Методическая разработка Конспект урока по русскому языку "Парные согласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кривенкова Любовь Евгеньевна

Методическая разработка

Конспект урока русского языка для 2 класса 

Выполнила: Кривенкова Любовь Евгеньевна

Тема урока:  Парные согласные в корне слова.

Цель урока: формирование знаний о правописание парных согласных в середине  слова.

Задачи урока:

  1. Знать парные звонкие и глухие согласные.
  2. Понимать, в какой позиции парные согласные нуждаются в проверке; как подобрать проверочное слово.
  3. Уметь правильно подбирать слова для проверки.
  4. Анализировать правописание слов с парными согласными в корне слова.
  5. На основе  сделанных, на уроке выводов составить правило.
  6. Оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: словесный, наглядный, практический

ФОПД: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Оборудование: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, доска, наглядность.

Ход урока

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организация учебного процесса

 

1)Организационный момент

 

Учитель: Здравствуйте, ребята. У вас на партах лежат учебник, дневник, ручка. Если у вас всё есть, вы можете сесть за парту.

Откройте тетради.  Отступите 2 строчки и напишите в тетради сегодняшнее число: сегодня 8 апреля (число на доске) и классная работа.

 

2) Минутка каллиграфии.

На доске: б- , в- , г- , д- , ж- ,

Что вы можете сказать о буквах, написанных на доске? Что их объединяет?

Чего не хватает?

Что нужно написать после тире?

Запишите парные согласные парами, добавьте недостающие.

Прочитайте пары, которые вы записали.

Почему эти согласные нужно хорошо знать?

 

3). Актуализация знаний.

 

Учитель: Прочитаем упражнение № 43. Какой же ответ на загадку? Правильно, гриб.

Какое правило нужно вспомнить, чтобы записать слово-отгадку?

Какое проверочное слово подберем (грибЫ).

Запишите проверочное слово  в тетрадь с красной строки с маленькой буквы (учитель пишет на доске). Поставьте тире и запишите проверяемое слово. 

Выделите корень. Назовите корень (гриб). Подчеркните букву, правописание которой нужно проверить. (Учитель на доске, все в тетради). В каком слове мы подчеркнем букву Бэ? (гриб). Почему? (Слышится звук п, а пишется буква Бэ. Ее нужно проверять).

Когда же мы должны проверять парную согласную? (Если она стоит на конце слова, слышим глухой звук).

 

Учитель: Найдите упражнение 44. Прочитайте вслух загадку.  Какой ответ?  Как вы догадались? Произнесите слово-отгадку. Поставьте в ед. число. Объясните, надо ли проверять правописание последней буквы в этом слове. (Да, это парная согл. в конце слова).

 

Запишите на новой строчке с маленькой буквы проверочное слово и через тире проверяемое. Выделите корень и подчеркните согласную.

 

 

4) Объявление темы и цели урока.

 

Кто уже догадался, какую тему мы будем сегодня изучать?

(парные согласные в корне слова)

Попробуем определить цель урока. Мы вспомнили, что трудно писать парную согласную на конце слова.

А как мы назовем маленький гриб? (грибок). А во множественном числе? (грибки) (учитель пишет на доске: гри  ки). Могу я сразу уверенно написать согласную в середине слова? Почему? Слышим парный глухой звук, должны проверить, какую букву нужно писать.

 

Какую же цель мы поставим перед собой? (наблюдать и сделать вывод, всегда ли нужно делать проверку правописания слова)

Прочитаем цели урока в начале темы.

Какой цели мы уже достигли? (1)

 

5) Объяснение нового. Наблюдение над языковым материалом.

1. Поработайте в парах: прочитайте задание к упр. 45. Выполните. Расскажите друг другу. (Звонкими называются согласные, которые образуются при участии голоса. Глухие согласные звуки – это шум, что образуется при прохождении потока воздуха через преграду в ротовой полости)

Как же мы проверим, глухой звук или звонкий?

(Произнесём его)

 

2. Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен? Что делает учитель? Дети? Что в руках у учителя?

Прочитайте текст в рамочке. Как вы решите эту задачу? (Перед каким согласным стоит звук, обозначенный буквой З? Перед глухим.)

  1. Выполнение упражнения №47

Учитель: Прочитайте слова. Посмотрите внимательно на слова и ответьте на вопрос: всегда ли совпадает произношение и обозначение на письме парных согласных перед глухими согласными? В каких словах не совпадает? Как вы думаете почему?

Прочитайте предложение в рамочке про себя и дополните его.

Какой же вывод мы сделаем? (Если видим парную согласную в середине слова перед буквой, обозначающей глухой звук, то….)

Прочитаем правило в рамочке и сверим с нашим наблюдением. Все мы правильно определили? Кто повторит правило? (2-3 ученика).

 

6) Закрепление.

 

  1. Прочитайте задание к упр. 47. Ответьте на вопрос. (Нужно, т.к. парный согласный стоит перед согласным звуком, его нужно проверять).

Как же проверить? Проанализируйте образец (прочитай, …) и ответьте.

Проверим наш вывод: прочитай правило.

 

  1. Научимся употреблять правило.

Упр. 50. Прочитай задание.

Прочитайте первую группу слов. Докажите,  что они однокоренные. (у них общий корень, и они близки по значению: сказочка – ласковое название сказки…)

А кто такой сказитель? (Сказитель – рассказчик народных сказок, исполнитель былин.)

Объясните, в каких словах каждой группы нужно проверять обозначение на письме парного согласного. Какие слова являются проверочными? (1 ученик – к доске) Каким правилом вы пользовались, выполняя упражнение?

  1. Упр. 51.

Прочитай первую пару слов. Объясни обозначение на письме парных согласных. Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое. С красной строки с большой буквы, после каждой пары запятая.  (3 ученика по очереди к доске – по 2 слова с комментарием)

  1. А теперь поработайте самостоятельно. Достаньте из конверта распечатки. Прочитайте про себя предложения. Вставьте пропущенные слова и пропущенные буквы. Рядом в скобках напишите проверочные слова.

Ска…ка  –  ло…ь, да в ней намёк –

Добрым моло…цам урок. (А. Пушкин)

 

Не куст, а с листочками.

Не руба…ка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (……………)

 

Проверим задание. Прочитай 1 предложение.

Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы.

 

 

 

  • Учащиеся готовятся к уроку.

 

 

 

  • Парные звонкие согласные.

Буквы з.

Их глухие пары.

 

Вызывают затруднения на письме, их нужно проверять.

 

 

Чтобы проверить парную согласную, нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

  • Учащиеся записывают ответы на загадки в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Обобщение

Ребята, а сейчас достаньте из конверта скрепленные карточки, разложите их на парте, прочитайте и расположите так, чтобы получился рассказ по новой теме.

 

Произношение и обозначение на письме парных согласных в середине слова могут совпадать, а могут не совпадать.

 

Поэтому обозначение парных согласных в середине слова перед согласной нужно проверять.

 

Парные согласные проверяются гласными.

Проверим, что у вас получилось. У всех так?

Кто расскажет правило целиком?

 

 

 

 

 

  • Учащиеся выполняют упражнение и отвечают на вопросы

Ответы учащихся на вопросы: глаз, глаза.

 

 

  • Учащиеся выполняют упражнение и отвечают на вопросы

Ответы учащихся на вопросы: нет; лодка, ножка, лавка, рябчик.

 

 

  • Учащиеся читают упражнение и отвечают на вопросы

Ответы учащихся на вопросы: Произношение и обозначение на письме парных согласных в середине слова может различаться. Не всегда пишется та буква, которую мы слышим.

Да, нужно. Чтобы правильно написать слово.

Подберём однокоренные слова так, чтобы было точно слышно, какая согласная пишется.

 

 

 

  • Учащиеся читают упражнение и отвечают на вопросы

Ответы учащихся на вопросы: Да, нужно, так как нужно узнать какая одна из парных согласных пишется в этих словах.

 

Парные согласные проверяются гласными. Гласная должна стоять после проверяемой согласной.

 

 

 

  • Учащиеся читают упражнение и отвечают на вопросы

Ответы учащихся на вопросы:

1.Сказ

2.Улыб

3.Гад

Слова, которые нужно проверить: сказки, улыбки, загадки.

 

Улыбаться, улыбочка – улыбки.

Загадочная, угадать, загадочка – загадки.

Сказитель – рассказчик народных сказок, исполнитель былин.

Заключительная часть

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

Как же мы будем проверять правописание парной согласной в корне слова?

 

 Подумайте, что вы сегодня узнали, и допишите предложения на распечатке №3.

 

Сегодня на уроке я вспомнил……………………….

Я узнал……………………………………………

Мне было трудно………………………………..

Я умею……………………………………………

 

Прочитайте 1 предложение (2 ученика) . 2…

Спасибо за ваши ответы. Закройте, пожалуйста, учебники и тетради, отложите их на край парты и откройте дневники.

 

  1. Домашнее задание

Учитель: Запишем домашнее задание. В учебнике страница 83, упражнение 52.

 

10. Орг. момент.

Учитель: Спасибо большое за урок. Вы можете складывать учебники и тетради в портфель, урок окончен.

 

 

 

 

  • Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Учащиеся записывают ДЗ в дневник, готовятся к следующему уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krivenkova_l.e._parnye_soglasnye_v_korne_slova_2_klass.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Конспект урока русского языка

по теме:

«Парные согласные в корне слова»

для 2 класса

Выполнила:

Учитель начальных классов

Кривенкова Любовь Евгеньевна

Тема урока:  Парные согласные в корне слова.

Цель урока: формирование знаний о правописание парных согласных в середине  слова.

Задачи урока:

  1. Знать парные звонкие и глухие согласные.
  2. Понимать, в какой позиции парные согласные нуждаются в проверке; как подобрать проверочное слово.
  3. Уметь правильно подбирать слова для проверки.
  4. Анализировать правописание слов с парными согласными в корне слова.
  5. На основе  сделанных, на уроке выводов составить правило.
  6. Оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: словесный, наглядный, практический

ФОПД: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Оборудование: учебник по русскому языку УМК «Школа России», рабочая тетрадь, доска, наглядность.


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организация учебного процесса

1)Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. У вас на партах лежат учебник, дневник, ручка. Если у вас всё есть, вы можете сесть за парту.

Откройте тетради.  Отступите 2 строчки и напишите в тетради сегодняшнее число: сегодня 8 апреля (число на доске) и классная работа.

2) Минутка каллиграфии.

На доске: б- , в- , г- , д- , ж- , 

Что вы можете сказать о буквах, написанных на доске? Что их объединяет?

Чего не хватает?

Что нужно написать после тире?

Запишите парные согласные парами, добавьте недостающие.

Прочитайте пары, которые вы записали.

Почему эти согласные нужно хорошо знать?

3). Актуализация знаний.

Учитель: Прочитаем упражнение № 43. Какой же ответ на загадку? Правильно, гриб.

Какое правило нужно вспомнить, чтобы записать слово-отгадку?

Какое проверочное слово подберем (грибЫ).

Запишите проверочное слово  в тетрадь с красной строки с маленькой буквы (учитель пишет на доске). Поставьте тире и запишите проверяемое слово.  

Выделите корень. Назовите корень (гриб). Подчеркните букву, правописание которой нужно проверить. (Учитель на доске, все в тетради). В каком слове мы подчеркнем букву Бэ? (гриб). Почему? (Слышится звук п, а пишется буква Бэ. Ее нужно проверять).

Когда же мы должны проверять парную согласную? (Если она стоит на конце слова, слышим глухой звук).

Учитель: Найдите упражнение 44. Прочитайте вслух загадку.  Какой ответ?  Как вы догадались? Произнесите слово-отгадку. Поставьте в ед. число. Объясните, надо ли проверять правописание последней буквы в этом слове. (Да, это парная согл. в конце слова).

Запишите на новой строчке с маленькой буквы проверочное слово и через тире проверяемое. Выделите корень и подчеркните согласную.

4) Объявление темы и цели урока.

Кто уже догадался, какую тему мы будем сегодня изучать?

(парные согласные в корне слова)

Попробуем определить цель урока. Мы вспомнили, что трудно писать парную согласную на конце слова.

А как мы назовем маленький гриб? (грибок). А во множественном числе? (грибки) (учитель пишет на доске: гри  ки). Могу я сразу уверенно написать согласную в середине слова? Почему? Слышим парный глухой звук, должны проверить, какую букву нужно писать.

Какую же цель мы поставим перед собой? (наблюдать и сделать вывод, всегда ли нужно делать проверку правописания слова)

Прочитаем цели урока в начале темы.

Какой цели мы уже достигли? (1)

5) Объяснение нового. Наблюдение над языковым материалом.

1. Поработайте в парах: прочитайте задание к упр. 45. Выполните. Расскажите друг другу. (Звонкими называются согласные, которые образуются при участии голоса. Глухие согласные звуки – это шум, что образуется при прохождении потока воздуха через преграду в ротовой полости)

Как же мы проверим, глухой звук или звонкий?

(Произнесём его)

2. Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен? Что делает учитель? Дети? Что в руках у учителя?

Прочитайте текст в рамочке. Как вы решите эту задачу? (Перед каким согласным стоит звук, обозначенный буквой З? Перед глухим.)

  1. Выполнение упражнения №47

Учитель: Прочитайте слова. Посмотрите внимательно на слова и ответьте на вопрос: всегда ли совпадает произношение и обозначение на письме парных согласных перед глухими согласными? В каких словах не совпадает? Как вы думаете почему?

Прочитайте предложение в рамочке про себя и дополните его.

Какой же вывод мы сделаем? (Если видим парную согласную в середине слова перед буквой, обозначающей глухой звук, то….)

Прочитаем правило в рамочке и сверим с нашим наблюдением. Все мы правильно определили? Кто повторит правило? (2-3 ученика).

6) Закрепление.

  1. Прочитайте задание к упр. 47. Ответьте на вопрос. (Нужно, т.к. парный согласный стоит перед согласным звуком, его нужно проверять).

Как же проверить? Проанализируйте образец (прочитай, …) и ответьте.

Проверим наш вывод: прочитай правило.

  1. Научимся употреблять правило.

Упр. 50. Прочитай задание.

Прочитайте первую группу слов. Докажите,  что они однокоренные. (у них общий корень, и они близки по значению: сказочка – ласковое название сказки…)

А кто такой сказитель? (Сказитель – рассказчик народных сказок, исполнитель былин.)

Объясните, в каких словах каждой группы нужно проверять обозначение на письме парного согласного. Какие слова являются проверочными? (1 ученик – к доске) Каким правилом вы пользовались, выполняя упражнение?

  1. Упр. 51.

Прочитай первую пару слов. Объясни обозначение на письме парных согласных. Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое. С красной строки с большой буквы, после каждой пары запятая.  (3 ученика по очереди к доске – по 2 слова с комментарием)

  1. А теперь поработайте самостоятельно. Достаньте из конверта распечатки. Прочитайте про себя предложения. Вставьте пропущенные слова и пропущенные буквы. Рядом в скобках напишите проверочные слова.

Ска…ка  –  ло…ь, да в ней намёк –

Добрым моло…цам урок. (А. Пушкин)

Не куст, а с листочками.

Не руба…ка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (……………)

Проверим задание. Прочитай 1 предложение.

Поднимите руку, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы.

  • Учащиеся готовятся к уроку.

  • Парные звонкие согласные.

Буквы з.

Их глухие пары.

Вызывают затруднения на письме, их нужно проверять.

Чтобы проверить парную согласную, нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

  • Учащиеся записывают ответы на загадки в тетрадь

7. Обобщение

Ребята, а сейчас достаньте из конверта скрепленные карточки, разложите их на парте, прочитайте и расположите так, чтобы получился рассказ по новой теме.

Произношение и обозначение на письме парных согласных в середине слова могут совпадать, а могут не совпадать.

Поэтому обозначение парных согласных в середине слова перед согласной нужно проверять.

Парные согласные проверяются гласными.

Проверим, что у вас получилось. У всех так?

Кто расскажет правило целиком?

 

  • Учащиеся выполняют упражнение и отвечают на вопросы

Ответы учащихся на вопросы: глаз, глаза.

  • Учащиеся выполняют упражнение и отвечают на вопросы

Ответы учащихся на вопросы: нет; лодка, ножка, лавка, рябчик.

  • Учащиеся читают упражнение и отвечают на вопросы

Ответы учащихся на вопросы: Произношение и обозначение на письме парных согласных в середине слова может различаться. Не всегда пишется та буква, которую мы слышим.

Да, нужно. Чтобы правильно написать слово.

Подберём однокоренные слова так, чтобы было точно слышно, какая согласная пишется.

  • Учащиеся читают упражнение и отвечают на вопросы

Ответы учащихся на вопросы: Да, нужно, так как нужно узнать какая одна из парных согласных пишется в этих словах.

Парные согласные проверяются гласными. Гласная должна стоять после проверяемой согласной.

  • Учащиеся читают упражнение и отвечают на вопросы

Ответы учащихся на вопросы:

1.Сказ

2.Улыб

3.Гад

Слова, которые нужно проверить: сказки, улыбки, загадки.

Улыбаться, улыбочка – улыбки.

Загадочная, угадать, загадочка – загадки.

Сказитель – рассказчик народных сказок, исполнитель былин.

Заключительная часть

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

Как же мы будем проверять правописание парной согласной в корне слова?

 Подумайте, что вы сегодня узнали, и допишите предложения на распечатке №3.

 

Сегодня на уроке я вспомнил……………………….

Я узнал……………………………………………

Мне было трудно………………………………..

Я умею……………………………………………

Прочитайте 1 предложение (2 ученика) . 2…

Спасибо за ваши ответы. Закройте, пожалуйста, учебники и тетради, отложите их на край парты и откройте дневники.

  1. Домашнее задание

Учитель: Запишем домашнее задание. В учебнике страница 83, упражнение 52.

10. Орг. момент.

Учитель: Спасибо большое за урок, мне было приятно работать с вами, надеюсь, что и вам понравился этот урок. Вы можете складывать учебники и тетради в портфель, урок окончен.

  • Учащиеся отвечают на вопросы.

  • Учащиеся записывают ДЗ в дневник, готовятся к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....

Конспект урока на тему: "Непроизносимые согласные в корне слова"

Урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода), самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по пра...

Методическая разработка. Конспект урока по русскому языку "Повторение. Предложение"

Способствовать повторению, обобщению и закреплению знаний о предложении, знаках препинания;создать условия для распознания диалога и монолога, объяснения орфограмм....