План конспект и технологическая карта урока, на тему "Слово и слог" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Подробно расписан конспект и технологическая карта, подобран раздаточный материал и элюстрации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России»,

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, 1 класс 2 часть В.Г. Горецкий стр. 100-101)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 05.03.2021г.

Время: 10:00 – 10:30

Класс: 1 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Слово и слог»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний о слове и слоге.  

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний о слове и слоге, умений различать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; 

Развивающие: способствовать развитию речи; развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение использовать учебник, свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке, сравнивать и обобщать существенные признаки; строить речевое высказывание, находить закономерности используя ранее приобретенные знания.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, составлять план работы осуществлять оценку результативности; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль взаимоконтроль, самооценка.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, вступать в диалог; выражать свои мысли в устной форме, учитывать разные мнения, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

Предметные: умение распознавать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; проверка орфограммы и пунктуации. 

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 1 класс, 2 часть , В.П. Канакина


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Дмитриевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: -Скажите, какое у вас настроение. Я думаю, в этом поможет нам солнышко

Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Ручки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.

У: - Подарим свои улыбки друг другу и улыбки на память. Поделитесь своим теплом со своими товарищами по парте и гостями. Ребята, покажите мне свою готовность к уроку русского языка.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу

Я от вас друзья не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь-

За работу я возьмусь. 

II. Актуализация умений и знаний.

1.Минутка чистописания

(На доске иллюстрация ёжика с шариками)

У:  - В стране русского языка живут сказочные герои. Они приготовили для вас интересные задания. И вот, мы подплываем к острову «Чистюлькину». Пока мы не причалили к острову, откроем тетради.

У: - Какое сегодня число?

О: - 5 марта.

У: - Правильно, запишем число. Открываем тетради на следуюей строчки, посередине записываем 5 марта, классная работа.

 - Угадайте, кто нас встречает на этом острове:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель ….

(Ёжик)

У: - С чем ёжик нас встречает?

О: -  С шариками

У: - А что изображено на шарах? 

О: - Слоги

У: - Прочитаем слоги вместе: КА, СО, МЕ, РЫ, ЖИ

О: - Какой слог лишний? 

О: - ЖИ

У: - Почему?

У: - Какое правило вы знаете? 

О: ЖИ – ШИ пиши с буквой И

У: -Запишите эти слоги красиво в тетрадь!

У: - В слове «ЁЖИК» есть орфограммы? 

О: ё – в начале слова, жи - ши пиши с буквой И

У: -Ёжик доволен вашими знаниями, желает вам счастливого пути! Наше путешествие продолжается.

Оценивание.

У: - Если вы написали всё правильно в соответствии  с  требованиями  каллиграфии тогда ставите себе 5

- если работа выполнена правильно но были отклонения от каллиграфии ставим 4

3.Словарно – орфографическая работа 

(Дети отгадывают загадки, выходят к доске и записывают слово)

У: - Нанесет она узор

Очень трепетный и нежный –

Будь то небо или бор,

Иней тонкий белоснежный,

Зеленеющий апрель –

Все раскрасит… (АКВАРЕЛЬ)

У: - Ребята, а что такое акварель?

О: - специальные акварельные краски.

У: - Промеж домов, как на парад,

Деревья выстроились в ряд.

Мы отдыхаем налегке

В зелёном этом уголке.

(АЛЛЕЯ)

У: - Ребята объясните мне, что такое аллея?

О: -  Дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.  

Здесь купаться и зимой

Сможем запросто с тобой.

Здесь научат нас нырять.

Как это место нам назвать? (БАССЕЙН)

У: - Ребята бассейн — это что?

О: - Это искусственный водоём как спортивное сооружение.

У: -  Не снег и не лед,

А серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ)

У: Молодцы ребята, запишите последнее слово.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

На доске записаны слова:

СНЕГ, ВРАГ, ДРУГ, УТЮГ

У: - Прочитайте хором слова.

У: - Какое слово лишнее?

О: - Слово утюг, в нём 2 слога (2 гласных буквы), а все остальные слова односложные.

У: - Прочитайте запись на доске. Составьте из слогов слова.

На доске:

жок сне, ба со ка, ра га ду.

О: - Снежок, собака, радуга.

У: - Запишите полученные слова в тетрадь. Ставим ударение, делим на слоги, подчёркиваем орфограммы.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: - Откройте учебник на с. 31. Прочитайте название раздела.

О: - Слово и слог. Ударение

У: - Внимательно посмотрите на слова, которые девочка учит произносить правильно своих друзей. Чему мы будем учиться в данном разделе?

О: - Будем учиться выделять слоги в слове, переносить часть слова с одной строчки на другую по слогам, обозначать ударение в словах, переносить слова правильно.

У: - Хорошо, откройте учебник на с. 32 найдите и прочитайте тему нашего урока.

О: - Слово и слог.

У: - Назовите цели нашего урока.

О: - Определение количества слогов в слове.

У: - Что такое слог?

О: - Слог- это буквосочетание, в котором есть гласная и согласные буквы.

У: - Как узнать сколько слогов в слове?

О: - Сколько гласных, столько и слогов.

У: - Для чего нужны слоги?

О: - Из слогов можно составить слова.

У: - Давайте проведем опыт: приблизь ладошку ко рту и проговорите слово МАМА. Сколько слогов в данном слове?

О: - В слове 2 слога.

У: - Почему вы так решили?

О: - В слове 2 гласных звука, значит 2 слога.

У: - Какими способами мы можем определить количество слогов в слове?

О: - Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

У: - Давайте выполним упражнение 2 в учебнике на с. 32. Прочитайте слова по цепочке и определите в них количество слогов любыми способами.

ЛИСТ, ИВА, ТОПОЛЬ, БЕРЁЗА, КЛЁН, ОСА, ЛИПА, КРАПИВА.

О: - Лист -1сл, ива -2сл, тополь- 2сл, берёза -3сл, клён-1сл, оса -2сл, липа -2сл, крапива – 3сл.  

У: - Какие слова мы называем трёхсложными?

О: - Слова, которые состоят из трёх слогов называются трёхсложными.

У: - Найдите такие слова в данном упражнении. Назовите их.

О: - Берёза, крапива

У: - Запишите данные слова к себе в тетрадь, карандашом разделите их на слоги, подчеркните гласные звуки.

V. Физминутка

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа в парах

У: - У вас на партах лежат карточки, вам нужно распределить слова в два столбика. В первый столбик слова, где два слога, во второй столбик - где три и больше.  

Жаворонок, утка, скворец, воробей, аист, ласточка, кукушка, ива, страна, ваза, зонт, роза, кисель, лимон, будильник, бабушка.

Два слога

Три и больше

Утка, скворец, аист, ива, страна, ваза, роза, кисель, лимон.

Жаворонок, воробей, ласточка, кукушка, будильник, бабушка.

О: -

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята какая тема нашего урока? 

О: Слова и слоги.

У: Чему вы сегодня научились?

О: выделять слоги.

У: Правильно, у вас на парте лежат карточки, с изображением лесенки, предлагаю нарисовать солнышко на той ступеньке где вы видите себя.

У: Вот и закончился наш урок, пришло время прощаться. Спасибо вам ребята, за такой прекрасный урок. До новых встреч.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  

Ф.И.О. участника Тимофеева Любовь Дмитриевна

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: «Слова и слоги»

Класс: 1 «Б»

Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний о слове и слоге.  

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: умение распознавать слово и слог; определять количество слогов в слове, классифицировать слова по количеству в них слогов; проверка орфограммы и пунктуации. 

Развивающие: способствовать развитию речи; развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим.

 

                                                            ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

Организация начала урока

-

Словесный: беседа

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Фронталь

ная

Иллюстрация солнышка.

-

Р- Формируем умение самостоятельно организовать своё рабочее место.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Выражают эмоции человека; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Актуализация умений и знаний.

Проверить грамотность и аккуратность

Словесный

Проводит минутку чистописания  с помощью сказочного героя и проводит словарную работу в виде загадок.

Внимательно слушают и выполняют данные задания.

Фронтальная

 

Иллюстрация ёжика с шарами.

Умеют грамотно и красиво писать.

Р-

Контроль, коррекция, оценка своей работы.

Развития каллиграфического подчерка, аккуратности, внимательности.  

Открытие новой темы. Целеполагание.

Учиться составлять слова из слогов

 

беседа

Подводит к новой теме, предлогает составить из слогов слова.

Выполняют работу у доски, составляют слова.

Фронталь

ная

-

Умеют составлять слова из слогов.

К- Умение изолгать свои мысли в устной форме, умение выслушивать других.

Осознают свои возможности в учении

Открытие новых умений и знаний.

Учиться выделять слоги из слова.

 Выполняют упражнения в учебнике.

Парная

Индивидуальная

Учебник

К- умение слушать, слышать и понимать партнёра.

П- осуществляют анализ и самоанализ.  

-

Физминутка.

-

-

Предлагает устроить привал и немного отдохнуть

Повторяют движение

Фронталь

ная

-

-

-

-

Закрепление открытых, умений и знаний.

Проверить умения классифицировать слова по количеству в них слогов.

Практический: упражнение.

Предлагает проверить себя выполнив работу в карточках, где нужно разделить слова на две группы.

Выполняют работы в карточках.

Групповая

Карточки

Умеют определять слоги в словах.

Умеют анализировать, сравнивать ответы, обобать.

-

Рефлексия

Дать оценку работе класса.  

Беседа

Задаёт вопросы по пройденной теме.

Предлагает нарисовать солнышко на лесенке успеха.

Прощается с обучающимися. Говорит спасибо за урок.  

Отвечают на вопросы.

Отвечают письменно  на вопросы

Прощаются с учителем.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Оценочные карточки

-

Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

-



Предварительный просмотр:

Жаворонок, утка, скворец, воробей, аист, ласточка, кукушка, ива, страна, ваза, зонт, роза, кисель, лимон, будильник, бабушка, белка, война, вьюга, аллея, башмачки, будуее.

Два слога

Три и больше слога

Жаворонок, утка, скворец, воробей, аист, ласточка, кукушка, ива, страна, ваза, зонт, роза, кисель, лимон, будильник, бабушка, белка, война, вьюга, аллея, башмачки, будуее.

Два слога

Три и больше слога

Жаворонок, утка, скворец, воробей, аист, ласточка, кукушка, ива, страна, ваза, зонт, роза, кисель, лимон, будильник, бабушка, белка, война, вьюга, аллея, башмачки, будуее.

Два слога

Три и больше слога



Предварительный просмотр:

F:\3 курс\Практика математика, русский\Математика 2в (26 февраля)\рефлексия .jpegF:\3 курс\Практика математика, русский\Математика 2в (26 февраля)\рефлексия .jpegF:\3 курс\Практика математика, русский\Математика 2в (26 февраля)\рефлексия .jpegF:\3 курс\Практика математика, русский\Математика 2в (26 февраля)\рефлексия .jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "План, конспект и технологическая карта урока"

Представлен материал, раскрывающий различия плана, конспекта и технологической карты урока  для реализации ФГОС....

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе. План урока английского языка в 4 классе по учебнику Комаровой Ю.А, Ларионовой И.В.

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе. УМК :Английский язык. Brilliant. Авторы: Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Перрет Ж., соответствующий ФГОСПлан урока английского языка в 4 клас...

План конспект и технологическая карта урока по теме "Квадрат" 2 класс.

Разработан конспект урока и технологическая карта, подоброн раздаточный и наглядный материал....

План конспект и технологическая карта урока на тему "Таблица умножения на 9" 3 класс

Конспект урока по математике на тему "Таблица умножения на 9 "...

План конспект и технологическая карта урока на тему "Площадь прямоугольника" 3 класс

Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта на тему "Площадь прямоугольника"...

План конспект и технологическая карта урока на тему "Приставка" 3 класс

Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта, фото методического материала....

План конспект и технологическая карта урока на тему "Суффикс" 3 класс

Разработанная технологическая карта и конспект урока по данной теме....