Порядок разбора глагола по составу
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Яшина Екатерина Олеговна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. Порядок разбора глагола по составу. Знакоство с алгоритмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_rus_4kl_ur117-korr.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 4 «Е»класс.

Тема: Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

Цель: Формировать умение разбирать на части глаголы с помощью алгоритма.

Задачи:

Образовательные: Формировать умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы глагольных форм, устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков;

Развивающие: Развить чувство языка на основе познания законов строения слов (форм глаголов) и понимать их внутреннее (структурного) содержание.

Воспитательные: Прививать интерес к русскому языку.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Напишите «Число,Классная работа».

Языковая разминка.

1. Запишите под диктовку:

Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. (К. Паустовский)

2. Объясните постановку знаков препинания в предложении, составить схему.

3. Разберите по составу прилагательные. Задание: подобрать по одному слову с такими же суффиксами.

При помощи каких суффиксов образовали прилогательные?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова:

– Какая еще часть речи кроме прилогательных присутствует в схемах? (Глаголы.)  придумайте к схемам глаголов слова.

– Какова будет тема нашего урока?

– Какие цели перед собой поставим?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Открытие знаний.

Откройте учебники на странице 110 Упр. 292. Прочитайте задание. (Списывают.)

Ученики выписывают глагол «роняет».

Образец рассуждения:

Глагол стоит в форме настоящего времени, 3-го л., ед.ч. На это указывает окончание -ет. Основа слова роняя-.

Поставлю глагол в неопределённую форму ронять. Выделяю суффикс неопределённой формы -ть. Он также не входит в основу. Затем глагольный суффикс -я-. Подберу однокоренные слова: урон, уронить. Корень -рон-.

– С чего мы начинали разбор глагола по составу? (С окончания.)

– Какие суффиксы глаголов вы знаете? Какие из них образуют неопределённую форму глаголов? Возвратную форму? Форму прошедшего времени?

2. Работа с памяткой и алгоритмом.

1.  Прочитайте памятку на с. 111 «Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу». Покажите на схеме, какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят.

Методическая рекомендация:  Мы придерживаемся той точки зрения, что суффикс -ся (сь) входит в основу глагола, так как вносит дополнительный оттенок значения в слово (себя, на себя, для себя, в своих интересах и т.п.). 

2.  Прочитайте порядок разбора глагола по составу (с. 111).

– Так ли мы действовали, разбирая глагол роняет?

– Назовите ключевое слово каждого этапа разбора:

1) Форма.(что здесь самое важное?)

2) Не входят в основу. ( на что обращаем внимание?)

3) Основа.

4) Корень.( Что находим в основе?)

5) Приставка, суффикс.

– Чем порядок разбора глагола по составу отличается от разбора имени существительного?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Развитие умений

Упражнение в определении формы глагола на основе анализа его структуры (схемы).

Прочитайте задание в упражнении 293.

После выполнения упражнения ученики отвечают на вопросы (с. 112).

Для ответа на вопросы нужно помнить, что у каждой формы есть свои показатели формы (окончания, суффиксы -ть, -л, -ся/-сь), они сходные у всех глаголов этих форм. А лексическое значение глагола выражено в основе (прежде всего в корне и приставке), оно у каждого слова своё.

Упр. 294 выполняется на доске по заданию. (Что вы можете сказать о глаголах, форма глаголов.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

V. Итог урока.

  • Чему учились на уроке?
  • По какому алгоритму разбирали глаголы по составу? Назовите ключевые?

VI. Рефлексия

Карточки со смайликами.

VII. Домашнее задание.

Правило страница 111 выучить

Упражнение 295.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"

Цель:  научить обучающихся разбирать глагол по составу.Задачи:развивать умения видеть в слове его части;учить объяснять условия выбора орфограмм;воспитывать интерес к родному языку.Оборудование: ...

конспект урока по теме "Порядок разбора слов по составу"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу" (образовательная система "Школа 2100")...

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

"Порядок разбора слова по составу" урок русского языка в 3 классе "Школа 2100"

Урок  русского языка по программе  «Школа-2100» в 3 классе, с использованием интерактивной доски....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Состав слова. Порядок разбора слова по составу"

Данный урок разработан с учётом требований ФГОС.  К уроку составлена презентация. Проведение урока  возможно при использовании любого УМК....