План конспект и технологическая карта урока на тему "Суффикс" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Разработанная технологическая карта и конспект урока по данной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_suffiks_2.docx548.61 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России»,

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, 3 класс 1 часть В.Г. Горецкий стр. 89-90)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 16.11.2021

Время: 09:25-10:05 

Класс: 3Б

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Суффикс как значимая часть слова»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о суффиксе

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о суффиксе, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить суффиксы применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно-следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности; самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: определяет суффикс в сове, находит слова с суффиксом и применяет их в речи, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформляет его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть,


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Дмитриевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

II. Актуализация умений и знаний.

  1. Ребята, посмотрите на доску. Что вы можете сказать?

крнь, прствк, кнчн

У: – Здесь спрятались слова .

У: - Отгадайте, что это за слова.

О: - корень, приставка, окончание.  

У: - Давайте вспомним, что такое корень? Окончание? Приставка?

О: – Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение, всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.    

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

2. Минутка чистописания

У: – Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Спишите эти сочетания букв:

 крнь, прствк, кнчн.

У: – Запишите эти сочетания.

3. Словарно – орфографическая работа 

У: – На доске вы видите ребусы, отгадайте что это за слова.

У: - Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограммы, поставьте ударение.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

На доске появляются две картинки

 

У: – Что изображено на картинки?

О: -  стол и столик

У: – Какой здесь корень?

О: – Стол  

У: – Какое окончание в первом слове? Докажите.

О: – Окончание нулевое. Меняем форму слова, столу, стола.

У: – Во втором слове какое окончание.

О: – Тоже нулевое, меняем форму слова столику, столика, столики,столике.

У: – Правильно, окончание нулевое, посмотрите на эти два слова стол и столик, сравните их по составу, чем они похожи.

О: – В обоих словах есть корень и окончание.

У: – Что разное в этих словах.

О: – часть после корня

У: - Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня?  «После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)»

У: – Правильно, суффикс и обозначается галочкой ^

У: –  Какая тема нашего урока.

О: – Суффикс как значимая часть слова.

У: - Ребята, запишите эти слова в тетрадь, выделите окончание, корень, суффикс.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: – Давайте попробуем сами сказать, что такое суффикс

О: – Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Работа с учебником

У:  – Давайте проверим всё мы сказали о суффиксе или что то упустили.  Откройте учебник на стр 89 (правило)

У:  -  В учебнике прочитайте правила, что такое суффикс.

(1 – 2 ученика читает в слух, хором)

У: - Откройте учебник на стр 89 упр. 165

У:- Прочитайте задание. Что нам необходимо сделать?

О:  – Нам надо списать и выделить в словах все части слова.

К доске выходят три ученика, каждый записывает свой столбик.  

У: – Ребята, прочитайте группы слов, обратите внимание на все части слова и скажите какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?

О: Новый оттенок в значение однокоренных слов внёс суффикс.

У: – Давайте повторим, что такое суффикс

О: - СУФФИКС - ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

У: - Суффиксов в русском языке огромное количество. Давайте проверим.

У: - Перед вами два слова: цвет и лед. Образуйте  новые слова при помощи суффиксов.

 ( Работаем устно, учитель записывает слова)

Работа в тетради

Запишите в два столбика. Выделите корень. А теперь выделите суффикс в этих словах.

Цвет- цветник, цветок, цветные, цветочек

Лес- лесник, лесок, лесные, лесочек

V. Физминутка

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа в парах на карточках

  1. Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

У: – Давайте проверим.  

У: – А теперь выделите в этих словах суффиксы

Работа с учебником

У: Откройте учебник на странице 90, упражнение 166. Прочитайте задание

(Ученик читает задание в слух)

У: - Что будем выполнять, как поняли задание?

О: - Нам надо выписать однокоренные слова выделить в них корень, суффиксы -ич– , -ск– и окончание.    

(Упражнение выполняют самостоятельно, один ученик у доски.)

Самостоятельная работа. (Пояснить)

1.Суффикс - это:

А) часть речи

Б) часть слова

2. Суффикс нужен для:

А) для связи слов в предложении

Б) образования новых слов

3. Суффикс стоит :

А) перед корнем

Б) после корня

4. В каком слове есть суффикс?

А) дорога

Б) дорожка

5. Найди слово, в котором есть суффикс.

А) ползёт

Б) лесник

В) книги

6. Найди слово, в котором нет суффикса:

А) рыбак

Б) рыба

В) рыбный

У: – Давайте проверим.

6 правильных  – «5»

5 правильных – «4»

4 правильных – «3»  

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Ребята, с какой значимой частью слова мы сегодня с вами познакомились?

О: – Мы познакомились с суффиксом

У: - Что такое суффикс?

О: – Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

У: – Вот и подошел наш урок к концу.  

У: – У вас на парте лежит табличка, ответьте на вопросы, как вам урок.  

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

 

 

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

У: – Спасибо за урок, до новых встречь.

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

______________________________________________________________________________________________________

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

______________________________________________________________________________________________________

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

______________________________________________________________________________________________________

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

______________________________________________________________________________________________________

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

______________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Ф.И.О. участника Тимофеева Любовь Дмитриевна

Тип урока: Открытие новых знаний

Тема урока: «Суффикс как значимая часть слова»

Класс: 3 «Б»

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о суффиксе

Задачи фрагмента урока:

Дидактические:  способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о суффиксе, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить суффиксы применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные:  средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

                                                            ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

Организация начала урока

-

Словесный: беседа

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Фронталь

ная

-

-

Р- Формируем умение самостоятельно организовать своё рабочее место.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Выражают эмоции человека; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Актуализация умений и знаний.

Проверить грамотность и аккуратность

Словесный

Проводит минутку чистописания  с помощью спрятанных слов в сочитаниях букв.  

Проводит орфографическую работу с помощью ребусов.  

Записывают слова, выводя каждую букву, вспоминая определения части слова.

Отгадывают ребусы, записывают слова, подчёркивая орфограмму, выделяя удорение.

Фронтальная

Индивидуальная

 

На доске записаны слова.

Илюстрации ребуса.

Умеют грамотно и красиво писать.

Р-

Контроль, коррекция, оценка своей работы.

Развития каллиграфического подчерка, аккуратности, внимательности.  

Открытие новой темы. Целеполагание.

Учаться оприделять суффикс в словах.  

 

беседа

Подводит к теме урока, с помощью наводящих вопросов.

Отвечают на вопросы.

Фронталь

ная

Илюстрации большого и маленького стола

Умеют определять суффикс в словах

К- Умение изолгать свои мысли в устной форме, умение выслушивать других.

Осознают свои возможности в учении

Открытие новых умений и знаний.

Научиться определять суффикс в словах

Помогает составить определение

Предлагает выполнить упражнения 165 где надо в словах определить части слова.  

Дают определение суффиксу.  

Выполняют упражнение в учебнике  

Групповая

Индивидуальная

Учебник

Умеют определять части слова

К- умение слушать, слышать и понимать партнёра.

П- осуществляют анализ и самоанализ.  

-

Физминутка.

-

-

Предлагает устроить привал и немного отдохнуть

Повторяют движение

Фронталь

ная

-

-

-

-

Закрепление открытых, умений и знаний.

Проверить умения определять суффикс в словах  

Практический: упражнение.

Предлагает выполнить работу в парах, где надо выписать слова где есть суффикс.

Выполняют работы в карточках.

Выполняют упрожнение в учебники 166 и индивидуальную работу.

Парная

Фронтальная

Индивидуальная  

Карточки

Учебник

Умеют определять суффикс в словах

Умеют анализировать, сравнивать ответы, обобщать.

-

Рефлексия

Дать оценку работе класса.  

Беседа

Задаёт вопросы по пройденной теме.

Прощается с обучающимися. Говорит спасибо за урок.  

Отвечают на вопросы.

Отвечают письменно  на вопросы

Прощаются с учителем.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Оценочные карточки

Умеют оценивать свои знания и умения.

Р- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "План, конспект и технологическая карта урока"

Представлен материал, раскрывающий различия плана, конспекта и технологической карты урока  для реализации ФГОС....

Конспект и технологическая карта урока математики 4 класс по теме "Единица длины - километр"

Данный конспект соответствует уроку открытия нового знания по учебнику математики М. Моро  УМК "Школа России". Соответствует ФГОС. Содержит презентацию к уроку....

План конспект и технологическая карта урока по теме "Квадрат" 2 класс.

Разработан конспект урока и технологическая карта, подоброн раздаточный и наглядный материал....

План конспект и технологическая карта урока, на тему "Слово и слог" 1 класс

Подробно расписан конспект и технологическая карта, подобран раздаточный материал и элюстрации....

План конспект и технологическая карта урока на тему "Таблица умножения на 9" 3 класс

Конспект урока по математике на тему "Таблица умножения на 9 "...

План конспект и технологическая карта урока на тему "Площадь прямоугольника" 3 класс

Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта на тему "Площадь прямоугольника"...

План конспект и технологическая карта урока на тему "Приставка" 3 класс

Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта, фото методического материала....