Конспект урока Виды предложений по цели высказывания 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Рыбкина Наталья Викторовна

Конспект урока по русскому языку тема "Виды предложений по цели высказывания"  3 класс УМК "Школа России" . Представлена технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx8.51 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Рыбкина Наталья Викторовна МБОУ СОШ №1 г. Лакинск

УМК  "Школа России"

Предметная область русский язык

Класс:  3 класс, 2 урок

Тема Виды предложений по цели высказывания

 4  Цели урока - Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видами предложений по цели высказывания, развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно

       5.     Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

       -  способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности  при          определении задач урока, в ходе планирования работы с упражнением, при выполнении задания по развитию речи;

- способствовать развитию чувства прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- способствовать формированию  интереса к изучению языка, гордости за родной язык;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- обеспечить условия для развития умений самостоятельно формулировать тему и цель урока;

- способствовать развитию рефлексивных навыков, навыков работы по алгоритму и составленному плану;

Познавательные УУД:

- обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между словами в речи и в составе предложения;

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, формулировать выводы о видах предложений по цели высказывания;

- обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной  информации, выделять главное при выборе предложений по цели высказывания и знаков препинания в конце их, правильного выбора интонации;

- способствовать развитию творческих умений при работе с текстом;

Коммуникативые УУД:

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко, точно  и аргументировано выражать свои мысли, делая выводы по уроку;

- Способствовать развитию волевых качеств учащихся при работе в парах;

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- актуализировать знания видах предложений по цели высказывания;

- создать условия для включения  учащихся в деятельность по знакомству с разными видами предложений по цели высказывания, правильному использованию их  речи предложений;

- продолжить формирование навыков работы с предложением и орфографически правильного письма;

10. Оборудование урока (интерактивная доска,  презентация к уроку, видео с игровым заданием)

11.  Ход урока

I этап. Организационный момент. Настрой урока.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок.

- Как настроение?  Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.

-  Сегодня к нам на урок пришли гости, сказочные герои. Вы их узнали? Поможет нам кроссворд:

http://learningapps.org/view1497777

 Они просят помощи - они не умеют записывать предложения. Научим их? Отлично! А все будем им помогать?

ЧИСТОПИСАНИЕ

каждый герой принес слово, запишем их ( у доски и в тетрадях)

зима, наступит, скоро

II этап. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

- Чтобы помочь героям вам придётся потрудиться.

зима, наступит, скоро

работа в парах

- Что вы видите? Это предложения или просто слова? Докажите.

Слайд Предложения

Слова связаны по смыслу

Выражают законченную мысль

- Что можно сделать с этими словами?

- Составьте и запишите предложения.

- Как герои, которые пришли к нам произнесут эти предложения и почему? 

http://learningapps.org/watch?v=pwghii17t01

(Снегурочка – очень любит и ждет зиму. Зайка – любит любое время года. Незнайка всё время задает вопросы.)

- Как на письме можно показать интонацию предложений?

работа в парах -

- Какие бывают предложения?

 Какая может быть цель у предложения? (что-то сообщить – повествовательные, что-то спросить – вопросительные, побудить к действию – побудительные)

- Чем отличаются эти предложения друг от друга? Дайте им характеристику.

III этап. Сообщение темы и целей урока.

Работа в парах

- помогли мы героям? А какая же тема нашего урока?

Слайд с темой урока "Виды предложений по цели высказывания"

Этап  целеполагания

Вам нужно разобраться, какие предложения по цели высказывания записаны.

1 ряд выписывает повествовательные предложения,

2 ряд – побудительные предложения,

3 ряд – вопросительные предложения.

Зима – таинственное и волшебное время года.

Помоги птицам зимой.

Чем рисует мороз?

Береги родную природу.

В поле белеет пороша.

Кто оставил следы на снегу?

Проверка: взаимопроверка. (Оцените работу своего товарища с помощью сигнальной карточки.)

слайд с правильно распределенными предложениями

Вывод. Какие бывают предложения по цели высказывания?

по цели

повествовательные

побудительные

вопросительные

2) Виды предложений по интонации.

- Какие предложения по интонации мы записали? (невосклицательные)

- Попробуйте сделать предложение “Помоги птицам зимой” восклицательным.

- Какой знак препинания теперь поставим в конце предложения? (!)

- Запишите это предложение. Отметьте все орфограммы. Приготовьтесь устно доказать выбор букв.

Помоги птицам зимой!

Вывод. Какие же предложения бывают по интонации?

по интонации

восклицательные

невосклицательные

проверим себя выполнив задание

http://learningapps.org/view1496390

IV. Физкультминутка.

Раздаётся звук колокольчика.

– Как вы думаете, ребята, что это за сигнал? Правильно, пора делать физпаузу. Давайте сегодня сделаем упражнение “Цапля”.

Очень трудно так стоять,

Ногу вниз не опускать,

Не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(Во время проговаривания стихов дети стоят на одной ноге, руки разведены в стороны. Можно изменить позу и выполнить упражнение ещё раз).

Кстати, каких слов больше всего в этом стишке? На какой вопрос они отвечают?

V этап. Закрепление.

Работа у доски.

- Запишем предложения от кажлого героя, какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в зимнем лесу? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)  

(ответы детей) + слайд

VI этап. закрепление полученных знаний Герои принесли нам свою любимую игру.

Игра на доске, правильно определить вид предложения и знак препинания в конце него.

VII этап.  Итог урока

Итог подводится в форме игра “Ромашка”, на лепестках которой с одной стороны вопросы по теме, с обратной стороны слово (конец !) поделено на буквы. Дети отрывают по одному лепестку , устно отвечают на вопрос, лепесток вывешивают на доску.

 вопросов на лепестках:

Оно состоит из слов и выражает законченную мысль?

Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения, если произносится с вопросительной интонацией?

Как называется вид предложения , если в нём сообщается о чём либо?

Какие предложения мы называем ПОБУДИТЕЛЬНЫМИ

Если один ученик затрудняется, то ему помогает класс.

VIII этап.     Рефлексия.

Что нового для себя каждый из вас узнал на уроке?

Молодцы, вы были очень активны, старались. Героям понравилось на уроке, они просят вас

придумать небольшой текст для них,  в котором будут все виды предложений, о которых мы говорили на уроке. На странице сайта ВикиВладимир «Проект учащихся 3 класса» разместить домашнее задание по уроку «Виды предложений по цели высказывания»

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:%D0%A0%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%92



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Лакинск

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  

3 КЛАСС,  УМК «ШКОЛА РОССИИ»

        Учитель начальных классов

Первой  квалификационной категории

Рыбкина Наталья Викторовна

2014-2015 уч. год

Предметная область: Русский язык

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

 Тема:  Виды предложений по цели высказывания

         4  Цели урока - Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видами предложений по цели высказывания, развивать умение  находить их в тексте и составлять самостоятельно

       5.     Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

       -  способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности  при          определении задач урока, в ходе планирования работы с упражнением, при выполнении задания по развитию речи;

- способствовать развитию чувства прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- способствовать формированию  интереса к изучению языка, гордости за родной язык;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- обеспечить условия для развития умений самостоятельно формулировать тему и цель урока;

- способствовать развитию рефлексивных навыков, навыков работы по алгоритму и составленному плану;

Познавательные УУД:

- обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между словами в речи и в составе предложения;

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, формулировать выводы о видах предложений по цели высказывания;

- обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной  информации, выделять главное при выборе предложений по цели высказывания и знаков препинания в конце их, правильного выбора интонации;

- способствовать развитию творческих умений при работе с текстом;

Коммуникативые УУД:

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко, точно  и аргументировано выражать свои мысли, делая выводы по уроку;

- Способствовать развитию волевых качеств учащихся при работе в парах;

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- актуализировать знания видах предложений по цели высказывания;

- создать условия для включения  учащихся в деятельность по знакомству с разными видами предложений по цели высказывания, правильному использованию их  речи предложений;

- продолжить формирование навыков работы с предложением и орфографически правильного письма;

Оборудование:

- интерактивная доска;

- презентация к уроку

-  видео с игровым заданием

                       Содержание взаимодействия педагога и учащихся

                       

№ п/п

этапы урока

ЭОР

деятельность учителя

деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1

Организационный момент. Настрой урока.

http://learningapps.org/view1497777

1-2 мин

Создает эмоциональный настрой

Мотивирует учащихся на изучение родного языка, побуждает к высказыванию своего мнения

Отвечают хором на приветствие, приветствуют одноклассников улыбкой

Высказывают свое мнение, вступая в диалог

Личностные (включение в учебный процесс, мотивация учения)

2

Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

http://learningapps.org/watch?v=pwghii17t01

Организует беседу на понимание темы урока, актуализирует знания учащихся о роли значимых частей слова. Включает учащихся в диалог, подводящий к определению темы урока

Демонстрируют знания о предложении, изученные ранее. В диалоге определяют предмет изучения

Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, умение поддерживать разговор на заданную  тему)

Познавательные УУД (осуществлять анализ высказываний и приходить к общему выводу)

Личностные УУД (опора на знания учащихся, полученные ранее)

3

Сообщение темы и целей урока.

Через побуждающий  диалог подводит к  размышлению над возникшей проблемой

В сотворчестве с учителем составляют план выполнения задания, выполняют задание самостоятельно обоснованно доказывают правильность выполнения задания, размышляют над возникшей проблемой

Познавательные: Общеучебные (поиск и выделение информации);

 Логические (анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных); построение логической цепи рассуждений;

доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование).

Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий), способность фиксировать учебную проблему;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по выдвижению предположения

4

Целеполагание

Побуждает учащихся к активной формулировке цели урока

Организует работу в парах, нацеливая на самостоятельное определение задач урока из множества предложенных

В сотворчестве с учителем формулируют цель урока

Работая в паре, выбирают те предложения , которые соотносятся с темой и целью урока

Регулятивные: целеполагание, постановка, принятие и сохранение учебных задач;

Познавательные: Общеучебные (умение структурировать знание, формулирование познавательной цели);

Логические - анализ задач с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению учебных задач.

5

Закрепление полученных знаний

http://learningapps.org/view1496390

На основе детских наблюдений и выводов с помощью подводящего диалога учитель подводит детей к формулировке правила

Организует проверку правильности сделанных выводов, их полноту

Организует текущую рефлексию предметных знаний и умений

Сопоставляют различные виды предложений делают вывод, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания

Доводят сделанный вывод до одноклассников.

Ученики, отвечая на вопросы учителя, используя свои наблюдения и выводы, формулируют правило

Высказывают предположения  о возможном названии различных видов предложений

Определяют уровень полученных знаний и умений на данном этапе

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: Общеучебные (обработка информации, сличение ее с имеющейся информацией, поиска недостающих данных);

Логические (анализ с целью выделения признаков синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для обобщения; подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей);

Действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем Коммуникативные:

инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске, обработке и представлению  информации; управление поведением партнера

7

Итог урока

Учитель создает ситуацию самопознания себя каждым учащимся через серию вопросов

Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, познают себя, своё внутреннее состояние от урока

Регулятивные:

Оценка  своих  достижений на уроке в личностном плане.

8

Рефлексия

В ходе диалога учитель выявляет уровень осознания учащимися содержания пройденного материала.

Учащиеся, отвечая на вопросы итоговой рефлексии, демонстрируют уровень осознания содержания пройденного материала.

Регулятивные: контроль, самоконтроль, самооценка деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено)

9

Домашнее задания

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title

Учитель обращает внимание детей на особенности задания, актуализирует знания видах предложений по цели высказывания

Ученики слушают задание, намечают порядок работы, вспоминают, для себя делают вывод о своей нужности (для героев – роль помощников)

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество со сверстниками

Прогнозируемые  результаты урока:

Личностные:

- ученики научатся  уважительно относиться к родному языку, осознавать себя носителем языковой культуры- ученики научатся уважительно относиться к мыслям других людей, учитывать разные точки зрения;

- ученики получат возможность для проявления широкого интереса к изучению секретов родного языка

Регулятивные:

- ученики научатся работать по алгоритму

- ученики научатся контролировать и оценивать свою работу и работу своей пары;

- ученики получат возможность научиться принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку своей работы.

Познавательные:

- ученики научатся ориентироваться в объеме текстовой информации при работе с текстами заданий, выделять главное;

- ученики получат возможность исследовать языковой материал, наблюдать и делать выводы на основе установления причинно-следственных связей;

- ученики получат возможность решать творческие и познавательные задачи;

Коммуникативные:

- ученики научатся работать в парах;

- ученики получат возможность научиться участвовать в диалоге на заданную тему, грамотно, четко, точно  и аргументированно выражать свои мысли

Предметные:

- ученики познакомятся с видами предложений по цели высказывания и знаками препинания в конце них;

- ученики научатся грамотно составлять различные по видам предложения и  употреблять их в речи;

- ученики закрепят навыки орфографически правильного письма;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Урок русского языка.Тема урока: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений.

Цель : формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать уме...

конспект урока "Виды предложений по цели высказывания"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. УМК "Школа России"...

Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания".

УМК "Школа России" Урок в 3-м классе , с презентацией....

Презентация к уроку "Виды предложений по цели высказывания"

Использую в презентации путешествие по сказкам А.С.Пушкина....

План-конспект урока русского языка. Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания»

План-конспект урока русского языкаКласс: 3 Учебник (УМК): В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с., («Школа России&raq...