Рабочая программа по курсу «Русский язык» на 2015– 2016 учебный год 1 класс Образовательная система «Гармония»
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Гордеева Елена Анатольевна

Содержит КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yazyk.docx78.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №14 с углублённым изучением отдельных предметов »

Согласовано методическим объединением учителей начальных классов

Протокол № 1 от 28.08. 2015 г.

Утверждено

приказом директора №286

 от 01.09.2015

Рабочая программа

по курсу «Русский язык»

на 2015– 2016 учебный год

1 класс

Образовательная система

«Гармония»

                                                                                         Составитель: Гордеева Е.А.

                                                                                                          2015 год

г. Балахна

I. Пояснительная записка

Рабочая программа  предназначена для МБОУ СОШ № 14  с углубленным изучением отдельных предметов г. Балахна для 1 классов.

  Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»,  1 класс составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (приказ  Министерства   образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); основной образовательной программой начального общего  образования (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, учебно-методическим комплексом учебного  предмета  «Русский язык»:

Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

1.Основная образовательная программа начального общего образования.

2. Программы общеобразовательных учреждений

 Русский язык: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы /

 М. С. Соловейчик,Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014.

3.Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетради-задачнику по русскому языку для 1 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Издание 6-е, переработанное. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014

4.Соловейчик М. С.     Русский  язык:  Оценка достижения  планируемых  результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония». Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

5.Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. «К тайнам нашего языка» в двух частях. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.

6.Рабочая тетрадь к учебнику «К тайнам нашего языка», 1 класс .

 М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2014 г.

II. Цели и задачи  ступени начального общего образования по учебному предмету

 « Русский язык»

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся.

Цель курса - обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Задачи начального курса русского языка:

  1. Создать условия для  осознания ребёнком себя  как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка,  для появления  сознательного отношения к  своей речи.
  2. Заложить основы лингвистических знаний  как  элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации.
  3. Сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
  4. Средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и  эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться.
  5. Обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,  становление их коммуникативной компетенции.

Предлагаемый курс русского языка, построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования  учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам:  от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению  контролировать  выполняемые действия  и их результаты.

Именно через реализацию деятельностного подхода  к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.  При этом  под обучением  русскому языку понимается формирование на основе лингвистических  знаний осознанных, а потому  контролируемых языковых и речевых  умений. Под развитием учащихся – формирование их лингвистического мышления, способности осознавать язык как предмет  наблюдения. Выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Совершенствование у детей чувства слова,  языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление  в целом основ учебной самостоятельности. В том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме. В основу обучения языку, речи и правописанию  положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет  ребенку:

  а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

  б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно,  формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также  полноценно понимать чужие;

 в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

  1.         Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Авторами  отводится на изучение русского языка 45 часов и 5 резервных (5 часов неделю), в рабочей программе в календарно-тематическом планировании резервные уроки включены в общую систему уроков и всего 50 часов на изучение курса «Русский язык».

  1. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
  1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
  2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества  важно для  духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию  в процессе общения следует   рассматривать как  компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его  гражданственности.
  3. Язык – это явление культуры,  поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи  являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития  ребёнка, компонент становления его культурного облика.
  4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе  начального общего образования.

Предмет «Русский язык» в систематическом курсе представлен следующими содержательными линиями:

  • основы лингвистических знаний о языке (в области фонетики, графики, морфемики, грамматики) и формирование языковых умений;
  • основы речеведческих знаний и развитие речи (совершенствование речевой деятельности);
  • основы знаний по орфографии и пунктуации, становление орфографических и элементарных пунктуационных умений.

В силу особой значимости формирования у детей всех видов речевой деятельности в описании содержания курса отдельно представлен раздел «Виды речевой деятельности».

Практическая работа по развитию речи школьников (по совершенствованию их речевой деятельности) и освоение ими вопросов правописания осуществляется как при изучении специальных тем курса, так и на других уроках. В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.

  1. Результаты освоения предмета «Русский язык»

Планируемые предметные результаты

освоения программы 1-го класса

Ученик научится:

В области речи, речевой деятельности:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;

– пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);

– выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения;

– под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;

– осознавать наличие в речи разных задач общения: по-деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;

– создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;

– конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы;

В области освоения языка

(грамматики, фонетики, графики):

– различать слово и предложение;

– выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);

– различать слова по их функции (работе): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что?

какой? какая? какие и др.;

– различать звуки и буквы;

– выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5–6 звуков;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

– правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения.

В области письма

(орфографии и пунктуации, каллиграфии):

– обнаруживать орфограммы (≪опасные места≫) по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;

– правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);

– обозначать пробелами границы слов;

– писать большую букву в собственных именах;

– соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);

– правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;

– списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);

– под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

– правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами:

альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок;

– использовать приобретённые каллиграфические умения.

Ученик получит возможность научиться:

В области языка, речи, речевой деятельности:

– соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;

– замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;

– в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»;

– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;

– фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции (звуковых значков);

– читать записи, сделанные значками звуков, и осознанно переводить их в буквенные;

– различать деловые сообщения и словесные картинки; формулировать, о чём и что в них говорится;

– создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать;

– использовать записки в общении со сверстниками, с близкими, писать им короткие поздравления.

В области письма

(графики, орфографии, каллиграфии):

– обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й’], пропуски, перестановки и замены букв;

-нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;

– соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и неудачные начертания букв и их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего письма.

Планируемые результаты формирования

        универсальных учебных действий средствами предмета        

Русский язык на конец 1-го класса

Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам русского языка), наличие элементов познавательного

интереса.

Регулятивные УУД:

– понимать и принимать учебную задачу;

– использовать выделенные учителем ориентиры действия;

– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной, в том числе схематичной; использовать речь для регуляции своих действий;

– выполнять действия проверки.

Познавательные:

– понимать прочитанное, находить в сообщении учебника нужные сведения;

– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

– понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму (П-1);

– выполнять действия анализа, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки (П-2).

Коммуникативные:

– участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.

VI. Основные виды учебной деятельности

1. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю.

2. Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.

Содержание курса

Язык, речь, практика речевой деятельности.

 Речь(в том числе чтение и письмо) как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Речь

устная и письменная, особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Правильное, аккуратное и разборчивое письмо как условие понятности и вежливости письменной речи. Правильность и точность выражения мысли как важные качества хорошей речи. Понимание значения слов, правильное их использование, произношение и написание, выбор слов, интонации и других средств с учётом ситуации общения, стремление точнее передать свою мысль, своё чувство – проявление культуры человека. Родной язык и иностранные языки; речь на родном и иностранном языке.

Записка, письмо, телеграмма, поздравление: особенности их содержания, структуры и письменного оформления. Способы проявления вежливости, доброго отношения к человеку в

письменной речи. Правило поведения: чужие записки, письма читать нельзя.

Слово: морфология (общее знакомство, без терминологии).

 Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей и т. д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена.

Фонетика.

 Звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не употребляется) как способ обозначения звукового состава слов. Постановка ударения, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика.

Буквы как обозначения звуков; различение звуков и букв. Алфавит: названия букв и их последовательность ;использование алфавита в словарях. Способы обозначения твёрдости -мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я; й(обобщение).

Правописание (графика, орфография, пунктуация).

Орфограммы (≪опасные при письме места≫), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу; безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости.

Способы нахождения ≪опасных мест≫ и их указание в записанном тексте.

Овладение правилами правописания: прописная буква вначале предложения, в собственных именах; раздельное написание предлогов с другими словами; перенос слов; сочетания

жи-ши,  ча-ща,  чу-щу в положении под ударением.

Графические и орфографические неправильности (описки и ошибки) как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей.

Состав и последовательность действий списывания и письма под диктовку.

Тематическое планирование

Русский язык (50 ч)

Язык и речь – 16 ч

Фонетика. Графика. Орфография – 25 ч

Язык. Речь. Практика речевой деятельности – 9 ч

       VII. Поурочно-тематическое планирование1 класс (5 часов в неделю, 50 часов)

п/п

п/п

Тема урока

Содержание

образования

Основные виды деятельности

Формируемые умения/личностные качества

(планируемые результаты обучения)

Дом. задание

Дата проведения

личностные

метапредметные

предметные

3 четверть ( 16ч)                        Тема 1: Язык и речь (16ч.)

1

2-3

4

5

6

7

8

9

 

10

11

12

13

14

15

16

1.1

1.2-1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

 

 

1.8

 

1.9

 

1.10

1.11

 

1.12

 

1.13

1.14

1.15

 1.16

 

Знакомство с учебником

русского языка.

 

О нашей речи. (2ч.)

Повторение изученного о речи.

Роль слов в речи

 

Какие бывают слова? (6ч.)

Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощника-ми.

Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?

Знакомство с собственны-ми именами

Расширение сведений о собственных именах

Упражнение в выявлении и написании собственных имён.

Обобщение по теме.

Разные языки: родной

и иностран-ные. (2 ч.)

Какие бывают языки?

Кто такие переводчи-ки?

Речь устная и письменная (5 ч.)

Устная и письменная речь, оформление границ предложе-ния.

Выразитель-ность устной и письменной речи.

Раздельное написание слов в предложе-нии. Запятая при перечисле-нии.

Разграничение приставок и предлогов (без терминов)

Закрепление умения определять границы слов и предложе-ний, оформлять их при письме.

Название учебника, его структура,  условные обозначения, персонажи. Обсуждение письма авторов. Повторение сведений об «опасных при письме местах». 

Речь как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные картинки как разновидности речи. Уточнение действий при списывании, повторение изученных правил письма.

Создание собственных высказываний на основе различных источников. Наблюдение за использова-нием слов. Оформление мыслей  (предложе-ний)  в устной речи и  при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.

Части речи (без термина) как группы слов, отличающиеся значением и вопросами. Деление частей речи на самостояте-льные и служебные (предварительное знакомство без использова-ния терминов).

Значения имён существительных (без термина), отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; разграничение таких слов.

Значение и написание собственных имён.

Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, журналов как собственные имена.

Обучение проверке своих знаний и умений.

Знакомство с понятиями «родной язык», «иностран-ные языки». Русский язык как государственный (без термина).

Речь на родном и иностранном языке; знакомые книги иностран-ных авторов; роль переводчи-ков.

Особеннос-ти оформления мыслей (предложе-ний) в устной и письменной форме. Определе-ние количества предложе-ний в устной и письменной речи.

Использова-ние средств выразитель-ности устной и письменной речи. Разыгрыва-ние ситуаций. Словесное рисование.

Упражнение в выявлении и правильной записи слов-помощников.

Освоение способа разграничения приставок и предлогов; его применение при письме.

Упражнение в записи слов, предложе-ний, текстов.

Просматривают учебник, вычленяют  отдельные элементы, распознают детали, несущие информацию. Находят подтверждения слов из письма авторов. Обнаруживают в записи «опасные места».  Планируют процесс списывания и действуют по плану.

Анализируют модель речи, с опорой на неё строят сообщения. Участвуют в беседе. Вступают в общение с персонажами, отвечают на их вопросы. Сравнивают записи, группируют их, аргументируют  решение. Озвучивают рисунки, математические записи, используют средства выразительности устной речи. Конструируют предложения. Задают вопросы, выслушивают ответы, планируют свою речь, строят сообщения, рассказы.

- Анализируют

предложения, выявляют причины его неясности.

Читают вопрос-

заголовок, ставят задачи урока.

«Рассыпают» предложения на слова,

классифицируют

их в зависимости от вопроса и значения.

Делают вывод

о наличии в языке групп слов, обобщают сведения.

Анализируют

значения слов,

ставят вопросы

к словам, классифицируют их.

Конструируют

предложения,

находят

«опасные места»,

списывают, действуя по алгоритму;

моделируют

диктуемое

предложение и пишут

его под самодиктовку с опорой на модель.

Выявляют слова, значения которых тре-

буют уточнения;

обращаются к словарю,

находят в нём нужные слова. Анализируют

слова, выбирают

написание.

Читают сообщения,

находят

необходимые сведения.

Отвечают на

опросы

персонажей,

аргументируют

ответы. Находят

в учебнике требуемую

информацию, в том числе для

проверки своих знаний, умений,

объясняют свои действия; оценивают

их правильность;

определяют

своё отношение к выполняемым заданиям, оценивают

их трудность.

- Сравнивают

значения слова «язык», анализируют

ответ персонажа,

выявляют причину неправильности.

Анализируют

родственные

связи слов,

делают умозаключение

о значении слова.

Задают дома

вопросы по теме урока, ведут беседу,

определяют свою точку зрения.

Сравнивают

слова, произносимые на разных языках.

Читают, «добывают» ответ на вопрос учебника. Рассматривают

и сравнивают

обложки книг,

выявляют их авторов,

квалифицируют

книги как знакомые и незнакомые.

Списывают, действуя по освоенному алгоритму.

Находят слова в словаре, выписывают их. Анализируют

урок с точки зрения

приобретения новых сведений, обобщают

их.

- Анализируют

речевые ситуации, изображённые на ри-

сунках, разграничивают их

с точки зрения использования разновидностей речи.

Читают, выявляя новые сведения.

Определяют

границы предложений при зрительном восприятии текста,

передают их с помо-

щью языковых средств в устной речи и при письме.

Соотносят текст и его модельную запись,

схематически

записывают текст, воспринимаемый на слух. Создают

на основе рисунков словесную картину,

разыгрывают

ситуацию, используя средства выразительности уст-

ной речи.

Списывают и

пишут под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия.

Сравнивают

слова с одинаково звучащими приставками

и предлогами, по опорной схеме

формулируют способ

их разграничения и

применяют его

при письме.

- Учебно – познаватель-ный интерес, желание учиться.

Познаватель-ный интерес к учебному предмету.

- Учебно-познавательный

интерес, желание решить

учебную задачу и готовность выполнять для этого определённые действия.

-Представление о понятии «родной язык», о русском языке как государствен-ном («языке страны, где

живу»); осознание язы-

ка как средства общения,

себя как носителя языка,

своей гражданской идентичности и этнической принадлежнос-ти.

- Познаватель-ный интерес к предмету. Осознание

себя носителем языка; желание умело пользоваться

устной и письменной формами речи.

–Принимать учебную задачу, понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. (Р.)

- Осуществлять поиск информации в учебнике. Выполнять анализ, сопоставление информации, представленной в разной форме. (П.)

- Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

- Планировать свои высказывания, оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)

- Понимать информацию, представленную в модельной, словесной и изобразительной форме, переводить информацию из одной формы в другую. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. (П.)

-  Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. (К.)

– Участвовать в постановке учебной задачи, осознавать и принимать её.

Последовательно выполнять задания учителя,

точно следовать инструкции, фиксировать результаты; участвовать в оценке правильности выполнения. Планировать определённые действия, в том числе умственные, осуществлять взаимо- и самоконтроль; использовать

речь для регуляции своих действий. Оценивать трудность для себя выполненных заданий. (Р.)

– Читать и извлекать необходимую информацию, со-

относить её со своими наблюдениями; выделять новые сведения, осознавать

их как новые; осознавать

возникающие вопросы, задавать их, пользоваться

словарями учебника для поиска ответов. С помощью

приобретённой информации проверять и оценивать

свои предположения, действия. Переводить информацию, представленную

в табличной, модельной

форме в словесную.

Осуществлять наблюдение,

анализ, сравнение, классификацию, группировку,

конструирование, моделирование, умозаключения,

обобщения. (П)

– Участвовать в коллективной беседе, отвечать на задаваемые вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, выражать

свою точку зрения, аргументировать её, соблюдать

правила общения. (К)

– Действовать по инструкции, содержащейся в речи

учителя, в учебнике.

 (Р.)

– Находить нужную информацию в учебнике, использовать её в беседе.

Осознавать появление новых знаний, расширение

кругозора, положительно

оценивать этот факт.

Анализировать, сравнивать, обобщать полученные

сведения. (П)

– Осознавать, высказывать

и обосновывать свою точку зрения; стараться про-

являть терпимость по отношению к другим мнениям.

Задавать вопросы, вступать

в беседу, делиться приобретёнными знаниями с другими.

(К.)

– Осознавать учебную задачу, принимать её, планировать и выполнять необходимые действия для

её решения, учитывать при этом выделенные учителем ориентиры. Оценивать

правильность выполнения

учебных действий, адекватно воспринимать оценку

учителя. (Р.)

– Понимать информацию,

представленную в различной форме, соотносить её,

выражать в словесной форме. Читать информацию

учебника, вычленять новые сведения, использовать их

при решении практических

задач. Осознавать учебные затруднения, стараться преодолевать их.

Анализировать, сравнивать, моделировать, делать

умозаключения, выводы.

(П)

– Рассказывать и слушать собеседника, участвовать в диалоге; распределять

роли и выполнять совместную деятельность; проявлять доброжелательное от-

ношение к одноклассникам. (К)

Ориентироваться на страницах учебника и тетради-задачника, понимать их условные обозначения; списывать выполняя определённую последовательность действий.

Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. Вступать в беседу со взрослыми дома, задавать вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить сообщения, рассказы; планировать свою речь с помощью опорных слов.

Наблюдать за значением и назначением слов, осо-

знавать наличие различных групп слов.

Замечать слова, значение

которых требует уточнения,

спрашивать о них, смотреть их значение в

словаре учебника. Ставить вопросы к словам, разграничивать слова по значению и вопросам, относить их к определённой группе

слов (части речи). Вычленять среди

слов-названий

собственные имена,

писать их с большой

буквы. Списывать и писать под диктовку. Обращаться к словарю и правильно

писать осваиваемые «словарные» слова. Составлять предложения и короткие монологи.

- Отвечать на вопросы, находить ответы на вопросы тексте. Составлять предложения и короткие монологи. Ставить вопросы

к словам, разграничивать

слова по вопросам кто?

что? (закрепление), вы-

делять собственные имена и писать их с

большой буквы.

Списывать, выполняя из-

вестный план действий; выяснять написание слов

по словарю.

- Находить границы предложений. Строить предложения, правильно интонировать их в уст-

ной речи и оформлять в

письменной; читать предложения, ориентируясь на знаки препинания в конце предложений, наблю-

дать за знаками препи-

нания внутри предложений.

Определять количество

слов в предложении, узнавать слова-

помощники и писать предложения под

диктовку введённой

технологии, применять орфографические

правила (написания большой буквы, пред-

логов, ударных сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу). Группировать слова по

значению и вопросу (закрепление). Принимать содержание текста, выбирать более

точный заголовок из предложенных.

                         4 четверть (34ч)                                              Тема 2.                         Фонетика. Графика. Орфография (25ч.: 23/2р)

 

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.11

2.12

2.13

2.14

2.15

2.16

2.17

2.18

2.19

 

2.20

 

2.21

 

 2.22

 

2.23

2.24

2.25

Звуки русского языка (5ч.)

Звуки речи. Новый способ их обозначения.

Согласные парные и непарные по твёрдости – мягкости, глухости – звонкости.

Освоение нового способа обозначения звукового состава слов.

Звуковой анализ слов.

Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв.

Буквы русского алфавита (4ч.)

Знакомство с алфавитом.

Освоение алфавита.

Продолже-ние освоения алфавита.

Тренировка в расположении слов по алфавиту.

Звуки и буквы (9ч.: 8/1р.)

Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных.

Обозначение мягкости согласных с помощью ь.

Обозначение мягкости согласных разными способами.

Применение изученных правил письма.

Буквы е, ё, ю,я как способ обозначения звука ,]

Два способа обозначения звука ,] (закрепление

Обозначение звука ,] буквами.

Обозначение мягкости согласных и звука (й). (обобщение)

Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв.

Что значит правильно писать? (7ч.)

Правильное письмо – письмо без описок.

Правильное письмо – письмо без ошибок.

Обучение  проверке написанного.

Повторение изученных правил письма. Работа со словарём.

Проверочная фонетико- графическая работа и тренировочный диктант.

Письмо под диктовку. Обучение самопровер-ке.

Контроль-ный диктант с дополнительными заданиями.

Повторение изученного о звуках речи, характерис-тика звуков. Элементар-ная транскрип-ция .

Характерис-тика отдельных согласных звуков, их сопоставле-ние и обозначение новыми условными значками.

«Чтение» звуковых моделей, сопоставле-ние звуков, их характерис-тика. Исправление звуковых ошибок. Игры со звучащим словом.

Выделение отдельных звуков слова и их последовательности. Запись слов значками звуков, деление слов на слоги. Сопоставле-ние звуков и букв в словах, предупреж-дение смешения понятий «звук» и «буква».

Буквы как значки звуков. Алфавит: название букв, их последовательность. Обращение к словарям учебника как мотивация изучения алфавита; использова-ние алфавита при работе со словарями.

Выполнение различных упражнений в расположе-нии букв и слов по алфавиту. Работа над «словарными словами».

Упражнение в определении алфавитного порядка слов и их списывании; повторение правил письма.

Выполнение различных упражнений, работа с орфографи-ческим словарём.

Различение твёрдых и мягких согласных звуков; их обозначение на письме с помощью букв гласных Правописа-ние гласных в сочетаниях «жи–ши, ча–ща, чу–щу» (под ударением).

Сопоставле-ние двух способов обозначения мягкости согласных звуков. Обучение выбору нужного способа. 

Закрепление умения выбирать способ обозначения мягкости согласных. Перенос слов с ь.

Упражнение в различении звуков и букв и письме под диктовку.

Сопоставле-ние функций указанных букв. Повторение двух способов обозначения звука [й,] и правила выбора нужного способа.

Упражнение в выборе способа обозначения звука [й,].

Различение звуков и букв; звуковой анализ написанных слов. Выбор способа обозначения звука [й,]. Перенос слов с букой й.

Соотнесение звуков и букв при списывании и письме под диктовку. Применение освоенных правил письма. Обучение проверке написанного.

Описка как нарушение правильнос-ти речи, как препятствие для понимания. Разновидности описок, их выявление и способы исправления Мотивация самопровер-ки написанного.

Совершенствование речевых умений и орфографи-ческой зоркости; закрепление умения списывать. Освоение «словарных слов», повторение алфавита.

Тренировка в определении и обозначении границ предложе-ний, в применении изученных правил, в правильной записи словарных слов и списывании текста; обучение работе со словарём.

Выполнение фонетико-графических заданий на основе зрительно воспринимаемого текста. Обучение самооценке освоения материала. Тренировка в записи под диктовку.

Совершенствование умения писать под диктовку и проверять написанное

Выделять определённый звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам (по указанному признаку). Сравнивать и различать звуки по заданным характеристикам. «Читать» модельные записи слов; фиксировать звуковой состав слова значками транскрипции («значками звуков»).

Выявлять алфавитный порядок слов, располагать слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализировать порядок букв, слов, различать их последовательности как правильные или неправильные. Находить в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выяснять (проверять) буквы по словарю.

 

Сравнивать естественное звучание слова и его звучание Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков, (звука [й,]); выбирать нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. Различать правильные написания и неверные, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа (другого ученика), находить и исправлять ошибки. Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

Находить опечатки (описки) в тексте, выявлять их влияние на понимание мысли; делать вывод о необходимости проверки написанного. Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного.

Учебно-познаватель-ный

интерес (к изучению рус-

ского языка, к наблюдению

за его устройством), желание изучать предмет «Рус-

ский язык», положительное

отношение к учению.

Положительное отношение к учению, желание умело пользоваться русским

языком, грамотно говорить

и писать.

Учебно-познавательная

и социальная мотивация

учебных действий. Внутренняя готовность к выполнению учебных действий. Ориентация на соблюдение моральных норм: помощь другому в случае

затруднения.

Положительное отношение к учению; принятие позиции ученика. Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин

успеха или неудач. Чувство

уважения к себе как носителю языка и к тому, кто читает написанное.

Принимать и сохранять

учебную задачу, выполнять

последовательность действий для её решения; выполнять действия в матери-

ализованной громкоречевой форме. Осуществлять

контроль за выполнением

действий и их результатом;

оценивать правильность

выполнения различных

учебных действий. (Р)

– Находить необходимую

информацию в учебнике и практически использовать её, применять разные способы фиксации информации; понимать информацию, представленную в модельном виде,

работать с ней, вносить

коррективы.

Анализировать, моделировать,

сопоставлять, группировать, обобщать. (П)

– Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на

них; строить сообщения,

понятные для партнёра;

распределять роли в ситуации игры и совместных

учебных действий; контролировать действия партнёра; соблюдать правила общения. (К.)

– Осознавать учебную задачу и способ её решения. Планировать свои действия, проверять их и оценивать правильность выполнения, контролировать

результат. (Р.)

– Находить нужную информацию в материалах учебника, в словарях.

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию, преобразование материала. (П.)

– Осознавать, высказывать

и обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, договариваться и приходить к обще-

му решению; строить небольшие монологи. (К.)

– Принимать и сохранять

учебную задачу, осознавать необходимость последовательных действий, планировать их; использовать

речь для их регуляции; выполнять действия в громкоречевой и частично умственной форме. Понимать

и последовательно выполнять инструкции в устной и

письменной форме. Контролировать выполнение

последовательности действий и их результат. (Р.)

– Понимать информацию,

представленную в схематической форме, переводить 

её в словесную. Читать, выделяя нужную информацию, объяснять смысл прочитанного, выделять новые сведения, применять

их в практике пользования

языком. Анализировать, строить рассуждения,

устанавливать причинно-

следственные связи, делать выводы, формулировать их; обобщать языковой

материал по заданным критериям. (П.)

– Понимать трудности другого, учитывать их; строить

понятные для партнёра высказывания. Участвовать

в совместной деятельности, распределять выполняемые действия, взаимно

контролировать друг друга,

соблюдать правила общения. (К.)

– Осознавать учебную задачу, принимать её, стремиться к успешному её решению. Планировать свои

действия и выполнять их,

соблюдая инструкцию. Различать способ и результат

действия. Контролировать

процесс и результаты чужой и своей деятельности,

вносить коррективы, осуществлять самоконтроль.

Оценивать свою и коллективную деятельность; адек-

ватно воспринимать оценку учителя. (Р.)

– Осуществлять поиск необходимой информации на

страницах учебника, в том числе справочных, в словарях. Владеть общими способами решения конкретных учебных лингвистических задач.  Выполнять анализ, сравнение,

преобразование языкового

материала, текстов. (П.)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою

точку зрения, слушать чужую: оказывать взаимопомощь, осуществлять взаи-

моконтроль, проявлять понимание чужих затруднений, возможных причин

ошибок, доброжела-тельность. (К.)

Выявлять слово по характеристике его звуков (определённого звука); группировать слова с учётом характера звукового состава; составлять звуковые схемы слов, сравнивать их. Осознавать противоречие: звуковые схемы одинаковые,  а слова и звуки в них разные. Разграничивать буквы и звуки в словах, соотносить буквы и скрытые за ними звуки, классифицировать, группировать слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава.

Различать буквы русского и иностранного языков.

Сравнивать значения слов, уточнять их по словарю; наблюдать за расположением слов в словаре.

Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой.

Разграничивать описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознавать различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполнять эти действия. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. Различать звуки и буквы, анализировать звуки на основе восприятия письменного текста; находить в тексте, группировать слова по указанным признакам; выявлять недостаточно понятные слова.

Тема 3.         Язык. Речь. Практика речевой деятельности (9ч.: 8/1р.)

42.

43

 

44

45

46

47

48

 

49

50

 

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

Записки (2ч.)

Записка: её назначение и строение.

Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов.

Как пишут письма и телеграммы (4ч.: 3/1р.)

Письмо, его содержание, построение и оформление.

Написание письма учителю.

Телеграмма и её особенности.

Составление телеграмм.

Поздравления (2ч.)

Как пишут поздравле-ния.

Написание поздравлений друзьям, близким, учителю.

Перелиста-ем учебник. (1ч.)

Ситуации написания записок. Способы проявления вежливости в разных частях записки. Повторение изученных правил письма; проверка написанного

Конструиро-вание и самостояте-льное написание записок разных видов.

Ситуации написания писем. Формирова-ние умения писать письма, проверять и улучшать написанное.

Обучение сжатому формулиро-ванию и правильно-му письменно-му оформлению мысли.

Составление телеграмм.

Первичное знакомство со структурой поздравле-ния.

Обобщаю-щее повторение по страницам учебника; обсуждение успехов, трудностей и отношения  к урокам русского языка.

Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. Конструировать записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений; «сжимать» предложение до телеграммы; развёртывать телеграмму в предложение. Писать свои поздравления, записки, письма, выбирать обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи.

Социальная мотивация

учебных действий, ориентация на соблюдение

морально-этических норм:

внимательного отношения

к близким, заботы о них,

проявления к ним добрых

чувств, благодарности и т. д.

– Осознавать и принимать

учебную задачу, учитывать

выделенные учителем ориентиры действия. Планировать свои действия, содержание и оформление высказывания с учётом поставленных задач и условий общения. Осуществлять

контроль за результатом и

вносить необходимые коррективы. Оценивать продукт своей деятельности,

ориентируясь на адресата. (Р.)

– Принимать информацию,

полученную на слух или при

чтении учебника, осмысливать её и применять для

решения практических задач. Соотносить информацию, представленную в словесной и схематичной форме. Анализировать,

сравнивать, делать выводы, конструировать, преобразовывать материал с учётом меняющихся условий.

(П.)

– Строить монологические

высказывания определённых жанров, учитывая спе-

цифику как жанра, так и адресата (партнёра); использовать языковые средства с учётом коммуника-

тивных задач и условий общения, в том числе особенностей адресата. Использовать свойственные

письменной речи различные способы проявления

вежливости, а также своего

доброго отношения к адресату. (К.)

Получать информацию из учебника о названии записей (записка, телеграмма, письмо, поздравление), их строении и правилах оформления при письме. Редактировать записки, телеграммы, поздравления. Обсуждать правила письменного общения, способы проявления вежливости.

VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для учителя:

  1. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
  2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс . – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2015г.
  3. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс.  – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2015г.
  4. Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: материал для учителя
  5. .Соловейчик М. С. С 60    Русский  язык:  Оценка достижения  планируемых  результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония». Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

Для учащихся:

  1. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык «К тайнам нашего языка»  – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011 г.
  2. М.С.Соловейчик,  Н.С.Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 1 класс . - Смоленск,  «Ассоциация XXI век», 2015 г.
  3. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. 2015  г.

Лист регистрации изменений к рабочей программе ____________________________________________

                                                                                                                                              (название программы)

учителя _________________________

                                      (Ф.И.О. учителя)

№№

пп

Дата

Изменения

Причина

изменения

Суть изменения

Корректирующие действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа" (2 класс)

Планирование составлено на основе:Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.УМК "Перспективная начальная школа" (2 класс) М.: Академкнига / Учебник. 2012 ...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» 4 класс на 2015-2016 учебный год к учебнику В.П. Канакина,В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина

Рабочая программа по курсу «Русский язык»  4 класс на 2015-2016 учебный год к учебнику В.П. Канакина,В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «Школа России» 2015– 2016 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), авторской программы курса «Русский язык» В.П. Ка...