Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Семеркина Ольга Николаевна

    Цели:

    1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор к ним проверочных.

    2.      Обеспечить развитие речь, познавательных процессов (внимание, мышление, память), мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), воли и положительных чувств.

    3.      Воспитывать интерес к русскому языку.

    4.      Учить работать в коллективе, парах.

     

    Оборудование:

    1.      Учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) А.В.Полякова

    2.      Компьютер

    3.      Проектор

    4.      Карточки с разноуровневым заданием

    5.      Карточки со словами для ключевого письма,

    6.      Схема правила.

    7.      Листики - солнышки

    8.      Толковый словарь Ожегова.

     

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

     

    Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

     

    Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез и анализ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_urok_2_klass_-_attestaciya.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №20»

    Конспект урока

    русского языка

    по теме:

    «Правописание парных согласных

    на конце слов»

    2 класс (1-4)

    система Л.В.Занкова

                         

                         

                                                         учителя начальных классов  

                                                  Семёркиной Ольги Николаевны

    о. Муром

    Цели: 

    1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор к ним проверочных.
    2. Обеспечить развитие речь, познавательных процессов (внимание, мышление, память), мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), воли и положительных чувств.
    3. Воспитывать интерес к русскому языку.
    4. Учить работать в коллективе, парах.

    Оборудование: 

    1. Учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) А.В.Полякова
    2. Компьютер
    3. Проектор
    4. Карточки с разноуровневым заданием
    5. Карточки со словами для ключевого письма,
    6. Схема правила.
    7. Листики - солнышки
    8. Толковый словарь Ожегова.

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

    Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

    Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез и анализ.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Мотивация. (слайд)

    Ребята, посмотрите за окно. Какая  сегодня погода? (Ответы детей). Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе всегда была хорошая погода.

    У вас на партах  две карточки (солнышко и облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы  у вас всегда было хорошее настроение.

    2.Работа в тетрадях.

    Откройте ваши тетради.

    «Я тетрадь свою открою и наклонно положу».

    «Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу».

    «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь»

    Запишите число, классная работа.

    3. Минутка чистописания.

    Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (слайд )

    - Прочитайте предложение, что это? (Пословица)
    - Как вы понимаете смысл этой пословицы?
    (Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
    - Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание
    . (Устно. Не дорог-буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок-буква К, т. к. это суффикс ОК.)
    - Что можете сказать о буквах Г и К?
    (Они обозначают парные согласные звуки.)
    - На минутке чистописания прописывать будем ту букву, которая обозначает парный звонкий звук. Какая это буква?
    ).
    - Составьте свою цепочку из заглавной и строчной  букв Г и гласных букв, обозначающих мягкость предыдущего согласного.
    - Какие гласные буквы возьмём?
    (И, Я, Ю, Е, Ё). 

    Запись: Гге, Ггё, Гги, Ггю, Ггя
    - Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш) (слайд)
    - Почему они считаются “опасными”?
    (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
    - Как проверить парные согласные на конце слов?
    (Дети говорят правило с примерами).(слайд)

    4. Определение темы и задач урока.

    - Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    ( Правописание слов с парными согласными на конце.)- (слайд)
    - Какие задачи можете поставить себе на урок?

     (появляется по 1 букве) (слайд)

                        У – упражняться в написание парных согласных на конце слова;

                        Р – развивать внимание, орфографическую зоркость;

                        О - объяснять написание слов;

                        К - коллективно, дружно работать.

    - А я бы сказала так:

    В нашем русском языке

    Ходят «хитрые подружки»

    Как узнать писать какую –

    Эту букву иль другую?

    С толку сбить хотят ребят

    Но у нас не детский сад?

    Мы решим проблему эту?

    И расскажем всему свету?

    Предстоит сегодня нам

    Все расставить по местам.

    5. Ключевое письмо.

    - Ястре_, ено_, пиро.., малы_, сне.., утю_, сторо.., лу.., отря_, глобу_. (слайд)

    - Прочитайте, запишите только пропущенную букву. (Б, Т, Г, Ш, Г, Г, Ж, Г(К), Д, С.)
    - Поменяйтесь тетрадями за партой, и проверьте друг у друга. (Взаимопроверка).
    - Поднимите руки, у кого всё правильно.
    - Какое правило помогло написать правильно букву?
    ( Правописание слов с парными согласными на конце.)
    - В каком слове можно вставить другую букву согласного парного звука?
    (Лук-луг).

    6. Словарно-орфографическая работа.

    - Кроме парных согласных в русском языке есть и другая группа согласных, как мы её называем? (Непарные) Именно знания согласных этой группы нам поможет при выполнении следующего задания.

    Л Х Я Р Щ М З Ц Н Ы Ч К Й (слайд)

    - Вычеркни буквы, которые обозначают непарные звонкие и глухие согласные. (Л, Р, М, Н, Й – н.зв., Х, Щ, Ц, Ч – н. глух.)
    - Какое новое словарное слово?
    (Язык)
    - Каково лексическое значение этого слова?
    Толковый словарь - (Язык-это орган, который находится во рту у человека и животных.)
    - Какое значение имеет слово “язык” в словосочетании “русский язык”, “английский язык”? (
    Средство общения между людьми).

    Ученик: Ольга Николаевна, а я слышал в фильмах о войне часто звучат фразы “захватили языка”, “привели языка”.

    - Ребята, а кто догадался, какое здесь значение этого слова? (Пленный человек, от которого нужно получить информацию).
    - Что можете сказать о слове?
    (Оно многозначное).
    - Запишем слово и поработаем с ним
    .(1 ученик проговаривает, учитель пишет на доске, ребята в тетрадях: ударение, слоги, опасные места)
    - Какое “опасное” место можно проверить? Как?
    (Парный согласный К - языки)
    - Какое “опасное” место запомнить? Как?
    (Безударный гласный Я-здесь спряталось слово-Я).
    - Какие пословицы, поговорки, фразеологизмы с данным словом вы знаете?
    (Ответы детей)

    Пословицы:

    В прохладе живем: язык болтает и ветерок продувает.

    У правого уши смеются, а у виноватого и язык уныл.

    Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.

    Языком не спеши, а делом не ленись.

    Якорь телу - язык.

    За твоим языком не поспеешь и босиком.

    Всякая сорока от своего языка погибает.

    Без русского языка не сколотишь и сапога

    Язык мой - враг мой.

    Язык болтает, а голова не знает.

    От приветливых слов язык не отсохнет.

    - А вот несколько высказываний о языке нашла для вас я.

    - Возьмите Карточку №1. Прочитайте предложения. Что здесь записано? (Фразеологизмы)

    Карточка№1

    Корова языком слизала.
    Держи язык за зубами.
    Язык до Киева доведёт.
     

    Работа в паре.

    - Прочтите предложения и соотнесите их со значением, которые вы видите на слайде. (слайд)

    - Найти и зачитать предложение, в котором говорится, что нужно молчать.(2)
    - Быстро и неожиданно исчез
    .(1)
    - Умение говорить, выручит в любой ситуации
    .(3)
    - Запишите то предложение, где все согласные парные и подчеркните их.
    - Какое предложение записали?(
    3)
    - Назови парные согласные.

    7. Физкультминутка.

    - Представь большой круг. Обведи его только глазами по часовой стрелке, потом против.
    - Закройте глаза и посмотрите на кончик носа. Представьте, что он растёт, продолжайте следить за ним закрытыми глазами. А теперь он уменьшается.
    - Быстрое моргание глазами.
    - Встаньте, выйдете из-за парт.

    1,2,3,4,5,

    Надо нам присесть и встать.

    Руки вытянуть пошире.

    1,2,3,4,5,

    Наклонится – три, четыре,

    И на месте поскакать.

    На носки, затем на пятки.

    Лень отбросить и опять.

    Сесть за парту, взять тетрадку,

    Упражнения писать.

    8. Тренировочные упражнения.

    А) Грибник, ледник, глазастый, дедушка, голубиный. (слайд).

    - Прочитайте, укажите корень в каждом слове (Ответы детей по цепочке)
    - Послушайте, как звучит согласный на конце корня.
    - Подберите однокоренные слова к каждому, на наше правило и запишите, подчёркивая букву на конце слов. - САМОСТОЯТЕЛЬНО
    - Назовите слова. (
    Ответы детей по цепочке) Эти слова с ошибкоопасными местами, согласный требует проверки. Значит, слово – проверяемое.
    - Как назвать слова на слайде по отношению к словам в тетради.
    (Проверочные)
    - Почему парные согласные на конце слов нужно проверять?
    - Как проверить?

    Б) Север, жара, правда, тьма, польза. (слайд)

    - Прочитайте, что общего в словах? (Существительные, нарицательные, неодушевлённые, в ед. числе).
    - Назовите “лишнее” слово.
    (Север-м. р., остальные-ж. р., тьма-1 слог, остальные-2, жара-ударение на 2 слог, в остальных-на 1).
    - Подберите и запишите к каждому слову антоним, чтобы на конце была наша орфограмма. Подчеркните
    .(1 ученик пишет на доске: юг, холод, ложь, свет, вред. Остальные в тетрадях)

    - Докажите написание букв.
    - Как проверить парную согласную на конце слов?

    В) СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМЫХ ВНИМАТЕЛЬНЫХ

    Вороний глаз;
    Красный мак;
    Вкусный пирог;
    Тёплый шарф;
    Больной зуб;
    Уютный шалаш. (
    слайд)

    - Прочитайте внимательно словосочетания, постарайтесь запомнить.
    - Ориентируясь на первые слова, запишите только вторые.
    (Вторые слова закрываются)
    - Проверьте. Как звучит согласный на конце слов?
    - Докажите написание.
    - Разделите на группы.
    (На 2-по количеству слогов, на 3-по количеству букв, на 2-по последней букве, парный звонкий-глухой звук).
    - Как проверить парную согласную на конце слов?

    Г) (Каждому роздан лист с заданиями по уровню сложности). Карточка №2

    1 уровень.

    Напиши слова в единственном числе. Подчеркни буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слов.

    Учебник – упр. 324, с.40

    2 уровень.

    Напиши пропущенную букву, а рядом проверочное слово.

    Сторо_, моро_, матро_, горо_, рыба_, шутни_.

    3 уровень.

    Запиши предложения, исправляя ошибки.

    В зимний холат всякий молат. Береги ноз в сильный марос.

    - Прочитайте все задания и выберите то, которое вам по силам.
    - Когда выполните, переверните листок и проверьте свою работу.
    (На обратной стороне ответы)

    9. Итог урока.

    - Что выручало вас на уроке при выполнении заданий? (слайд)
    - Оцените свои знания, умения по теме.

    - если  вам было легко выполнять задания       –                шарик; 

    - если у вас на уроке возникали затруднения –                 шарик;

    -  если задания для вас были трудными –                          шарик.


    - Вспомни, какие цели мы поставили на урок? Как вы считаете мы достигли поставленных целей?

    - Что было интересным для вас на уроке?
    - Что сложным?

    10. Творческое задание. Составление «Синквейна»

    - Как итог составим синквейн по нашей теме.

    - Вспомните правило составление синквейна. (слайд)

    Работа в парах.

    Буквы

    Согласные, парные

    Найди, проверь, напиши

    После согласного поставь гласный.

    Орфограмма.

    11. Домашнее задание.

    Составить задание для одноклассников по данной теме или упр. 325, упр. 326 из учебника с.40

    12. Итог.

    Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём со своими учителями, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

    Изменилось ли ваше настроение. Поднимите карточки.

    13. Резерв.

    А) Тестовая работа

    1. Обведи парные согласные

    з, н, с, ч, б

    2. Обведи слова с парной согласной на конце

    кот, дом, рак, луг, нос

    3. Подчеркни слова, которые являются проверочными

    Сапожек, виноглад, грибы, глаз, лебеди

    1. Вставь букву:

    ду…, зу.., моро.., арбу…, су…

    Б) Дополните рассказ словами по теме нашего урока и напишите их правильно, используя найденные нами способы проверки парных согласных в корне слова.

     

    1 вариант.

    На дворе ….   Выпал пушистый … . Саша надел теплую … и меховую ….  Ребята играют в ….

     

    2 вариант.

    У бабушки в деревне большой …. Там на …  зеленеет …  и растет вкусная ….  На … бабушка приготовила вкусный ….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

    Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

    Конспект урока по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

    Конспект урока по русскому языку  для 4 класса по программе "школа 21век"...

    План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

    Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

    Открытый урок по русскому языку Тема: Правописание мягкого знака в глаголах 2 – го лица. Система Л.В.Занкова.

    Урок изучения нового материала. На уроке проверяются знания учащихся о глаголе с помощью теста....

    Конспект урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова»

    Цель: развивать умение распознавать орфограмму,формировать навыки проверки парных согласных на конце слова....

    Конспект урока по теме "Правописание приставок в глаголах" 4 класс

    Конспект урока  по теме  "Правописание приставок в глаголах" ("Начальная школа 21 века")...

    Конспект по русскому языку "Правописание парных согласных в слове"

    Конспект по русскому языку "Правописание парных согласных в слове". 2 класс. Школа России....