Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока по обучению грамоте Буква А, звук [а]. Перспектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_a_bukva_a.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

СТРАНА АБВГДейка

Уроки 21, 2 6. Звук [а]. Буквы А, а

Задачи: учить распознавать звук [а] и соответствующую букву, давать характеристику звука [а], правильно писать буквы Л, а; развивать навыки звукового анализа слов по алгоритму, умение соотносить букву и звук; формировать навыки работы с ребусами; прививать интерес к аналитико-синтетической работе, милосердное отношение к животным.

Формируемые УУД: распознавать звук [а] и соответствующую букву; давать характеристику звука [а]; правильно писать буквы А, а; разгадывать ребусы; выполнять звуковой анализ слов; работать в группах.

Ход уроков

I.        Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

II.        Эмоционально-волевая регуляция

(Все встают в круг, по очереди обращаются за помощью друг к другу. Например: «Мне трудно завязать шнурки на ботинках». Те, кто желает помочь, отзываются словами: «Я с удовольствием помогу тебе».)

III. Развитие речевого аппарата

1.Артикуляционная разминка

(Сильно надувать щёки, изо всех сил удерживая во рту воздух.)

2. Дыхательная гимнастика

(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)

3. Работа над дикцией

-        Повторите за мной.

Анна, аист, апельсин,

Ася, Вася, мандарин,

Азбука, аквамарин,

Атом, арфа, аспирин.

Аквамарин — драгоценный камень зеленовато-голубого цвета. (Учитель показывает положение губ при произнесении звука [а].)

IV. Мотивационно-целевой этап

  • Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а.)
  • Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа.)
  • Какой звук сегодня у нас в гостях? (Звук [а].)
  • Что вы можете рассказать об этом звуке?
  • Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [а], научиться писать соответствующие буквы.)

V. Работа по теме уроков

1. Работа по «Азбуке» (с. 68)

  • Рассмотрите рисунок на жёлтом фоне в правом верхнем углу страницы. Этот рисунок волшебный, потому что он поможет нам познакомиться с новым звуком и новой буквой.
  • Назовите птицу. (Аист.)
  • Произнесите слово по слогам.
  • Произнесите первый слог.
  • Что вы заметили? (Это гласный звук.)
  • Докажите. (При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, выходит свободно.)
  • Помогите мне выложить на наборном полотне звуковой состав слова аист.

Один из звуков этого слова мы сегодня заменим специальным знаком — буквой. Эта буква так и называется: а.

(Учитель заменяет на наборном полотне значок звука на букву.)

  • Прочитайте букву. Произнесите всё слово.
  • Разгадайте ребус. (Акула.)

(При необходимости учитель объясняет принцип разгадывания ребуса. Далее звуко-буквенный анализ слова акула.)

  • В каком месте слова находится звук [а]?
  • Разделите слово на слоги.
  • Произнесите слово с ударением.
  • Назовите ударный слог, ударный гласный звук.
  • Как определить ударный гласный звук?

2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 2-6)

—        Чем эта тетрадь отличается от предыдущей рабочей тетради?

(Учитель обращает внимание детей на особенности условных знаков.)

—        Для чего мы будем работать в прописях? (Чтобы научиться красиво и правильно писать буквы.)

- Рассмотрите рисунок на с. 4. Кто на нём изображён? (Пчела.)

  • Кто такая пчела? (Насекомое.)
  • Какую пользу приносит пчела? (Даёт мёд.)
  • О каком человеке говорят: «Трудолюбив, как пчела»?

—        Как можно объяснить пчеле дорогу к улью?
(Объяснение учителя сопровождается показом на доске, разлинованной соответствующим образом.)

  • Обведите дорогу пчелы к цветам.
  • Рассмотрите рисунок на с. 5.
  • Помогите кораблику доплыть до берега. (Учитель показывает на доске.)
  • На рисунке внизу обведите все недорисованные линии.
  • Что вы заметили? (Эти линии волнистые.)
  • Откройте прописи на с. 6.
  • Какое слово зашифровано с помощью рисунков? (Аист.)
  • Что обозначает схема, данная ниже? (Это звуковая схема слова аист.)
  • Разгадайте следующее слово. (Астра.)
  • Составьте звуковую схему слова астра.
  • Почему буква а написана красным цветом? (Потому что она обозначает гласный звук.)

-- Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам.

(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.)

  • Рассмотрите письменную строчную букву а в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
  • С какого элемента следует начать написание буквы?
  • Обведите образец.

Написание элементов письменной строчной буквы а сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания на доске, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают буквы и соединения букв. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

  • Посмотрите на свою работу. Подчеркните буквы, которые у вас лучше всего получилось написать.
  • Какие фрукты и овощи вы видите на рисунке снизу?
  • Назовите те из них, в названиях которых есть звук [а]. (Банан, груша, репа.)
  • Обозначьте звук [а] в этих словах буквой.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме уроков

1. Работа по «Азбуке» (с. 68)

(Учитель читает стихотворение.)

  • Кого лечил Айболит? (Всех животных.)
  • Кто пришёл к Айболиту? (Лиса.)

(Звуко-буквенный анализ слова лиса. Составление предложения по схеме.)

—        Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка.

(Работа в группах. Самооценка. Каждый рассказывает о своём участии в общем деле.)

2.  Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 7)

  • Что нарисовано в левом верхнем углу страницы? (Ананас.)
  • Составьте звуковую схему слова ананас.
  • Раскрасьте ананас.
  • Рассмотрите письменную прописную букву А в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
  • С какого элемента следует начать писать заглавную букву А!
  • Обведите образец.

(Написание элементов письменной прописной буквы А сначала в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием. Предварительно учитель показывает образец написания же, на диске ЭП. Затем учащиеся обводят и прописывают 5уквы и соединения букв. Учитель  оказывает индивидуальную помощь.)

  • Рассмотрите картинки внизу. Что на них изображено?
  • Напишите первые буквы этих слов.

(Повторение правила написания заглавной буквы в словах.)

VIII. Рефлексивно-оценочный этап

—        Назовите слова, которые начинаются на букву а.

  • Оцените свою работу на уроке.
  • Кому нужна помощь учителя?

IX. Подведение итогов уроков

  • Чем полезен был сегодняшний урок?
  • Чему вы научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].

Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....

Конспект урока по обучению грамоте. Буква Ц,ц. Звук [Ц].

конспект урока по обучению грамоте по новым стандартам....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."

Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н\'], буквы Н, н.

Цели урока:познакомить детей с согласными звуками [н], [н\'],  буквами Н, н;учить слышать эти звуки и давать им характеристику;вырабатывать навыки осознанного чтения;способствовать обогащению слов...

конспект урока по обучению грамоте по теме "Звуки [З],[C],буквы З,С

данный конспект урока поможет учителю в занимательной форме познакомить учащихся с понятием парные звонкие и глухие согласные...

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте.Буква и звук Зз

Цели урока: - познакомить с новыми звуками и буквой; формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения, деления слов на слоги- развивать фонематический слух, внимание, памя...