Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Елистратова Наталья Борисовна

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческая разработка47.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Системно-деятельностный подход на уроке русского языка

Знакомство с орфограммой

«Проверяемые согласные на конце слова»

Графическое обозначение орфограммы. 

Выведение алгоритма проверки. »

(УМК «Школа 2100», 2 класс)

        Выполнила Елистратова Н. Б.

МБОУ «СОШ № 49»        

Новокузнецк, 2015

Оглавление.

1

Введение

3

2

Проект урока по русскому языку «Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы». Выведение алгоритма проверки.

5

3

Заключение

11

4

Список литературы

12

5

Приложение

13

Введение.

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

Введение ФГОС – это новый этап модернизации Российского образования.

Основа стандарта – системно-деятельностный подход в обучении.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов.

Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, учебный материал группируется вокруг этих проблем.

Меняется роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно ученик не просто сидит и слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик становится субъектом деятельности.

Фиксированного содержания образования ФГОС не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученик в той или иной информации, а не к ученику: «Возьми мои знания!»

Роль учителя начальных классов, реализующего требования ФГОС НОО, заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. УУД – важное психолого-педагогическое понятие. УУД не привязаны к конкретной теме, учебному предмету. Назначение УУД – жизненная успешность человека. Формируются внутри учебного процесса за счет и благодаря учебному знанию, опыту учебной деятельности, учебной коммуникации.

Ведущая идея курса «Русский язык. Родной язык» - изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.

Познавательная цель предполагает:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
  • открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
  • формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, ее составляющих – звуках речи, слове, предложении.

Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:

  • формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников;
  • формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения.

Данный проект урока разработан с опорой на теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников и с учетом требований к организации урока в системно-деятельном подходе.

Тема урока: Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.

Цели урока:

  1. Обучающая: формирование способностей учащихся уметь находить способ проверки буквы согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной  орфограммой, вывести алгоритм проверки;
  2. Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету русский язык;
  3. Воспитательная: воспитание умения работать в группе, способствовать умению осуществлять оценку и самооценку.

Ход урока:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация знаний.

  1. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.

Игра “Что мы едим?”

- Вспомните “съедобные” слова, в которых есть непроверяемая орфограмма – буква гласного в корне. Все вместе мы запишем слово и попробуем определить, откуда оно пришло в русский язык и что обозначает.

Пельмени (фин.: пель – “ухо”; нянь – “хлеб”; “хлебное ухо”);

Салат (из франц.: “солите”, “соленая зелень”);

Окорок (общеслав.: с помощью приставки о-от от слова корк – ноги; “вокруг ноги”, то есть, мясо вокруг задней или передней ноги);

Ветчина (др.-русск.: “ветхий”, “ветьшина”, мясо копченого несвежего свиного окорока);

Конфеты (лат.: “конфектум” – приготовление лекарства).

- Как легче запомнить написание слов? (Окорок – 3 буквы О, Салат – две буквы А).

- В каком слове букв больше, чем звуков? Почему? (Пельмени).

- Какую орфограмму в нем подчеркнем? (Мягкий знак в середине и в конце слова для обозначения мягкости согласных).

- Вспомните, какие слова вы выписали из упражнения 237 (в домашнем задании). Прочитайте (Морж – Моржу, спросит – спросил, жар – жару, холодный – от холода, дрожь – дрожу, скажет – сказал).

- Сколько таких слов нашли?

- Какую орфограмму подчеркнули в них? (Проверяемую букву безударного гласного в корне слова).

- Что помогло вам успешно справиться с заданием? (Умение действовать по алгоритму при проверке буквы безударного гласного в корне слова).

- Как проверить букву безударного гласного в корне слова? (Надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы проверяемый безударный звук стал ударным). 

  1. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи.

3.1. Проблемная ситуация.

- Прочитайте слова: арбуз, ананас;

- Что общего у этих слов? (Это съедобные слова, названия фруктов, оба словарные слова, без ударения пишется буква А);

- Запишите транскрипцию этих слов (арбуз - [арбус], ананас - [ананас]). Что вы заметили? (мы слышим одинаковые звуки в конце слов – звук [с]).

- А какие буквы пишутся? (Разные).

- Подумайте, почему? (Затрудняются ответить)

- Почему вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?

3.2. Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.

- Что обнаружилось на уроке в ходе выполнения задания? (Противоречие);

- Что происходит с буквами согласных на конце слова?

- Чего мы не знаем? (Мы не знаем, почему одинаковые звуки  передаются разными буквами);

- А теперь я сотру эти буквы. Как быть, если мы не знаем, какую букву писать? На этот вопрос и будем искать ответ;

- Какую учебную задачу поставим на уроке? (Научиться находить орфограмму – букву согласного в конце слова, графически обозначать ее и писать слова с данной орфограммой, подбирать проверочные слова).

  1. Поиск решения учебной задачи

  1. Групповая работа

Задание для первой группы.

Выполните задание.

План работы:

  1. Прочитайте слова: клюв, клад, народ, этаж.
  2. Подберите слово, которое называет не один предмет, а много.
  3. Запишите эти слова в тетрадь.
  4. Сделайте вывод.

Задание для второй группы.

Выполните задание.

План работы:

  1. Прочитайте слова: стриж, дуб, столб, сад.
  2. Подберите однокоренное слово.
  3. Запишите эти слова в тетрадь.
  4. Сделайте вывод.

Задание для третьей группы.

Выполните задание.

План работы:

1.        Прочитайте слова: алмаз, багаж, приз, склад.

2.        Подставьте к этим словам слово “нет”.

3.        Запишите эти слова в тетрадь.

4.        Сделайте вывод.

4.2. Предъявление результатов.

1 группа предъявляет результат (К словам клюв, клад, народ, этаж мы подобрали слова, которые называют не один предмет, а много (клювы, клады, народы, этажи). В этих словах после согласного звука появился гласный).

2 группа предъявляет результат (К словам стриж, дуб, столб, сад подобрали однокоренные слова (стрижата, дубок, столбик, садовая). В этих словах после согласного звука появился гласный).

3 группа предъявляет результат (К словам алмаз, багаж, приз, склад мы подставили слово “нет” (нет багажа, нет алмаза, нет приза, нет склада). В этих словах после согласного звука появился гласный).

  1. Общий вывод

Букву согласного на конце слова мы можем проверить. Слова, которые мы подобрали, являются проверочными.

  1. Физкультминутка. (См. САНПиНы, упражнения для снятия утомления с туловища).

  1.  Работа по учебнику.

- Сравните свой вывод с выводом, который дан в учебнике.

6.1. Знакомство с правилом с. 152, 153 (учащиеся читают правило по учебнику)

Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, надо изменить это слово так, чтобы после согласного звука появился гласный. Например: клюв – клювы. Чтобы легче было проверять написание выбери один из трех способов:

  1. Можно подобрать однокоренное слово: клюв – клювик.
  2. Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много: груз – грузы.
  3. Можно подставить слово “нет”: клад – нет клада.

  1. Первичное воспроизведение нового знания.
  1. Учащиеся работают по парам

А можно нам абстрактно записать алгоритм так, чтобы эта модель работала как способ проверки? (Да).

Ед. число

Множ. число

         ˄

нет

Пользуясь алгоритмами, выполни следующее задание

- Допиши слово и дополни предложение из столбика, который написан ниже:

Это наш свирепый ____________________

Вот могучий _________________________

Вот двугорбый наш ___________________

Вот колючий умный __________________

Редко пить ему дают

Очень страшен лёвин гнев

Рог второй достать не смог

На клубочек он похож

7.2. Предъявление результатов

Читают стихотворение

Называют ошибки

Оценивают работу

- Возникли ли вопросы, затруднения? (Нет)

  1. Самостоятельная работа.
  1. Задание в учебнике с. 153, упр. 239. Читают слова (орфографическое чтение). Списывают. Обозначают орфограмму.

- Назовите способы проверки (Подбор однокоренных слов, подбор слов, которые называют много предметов, подставили слово «нет»)

Вывод: Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, надо изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный.

  1.  Самооценка

Оцените свою работу по «волшебной» линейке

8.3. Слуховой диктант с сигнальными карточками

- Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую вы бы написали на конце слова-отгадки:

1. На солнце греется пузатый крепыш в рубашке полосатой (Арбуз)

2. Полотно – а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка.

По дорожке той ползет

Весь обоз она везет (Поезд)

3. Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот… (Уж)

(В тетрадях з, д, ж).

  1. Пользуясь абстрактной моделью, выполни задание. Стр. 154, упр. 240. Списывают, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограмму.

- Почему слова первого столбика проверочные? (После согласного звука появился гласный)

8.5. Самооценка.

Оцените свою работу по «волшебной» линейке.

  1. Итог урока.

9.1. Рефлексивная оценка.

Чего мы не знали? Какую учебную задачу ставили перед собой? (Найти способ проверки буквы согласного в конце слова, вывести алгоритм проверки).

Дополните устно предложения:

- Теперь я знаю, чтобы (правильно писать слова с проверяемыми буквами согласными в конце слова, надо выбрать один из способов проверки).

- Теперь я смогу сам (с опорой на абстрактную модель алгоритма проверять слов с данной орфограммой).

- Где мне это пригодится (на уроках русского языка, при написании писем, открыток, докладов).

9.2. Самооценка.

- Оцените себя на бланках, выбрав нужное:

Мне было интересно/неинтересно узнать новое;

Мне было легко/трудно выполнять задания;

Я со всеми заданиями справился сам / нуждался в помощи

  1. Домашнее задание

Стр. 152, 153. Выучить правило.

Задание для 1 группы: Стр. 104, упр. 240 (дидактический материал). Запиши пары, которые получились, обозначь орфограмму, действуя по образцу

Задание для 2 группы: Стр. 104, упр. 241 (дидактический материал). Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы, найди слова, в которых две орфограммы, обозначь их

Заключение.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведенные среди наших учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.

У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту в средней школе.

Урок русского языка был спланирован в системно-деятельностном подходе. Были применены различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. На этапе мотивации организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. При проведении самостоятельной работы использую индивидуальную форму работы с учащимися. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе выстроенного учителем диалоге.

На этапе первичного закрепления учащиеся выполняют тренировочные упражнения по алгоритму действия.

Парная, групповая работа реализуется через учебное сотрудничество. Самостоятельная учебная деятельность активизирует познавательную и умственную деятельность обучающихся.

Литература:

  1. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В.Пронина. Русский язык [текст]; 2 класс: Учебник, М.: Баласс. 2013 г., с. 151-154.
  2. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2 класса Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В.Пронина Москва: Баласс. 2013 г., с. 104-105.
  3. Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева. Русский язык 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.  Москва: Баласс. 2013 г., с. 225.
  4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. - №2.
  5. Гревцова И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения/ И. Гревцова // Школьные технологии, 2003. - № 6.
  6. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения/ С. В. Дмитриев // Школьные технологии, 2003. - № 6. – 30 с.
  7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2011 – (серия «Стандарты второго поколения»)
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение. - 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

урок русского языка 2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова»

Урок  русского языка  2 класс «Оглушение звонких согласных в конце слова» УМК "Школа 2100" с использованием интерактивной доски...

Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

Конспект урока русского языка на тему:«Правописание парных согласных в конце слова».

Урок связан с 70-летием Великой Отечественной Войны с презентацией....

Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»" (3 класс)

Урок полезен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык" (автор Г.М.Селиверстова)...