«Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные предметы»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Гридина Елена Александровна

Конспект урока разработан и оформлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель: расширение представления об имени существительном как части речи, обозначающей предметы, явления природы, события, состояния, живые существа, сказочных героев: одушевленные и неодушевленные имена существительные. На уроке использовались   активные методы обучения, составляющие основу технологии проблемного диалога, так же применялись элементы групповой и игровой технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

VII Всероссийский конкурс  профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Гридина Елена Александровна, МОБУ СОШ  № 53 г. Сочи

Ход урока

Тема урока: «Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные предметы»

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ  1, 2, 1, 2*

Учитель:

- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, потому что хорошее настроение помогает узнать много нового и интересного.

звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем…»

- В какой город мы приехали на волшебном поезде? (Частиречинск)**.
- Почему он так называется? (Здесь живут части речи)

- В каком вагоне приехали наши друзья Ваня, Аня и Иван Иванович Самоваров? Как вы думаете, о чем будет наш урок?

Ученики: Высказывают свои предположения.

слайд 1

звук откл. по клику

УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схем;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации, в тексте, в справочной лит-ре.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре, в группе.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом презентации;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план и следовать ему);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к уроку, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ: (клик мышкой) 1, 3, 4, 5, 6, 2, 3, 1, 3, 1
   Орфографическая работа 

Ученики: (работа на индивидуальных листах)

- На какую улицу попали наши герои? Какие знания пригодятся нашим друзьям? (Знание словарных слов)

- Прочитайте слова. Определите лексическое значение каждого слова. Выпиши их в два столбика. Объясните, по какому признаку?

Ученики:  (вопросы кто?, что?, живое/неживое)

 Разгадывание ребуса «человек»

- Слово человек очень древнее. Уточнить его происхождение поможет вам историческая справка (работа с исторической справкой на индивидуальных листах) Что вас удивило? К какой группе слов вы отнесли это слово? Объясните свой выбор?

Определите цель нашего урока? (выслушиваются мнения детей)

слайд 2

по клику

3. ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ, ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. 

1, 3, 6, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 2, 3

Посмотрите, чей-то домик. И сколько книг! Здесь живет волшебник, одна из частей речи. А зовут его… Узнайте у него сами.

- Какие вопросы вы могли бы задать волшебнику?

- Как зовут волшебника?  Чему он может научить?
- Сегодня мы научимся определять,  какие слова в русском языке отвечают на вопрос что?, а какие на вопрос что? Узнаем, к какой части речи они относятся и как научным языком называются.

слайд 3

включить

звукозапись

Волшебник  умеет превращаться во все, что существует, в то, что можно увидеть, услышать или почувствовать. Смотрите! (появление предметов: дерево, дождь, радуга, собака, Катя, папа, стол, компьютер…..)
В какие слова превратился волшебник? Определите их лексическое значение (человек, явление природы, игрушки, растения, животные, вещи…)

Есть один седой старик.

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлету,

В кактус, в зонтик и ракету,        

В тапочки, в слова, в конфеты

Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ. 

Ах, какой старик восхитительный,

Его имя    СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ !!!

- Как зовут нашего волшебника? (существительное)

- Как можно сказать одним словом, во что, он умеет превращаться? (предметы)

- Вот мы и сделали первое открытие:

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предметы.

4. Знакомство с новым, уточнение представлений о существительном:

3, 5, 1, 2, 3, 4, 2, 4, 3

Работа в парах

- Договоритесь с соседом и распределите слова на 2-е  группы,

1 - кто? и 2 - что?

Какие затруднения возникли при распределении слов?

 - Какие вопросы вы хотели бы задать дедушке Существительному?

  ( - Чебурашка  – это кто или что?)
-
Поможем дедушке Существительному рассказать о себе, 

(формулирование правила) и вы узнаете ответ на свой вопрос. 

Физкультминутка «Кто/что?» (по типу игры «Съедобное – несъедобное»)

5. Первичное закрепление во внешней речи: 
«Жужжащее» чтение стихотворения Т. Рик. Выразительное чтение вслух.

- В какие слова из стихотворения  может превратиться дедушка Существительное?

слайд 4

по клику

мяч

раздаточ.

материал

6. Применение знаний. Работа в группах с фронтальной проверкой:
1, 3, 4, 5, 1, 2, 3, 4, 2, 3, 4, 2, 3

Работа в микрогруппах (по 4 человека)

- Распределите обязанности в группе. Выпишите  слова в заданную тематическую группу. Что вы заметили?  Задайте вопрос к словам.

- Определите еще один признак объединения слов в группу (живое/неживое).

- Сделайте вывод. Подготовьте сообщение.

раздаточ.

материал

7. Знакомство с новым. Введение понятия «одушевленное\ неодушевленное» 1, 3, 4, 5, 6, 1, 2, 3, 4, 2, 3

- Какие группы предметов отвечают на вопрос кто? (животные, люди….)

- Как можно назвать их общим понятием (живые существа).

- Какие затруднения у вас возникли при выполнении задания?

(Какой вопрос задать  к группе сказочные персонажи )

- Давайте обратимся за помощью к дедушке Имя существительное.

 Введение понятия одушевленные имена существительные.

Аналогично вводится понятие неодушевленные имена существительные.

слайды 4,

10-12

гиперссылки

возврат по стрелке

8. Составление схемы - правила, при необходимости – используем подсказки по гиперссылкам. 1, 2, 3,4, 5, 2, 3, 4, 1, 2

- Что Вас удивило в этом правиле? (к одушевлённым именам существительным относятся герои сказок )

- Что обозначают одушевлённые имена существительные? (названия живых существ: людей, животных, рыб, птиц)

-Что нового вы узнали из правила? (к одушевлённым именам существительным относятся названия сказочных персонажей )

-Что обозначают неодушевлённые имена существительные?(неживые предметы, растения, явления природы)

На какой вопрос отвечают? (Что?)

слайд 8

по клику

9. Первичное закрепление: 1, 3, 2, 4, 3 

 - А теперь каждый из вас будет волшебником. Замените одну букву в слове так, чтобы оно отвечало на вопрос кто? (устная работа)
- Что вы можете сказать о словах левого столбика? Правого?

слайд 6

по клику

10. Проверка усвоения (работа по учебнику)

1, 3, 4, 2, 4, 3 

Упр-е № 104, стр. 80. Игра «Кто это? Что это?»

- По очереди показывайте друг другу один из предметов, на рисунке и записывайте название этого предмета.

- Выигрывает та пара, которая запишет больше имен существительных.

- Все ли существительные вы смогли найти?

слайд 7

11. Рефлексия: 1, 2, 3, 2, 4, 1, 3

- Что вам запомнилось на уроке?
- Что больше всего понравилось?

- Что удивило?

- Оцените свою деятельность на уроке (солнышки-смайлики)
- Хотели бы вы встретиться с Дедушкой Существительным ещё раз?

слайд 9

авто

12. Домашнее задание: Учебник с. 79, упражнение 103

Ссылки и используемая литература:

  • За основу презентации взята презентация Смирновой М.А.

 http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=126991&tmpl=lib&page=2

  • Учебник «Русский язык», авт.  Л.Ф. Климанова,  Т.Б. Бабушкина, 2 класс. В 2 ч. Ч.2, изд-во «Просвещение»,2012 г.
  • Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: 1996;
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-2-й кл. - М.: 2003
  • http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=410477 .
  • http://www.lenagold.ru/fon/clipart/d/dom.html 
  • CD: Векторный клипарт CorelDRAW

                        



Подписи к слайдам:

Игра «Кто это? Что это?»
Кто это?
Что
это?
Слон, мальчики, дети, сын, мама,
женщина, птицы, воробьи…
Фрукты, магазин, зоопарк, ограда,
корзина, ананасы, яблоки…
сказочные герои
Незнайка
Баба-Яга
Буратино
ул. Словарная
,
а
о
век
Превращения
Замените одну букву в словах так,
чтобы они отвечали на вопрос
кто?


кто?
вол
цапля
зверь
рак
сом
что?
кол
капля
дверь
мак
дом
Молодцы!
живые существа
лев
Катя
папа
Частиречинск
какой?
какая?
какое?
что делать?
кто? что?
Кто? Что?
Одушевлённые
существительные отвечают на вопрос
кто?

и обозначают
животных и людей
,
героев сказок
.
Неодушевлённые
существительные отвечают на вопрос
что?

и обозначают
предметы, явления природы, события
.
предметы, явления природы, события
дерево,
радуга, дождь
праздник
молоток
книги
Имя существительное
Имя существительное
- часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы
кто? что?
До свидания!
Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные и могу помочь другим.
Я считаю, что научился различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, но мне ещё нужна помощь.
Я считаю, что было трудно на уроке.
Имя
существительное
дерево
собака
дождь
радуга
папа
компьютер
стол
Чебурашка
праздник
Катя
Это я узнал на уроке:
Имя существительное -
часть речи
Обозначает
Отвечает:
?
?
одуш
. сущ.
неодуш
. сущ.
1. животных
1. предметы
2. людей
2.
явления природы
3. героев сказок
3. события
предмет
кто
что
Ссылки:
За основу презентации взята презентация Смирновой М.А.

http://www.it-
n
.
ru
/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=126991&tmpl=lib&page=2
Рик
Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное!
-
М.: 1996;
Узорова
О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-2-й
кл
. - М.: 2003
http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=410477
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/d/dom.html
CD:
Векторный клипарт
CorelDRAW

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Технологическая карта урока Имена существительные одушевленные и неодушевленные 3 кл.

Технологическая карта урока "Имена существительные одушевленные и неодушевленные" в 3 кл. составлена в соответствии с ФГОС НОО...

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных. Научить использовать приобрете...

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные одушевленные и неодушевленные...

Повторение знаний об имени существительном. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Учебный предмет: русский языкКласс: 4Тема урока: Повторение знаний об имени существительном. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.Тип урока: общеметодологической направленности.Цели уро...