Повторение знаний об имени существительном. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Лашкова Людмила

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: Повторение знаний об имени существительном. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цели урока: повторить изученный материал об имени существительном; актуализировать знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Планируемые результаты: находить имена существительные среди других частей речи, рассказывать по плану об имени существительном, определять особенности: одушевленное, неодушевленное, работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу и работу товарищей.

Методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Техническое обеспечение: презентация к уроку, электронная доска, сигнальные карточки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный  предмет:  русский язык 
Класс:  
4 
Тема урока:
Повторение знаний об имени существительном. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Тип урока:  общеметодологической направленности.
Цели урока:  повторить изученный материал об имени существительном; актуализировать знания об одушевленных  и неодушевленных именах существительных.

Планируемые результаты:  находить  имена существительные среди других частей речи, рассказывать по плану об имени существительном, определять  особенности: одушевленное, неодушевленное, работать  в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу и работу товарищей.
Методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть,  авторы Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Техническое обеспечение: презентация к уроку, электронная доска, сигнальные карточки.

Учитель: Л. А. Лашкова

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап. Мотивация.

Цель этапа: 
- мотивировать к изучению темы.

Работа с высказыванием писателя Александра Ивановича Куприна о русском языке.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением 
от нечего делать, а насущной необходимостью. 
                 Александр Иванович Куприн

Вы согласны с этим высказыванием? Почему?

Дети высказывают свои мысли по поводу этого высказывания, свое согласие или несогласие с ним.

Личностные:
- проявлять интерес к изучению предмета «Русский язык»
Коммуникативные:
- умение  слушать;
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. 
Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:    

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

Запишем слова в качестве орфографической разминки с комментированием.

Сердце, узкий, щучья, едкий, сумма, тростник, водомерка, интересный, трос, Египет, лестница, (ь) нож, орех, ельник.

Какой большой раздел мы изучаем?

Проверка д/з – дома вы должны были подобрать к предложенным словам родственные, но относящиеся к другим частям речи.  Проверим.

Части речи можно разделить на 2 большие группы: какие?

 Перечислите самостоятельные части речи.  Перечислите служебные части речи.

Сегодня мы вспомним то, что знаем об одной части речи.

Если вы из разминки возьмёте первые буквы каждого слова, то получите название этой части речи.

 Какое слово получилось?

Определите тему урока. (слайд)

Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов.

Учебник, стр. 3 – название раздела, темы урока.

Какое предложение подсказывает нам  цель урока?

Вспомните план ответа о части речи.

Расскажите по плану об имени существительном.

Прочитайте пословицу:

  • Язык хлебом кормит и дело портит.

- Объясните её смысл

- Назовите имена существительные.

-Назовите их грамматические признаки. (пользуемся памяткой на внутренней стороне обложки)

На этом уроке мы подробно поговорим об одном из грамматических признаках существительного. О каком, вы мне сейчас скажите, посмотрев на два столбика слов на слайде.

автобус
лестница
облако

гитара

пианист

балерина

дирижёр

певица

Почему вы так решили?

Дети называют орфограмму  в слове, объясняют, как проверить.

Самопроверка по слайду.

Части речи

Самостоятельные (значимые) и служебные.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение

Предлог, союз, частица

Имя существительное

Части речи.

Имя существительное.

Повторяем то, что знаем. (слайд)

1.Общее грамматическое значение

2.Грамматические признаки (морфологические)

3.Роль в предложении                                              

Существительное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет,  отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Грамматические признаки имени существительного:

Имя нарицательное или имя собственное,

одушевлённость, склонение, род, число, падеж.

В предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства.

Неосторожно сказанное слово может привести к ссоре близких людей, конфликту в семье, в школе, на работе, разрыву отношений. В устах человека мудрого и гуманного Слово рождает добро, положительный настрой, вследствие чего и дело будет идти слаженно, удачно (т. е хлебом кормит).

 Язык – нариц., неодуш., м.р., 2 скл., И.п., ед.ч.

Хлебом – нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Т.п., ед.ч.

Дело - нариц., неодуш., с.р., 2 скл., В .п., ед.ч.

В первом столбике неодушевленные существительные, во втором – одушевленные существительные.

   Одушевленные им. сущ. отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные имена сущ. отвечают на вопрос что?

Личностные:
- оценивать результат собственной деятельности. 
Регулятивные умения:
- планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- строить монологическое высказывание.
Предметные умения:

- закреплять умение проверять изученные орфограммы;

- закрепить знания о частях речи; уметь по плану рассказывать об имени существительном.

                                                                         3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:

- закрепить знания о грамматической категории имени существительного «одушевленность-неодушевленность»

 Учебник, стр. 3, упр. 2

- прочитать задание

- самостоятельная работа

 До проверки:

Прочитайте вслух рассуждения Вани на стр. 4

У кого записаны те же слова, что и у Вани?

Кто не согласен с Ваней? Докажите своё мнение.

Сделайте вывод: какие имена существительные в русском языке относятся к одушевленным, какие – к неодушевленным?

(Слайд – помощник)

Физкультминутка

Учебник, стр. 4, упр. 3

Прочитайте задание. Как вы его поняли?

Какая часть слова поможет вам образовать одушевленные имена существительные?

Как называются слова в каждой паре?

Прочитайте слова самостоятельно. От каких слов вам сложно образовать одушевленные имена существительные?

Кто сможет помочь?

(Виноград – виноградарь, горн – горнист)

Для тех, кто выполнил задание раньше – дополнительно – слова:

Вокал - …, библиотека - …, двор - …., живопись - …, лес - …., море - …, трактор - …. , стиль - ….

Проверка в парах по слайду

Игра «Одушевленные – неодушевленные» Учитель читает слова, если существительное одушевленное – встают мальчики, неодушевленное – встают девочки.

Дорога, песня, курица, дождь, кулинар, небо, кукла, снеговик – 2 последних слова – проблема!

Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое - неживое совпадает с  грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.

Работа с таблицей

Одушевлённые имена существительные

Неодушевлённые имена существительные

Названия людей и животных

Названия растений

Названия богов (Зевс, Гера, Афродита…)

Названия предметов неживой природы

Названия мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной…)

Названия планет по имени богов  (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун)

Названия фигур в шашках и шахматах (ферзь, король, …)

Названия игрушек, механизмов, изображений человека (кукла, робот…), а так же сказочных героев (Снеговик, Снегурочка…)

Обозначения (характеристики) людей через названия предметов (тряпка, тюфяк, пенёк …)

Слова «мертвец», «покойник»

Слово «труп»

Какие «открытия» вы для себя сделали?

 Одушевленные существительные: птицы, звери, рябчик, тетерев.

Неодушевленные существительные: снег, следы, брусника, черника, полянка, кустики, ель, сосна, трава.

 

Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос КТО?; неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?

Суффикс

Однокоренные

Видимо, дети назовут слова: виноград, горн

Дети проверяют работу соседа по парте, пользуясь слайдом

Личностные:
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые    коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Познавательные: 

уметь строить рассуждения.
- Регулятивные:
   
- адекватно оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные:
- адекватно взаимодействовать в паре  при выполнении учебного задания.
Предметные:

-определять одушевленные и неодушевленные имена существительные;

-образовывать новые слова с помощью суффиксов;- познакомится с особенными случаями одушевленных существительных

4 этап.   Этап включения изученного в систему знаний.

Цель этапа:   
- использовать 
приобретённые знания и умения
при выполнении задания;
- выполнять учебное
действие в соответствии  с учебным заданием;
- представлять результат
своей деятельности
. 

Какое слово в каждой группе – лишнее? Почему?

  • школьник, директор, птица, учитель, доска, биолог;
  • мастерская, топор, станок, слесарь, молоток, отвёртка;
  • леший, растение, русалка, кукла, ангел;
  • водяной, водитель, вода, водовоз;
  • снегоход, снег, Снегурочка, подснежник.

 

.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи.

5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: 
- учить соотносить
полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат
своей деятельности;
- оценивать результат
учебной деятельности.

Знания о какой части речи мы воспроизводили сегодня на уроке?

Какие имена существительные относят к одушевленным? К неодушевленным?

- Оцените свою работу на уроке.   

Д./З.  Упр. 4, стр. 4 - 5

Дети рисуют две вертикальные линии, крестиками отмечают на первой линии – качество знаний по теме урока, на второй линии – свое эмоциональное состояние после проведенного урока.

Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
- Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный  результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели урока:продолжить формировать умение различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значе...

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....