Открытый урок по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Морщинина Лариса Николаевна

Открытый урок по русскому языку в 3  классе. Тема: Удвоенные согласные в корне слова. Тип урока: урок закрепления изученного материала. Вид урока: деловая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_3_b_klasse.doc34.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 3 Б классе

Дата проведения: 17.02.10

Тема: Удвоенные согласные в корне слова.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.  

Вид урока: деловая игра.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, наблюдательность и логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и уважение к труду журналистов.

Оборудование: табличка на столе учителя «Главный редактор»; на столах учеников (на первой парте каждого ряда): «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации»; газеты; мультимедийный проектор.

Ход урока.

I. Оргмомент.

- Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты».

-А начнем мы наше заседание с сообщения, которое подготовил для нас сотрудник отдела информации Зубов Артем.

II. Ознакомительная беседа на тему: «Пресса, газета».

         - Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

Впервые в царской России стала печататься газета около трехсот лет тому назад. Она называлась «Ведомости». Первые номера этой газеты и писал, и редактировал сам царь Петр I.

В нашей стране есть газеты утренние и вечерние, ежедневные и те, что выходят через день и раз в неделю. Из газетных статей читатель узнает о важнейших событиях, происходящих как в нашей стране, так и в других странах. И у каждой газеты есть свои читатели.

III. Презентация школьной газеты.

- А о событиях, происходящих в нашей школе, мы узнаем из газеты, которую, вот уже второй год, выпускают ученики старших классов под руководством учителя русского языка и литературы Нины Игоревны Крюковой.

Пока она выходит небольшим тиражом, но есть ее и электронный вариант.

Показ слайдов:

  1. Номера газет. А в номере 5 за 2009 год есть заметка и о нашем классе.

Главный редактор газеты – Нина Игоревна.

IV. Ознакомление с условиями оценивания.

- Уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые блокноты и запишите число.

Результативность работы ваших отделов будет оцениваться по количеству набранных жетонов. Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и «зарабатывать» как можно больше жетонов.

На доске: 1 ряд «Отдел писем».

                  2 ряд «Отдел новостей».

                  3 ряд «Отдел информации».

(Прикреплять за правильный ответ жетон.)

V. Минута чистописания.

- Задание для всех отделов редакции:

Напишите каллиграфически те согласные буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения.

  1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный … (класс, сс – верхнее соединение).
  2. Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна, нн – верхнее соединение).
  3. Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлился, охрип. У меня, наверно, …(грипп, пп – верхнее соединение).
  4. Вдоль дороги по бокам липы, клены тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут… (аллеей, лл – нижнее соединение).
  5. Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам… (килограмм, мм – нижнее соединение).
  6. Шестой день недели … (суббота, бб – верхнее соединение).
  7. Их используют для приготовления сдобного теста, кваса… (дрожжи, жж – верхнее соединение).
  8. Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест…(корреспондент, рр – верхнее соединение).

Полученная запись в тетрадях детей: сс нн пп лл мм бб жж рр.

- Посмотрите на полученную запись в ваших блокнотах и определите тему сегодняшнего выпуска газеты.

(Правописание слов с удвоенными согласными.)

- В какой части слова находится удвоенная согласная буква в названных словах?

(В корне слова.)

- Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?

(Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой в корне надо запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.)

VI. Словарная работа.

- Нам необходимо подготовить материал для одной из страничек газеты, так как наши читатели с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, сканворды. Расшифруйте слова, написанные  на доске, запишите их в свои деловые блокноты: р у п г п а (группа)

                                  с р а з а к с (рассказ)

                                  о л г е к л а (коллега)

                                  и л ю с т л а р я ц и (иллюстрация)

                                  к о к л е л и т в (коллектив)

Проверка (каждый отдел дает ответ на один вопрос):

- Вопрос для отдела «Писем»: прочитайте слова, которые вы записали.

- Вопрос для отдела «Новостей»: какое слово лишнее? Почему?

(Лишнее слово «рассказ», так как удвоенная согласная буква пишется не в корне.)

- Вопрос для отдела «Информации»: какие еще орфограммы вам встретились при написании этих слов?

(В слове «рассказ» на конце пишется парная звонкая согласная «з». Проверочное слово рассказы.

В слове «коллега» в первом слоге пишется непроверяемая безударная гласная о.

В слове «иллюстрация» в слоге «ци» пишется гласная «и».

В слове «коллектив» пишутся непроверяемые безударные гласные «о», «е»; на конце слова парная звонкая согласная «в». Проверочное слово коллективы.)

VII. Физминутка.

- Прошу всех сотрудников собраться в моем кабинете. Настало время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету:

-читаем;

- используем как веер;

- скручиваем в трубку и смотрим, как в подзорную трубу;

- скрученной газетой «бьем мух».

VIII. Закрепление изученного материала.

  1. – В редакцию пришло письмо. Я  передаю его в отдел «Писем».

(Сотрудник отдела «Писем» зачитывает текст письма:

  « Слово ты перенеси,

   «Плюс» поставить поспеши,

   А не сможешь, так и знай,

   «Минус» ставь и не зевай.» )

- Если слово переносится, покажите «плюс» с помощью карандаша и ручки; если нет – «минус».

Задание выполняется устно. На компьютере через проектор слова по очереди «вылетают»: Одесса (Одес-са)

                                      терраса (тер-раса, терра-са)

                                      грамм (-)

                                      Жанна (Жан-на)

                                      балл (-)

-Так как же переносятся слова с удвоенной согласной в корне?

(Одна согласная остается на строчке, а вторая переносится.)

  1. – Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они должны не пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в этой роли. Приглашаются самые внимательные и грамотные сотрудники.

(3 ученика работают на компьютере на тренажерах)

3. – А мы в это время проведем словарную эстафету. Ведь люди, которые пишут тексты для газеты, должны иметь богатый словарный запас. Каждый сотрудник отдела записывает одно слово с удвоенной согласной буквой и передает листок сидящему сзади. Последний возвращает листок мне. Победителем будет считаться коллектив того отдела, который правильно и быстро напишет слова с удвоенной согласной.

-Итак, каковы же результаты.

(Дети читают слова, которые записали.)

  1. Гимнастика для глаз.

X. Творческая работа.

-Чтобы газету хотелось читать, материалы в ней должны быть разнообразными и интересными. Фотокорреспонденты Гараев Саша и Абабков Коля приготовили фотоматериал, а мы напишем к нему заметки в школьную газету. Рассказ должен быть небольшим, но с условием: используйте в нем как можно больше слов на изучаемую орфограмму. Корреспонденты одела «Писем» пишут заметку на тему: «Наш класс», отдел «Новостей» - «Экскурсия в парк», отдел «Информации» - «Спортивная семья».

  • Давайте послушаем, что у вас получилось.

1. «Наш класс».

Я учусь в третьем классе. У нас дружный коллектив. Мы проводим интересные утренники. Юннаты ухаживают за цветами. В субботу наш класс ходит в бассейн.

2. «Экскурсия в парк».

Вчера наш класс был на экскурсии. Группа ребят собирала осенние листья. На уроке русского языка мы составим рассказ об осени. В классном журнале появятся хорошие отметки.

3. «Спортивная семья».

В нашей семье любят спорт. Папа любит хоккей, мама играет в теннис. В субботу мы вместе идем в бассейн. Вечером возвращаемся домой на троллейбусе.

XI. Подведение итогов.

Награждение победителей по результатам всех этапов урока.

- Коллектив отдела «Информации» показал большую результативность работы, поэтому он получает премию в виде отметки «пять» в журнал.

Учитель начальных классов                                                     Л.Н.Морщинина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьная газета

Слайд 2

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ Крюкова Нина Игоревна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....