число классная работа.

У: Прочитайте пословицы. Что общего у этих пословиц?

С ложью правда не дружит. В дружном коллективе дела спорятся. Умей дорожить дружбой.

О: Общие однокоренные слова, родственные слова.

У: Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.

У: Давайте дадим определение:

Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

У: – Какие слова мы выпишем:

О: – Дружит, дружном, дружбой.

У : – Правильно, но с начало давайте запишем Др др уж, а теперь  запишите слова красиво, аккуратно, выводя каждое соединения.

У: – Возьмите простой карандаш и  подчеркните слова, которые на ваш взгляд написаны правильно, красиво.

У: – Обратите внимание, у вас на парте лежит дневник, с другой стороны мы будем записывать баллы, за выполненные задания на уроке. Сейчас мы уже выполнили одно задание – это чистописание.

У: – Сколько слов вы подчеркнули столько баллов и поставьте в наш дневник.

3.Словарно – орфографическая работа 

У: Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова. Мы уже умеем определять в словах окончания?

О: Да

У: Что такое окончание?

О: Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочитании и предложении.

У: Молодцы, мы знаем, что такое окончание, поэтому сейчас я буду говорить слова в форме единственного числа, а вы будите записывать эти слова в форме множественного числа и выделять окончания.

Например: Большой – большие.

Береза – берёзы, дорога – дороги, помидор – помидоры, огород – огороды, ракета – ракеты, девочка – девочки, играла - играли. (Слайд)

У: Если вы не допустили не одной ошибки поставьте себе 3бала, если одну ошибку поставьте 2 балла, остальное 1 бал.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Прочитаем шуточное стихотворение.

Бим как - то раз в саду сидел,

Вдруг, Бом весёлый прилетел.

Бом низко-низко пролетел,

А Бим поймать его хотел.

Бим крался, Бим дышать не смел,

А Бом на крышу залетел.

Бим лез по лестнице, пыхтел,

Но со ступенек полетел.

Бим от обиды заревел,

И тут же Бом к нему слетел.

Так подружились Бим и Бом

В саду сидят они вдвоём.

У: Прочитайте какие действия выполнял Бом. (Слайд)

У: Эти слова какое действие обозначают?

О: действие полета

У: Какой здесь корень?

О: Лет

У: Какая часть слова уточняет значение действия?

О: Приставка

У:  Назовите приставки.

О: Прилетел, пролетел,

У: Запишите слова в тетрадь, выделите корень и приставку.

У: Молодцы.

У: Кто понял, для чего нужны приставки в словах?

О: Они уточняют значение действия.

У: какой мы можем сделать вывод.

О: Вывод: приставки уточняют значение слова.

У: О чем мы будем сегодня говорить? Какая тема нашего урока?

О: Мы будем говорить о значении приставки.

У: Молодцы, теперь давайте узнаем о чём ещё мы сегодня поговорим Обратите внимание на доску. Нам даны слова: увёз – привёз – завёз – повёз. (Слайд)

У: Что можем сказать об этих слова?

У: Общий корень вёз

У: А по значению они похожи?

О: Эти, слова имеют значение «передвижение с какой – либо целью»

У: Как называются слова,имеющие общую часть и схожие по значению?

О: Такие слова называются родственными или однокореными.

У: Назовите приставки.

О: у, при, за и по

У: Где стоит приставка?

О: Перед корнем

У: Придумайте слова с корнем «вёз»

О: Отвёз, перевёз, подвёз (Слайд)

У: Для чего нужна приставка перед корнем слова?

О: Приставка нужна для того, чтобы менялось значение слова, образовались новые слова.  

У: Кто догадался, о чём на уроке мы будем с вами говорить?

О: Мы будем говорить об образование слов с помощью приставки.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: - И так, давайте вспомним что такое «приставка»

О: - Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слова.

У: – В начале урока мы говорили что приставка уточняет значение слова.

У: - Всего в русском языке около ста приставок, в нашей речи мы активно используем 30 – 40 приставок. Многие приставки можно назвать говорящими, их значение мы понимаем, даже если не видим всё слова.

Перед вами табличка, давайте вместе её заполним.

Приставка

Значение

Пример

В Во

Указывает на движение внутрь

Вогнать

С Со

На движение сверху в низ

Сорваться

За

Указывает на начало действия

Заговорить

Пере

Выполнить действие заново, Выполнить чрезмерно

Переделать

У: – Молодцы давайте построим алгоритм нахождения приставки в слове.

Алгоритм.

1. Выделяем корень слова

2. Находим часть слова, которая стоит перед корнем.

3. Выделяем приставку.

4. Доказываем, что это приставка. (Слайд)

У: - Для чего мы с вами повторили и составили алгоритм нахождения приставки в слове?

О: - Мы будем находить приставки в словах, подбирать подходящие приставки.

Работа в парах

У: - У вас на партах лежат карточки «Работа в парах» вам надо подобрать правильную приставку.

Работа в паре.

Вдруг, ...бежала по лесу позёмка, ...гудел лес, и стало в нём темно, как вечером. Откуда ни возьмись, ...летел ветер, деревья ...качались, ...летели сугробики с еловых лап, снег ...сыпал, ...вился – началась пурга. (Слайд)

В. Бианки

У: – Давайте оценим:  2 ошибки – 3 балла

                                3 ошибки – 2 балла

                                      4 и больше – 1 балл

V. Физминутка

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа с учебником

У: Откройте учебник на странице 87, упражнение 159. Прочитайте задание

(Ученик читает задание в слух)

У: - Что будем выполнять, как поняли задание?

О: - Нам надо вставить пропущенные буквы, выделить приставку, и определить какое значение имеет приставка.

(Упражнение выполняют самостоятельно, один ученик у доски.)

У: - Молодцы. Найдите глаголы со значением приставки: начало действия. Направления движения в сторону.

У: – Давайте оценим.

0 ошибок – 3 балла

1- 2 ошибки - 2 балла,

3 - 4 ошибки – 1 балл  

У: - Давайте выполним упражнение 160 стр 87.

Нам надо записать глаголы используя таблицу приставок с упр 160

(три ученика у доски, остальные самостоятельно.)

У: - Какой вывод можем сделать из проделанной работы?

О: - Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова.

У: – Оценим работу.

0 ошибок – 3 балла

1- 2 ошибки - 2 балла,

3 - 4 ошибки – 1 балл    

Индивидуальная работа  

1. Прочитайте текст. Подчеркните слова с приставками.

Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок.

У: – Сколько упражнений правильно выполнили столько баллов и поставьте.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: - Вот и подошёл к концу наш урок. Поставим оценки за урок.

У: – 18 – 15 баллов – 5

        14 – 11 баллов – 4

        8 – 6 баллов – 3         

У: - Ребята о чём мы сегодня говорили? 

О: - Мы говорили о приставках, о их значениях.  

У: - Правильно, сейчас я вам раздам бумажные телефоны, ваша задача написать мине смс: как прошёл урок, оцените свою работу на уроке. 

У: - Вот и закончился наш урок, пришло время прощаться. Спасибо вам ребята, за такой прекрасный урок. До новых встреч.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  

Ф.И.О. участника Тимофеева Любовь Дмитриевна

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: ««Значение приставки в слове; образование слова с помощью приставок»

Класс: 3 «Б»

Цель урока: организация деятельности обучающихся по повторению и закреплению знаний и умений о приставке.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о образовании слов с помощью приставки, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения находить приставку в словах, определять значение приставки, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

                                                            ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

Организация начала урока

-

Словесный: беседа

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность через улыбку.  

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. Делятся своими улыбками.

Фронталь

ная

-

-

Р- Формируем умение самостоятельно организовать своё рабочее место.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Выражают эмоции человека; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Актуализация умений и знаний.

Проверить грамотность и аккуратность

Словесный

Проводит минутку чистописания  с помощью пословиц  и проводит словарную работу, учитель говорит слова в единственном числе.

Записывают сочетание букв  Др др уж и однокоренные слова из пословиц.

Ребята записывают слова во множественном числе.

 

Фронтальная  

Индивидуальная работа

 

На доскеке пословицы  

Умеют грамотно и красиво писать.  

Р-

Контроль, коррекция, оценка своей работы.

Развития каллиграфического подчерка, аккуратности, внимательности.  

Открытие новой темы. Целеполагание.

Учиться определять значение действия приставки; учиться оброзоовать слова с помощью приставки .

 

беседа

наглядный

Подводит к новой теме, через шуточное стихотворение Бим и Бом.

Определяют действия Бома, оприделяют приставки в словах.

Фронталь

ная

Слайд с шуточным стихотворением

Умеют определять значение действия приставки; умеют оброзоовать слова с помощью приставки.

К- Умение изолгать свои мысли в устной форме, умение выслушивать других.

Осознают свои возможности в учении

Открытие новых умений и знаний.

Учиться определять значение приставки, учатся подбирать правильную приставку.

беседа

практические: упражнение

Диктует слова с приставками

Помогает составить алгоритм,

Предлагает выполнить парную работу где надо подобрать правильную приставку.  

Записывают слова в табличку определяя значение приставки.

Составляют алгоритм нахождение приставки в слове.

Выполняют работу в паре.

Фронтальная

Парная работа  

Карточка с табличкой.

Слайд с алгоритмом.

Карточка для парной работы.  

Умеют определять значение приставки; умеют подбирать приставку по значени

К- умение слушать, слышать и понимать партнёра.

П- осуществляют анализ и самоанализ.  

Развитие готовности к сотрудничеству

Физминутка.

-

-

Предлагает

Повторяют движение

Фронталь

ная

-

-

-

-

Закрепление открытых, умений и знаний.

Повторяют умение подбирать приставки и значение,

Практический: упражнение.

Предлагают выполнить упражнения 159, 160, стр 87. Предлагает выполнить индивидуальную работу.

Выполняют работы в учебнике.

Выполняют работу в карточкках.

Фронталь

ная

Индивидуальная работа

Учебник

Тестовая карточка.  

Умеют подбирать приставку и определять значение  

Умеют анализировать, сравнивать ответы, обобать.

Рефлексия

Дать оценку работе класса.  

Беседа

Творческая работа  

Задаёт вопросы по пройденной теме.

Помогает подщитать балы за урок.

Предлагает нарисовать  смайлик в бумажный телефон.

Прощается с обучающимися. Говорит спасибо за урок.  

Отвечают на вопросы.

Оценивают свои знания за урок, ставя оценку в дневник.

Прощаются с учителем.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронталь

ная

Бумажные телефоны и дневник для баллов.

Умеют оценивать свои знания и умения.

Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "План, конспект и технологическая карта урока"

Представлен материал, раскрывающий различия плана, конспекта и технологической карты урока  для реализации ФГОС....

Конспект и технологическая карта урока математики 4 класс по теме "Единица длины - километр"

Данный конспект соответствует уроку открытия нового знания по учебнику математики М. Моро  УМК "Школа России". Соответствует ФГОС. Содержит презентацию к уроку....

План конспект и технологическая карта урока по теме "Квадрат" 2 класс.

Разработан конспект урока и технологическая карта, подоброн раздаточный и наглядный материал....

План конспект и технологическая карта урока, на тему "Слово и слог" 1 класс

Подробно расписан конспект и технологическая карта, подобран раздаточный материал и элюстрации....

План конспект и технологическая карта урока на тему "Таблица умножения на 9" 3 класс

Конспект урока по математике на тему "Таблица умножения на 9 "...

План конспект и технологическая карта урока на тему "Площадь прямоугольника" 3 класс

Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта на тему "Площадь прямоугольника"...

План конспект и технологическая карта урока на тему "Суффикс" 3 класс

Разработанная технологическая карта и конспект урока по данной теме....