Конспект урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Терехова Ирина Анатольевна

Цель: развивать умение распознавать орфограмму,формировать навыки проверки парных согласных на конце слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

 «Правописание парных согласных на конце слова»

                             Характеристики урока

Уровень образования: начальное

Предмет: русский язык

Учитель: Терехова Ирина Анатольевна

Класс: 1

Тема: «Правописание парных согласных на конце слова »

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: 22

Цель: развивать умение распознавать орфограмму ,формировать навыки проверки парных согласных на конце слова.

Задачи:

Предметные:

  • формировать умение видеть орфограмму;
  • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развивать орфографическую зоркость;

Метапредметные:

  • развивать внимание, мышление, речь;
  • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
  • уметь контролировать и корректировать свою работу;

Коммуникативные:

  • уметь строить работу в парах, группах;
  • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Личностные:

  • уметь оценить свою работу и работу товарища;
  • уметь находить причину успеха работы.

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебник русского языка, 1 класс, А.В.Поляковой

Оборудование:

  • компьютерная презентация;
  • карточки с заданиями;
  • сигнальные карточки;
  • карточки для самооценки.

 

                                     Ход урока

1.Мобилизующий этап. 

Цель: мотивировать к учебной деятельности

У.Сегодня на уроке мы отправимся на охоту. Вы согласны? Почему?

Лексическое значение слова охота.

На доске охота, охотники, охотиться.

-Взяли ручки, сядем прямо

Повернем углом тетрадь.

Скоро нас попросит мама

Научить её писать.

Красиво, чисто в тетради пиши,

Наклон соблюдай, никуда не спиши.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности  по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений
.

  • Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации. 

Минутка чистописания

У. Мы напишем букву согласного звука. Сколько вариантов?
Д. 21.
У. Букву парного согласного.
Д. 8.
У. В слове «дуб» буква обозначает звонкий согласный.
У. Назовите парный звуку [д].
Открываются на доске буквы для письма.
У. Определи закономерность и пропишите.
Д. Каждая следующая цепочка увеличивается на 1 строчную «т».

У.Прописываем соблюдая все правила каллиграфического письма.

У. Исходя из проблемы которую я перед вами ставила попробуем сформулировать тему урока. Отталкиваясь от темы сформулируем цель. (научиться узнавать слова с парной согласной на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).


Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока. 

3. Выявление места и причин затруднения.
Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.

а.)Составление кластера «Звуки и буквы»

б)У. Составьте пары из данных звуков. Обменяемся тетрадями. Встаньте у кого товарищ выполнил работу без ошибок. ( работа в парах)

в) Умение находить орфограмму в отрывках из сказок.

Записываем в тетрадях: медведь, короб, дуб, невод, старик.

4. Построение проекта выхода из  затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднений.
д или т- Огород,кит

б илип-гриб,суп

Вывод: -Ответим на вопросы:
- Что надо проверять? (
парную согласную в корне, на конце слова)
-Как надо проверять?
(Надо проверять однокоренные проверочные слова)
- Чем надо проверять?
(Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять.Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Что                                                                              б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с        
Где                                        
надо проверять?        в корне, на конце слова
Как                                                                            подбирать однок. слова, изменение формы сл.
Чем                                                                            после согласного слышался гласный звук
Физминутка.


5. Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать проект.
- Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.
Спор согласных.
- В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
- В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.
- Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, - говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
- Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД  нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, - усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.
И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
- Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?
Правило-вывод.
Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук

                Работа в группах.  пло(д,т)

ма(г,к)

пру(д,т)

сто(г,к)

лу(г,к)

ко(д,т)                                       

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..

Работа по учебнику.
7.Включение в систему знаний и повторений.
Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
Игра «Будь внимательным»
-Я буду называть слова с парной согласной в корне, на конце слова, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Мёд, чиж, сапог, ёрш,жук,

9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.
- С чем вы сегодня познакомились?
- Вернёмся к целям нашего урока?
- Почему мы достигли поставленных целей?
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?

 

 

                                                              Я  смог

                                                              Я  научился

                                                              Я  понял

                                                              Я хочу поблагодарить …. за …..

                                                              Я могу похвалить себя … .