Тема "Имена существительные собственные и нарицательные". «Эстафета олимпийского огня»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шкурнова Екатерина Гавриловна

Урок по русскому языку по теме "Имена существительные собственные и нарицательные". «Эстафета олимпийского огня», проводиться в преддверии Олимпийских игр в городе Сочи. Урок составлен по учебнику Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной "Русский язык. 3 класс".На уроке формируются не только понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных, учащиеся углубляют знания об именах собственных, совершенствуются навыки правописания заглавной буквы в именах собственных. Учащиеся учатся правописанию слов, относящихся к данным группам, ставить кавычки в названиях газет, журналов, книг, фильмов, предприятий, учреждений. На уроке происходит формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения. Расширяются знания учащихся по истории Олимпийских игр, пополняется словарный запас спортивной лексикой. Воспитывается самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, потребность в здоровом образе жизни, любовь к родному языку, Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx1_.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Имена существительные собственные и нарицательные". «Эстафета олимпийского огня»

Задачи:    

   Формировать понятие об именах собственных  и нарицательных  имён существительных;                                                                                                                           Углубить  знания об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.                                                                                                           Развивать  аналитическое  мышление, память, монологическую речь; формировать орфографический  навык; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.                                                                             Научить правописанию  слов, относящихся к данным группам,  ставить кавычки в названиях  газет, журналов, книг, фильмов, предприятий, учреждений.                                        Расширить знания учащихся по истории Олимпийских игр.                                                         Воспитывать любовь к родному языку,  Родине, интерес к предмету; воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, потребность в здоровом образе жизни.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: Уроки русского языка, 3 класс, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.,2013 год. 

Методические рекомендации позволят учителю организовать эффективную работу по учебнику Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной "Русский язык. 3 класс".

Оборудование и материалы для урока:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация (для корректного воспроизведения презентации, содержащей Flash-объекты (swf), необходима программа Adobe Flash Player),
  • раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Добрый день ребята!  Прослушайте стихотворение и узнаете , какой у нас будет урок.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник.
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык. (
слайд 1,2,3,4,5)

 Итак, наши испытания будут связаны с русским языком.  А урок сегодня  необычный. Мы с вами отправляемся  на олимпийские игры. Кто из вас знает, где будут проходить Олимпийские игры в этом году?    Путешествовать мы будем на поезде. По пути мы посетим главные для нас города. Югорск,   Ханты – Мансийск,  Екатеринбург,  Москва, Сочи. (дети объясняют, что для нас значит каждый город)

 С нами в путь отправляется талисман  Бурый Мишка, который держит факел олимпийского огня. Наша задача, пронести его по городам  и доставить в Сочи во время.                       В Сочи нас будут встречать все остальные претенденты на талисман игр - 2014 игр.                      А тему урока вы узнаете, когда прослушаете другое стихотворение.

Буква заглавная очень важна,
В письменной речи для дела нужна.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы звучали громко и гордо 
Имя реки, имя улицы, города.
Клички животных, названия книг.
Знает об этом любой ученик.
Вы угадали тему нашего урока?

 Тема урока:  "Имена существительные собственные и нарицательные". (слайд 7)

 –  Перед дорогой мы должны настроиться. ". (слайд 8)
Психологический настрой:    
– Закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я могу, у меня все получится». Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо!
– Оформление тетрадей: 
– Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

II. Актуализация знаний (Презентация)

– Смотрите, ребята, у нас первая встреча.  

1) Каллиграфическая минутка: «КАЛЛИГРАФИЯ» (Слайд 9 )  

– Прочитайте слово. Что такое каллиграфия? ( Искусство  четкого и красивого письма).   . Что объединяет картина бегущих людей и слово каллиграфия? В переводе с греческого языка  «Калос» – красивый, «графо» – пишу и в Греции состоялись  первые олимпийские игры.

Немного из истории: Олимпиада – это международное спортивное соревнование, впервые ее провели в Греции. Проводилась она один раз в четыре года и была посвящена богу Зевсу. На время олимпиады прекращались все войны, в играх имели право участвовать только мужчины, звали их “олимпиониками”

– Писать  каллиграфически мы будем  первые буквы слов-отгадок. (Слайд  10,11, 12, 13))  

1.Жизнь моя, любовь и восхищение,-
Есть в улыбке Родины большой
Необыкновенное свечение, -
Яркий лучик-город мой родной! (Югорск)

2.Голубой небосвод, река голубая,
река ты моя, холодная такая.                                                                                                                                                           Идёшь по бережку, тобой не налюбуешься.
Среди долин, лесов течёшь, красуешься.( Обь)

3.Освещаются проспекты,
Строят новые дома.
Это все – столицы лица,
Это город наш… 
(Москва)

4. Если долго-долго-долго
На  Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна. (Россия)

– Какие буквы?  /МОР/ (прописать буквы в тетради) (Слайд  14)  
– Какие они прописные или строчные? 
(Прописные)
– Почему? (Потому что  с них начинаются  имена существительные – отгадки)
–Теперь запишите эти  слова-отгадки  орфографически: Москва Обь, Россия
– Какой общей темой они связаны? 
(Темой « Родина»)

2) Орфографическая минутка: 

– Двигаясь по пути  русского языка, нужно быть грамотными.
– А  чтобы грамотными стать, надо зоркость развивать
. (Слайд  15,16)

 (Видеть орфограмму, объяснять её и правильно

 Сочи – зимняя игра,
Олимпийская пора!
Лыжи, кёрлинг, скелетон,
И фристайл, и сноуборд,
Биатлон, бобслей, хоккей –
На стадион бежим скорей!

Задания: Списать, найти орфограммы в словах.

– Итак, мы справились с  заданием , отправляемся дальше.

III. Подготовительный этап

– Определите, какая часть речи  наиболее   употребима  в языке,  и вы угадаете, какую часть речи мы будем повторять

Работа   в парах

Найдите в этом же тексте имёна существительные. Подчеркните их красным цветом   Найдите  глаголы.  Подчеркните  их  синим цветом.
Найдите  имёна прилагательные. Подчеркните их зелёным цветом.
Выделите в стихотворении предлоги.  

Проверка:  (Слайд  16)

Вывод: Чаще всего употребляются в русском языке имена  существительные.

– Что вы знаете об имени существительном?

Работа   в группах. ( слайд17)

 Задание 1 группе 

КАРТОЧКА 1

Прочитай текст.

«На вопрос кто?   или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать или даже то, о чём они способны подумать, то есть всё то, что существует».
– Почему имена существительные так называются?
– Что такое имя существительное?
– Запиши  имена существительные и поставь к ним вопросы.

Девочка    стол    сосед     доска     задача      заяц     платок     ворона       

Задание 2 группе 

КАРТОЧКА 2

На какие вопросы отвечают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые?
Устно поставь вопрос к именам существительным и запиши одушевлённые  существительные в первый столбик, а имена неодушевлённые во второй столбик:

Страна, человек, олень, гроза, дерево, учитель, ласточка, звонок, учебник, ученик.

Задание 3 группе:  

КАРТОЧКА 3

Как определить род имён существительных?
Запиши имена существительные  и определи их род.

Иней, кукла, облако, шишка, верблюд, сердце, земля, отец.

Задание 4 группе:  

КАРТОЧКА 4

Как изменяются имена существительные?
Определи число имён существительных: 

Мальчики, малыш, берёзы, озеро, пенал, плечо, лодки, листья, школа, горы.


(Дети отвечают, схема отображается на слайде  14)

Проблемный вопрос.

– А достаточно ли этих знаний, чтобы объяснить написание в именах существительных  строчной и заглавной буквы? (Нет)
– Что нам нужно сейчас сделать? 
(Изучить новую тему) (Слайд  18)  
– Мы должны доказать, на какие 2 группы делятся имена существительные.

IV. Изучение нового материала

Выступления  учеников, сопровождающиеся  показом слайдов.

1 ученик.  Мы посетили библиотеку и узнали, что пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки названия книг, журналов, газет, например... (Слайды  19)                                 2 ученик. Я изучил программу  телепередач и узнал, что  названия фильмов, мультфильмов, спектаклей, телепередач пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки, например... (Слайд   20)  

3 ученик. Мы узнали, что названия учреждений, предприятий тоже пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки,  например... (Слайд  21)  
Работа по слайду   

– Посмотрите на слайд, прочитайте. Что могут обозначать имена существительные? (По 1 столбику) (Слайд  23)  
– Что ещё? (По 2 столбику)
– Как называются имена существительные 1 столбика? 
– Имена  существительные,  названия однородных предметов, называются нарицательными  именами существительными.
– Как пишутся собственные имена? А как пишутся нарицательные существительные?
– Очень важно отметить, что многие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. 
– Ребята провели свои исследования и выяснили, какие же имена собственные пишутся в кавычках.

V.  Закрепление.

 – Ребята, вы теперь  знатоки имён собственных и нарицательных и следующее задание.

1.Самостоятельная работа (Слайд  24)      

Упражнение 237. Прочитайте шуточное стихотворение. Сможете ли вы найти в нем ошибки? Запиши правильно.

 -2. Дописать части света к    цветам   Олимпийских колец (Слайд  25)      

     Проверка:    (Слайд  26)      

3.  Самостоятельная работа . Упражнение  235. Спишите предложения. На какие особенности имен существительных указывают выделенные слова. :    (Слайд  27)      

Проверка.   

Имя, фамилия пишутся с нею, 
Чтобы заметней им быть и виднее. 
Чтобы звучали громко и гордо 
Имя твое, имя улицы, города. 
Буква большая – совсем не пустяк: 
В букве большой уважения знак! 
(Е. Измайлов)

– Когда же употребляют большую букву? Слайд  28)                                                                                  

Наконец-то мы  прибываем  в столицу зимней олимпиады  Сочи  (Слайд  29)  и он предлагает нам поиграть   в игру «Самый, самый…» 

Самый главный город  Урала? (Слайд  29)                                                                                   Самое  главная река России?  (Слайд  30)                                                                                    Самое большое озеро в мире – Каспийское (Слайд  31)                                               Самое глубокое озеро в мире  –  Байкал (Слайд  32)                                                                                                                                                        Самая высокая гора в России (Слайд  33)   

 О, Сочи, олимпийская столица! 
Россия вновь заслуженно гордится! 
Об этом не напрасно мы мечтали, 
И все народы о тебе узнали.

– Молодцы, ребята, вы убедили всех, что знаете свою страну.  Посмотрите, как нас радостно встретили   Талисманчики, каждый из вас получил приглашение на Олимпийские игры.

VI. Рефлексия  (слайд  35)

– Что изучали? Что узнали нового? Какие трудности испытывали?
– Что интересно было узнать?
– А можете ли вы сегодня на уроке сказать про себя «Я самый, самый»?
– У кого хорошее настроение, похлопайте в ладоши.

VII. Домашнее задание: упр. 244 стр.140 (слайд  36)

Комментирование домашнего задания.  Узнайте у родителей, как появилась ваша фамилия?
– Представьте, что ваш предок был пекарем. Какую фамилию вы могли бы носить? 

VIII. Итог урока 

Выставление оценок.

– Спасибо за урок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имена существительные: собственные и нарицательные».

Открытый урок включает правила имен собственных и нарицательных. Идет как экскурсия по городу Альметьевск....

«Имена существительные собственные и нарицательные» Урок русского языка во 2 классе

  Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника «Русский язык»,  2 класс,  Л.М.Зеленина, Т.Е ХохловаДанный урок находится в разделе «Части речи. Имя с...

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

Имена существительные собственные и нарицательные

Урок разработан по программе "Перспектива" для второго класса. Включает в себя повторение и обобщение уже имеющихся знаний у детей, а так же введение новых понятий и их закрепление в занимательной фор...

Презентация "Эстафета Олимпийского огня".

Эта презентация была использована на речевой неделе в начальной коррекционной школе. Речевой материал адаптировн для детей с недостатками слуха....

Комплексная самостоятельная работа для 4 класса по теме: «По пути Эстафеты Олимпийского огня в октябре 2013 года»

Самостоятельная работа служит началом долговременного проекта с учащимися 4-го класса...