Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Представляю вам "Технологическую карту урока по русскому языку для 3 класса на тему «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 913.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Образовательная организация: ГБОУ школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
Учитель: Ковалева Елизавета Романовна
Дата проведения
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.
Модуль: Русский язык
Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.»
Цель урока: создать условия для повторения и расширения знаний о грамматических признаках имен существительных (одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные).
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявлять интерес к изучению темы;
- Осознание успешности при повторении темы
Предметные:
-формирование представления о грамматических признаках имен существительных (одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные);
-формирование умения различать имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные;
- формирование навыка распределять имена существительные на группы: существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные;
-формирование практических умений работы с классификацией по грамматическим признакам имен существительных.
-использовать приобретенные знания в самостоятельной работе.
Метапредметные:
Познавательные:
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
- анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно следовать алгоритму.
Коммуникативные:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения;
- планировать действия по решению учебной задачи.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи урока:
- изучить грамматические признаки существительных одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных;
- сформировать представление о роли имен существительных и их грамматических признаков в жизни человека;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Образовательные технологии:
- Информационно-коммуникационная технология (работа с презентацией)
- Технология проблемного обучения (приём «Обучение в диалоге»)
- Технология развивающего обучения (приёмы развития психических процессов)
- Здоровьесберегающая технология
Межпредметные связи: Литературное чтение.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | |||
Организационный этап | Проверяет готовность к уроку. -Проверьте свою готовность к уроку. Учебник, тетрадь в линейку, пенал. | Осуществляют самоконтроль готовности уроку. | Понимают необходимость готовности к уроку. Знают, какие предметы подготовить к уроку русского языка. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять положительное отношение к одноклассникам; - проявлять внимание на протяжении всего урока; - развивать доброжелательность по отношению к окружающим; - формировать готовность к сотрудничеству. Регулятивные: - осуществлять пошаговый и итоговый контроль; - уметь оценивать правильность выполнения собственных действий; - осуществлять самоконтроль; - понимать учебно-познавательную задачу и следовать ей до конца учебных действий; - настраиваться на успешную, плодотворную работу; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; - объективно оценивать результаты своей работы. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - ориентироваться в учебнике, бережно к нему относиться; - осознанно читать текст и строить ответы на вопросы. Коммуникативные: -умение высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других; - излагать свои мысли в устной форме. -вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы); - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
Мотивация к учебной деятельности | Организует осознанное вхождение в пространство учебной деятельности. Прочитаем высказывание российского автора множества статей о русском языке и толковых словарей Владимира Ветвицкого: «Имя существительное — это главный руководитель всего грамматического оркестра». -Как вы понимаете это выражение? Кто является руководителем оркестра? А кто является руководителем нашей речи? Верно, без него не было бы и других частей речи. К примеру, имени прилагательного. Так как многие слова образовываются от имени существительного. Например: свет (существительное) – светлый (прилагательное). (На слайде) Хотели бы вы сегодня повторить и уточнить знания об этой важной части речи, которую называют "руководителем оркестра"? | Настраиваются на работу на уроке. Определяют личностный смысл учения. | Выделяют существенную информацию из схемы. Умеют пользоваться учебником. Работают в диалоге. | |
Пальчиковая гимнастика | Организует гимнастику для рук. -Сейчас покажите мне свои руки Выполним разминку. Наши пальчики — артисты: (сжимать и разжимать пальцы обеих рук) Пианисты, баянисты, (пальцы обеих рук выполняют движения, соответствующие игре на перечисленных музыкальных инструментах) Скрипачи и трубачи, (поочередное соединение всех пальцев с большим) Гитаристы, гармонисты, — (то же в обратном порядке) Все хорошие артисты (поочередное соединение всех пальцев с большим) Музыканты хоть куда, (то же в обратном порядке) Веселят народ всегда! (хлопать в ладоши). | Выполняют пальчиковую гимнастику. | Понимают смысл применения гимнастики на уроке русского языка. Выполняют действия по инструкции. | |
Актуализация знаний | Организует работу в тетрадях. -Откройте тетради в линейку. Пропустите две строки. Запишите сегодняшнее число, месяц. На следующей строке запишите, классная работа. Образец на доске. Подчеркните опасные места. Чистописание. -На следующей рабочей строке запишите буквосочетания, повторите до конца строки. Обведите простым карандашом буквосочетание, которое получилось аккуратнее всего. Словарный диктант. -На следующей строке запишите Словарь: Запишите слова под диктовку: заяц, завод, земляника. Поставьте ударение, подчеркните опасные места. Сверьте свою работу с образцом на доске, исправьте ошибки при необходимости. Посмотрите, какой частью речи являются все эти слова? Поставим вопрос кто? что? Верно, имя существительное! Какие признаки есть у имени существительного? Давайте это мы и повторим! Имя существительное обозначает предмет в широком смысле слова: это конкретные предметы-ручка, стол, либо живые существа-люди и животные. Также растения, явления природы. | Повторяют учебный материал, который потребуется при решении учебной задачи. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия. Работают в тетрадях. Выполняют чистописание и словарный диктант. | Актуализируют и применяют раннее полученные знания. Формулируют ответы на заданные вопросы. Соблюдают правила оформления письменной работы в тетради. Умеют использовать образец при выполнении заданий. Записывают слова под диктовку, ставят ударение, делят на слоги. Умеют выполнять самопроверку по образцу. | |
Самоопределение к деятельности. Целеполагание | Объявление темы урока. Постановка цели урока. А сейчас посмотрите на доску Перед вами 2 предложения. Какой частью речи является слово малыш? Почему существительное малыш в этих предложениях пишется по-разному?
#1042; нашей семье появился малыш. #1050;отёнок Малыш громко замурлыкал. В первом предложение слово малыш обозначает ребенка, во втором - прозвище котенка. Какие признаки есть у имен существительных? Давайте вспомним! В первом предложении существительное одушевлённое или неодушевлённое? Собственное или нарицательное? (сопровождается наглядностью на доске) И сегодня на уроке нам предстоит повторить признаки имен существительных. Так какая же будет тема нашего урока? Посмотрите на экран. Поставим перед собой цель: повторить признаки имен существительных: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные. Ставят цель, по опорным словам, на слайде. Определим задачи нашего урока. Посмотрите на слайд. Повторим признаки имен существительных: 1. одушевленных и неодушевленных, #1089;обственных и нарицательных; Научимся различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; | Выполняют пальчиковую гимнастику. | Понимают смысл применения гимнастики на уроке русского языка. Выполняют действия по инструкции. | |
Работа по теме урока | Организует работу с учебником. -Откройте страницу 12 учебника. Посмотрим на упр.15 Вставим пропущенные буквы. Выходим к доске по одному, вставляем буквы. Поставим вопрос к словам, на какие две группы разделились слова? Первая группа одушевленные, вторая неодушевленные. Запишем эти группы. 1 ряд пишет одушевленные, а 2 ряд неодушевленные. Проверим! Вспомним правило на стр.12. Выполнили мы первую поставленную задачу? Да! Отметим в маршруте урока: Кто все выполнил поставьте 1 балл, У кого не получилось 0 баллов. | Слушают. Отвечают. С помощью учителя формулируют цель урока. | Учатся выражать свои мысли и предположения, рассуждать. Применяют раннее полученные знания. | |
Физминутка | Организует динамическую паузу. Если слово отвечает на вопросы «кто?» и «что?», то мы дружно приседаем, чтоб не видел нас никто. Прилагательным в ответ мы рукой помашем вслед. А когда глагол услышим, сесть за парту надо тише. | Работают с учебником. Читают, осмысляют прочитанное. Работают с упражнением. | Умеют работать с учебником. Понимают и различают виды речи. | |
Закрепление знаний | Организует продолжение работы по теме урока. Переходим ко второй задаче. Возьмем карточку №1 Перед вами слова, их нужно распределить на 2 группы. Чтобы это сделать, слушайте меня внимательно! Вокруг нас огромное множество предметов: деревья, люди, города, книги, животные. Так, словом книга мы называем любую книгу, хотя они могут отличаться содержанием и размерами. Словом, стол называются все столы, какие бы они не были: и письменный, и обеденный, и кухонный, и операционный. Существительные, называющие однородные предметы, называются нарицательными. Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей. Так же и с другими предметами. Существительные, называющие единичные предметы являются именами собственными. Слово “собственный” происходит от старославянского собьство, что означает “свое”, “личное”. Русское слово “нарицательный” образовалось от старославянского слова нарицати – называть. Вот так появились собственные и нарицательные имена существительные. На какие группы их можно разделить? Верно, на собственные и нарицательные. Обратите внимание, имена собственные мы записываем с заглавной буквы. Мы выполнили вторую задачу. Отметим в маршруте урока: Кто все выполнил поставьте 1 балл, У кого не получилось 0 баллов. Перейдем к 3 задаче. Важно уметь различать признаки имен существительных. Для этого возьмите карточку №2 Самостоятельно выполните тест. У кого 5 правильных ответов, поставьте 5 баллов в маршруте урока, У кого 4-4 балла, 3-3 балла, 2-2 балла. | Выполняют гимнастику под музыку. | Выполняют действия по инструкции. | |
Рефлексия | Создает условия для рефлексии учащимися результатов и процесса деятельности на уроке. -Вспомним тему сегодняшнего урока? -Какая цель была урока? -Добились ли мы поставленной цели? Кто же руководитель оркестра, какая часть речи? Какие признаки есть у имени существительного? А вы сегодня тоже были руководителями, только не оркестра, а ваших знаний. -Оцените свою работу на уроке. Посчитайте свои баллы: У кого 7 баллов, тот получает оценку 5 У кого 6-5 - оценка 4, 4- оценка 3, 3-2- оценка 2. Вы большие молодцы. Спасибо! | Отвечают. Выполняют упражнение. Фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении действия. | Предполагают. Учатся решать предметные задачи. Отвечают на вопросы. Умеют оформлять записи в тетради. | |
Маршрут урока
ФИ: __________________________________________
Баллы: | |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Тест | |
Общее количество: |
Достигнута ли цель? Да/ нет
Карточка №1.
(Р, р)ека, (Н, н)ева, (Ц, ц)веток, (Р. р)омашка, (С, с)трана, (Р, р)оссия, (С, с)обака, (Ж, ж)учка, (К, к)омпьютер, (С, с)ерёжа, (Б, б)асня, (М, м)осквич, (Я, я)рославль, (Н, н)ебо, (М, м)арс, (К, к)осмонавт.
Карточка №1.
(Р, р)ека, (Н, н)ева, (Ц, ц)веток, (Р. р)омашка, (С, с)трана, (Р, р)оссия, (С, с)обака, (Ж, ж)учка, (К, к)омпьютер, (С, с)ерёжа, (Б, б)асня, (М, м)осквич, (Я, я)рославль, (Н, н)ебо, (М, м)арс, (К, к)осмонавт.
Карточка №1.
(Р, р)ека, (Н, н)ева, (Ц, ц)веток, (Р. р)омашка, (С, с)трана, (Р, р)оссия, (С, с)обака, (Ж, ж)учка, (К, к)омпьютер, (С, с)ерёжа, (Б, б)асня, (М, м)осквич, (Я, я)рославль, (Н, н)ебо, (М, м)арс, (К, к)осмонавт.
Карточка №1.
(Р, р)ека, (Н, н)ева, (Ц, ц)веток, (Р. р)омашка, (С, с)трана, (Р, р)оссия, (С, с)обака, (Ж, ж)учка, (К, к)омпьютер, (С, с)ерёжа, (Б, б)асня, (М, м)осквич, (Я, я)рославль, (Н, н)ебо, (М, м)арс, (К, к)осмонавт.
Карточка №2
1. Какие слова пишутся с большой буквы?
а) отчества
б) названия деревьев и цветов
в) названия улиц и городов
2. Найди имена собственные:
а) гроза, снег, дождь;
б) Москва, Анна, Волга;
в) собака, кошка, корова;
г) март, январь, июль;
3. В каких словах допущены ошибки?
а) оля, Вишня, Девочка, воронеж;
б) Река, Собака, иванов, Луна;
в) Петров, заяц, Дима, Алексеевна.
4.
Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос?
а) кто?
б) что?
Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос?
а) что?
б) кто?
5. Найди группу слов, состоящую только из одушевленных существительных
а) директор, бабочка, дельфин, папа
б) солнце, туча, дождь, магазин, холодно
в) бег, тарелка, туфля, красивый, др
Домашнее задание:
5-4 балла: стр.17 упр. 26
3-2 балла: стр.12 упр. 16, стр. 15 упр. 22
Локальный нормативный акт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе на тему "Связь имени прилагательного с именем существительным".
Цель урока: способствовать ознакомлению с переносным значением имён прилагательных, развитию умения определять значение имен прилагательных; создать условия для формирования умения задавать вопрос к и...

Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 3 класс. Автор - Иванов С.В. Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Данный урок проводится в 3 классе по программе "Начальная школа ХХI века" во второй четверти. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС НОО....
Технологическая карта урока по русскому языку. тема "Одушевленные и неодушквленные имена существительные" работа с детьми ОВЗ
разработка урока с детьми ОВЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4
урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...

Технологическая карта урока с презентацией на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Технологическая карта урока с презентацией на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"...

Технологическая карта урока по русскому языку, 4 класс Тема: Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.
Научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; определять падеж и склонение имен существительных...
