Омонимы.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Омонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass_omonimy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе                                                                                                                                Голубева О.А.

УМК:  “Начальная школа XXI века”.

Тема: Омонимы.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:  создать условия на уроке для знакомства с омонимами (их использование в речи)

Задачи:

Предметные: содействовать усвоению формулировки правила;

 упражнять в решении орфографических задач в соответствии с правилом;

содействовать формированию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;

Личностные:  воспитание культуры общения на уроке;

воспитывать интерес к уроку русского языка, как к учебному предмету;

Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение планировать свою деятельность на уроке; умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке;

Познавательные: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения, расширение лингвистического кругозора:

Коммуникативные: учить выражать свои мысли, учить работать в сотрудничестве со сверстниками и учителем

Оборудование:

учебник Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. – 2 класс. – часть 2

задания для диагностики

картинки с изображением слов-омонимов

разноуровневые цветные карточки

конверты (синонимы, антонимы, омонимы)

                                                              ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

-– Дети, вам тепло? (Да)

– В классе светло? (Да)

– Прозвенел уже звонок? (Да)

– Уже закончился урок? ( Нет)

– Только начался урок? (Да)

– Хотите учиться? (Да)

– Значит, можно всем садиться!

Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.

- Откройте тетради. Запишите число, пользуясь правилами красивого письма.

  1. Каллиграфическая минутка
  1. Мотивация.

- Как вы думаете, зачем нужно изучать русский язык?

  1. Решение графико-каллиграфических задач.

С - с

- Как называется общий для каждой пары элемент?

(полуовал)

3.Учебное действие

- Рассмотрите внимательно образец на доске и сформулируйте цели своей деятельности. (написать по образцу)

4. Контроль и оценка

- Карандашом подчеркните те буквы, которые соответствуют правилам красивого письма.

- Поменяйтесь тетрадями и подчеркните красивые буквы у соседа.

3)Словарная работа.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним словом, которое начинается с буквы «с»

- Подскажу немножко: Какой сегодня  день недели ? (среда).

- Прочтите слово орфографически. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

- Запишите слово в тетрадь.

-Каково лексическое значение слова СРЕДА?

- Что вы заметили, работая со словарным словом?

(два разных по лексическому значению слова пишутся и произносятся одинаково) (ОДИНАКОВО ЗВУЧАТ И ПИШУТСЯ, НО ИМЕЮТ РАЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ)

4)Стадия осмысления.

- Какой вывод можно сделать?

(Это два разных слова)

- Можем ли мы сказать, что это синонимы? Нет

-Почему?

- антонимы?нет

- Почему? Докажите.

- Мы открыли новые слова.

4)Постановка проблемы. Наблюдение  над ролью омонимов в нашей речи.

-Давайте проверим (на доске)

День, , тьма, замок, пруд,темнота, ночь, замок, , прут, коса,коса

_распределите слова парами

Тьма-темнота - синонимы

День-ночь –антонимы

Замок-замок, пруд-прут,коса-коса

-Можно сказать что это синонимы,антонимы?

А где мы можем узнать как называются эти слова? (в учебнике)

-Чтобы легче было запомнить правило попробуем преобразовать его в схему

Встают, приветствуют гостей

Проверяют готовность к уроку

Проверяют осанку

Записывают в тетрадь число

Свободные высказывания детей

Духовно-нравственное воспитание

Следят за осанкой

Записывают слова в тетрадь

Работа с орфографическим словарем

Прием «да-нетка»

Работа в паре

Работа с правилом стр. 68

Графическое преобразование информации

 

Регулятивные – волевая саморегуляция

Коммуникативные (умение строить высказывания)

Познавательные ( логический анализ)

Регулятивные – наблюдение

5) Первичное закрепление нового материала

Коса - прическа, инвентарь, часть суши

Лук - растение, стрелковое оружие

Ключ – от замка; источник, родник

- Это одно и тоже слово или разные? (одно слово, если оно многозначное должно иметь что-то общее в лексическом значении, а здесь ничего похожего нет – это 3 разных слова).

Вывод: каждое слово имеет свое значение. Как же называются такие слова?

с. 66 чтение правила

Слово омоним произошло от двух древнегречиских слов: омос – «одинаковый» и онима - имя

- Давайте устно составим предложение с каждым словом-омонимом.

Экологическое воспитание

Познавательные – умение находить информацию

Познавательные

Коммуникативные

5)первичное закрепление

 Цель: наблюдение за омонимами, пишущимися одинаково, имеющими разное значение, но различающиеся только ударением.

     - Обязательно ли омонимы должны произноситься и писаться одинаково? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к упражнению 2.

- Прочитайте предложение.

- Что называется словами замок, мука, атлас?

 - Что необходимо сделать со словом, значение которого не ясно?

Рубрика «Подсказка»

     Вывод: есть слова, которые похожи на письме, но если их произнести, то они  по звучанию (месту ударения)  не совпадают. Это омонимы.

- Запишите понравившееся предложение в тетрадь, поставьте знак ударения.

- Зачем нам в речи использовать слова – омонимы?

Работа по учебнику с. 67 упр 2

 

Списать, поставить знак ударения.

Запись предложений в тетрадь.

 

Познавательные (логический анализ)

   6)  Физминутка для осанки

 (учитель читает  стих, дети имитируют движения)

       « У нас славная осанка, мы свели лопатки,

         Мы походим на носках, а потом на пятках,

         Пойдём мягко, как лисята, ну, а если надоест,

         То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес».

   7) Наблюдение за омонимами-омофонами (Термин не вводится.)

Упр 3 с 67

Работа в парах

бык (животное) -- бык (крепление=каменное, деревянное=на котором держится мост).

На быках дед пахал в поле. Большой мост держался на шести каменных быках.

 овсянка (птица) -- овсянка (геркулесовая каша)

На берегу реки прыгало несколько рыженьких овсянок. В детстве мой папа любил кашу овсянку.

Апельсин – плод цитрусового дерева.

По реке проплывал плот.

Я люблю печь пироги.

В доме перекладывали печь. 

Топить корабль.

 Печку нужно топить.

 Я лечу горло.

Я лечу на самолете.

Познавательные (выделение существенных признаков)

( Игра «Почтовый ящик».

Разобрать слова и определить,  где синонимы, антонимы, омонимы.

Разнести по правильным адресам.

Адреса:

СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

ОМОНИМЫ

Смелый, храбрый.

Весёлый, грустный.

Опрятный, аккуратный.

Есть-принимать пищу, есть - быть, находиться.

Бык - животное, бык - опора моста.

Весёлый, радостный.

Холодный, горячий

Передовой, отсталый.

Дети, ребята.

Работа в группах

Повторить правила

работы в группе.

Познавательные (умение осмыслить задачу

Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве)

   8. Домашняя работа.

1)Выучить словарные слова 

По выбору:

2) с. 69 упр 6. Или с.67 упр 1

9. Рефлексия

Самым интересным для меня было…………

Что нам удалось узнать на уроке?

Теперь я умею…..

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Мне было трудно…..

Доволен ли ты своей работой?

- Как вы думаете,  зачем  надо изучать эту тему?

Итог урока. Выставление оценок

-  Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

Регулятивные: самооценка собственной учебной деятельности, фиксирование соотношения цели и результатов деятельности, определение степени своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.