Рабочая программа по русскому языку УМК "Гармония" для 2класса (ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-поурочное планирование) по русскому языку УМК "Гармония"  к учебнику Соловейчик для 2 класса (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx83.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами  для составления рабочей программы послужили:

  • федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ;
  • Авторская программа по русскому языку «К тайнам нашего языка»  М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;
  • федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

        

            Цель: совершенствование речевой деятельности детей, обучение построению высказываний, правильному умелому использованию средств языка и в целом эффективному устному и письменному общению в различных, жизненных ситуациях.

           Задачи: 

        1. Формирование осознанных и контролируемых языковых и речевых умений.

            2. Становление у детей лингвистического мышления, т.е. способности выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

            3. Совершенствование языковой интуиции, чувств слова.

            4. Зарождение учебной самостоятельности, в том числе пользоваться учебной книгой, различными словарями для решения возникающих языковых вопросов.

             5. Привитие внимания и уважения к русскому языку, уважение к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи и речевого поведения.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Комплект учебников русского языка рассматривается авторами как методическое средство, которое должно помочь учителю реализовать воплощённые в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования

общие подходы к содержанию и организации обучения младших школьников и обеспечить достижение планируемых результатов: духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование у них комплекса универсальных учебных действий и конкретных предметных умений.

Прежде всего курс русского языка, представленный в учебниках, нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, в которой он живёт.

При построении курса было принципиально важно учесть, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и реализован в данном комплекте учебников, чем и объясняется его название – «К тайнам нашего языка».

Авторы стремились различными методическими средствами последовательно сформировать у маленького школьника эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской личности.

На каждом из этапов обучения центральным становится тот или иной аспект воспитания языкового самосознания младшего школьника.

Так, в букварный период факты языка и речевого поведения делались для детей предметом специального наблюдения и анализа, закладывались основы интереса к изучению русского языка. Далее в учебнике 1-го класса на доступном первоклассникам уровне вводится понятие «родной язык», говорится о русском языке как государственном («общем для всех людей России»), обсуждается понятие «иностранный язык».

Во 2-м классе, где центральным направлением является обучение грамотному письму, на первый план выдвигается тезис «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно!». Этим тезисом, как мотивом, направляется формирование у учащихся комплекса предметных, в данном случае орфографических, умений: обнаруживать орфограммы, оценивать свою готовность правильно выбрать написание, решать задачу или особым способом сознательно уходить от ошибки, проверять написанное.

В 3-м и 4-м классах работа над словом, словосочетанием, предложением и текстом подчинена мысли  «Как богат и разнообразен наш язык!» К этой мысли учащиеся идут путём постоянных наблюдений за использованием средств языка в

речи, а в ходе разнообразной практической работы в рамках различных тем курса постоянно получают её подтверждение.

Так учебник создаёт возможности для постепенного формирования у младших школьников языкового самосознания как элемента гражданственности, что является важнейшим компонентом духовно-нравственного становления личности и рассматривается как один из основополагающих результатов начального общего образования.

Обобщённо цели начального курса русского языка, реализованного в комплекте  «К тайнам нашего языка», можно сформулировать так:

– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

Достижение поставленных целей обеспечивается особым построением курса, отбором и логикой подачи учебного материала, способами организации учебной деятельности младших школьников, что находит отражение в структуре каждого учебника в целом, его разделов и тем, в тональности общения авторов с учеником, в предлагаемых видах учебной работы, в формулировках заданий, в используемых текстах, условных обозначениях и т. д.

Важнейшей особенностью данного курса является системно - деятельностный подход к организации обучения. Он проявляется в следующем.

– Приобретение знаний о языке, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами.

– Большая часть разделов и тем содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме.

– Все предметные умения формируются на основе не только системы основополагающих лингвистических знаний,

но и осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. Вот почему в комплекте учебников так много внимания уделяется проведению рассуждений, построению алгоритмов и памяток.

– При освоении разнообразных вопросов курса у учащихся формируется умение контролировать свои действия как после их выполнения, так и по ходу.

Таким образом, системно-деятельностный подход к организации лингвистического образования учащихся, реализованный в учебнике «К тайнам нашего языка», проявляется в том, что освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.

При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых, формирование их лингвистического мышления, т. е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых, совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников         – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление основ учебной самостоятельности в целом, в том числе потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями         – как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Так, реализуя системно-деятельностный подход к организации обучения, учебник создаёт реальные возможности для личностного развития детей и становления у них наряду с предметным и комплекса универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные учебные действия (способность осознанно направлять, самостоятельно регулировать и контролировать выполняемые операции), как ясно из сказанного о сущности системно-деятельностного подхода, формируются у учащихся всем ходом обучения, логикой развёртывания их деятельности при освоении любой темы, при формировании всех предусмотренных программой предметных умений.

Одним из направлений формирования познавательных учебных действий является обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней. В учебнике русского языка обучение осуществляется в трёх направлениях:

а) обучение чтению учебных текстов и их полноценному пониманию, т. е. вычерпыванию из них нужной информации, а также её включению в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению

для решения стоящих задач;

б) обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей и т. п.;

в) обучение использованию для решения разнообразных практических задач различных словарей, справочников, имеющихся в учебнике.

Реализация названных направлений учебной работы методически обеспечена. Она осуществляется с помощью специальных заданий, установок перед чтением информации, особой её подачи, специального значка, нацеливающего ученика на использование словаря, отсылок к справочным страницам учебника и т. д. Пользуясь различными видами помощи, которые есть на страницах учебника, младшие школьники постепенно накапливают опыт применения разных видов чтения, правильной самостоятельной деятельности с учебной книгой, со справочной литературой и в целом с разнообразной информацией.

Предусмотрена в учебнике и возможность формирования у учащихся активной познавательной позиции, реализация их права (с учётом возраста и опыта в определённых пределах) на выбор объёма и уровня овладения некоторым материалом. Это обеспечивается двумя способами. Первый – наличие отдельных заданий, начинающихся со слов «если хочешь…». Эти задания действительно чаще всего не обязательны, они особенно распространены в 1-м классе. Второй способ (нередко в сочетании с первым) – выделение условным значком «Более трудное задание» заданий повышенной трудности. Значок поможет и Вам, во-первых, отбирать задания для урока с учётом подготовки класса, а во-вторых, направлять действия того или иного ребёнка.

В ряде случаев задания повышенной трудности идут в ряду с заданиями базового уровня. Иногда указано: задание на выбор. Повышенная трудность бывает связана с тем, что до выполнения основного задания нужно провести группировку, классификацию материала; нередко же все ученики выполняют одно задание, но одна группа слов отмечена значком повышенной трудности, так как включает более сложный материал.

Второй вариант заданий повышенной трудности, имеющихся в учебнике, – это задания, требующие сообразительности, определённой эрудиции, творчества, анализа непростого языкового материала. Обычно такие задания факультативны. Формирование коммуникативных универсальных действий в учебнике «К тайнам нашего языка» обеспечено его коммуникативной направленностью, с которой связана вторая важнейшая особенность курса русского языка, представленного в учебнике.

Избирая такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства.

Именно становлению всех видов речевой деятельности, обучению общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, подчинены изучение системы языка и правописания, постановка собственно речевой работы. Рассмотрение значительной части разделов и тем курса направляется коммуникативным мотивом.

Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь,

чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т. п.

Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

Одна из особенностей учебника – обучение созданию не сочинений вообще, а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д. Иначе говоря, обучение созданию письменных текстов происходит без использования (до конца 4-го класса) слишком широкого, обобщённого понятия «сочинение». Дети учатся созданию текстов конкретных жанров. Подведение самостоятельно созданных текстов разных жанров под общее понятие сочинение происходит в конце 4-го класса. Тогда же вводится и обобщённая памятка «Как писать сочинение?».

Среди других авторских методических решений, обеспечивающих коммуникативную (речевую) направленность курса, выделим несколько:

• внимание, начиная с букваря, к главным качествам хорошей речи («быть понятной для собеседника и вежливой по отношению к нему»), проведение этой мысли через многие разделы курса;

•особое построение языковых разделов: от речи – к языку и снова к речи;

•постоянные наблюдения за особенностями использования языковых средств взависимости от ситуации общения и характера текста;

•системные задания на создание монологических высказываний различной направленности, в том числе на проговаривание для одноклассников последовательности выполняемых действий, на передачу информации, представленной в схематичной форме, и т. д.;

•регулярные обращения к вопросам культуры речи, в том числе её правильности и точности;

•стилевой подход к обучению связным высказываниям;

•общение авторов с ребёнком через письменный текст;

•систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье;

•организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.

Формированию  толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника способствует характер введённых в учебник персонажей: младший по возрасту Антон и мальчик-иностранец, начинающий изучать русский язык. Общение с такими персонажами поможет ребёнку учиться понимать точку зрения другого человека, его трудности, соотносить их со своими, создавать понятные для собеседника высказывания, что-то объяснять, отвечать на заданные вопросы, контролировать выполняемые действия и т. д.

Кроме того, учебник предполагает и живое общение детей друг с другом. Введённый условный знак «Учись работать вместе»  должен помочь Вам увидеть те задания, на которых можно (если сочтёте целесообразным) специально учить школьников совместной деятельности, кооперации, партнёрству, деловому сотрудничеству. Знак напоминает и ребёнку: учись совместной работе.

Сотрудничество детей друг с другом может проявляться: а) в распределённой деятельности при выполнении различных наблюдений, языковых опытов, при поиске слов в словаре, при проведении различных видов разбора с последующим сравнением результатов и т. д.; б) в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом; в) в объединении усилий при выполнении задания, в совместном поиске ответа, требующего догадки, расшифровки схемы, модели; г) в рассказывании друг другу того, что предстоит оформить письменно, в организованном учебном диалоге; д) во взаимопроверке выполненной работы.

Учебник создаёт условия и для вовлечения родителей в процесс образования ребёнка, для повышения их интереса к достижениям школьника. Для этого в учебники 1-го и 2-го классов, как и в букварь, включены авторские обращения к ним («Слово к взрослым»), а также задания для детей «Поговори дома, расскажи». Выполнение таких заданий, во-первых, способствует личностному развитию младшего школьника, воспитанию в нём уважения к себе как носителю информации и в целом как обучающейся личности; а во-вторых, помогает совершенствованию коммуникативных умений ребёнка, накоплению у него опыта общения в семье на доступные научные темы.

Третья принципиальная особенность курса связана с обучением орфографии. В содержание и организацию принятого обучения правописанию внесены существенные изменения: а) усилена роль коммуникативного и социального мотивов («Ты хочешь, чтобы тебя понимали?..»; «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно!»); б) обеспечено системное (начиная с 1-го класса) формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников; в) введён особый способ письма: сознательный пропуск (окошко) на месте орфограммы в случае затруднения в выборе буквы; г) изменён подход к изучению ряда орфографических правил и к работе над так называемыми словарными словами.

Базисный план по программе 5 часов в неделю

34 недели -  170 часов в год

1 четверть – 9 недель (45 часов)

2 четверть – 7 недель (35 часов)

3 четверть –10 недели (50 часов)

4 четверть – 8 недель (40 часов)

Тематический план

Название темы

Количество часов

1

Знаем – повторим, не знаем - узнаем

8

2

Правописание ь между двумя согласными

5

3

Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь иъ.

5

4

Подведем первые итоги

3

5

Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?

24

6

Предложение

12

7

Текст

12

8

Корень и окончание как части слов

11

9

«Продолжаем размышлять о словах»

8

10

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова

16

11

Обобщение изученного по орфографии

5

12

Буквы на месте непроизносимых согласных звуков

4

13

Работа над непроверяемыми написаниями

4

14

Повторение о обобщение изученного по орфографии. Проверочные работы.

7

15

Сочиняем, пересказываем, рассказываем

6

16

Состав слова

28

17

Перелистываем учебник

12

Основное содержание всех тем.

        Речь, развитие речи, практика речевой деятельности.  Представление о деловых сообщениях и словесных рисунках как   разновидностях речи. Особенности  оформления  мыслей  (предложений)  в  устной  и  письменной форме.  Осознание главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой.  

         Практическое овладение диалогической и монологической формой речи в  ситуации общения на уроке: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать  в  коллективном обсуждении разных  вопросов,    точно отвечать на  вопросы и  задавать свои, высказывать свою точку зрения; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения  (просьбы, благодарности и др.),    соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя).  

        Практическое  овладение  умением  работать  с  информацией,  содержащейся  в  заданиях,  сообщениях,  справочных  материалах  учебника,  в  том  числе  представленной  в  виде схем, алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебно-познавательных задач.

        Правильность и точность как важные качества  хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению,  выбору  средств языка  с учётом ситуации и задач общения (в объёме, предусмотренном учебником).    

        Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений. Тема   и основная мысль   как стержень текста;   их отражение в заголовке; озаглавливание  текста с учётом  темы и  (или) основной мысли. Требования  к хорошему тексту,  правила  его обдумывания и улучшения после записи.  

        Пересказ как способ передачи мыслей, впечатлений автора,   изложение как письменный  пересказ.  

        Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения,  выбора языковых средств, оформления: письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка.

        Фонетика и графика. Различение звуков и буква. Характеристика звуков  слова и их  соотношения  с  буквами;  установление  соотношения  звуков  и  букв  в  словах  с  ь  для обозначения мягкости, с буквами е, ё, ю, я для обозначения звука [й,]. Полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слова.  

        Обозначение мягкости согласного звука в положении перед другим согласным. Освоение обозначения звука [й,] с помощью разделительных ь и ъ.  

        Использование знания алфавита при работе со словарями, справочниками.

        Лексика. Осознание важности   понимания  значения слова  (в  том числе для правильного его написания). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю.   Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами); наблюдение за использованием  синонимов  в  речи,  за  выбором  точного  слова. Представление  о  словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов.  

        Словообразование  (морфемика). Овладение понятиями «родственные  (однокоренные) слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»; представление о нулевом окончании.  

        Выделение  в  словах  с  однозначно  выделяемыми  морфемами  окончания,  корня, приставки,  суффикса; овладение необходимыми для  этого  способами действия. Разбор слова по составу.

        Разграничение однокоренных слов, изменений одного и того же слова, синонимов и слов с омонимичными корнями.  

        Разграничение  приставок  и  предлогов.  Представление  о  значении  некоторых суффиксов  и приставок,  наблюдение  за  использованием  этих морфем  для  повышения точности и выразительности речи.

        Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над правильностью их употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и др.).

        Морфология. Понятие «предмет»  как обозначение всех слов, отвечающих на  вопросы    «кто?»   «что?».  Постановка  вопросов  к  словам-названиям.  Изменение  слов  по числам и по «команде вопросов».

        Синтаксис: предложение. Назначение предложения, его признаки. Оформление границ предложения в устной и письменной речи.  

        Виды  предложений  по  цели  (повествовательные,  вопросительные,  побудительные) и интонации  (восклицательные и невосклицательные); их  использование и оформление при письме.

         Общее представление о диалоге. Правила вежливости при разговоре по телефону. Способы  построения предложений при ответе на вопрос «Почему?». Практическое освоение   побудительных   предложений   с выражением совета, просьбы, пожелания,   требования;   особенности их произнесения;   оформление предложений со словом  пожалуйста    в письменной речи.

        Орфография и пунктуация.

        Понятие «орфограмма»: общее представление. Признаки наиболее частотных орфограмм:  для гласных – положение без ударения, для согласных – парность по глухости-звонкости и положение на конце слова или перед другим согласным, кроме сонорных (без термина) и [в,в,].  

        Признаки  других  распространённых  орфограмм:  гласные  в  сочетаниях  жи–ши,  ча–ща,  чу–щу  под  ударением;  наличие  двух  орфограмм  в  безударных  слогах  жи–ши,  ча–ща, чу–щу; первая буква в начале предложения и в собственном имени; граница между словами.

         Формирование  орфографической  зоркости  на  основе    знания  опознавательных признаков  основной части орфограмм.

        Приём  сознательного  пропуска  буквы  на  месте  орфограммы  (письмо  с  «окошками») как способ  самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.  Выбор  букв,  называющих  предметы,  действия,  путём  подстановки  словуказателей «она», «оно», «они».

        Понятие «орфографическое правило»,  применение изученных правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения  орфографических  задач.  

        Освоение правил выбора написания на месте следующих орфограмм:

  • прописная буква в начале предложения, в собственных именах;
  • раздельное написание слов;  
  • перенос слов (основные случаи);
  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;  
  • ь для обозначения мягкости согласного звука в положении перед другим   согласным      ( в сочетаниях чк, чн, чт, щн);
  • проверяемые безударные  гласные и парные по  глухости-звонкости согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные звуки;
  • непроверяемые  безударные  гласные  и  парные  по  глухости-звонкости  согласные (в пределах программного списка);
  • гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках и суффиксах;
  • разделительные   ь и ъ;

        Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными:  

 апельсин,  арбуз,  береза,  билет,  вагон,  ванна,    деревня,  диван,  дорога,  желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета,  корзина,  корова,  котлета,  кровать,    лапша,  лестница.  лопата,    магазин,  макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор,  праздник, Россия,  русский,  сахар,  сковорода,  сметана,  сосиска,  стакан,  суббота, тарелка,  ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.

        Проверка написанного: практическое овладение.

        Освоение  пунктуационных  правил:  оформление    конца  предложения,  постановка запятых при перечислении, перед словами-помощниками   а, но, перед некоторыми другими словами (что, чтобы, потому что и др.). Наблюдение за возможностью  запятых и других знаков  внутри предложений.

Поурочно- календарное планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

УМК

Оборудование

1 четверть (45 часов)

Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

8 часов

1

Поговорим об ушедшем лете

1

02.09.13

Учебник 1 часть

Стр.5-6

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

2

О нашей речи

1

03.09.13

Стр.7-8

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

3

Что ты знаешь о словах? Знакомство с понятием «предмет»

1

04.09.13

Стр.8-11

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

4

Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам.

1

05.09.13

Стр.12-14

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

5

Повторение известного о звуках речи. Звукобуквенный разбор

1

06.09.13

Стр.14-17

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

6

Совершенствование различных умений

1

09.09.13

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

7

Повторение способов обозначения твердости-мягкости согласных

1

10.09.13

Стр.18-21

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

8

Повторение изученных орфографических правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

11.09.13

2. Правописание ь между двумя согласными

5 часов

9

Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым». Отсутствие ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн

1

12.09.13

Стр.22-24

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

10

Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место

 1

13.09.13

Стр.25-26

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

11

Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нщ, ст, нт)

1

16.09.13

Стр.26-28

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

12

Закрепление правила написания ь между двумя согласными

1

17.09.13

Стр.28-31

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

13

Диагностический контрольный диктант.

1

18.09.13

3. Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ.

5 часов

14

Работа над ошибками. Повторение известных способов обозначения звука [й,]

1

19.09.13

Стр. 32-33

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

15

Знакомство со значением разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ

1

20.09.13

Стр.34-36

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

16

Формирование умения использовать разделительный ь

1

23.09.13

Стр.36-38

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

17

Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака или написании двух: ь/ъ

1

24.09.13

Стр.39-42

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

18

Обобщение: три способа обозначения звука [й,]

1

25.09.13

4. Подведем первые итоги

3 часа

19

Обобщение по теме: «Знаем – повторим, не знаем - узнаем»

1

26.09.13

Стр.43-45

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

20

Контрольный диктант по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем»

1

27.09.13

21

Работа над ошибками

1

30.09.13

5. Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?

24 часа

22

Знакомство с понятием «орфограмма»

1

01.10.13

 Стр.45-48

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

23

Орфограммы безударных и ударных гласных

1

02.10.13

Стр.49-52

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

24

Орфограммы по глухости – звонкости согласных

1

03.10.13

Стр.53-54

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

25

Непарные по глухости- звонкости согласные – не орфограмма

1

04.10.13

Стр.55-57

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

26

Парные по глухости- звонкости согласные перед непарными звонкими и [в], [в,]- не орфограммы

1

07.10.13

Стр.58-61

27

Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости

1

08.10.13

28

Введение письма с «окошками»

1

09.10.13

Стр.62-63

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

29

Обучение работе с орфографическим словарем

1

10.10.13

Стр.63-66

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

30

Обучение письму с «окошками на месте все буквенных орфограмм»

1

11.10.13

Стр.67-68

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

31

Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм

1

14.10.13

32

Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путем подстановки слов она, оно, они и др.

1

15.10.13

Стр.68-71

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

33

Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи основными способами

1

16.10.13

Стр.72-74

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

34

Введение памятки 4: с «окошками» на месте неизвестной буквы

1

17.10.13

Стр.74-76

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

35

Закрепление нового способа письма

1

18.10.13

Стр.77-79

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

36

Тренировка  в письме с «окошками» по памятке 4

1

21.10.13

37

Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы]

1

22.10.13

Стр.79-82

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

38

Закрепление изученного

1

23.10.13

Стр.82-84

39

Совершенствование умений

1

24.10.13

40

Закрепление изученного

1

25.10.13

41

Контрольный диктант по теме «Главные опасности письма»

1

28.10.13

42

Работа над ошибками

1

26.10.13

43

Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов

1

30.10.13

Стр.85-86

44

Обучение картинной речи: сочинение загадок

1

31.10.13

Ст86-88.

45

Продолжение  сочинения  загадок и составления рецептов

1

01.11.13

2 четверть (35 часов)

6. Предложение

(12 часов)

46

Повторение и расширение сведений о предложении.

1

11.11.13

стр. 89

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

47

Обучение построению предложений

1

12.11.13

стр. 89-93

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

48

Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление

1

13.11.13

стр.93-96

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

49

Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать

1

14.11.13

стр.96-98

50

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные

1

15.11.13

стр.98-102

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

51

Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные

1

18.11.13

стр.103-108

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

52

Закрепление изученного о видах предложений

1

19.11.13

53

Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них

1

20.11.13

стр.109-112

54

Построение ответов на вопрос «почему?»

1

21.11.13

стр.112-114

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

55

Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания

1

22.11.13

стр.114-116

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

56

Обучение составлению предложений

1

25.11.13

стр.117-119

57

Закрепление изученного о предложении. Тренировка в письме с «окошками»

1

26.11.13

7. Текст

12 часов

58

Знакомство с понятием «текст»

1

27.11.13

стр.119-121

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

59

Тема и основная мысль текста

1

28.11.13

стр.1122-125

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

60

Требования к хорошему тексту

1

29.11.13

стр.126-128

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

61

Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор»

1

02.12.13

стр.129-132

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

62

Упражнение в редактировании текстов

1

03.12.13

63

Восстановление и запись деформированных текстов

1

04.12.13

стр.133-134

64

Подготовка к диктанту

1

05.12.13

134-135

65

Контрольный диктант по теме: «Предложение»

1

06.12.13

66

Работа над ошибками

1

09.12.13

67

Обучение первым изложениям

1

10.12.13

стр.135-137

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

68

Обучение первым изложениям

1

11.12.13

стр.138-140

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

69*

Составление рассказов на основе прочитанного

1

12.12.13

стр.141-142

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

8.Корень и окончание как части слов

11 часов

70

Разговор о значении слова

1

13.12.13

Учебник 2 часть

стр.4-6

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

71

Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова»

1

16.12.13

стр.6-10

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

72

Закрепление введенных понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах

1

17.12.13

стр.11-14

73

Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня

1

18.12.13

стр.15

74

Общее знакомство с понятием «окончание»

1

19.12.13

75

Подготовка новогодних поздравлений, пожеланий

1

20.12.13

76

Контрольный диктант за 1 полугодие

1

23.12.13

стр.15-17

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

77

Работа над ошибками

24.12.13

78

Новогодние воспоминания и планы: изложение и создание текстов

1

25.12.13

стр.17-19

79

Новогодние воспоминания и планы: изложение и создание текстов

1

26.12.13

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

80

Новогодние воспоминания и планы: изложение и создание текстов

1

27.12.13

3 четверть (50 часов)

9. «Продолжаем размышлять о словах»

8часов

81

Однажды ... Рассказ о зимних каникулах

1

13.01.14

стр.20-21

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

82

Повторение изученного о словах

1

14.01.14

83

Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова»

1

15.01.14

стр.22-25

84

Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов

1

16.01.14

стр.25-28

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

85

Изменение названий предметов по числам

1

17.01.14

стр.28-30

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

86

Изменение названий предметов по «командам» вопросов

1

20.01.14

стр.30-32

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

87

Закрепление изученного. Изменения названий признаков предметов и действий

1

21.01.14

стр.32-34

88

Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи

1

22.01.14

стр.35-37

10.Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова

16 часов

89

Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова

1

23.01.14

стр.38-40

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

90

Способы подбора слов для названий предметов

1

24.01.14

стр.40-42

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

91

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

1

27.01.14

стр.42-45

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

92

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

1

28.01.14

стр.45-47

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

93*

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов

1

29.01.14

94

Объяснение значения слова как способ проверки

1

30.01.14

стр.47-49

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

95

Способы подбора проверочных слов для названий действий

1

31.01.14

стр.50-53

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

96

Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий

1

03.02.14

стр.53-55

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

97*

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий

1

04.02.14

98

Способы подбора проверочных слов  для названий признаков предметов

1

05.02.14

стр.56-58

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

99*

Упражнение в подборе проверочных слов  для названий признаков предметов

1

06.02.14

100

Значение слова и его написание

1

07.02.14

стр.59-60

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

101

Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня; систематизация способов их подбора

1

10.02.14

стр.60-62

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

102

Знакомство с понятием «орфографическое правило»; уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в корне слова

1

11.02.14

стр.62-65

103

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов

1

12.02.14

стр.66--67

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

104*

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов

1

13.02.14

11. Обобщение изученного по орфографии

5 часов

105

Обобщение изученного по орфографии

1

14.02.14

стр.68

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

106

Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач

1

17.02.14

стр.69-70

107*

Закрепление освоенных способов действия.

1

  .02.14

108

Изложение с продолжением (Е.Чарушин «Волчишка»)

1

   .02.14

стр.71

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

109

Работа над ошибками

1

   .02.14

стр. 72

12. Буквы на месте непроизносимых согласных звуков

4 часа

110

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н,] и способов ее решения

1

   .02.14

стр.73-75

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

111

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн],[з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов ее решения

1

  .02.14

стр.75-78

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

112

Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и в их решении

1

25.02.14

стр.78-80

113*

Закрепление изученного

1

26.02.14

13. Работа над непроверяемыми написаниями

4 часа

114

Знакомство с понятием «непроверяемые» написания; обучение пользованию словарем

1

27.02.14

стр.80-83

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

115

Правописание удвоенных согласных в корне слова

1

28.02.14

стр.84-86

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

116

Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний

1

03.03.14

стр.86-88

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

117*

Обучение написанию поздравлений. Подготовка поздравления к 8 марта

1

04.03.14

стр. 90,91,93

14. Повторение и обобщение изученного по орфографии. Проверочные работы.

7 часов

118

Совершенствование всех приобретенных детьми умений

1

05.03.14

стр.88-90

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

119

Контрольное списывание

1

06.03.14

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

120

Работа над ошибками. Совершенствование всех приобретенных детьми умений

1

07.03.14

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

121

Контрольный диктант по теме «Главные орфографические задачи»

1

10.03.14

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

122

Работа над ошибками

1

11.03.14

123

Словарный диктант

1

12.03.14

124

Работа над ошибками. Совершенствование всех приобретенных детьми умений

1

13.03.14

15. Сочиняем, пересказываем, рассказываем

6часов

125

Изложение «Подарок маме»

1

14.03.14

стр.92

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

126

Изложение с выбором заголовка («Спасён!»)

1

17.03.14

стр.94-95

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

127

Контрольный диктант за 3 четверть

1

18.03.14

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

128

Работа над ошибками. Написание словесных картин «Вот и весна!»

1

19.03.14

стр.95-97

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

129

Написание словесных картин «Вот и весна!», деловых текстов и сообщений-телеграмм о признаках весны

1

20.03.14

стр.97

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

130

1

21.03.14

стр.97-98

4 четверть (40 часов)

16. Состав слова

28часов

131

Повторение изученного о строении слов

1

31.03.14

стр.99-                                                                                     101

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

132

Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание»

1

01.04.14

стр.101-                                               104

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

133

Введение понятий «приставка» и «суффикс»

1

02.04.14

стр.105                         107

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

134

Значение, употребление и написание приставок

1

03.04.14

стр.107-                                                                                                              111

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

135

Разграничение приставок и предлогов

1

04.04.14

стр.111-113

136

Значение, употребление и написание суффиксов

1

07.04.14

стр.113-115                                                                                                              

137*

Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов

1

08.04.14

138

Знакомство со способом действия при анализе состава слова

1

09.04.14

стр.116-118            

139*

Совершенствование умения анализировать состав слов. Знакомство с культурой переноса слов 

1

10.04.14

140

Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов

1

11.04.14

стр.119-120

141

Расширение знаний о написании удвоенных согласных: дв  ойные согласные на границе частей слов

1

14.04.14

стр.120 122

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

142

Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов

1

15.04.14

стр.122-123

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

143

Обучение выбору разделительного знака

1

16.04.14

стр124-126.

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

144

Закрепление способа действия при выборе разделительного знака

1

17.04.14

стр.127-128

145*

Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений

1

18.04.14

146

Повторяем, готовимся к диктанту

1

21.04.14

стр.128-129

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

147

Упражнение в решении орфографических задач

1

22.04.14

стр.129-130

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

148

Тренировочные проверочные работы

1

23.04.14

стр.130-132

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

149*

Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений

1

24.04.14

150

Контрольный диктант по теме: «Состав слова»

1

25.04.14

151

Работа над ошибками

1

28.04.14

152

Контрольное списывание

1

29.04.14

153

Обобщение и систематизация изученного по орфографии

1

30.04.14

стр.133-134

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

154

Упражнение в применении приобретённых знаний

1

02.05.14

стр.134-135

155

Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова

1

05.05.14

стр.136-138

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

156

Написание словесных картин

1

06.05.14

стр.138-140

157

О значении, строении и происхождении слов

1

07.05.14

стр.140-141

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

158

О значении, строении и происхождении слов

1

08.05.14

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

17. Перелистываем учебник

10 часов

159

Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и задания

1

12.05.14

стр.142

160

1

13.05.14

161

1

14.05.14

162

Итоговый контрольный диктант

1

15.05.14

163

Работа над ошибками

1

16.05.14

164

Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и задания

1

19.05.14

165

Викторины, игры в слова и со словами

1

19.05.14

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

166

1

20.05.14

167

1

21.05.14

168

1

22.05.14

169

Написание поздравлений к окончанию учебного года

1

22.05.14

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

170

1

23.05.14

Планируемые предметные результаты освоения программы 2-го класса

 В области речи, речевой деятельности

 Ученик научится:

– участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения;  понимать  вопросы  учителя  и  точно  отвечать  на  них,  стараться  высказывать  и объяснять свою точку зрения;

– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального  характера,  стремиться  соблюдать  требования  к  этим  видам  речи,  к  ясности, чёткости произнесения слов;

–  соблюдать нормы  употребления и произношения  слов из  числа, имеющихся  в  словаре учебника «Как правильно говорить?»;  

–  под  руководством  учителя  «добывать»  информацию    из  текстов  и  справочных материалов учебника, использовать её  для решения практических задач;

– самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;

–  понимать  (в  процессе  коллективной  работы)  информацию  учебника,  представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной форме, коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;

– замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём  учебника;

– участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах;

– при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и  содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);  

– строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации предложения;

– понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при её словесной выраженности), отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью  сведений при её раскрытии;  

– использовать знания о требованиях к хорошему тексту  при анализе  предлагаемых материалов, редактировать их.  

– подробно письменно  пересказывать тексты повествовательного характера  объёмом 45–55 слов (после  речевой и орфографической подготовки); проверять и стараться улучшить написанное (с опорой на  памятку).  

– создавать  (после  коллективной подготовки) речевые произведения   определенных жанров:  записку, письмо, поздравление,  кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку;  обдумывать  их  содержание  и  языковые  средства  с  учётом жанра,  адресата,  а после написания проверять и совершенствовать  текст (с опорой на памятку).

Ученик получит возможность научиться:

– вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы;

– слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие  вопросу или заданию, требованиям  к «хорошей речи»;

– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера,  соблюдая требования к этим видам речи;  

– соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся  в словаре учебника «Как правильно говорить?»;  

– самостоятельно получать информацию   из текстов и справочных материалов учебника, использовать её  для решения практических задач;  

– самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю);

– отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов;

–  создавать  предложения,  обдумывая  предмет  речи  (о  чём  или  о  ком  пойдёт речь?) и  содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);

–  среди  побудительных  предложений  различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с  этими  значениями применительно  к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией;

– по-разному строить предложения-ответы на вопрос «почему?»;

– редактировать, улучшать собственные тексты.

 

В области освоения языка:  в области фонетики и графики

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть,  различие в количестве звуков и букв;

– сравнивать,  классифицировать  звуки по  заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

 – понимать модельную  запись слова «значками  звуков»  (с помощью элементарной транскрипции);  

–  объяснять  выбор  способа  обозначения   мягкости  согласного  звука  и  звука  [й,];

обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать  разделительные  знаки ь и ъ при обозначении звука [й,] (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);

– проверять написанное с  точки  зрения  графических ошибок  (пропусков,  замен и перестановок букв, а также  неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й,]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;

–  правильно  называть  буквы  алфавита,  использовать  его  знание  для  поиска слов в словарях учебника.

 Ученик получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции;

– проводить   полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ  слов (с использованием элементарной транскрипции).

В области лексики

Ученик научится:

–  понимать  необходимость  учёта  значения  слова  при  его  использовании  в  речи, записи, выяснении строения;

– объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;

– выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их.

Ученик получит возможность научиться:

– самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;

– замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.  

 В области  словообразования (морфемики)

Ученик научится:

– выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем;

– подбирать       родственные  (однокоренные) слова, отличать их от синонимов,  от слов  с омонимичными  («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;

–  осознанно  действовать,  выделяя  в  словах  различные  морфемы  (проводя  частичный морфемный анализ слов);  

 –  понимать  роль  различных морфем  в  слове,  преобразовывать,  конструировать  слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;

– классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.

Ученик получит возможность научиться:

– выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника);

– замечать   в текстах   слова с наиболее распространенными   приставками и суффиксами, объяснять их  роль, а в ясных случаях и значение;

– конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста;  

 – самостоятельно подбирать слова к заданной модели;  

– замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в  детской речи.

 

В области морфологии

Ученик научится

–  различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов;

– узнавать названия предметов   в  косвенных падежах  (без  термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал?  что  делала? или  что сделала? и т.п.;

–  изменять  слова-названия  по  числам  и  «командам  вопросов»  (падежам,  временам и др. – без терминов) для решения орфографических задач.

Ученик получит возможность научиться:

– проводить различные изменения  слов разных  частей речи  (практическим путём, без терминов).

В области синтаксиса и пунктуации

Ученик научится:

– отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;

– выделять предложения из потока  устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её завершения);

–  различать  два  основания  классификации  предложений:  по  цели  и  интонации (эмоциональной окраске);  

– различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

– характеризовать предложения  по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками  на конце при  их записи;  

– находить в тексте предложения разных видов;

– отличать текст от группы предложений, объяснять различие;

– правильно оформлять границы предложений;

– ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками  а, но.

Ученик получит возможность научиться:

– строить предложения разных видов;

– замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов;

– наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;

–  замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак;   ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами  что, чтобы, потому что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста».

В области орфографии

Ученик научится:

– обнаруживать   орфограммы   по освоенным опознавательным признакам, выделять те,  способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;  

– осознавать варианты букв  (а/о, е/и, д/т и т.п.), из которых осуществляется   выбор на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;

– применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте   непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);  

–  грамотно  писать  наиболее  распространенные  приставки  и  суффиксы:  по-,  под -, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;

– соблюдать изученные правила переноса слов;

– пользоваться орфографическим словарём учебника;  

– использовать приём письма   «с окошками»   для сознательного   «ухода»   от орфографических  ошибок  при  затруднении  в  применении  известного  правила  или  привстрече с орфографической задачей, способ решения которой  ещё не изучен;

– проверять написанное;

–  списывать  и  писать  под  диктовку  текст  объёмом    до    45  слов. Соблюдать  при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение;

–  правильно  писать  слова  с  непроверяемыми  орфограммами,  указанные  в  программе.

Ученик получит возможность научиться:

– обнаруживать значительную часть орфограмм текста;

– замечать буквы, на месте которых  сочетается  две орфограммы  (буква без ударного гласного звука в начале предложения или   собственного   имени  (Олег, Анюта), в безударном  слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного  перед мягким, если он парный по глухости-звонкости: лезть, кость);

–  оставлять сознательный пропуск буквы  («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм;

– эффективно осуществлять проверку написанного.  

Учебно-методический комплект.                                              

1.М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Русский язык «К тайнам нашего языка».  Учебник. 1, 2 части. 2класс. Издательство «Ассоциация XXI век». 2011.

2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Русский язык «К тайнам нашего языка». Тетрадь- задачник. 1, 2. 3 части.2 класс. Издательство «Ассоциация ХХI век». 2013.

3. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Русский язык «К тайнам нашего языка». 2 класс. Методические рекомендации к учебнику. Издательство «Ассоциация ХХI век».2012.

4. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С..- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Интернет - ресурсы.

1.

Федеральный сайт учредителей программы «Гармония»

www.umk-garmonif.ru

2.

Журнал «Начальная школа»

www.openwjld.ru

3.

Конспекты уроков для начальной школы

www.4stupeni.ru

4.

Познавательный портал для учащихся начальной школы

www.abvgdeyka.ru

5.

Учебная техника и наглядные пособия

www.uchteh.ru

6.

Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей»

www.1september.ru

7.

Детский образовательный портал «Солнышко»

www.solnet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в рамках ФГОС НОО для 2 класса к учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик.

Данная рабочая программа предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик. Программа составлена в соответствии с тр...

рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 1 класс с учетом требований ФГОС УМК "Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Содержит раздел "обучение письму" (по Канакиной)...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 ФГОС Школа России Канакина

В рабочей программе девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предмета, курс...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС ШКОЛА РОССИИ

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ, авторс...

Рабочая программа по русскому языку по новым ФГОСам, 1 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку разработана согласно новых ФГОСов для 1 класса, УМК "Школа России", и включает в себя пояснительные записки, календарно-тематическое и поурочное планирование с УУД ...