Корень слова. Однокоренные слова 2 класс система Занкова
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме

Емельянова Валентина Степановна

по учебнику Н.В.Нечаева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren._odnokorennye_slova_2_klass_sistema_zankova.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие однокоренных слов, их признаки.

Цель: знакомство с признаками родственных слов. Отличие их от форм одного и того же слова

Задачи: Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового правила.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способа действий

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала                                                                                                                                                                                                        

- Чтобы нам всем было приятно работать, и в классе была добрая атмосфера и царила гармония, повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - Записываем число, классная работа.                                                                                                                                                         – Откройте словари, которые находятся в конце учебников, и выпишите слова, которые относятся к школьным принадлежностям.                                                                                                – Проверка. (карандаш, линейка, тетрадь, пенал, портфель).                                                                                                                                                                                                                                                                                                      – Вы записали словарные слова, все они являются школьными принадлежностями, а будут ли они являться родственными словами?    

-Почему? Мнения детей.

- Какие признаки родственных слов вы можете назвать? (Имеют один корень, слова близкие по значению, у них разные основы)

- Школьные принадлежности, которые мы с вами записали, будут являться родственными словами?                                  

-Давайте с вами это проверим.

- Почему?  (потому что у них разные корни и разное значение)                                                                            

- Предположите, какая будет тема нашего урока?

- Давайте поработаем по учебнику. Открываем стр. 43 упр. 85.

-Прочитает задание?

- Ребята, о ком говориться в тексте? (о комаре и его родственниках).

Комар-насекомое маленьких размеров, с острым жалящим хоботком и прозрачными крылышками. Показ картинки.                                                                                -Давайте выпишем слова, обозначающие комара и его родственников.

–Сравним смысл этих слов.

- Комар Комарович, как вы думаете, что обозначает слово Комарович?    (Отчество).

- А комарище (статус, размер) большой, преувеличение

-  Комаришко (маленький, невзрачный, никчёмный)  

- Возьмём слово комар и поменяем форму этого слова.

- Как можно поменять форму слова? (Нужно изменить его окончание, но чтоб основа была одна: комар, комару, комаром, о комаре, комары)

- Запишите полученные слова себе в тетрадь. Кто желает поработать около доски? (Один человек).

Что означает поговорка «Комар носа не подточит»?

Перед вами текст. Впишите подходящие по смыслу родственные слова.

В з…лёной тр…ве прячется ….                               .

Он ждёт маму …                          .

Сч…стливая семейка отправилась  …                  д…мой.

Сравним смысл словосочетаний:

-Родственные связи (помогают нам понять, кем мы приходимся друг другу. Например, кем вам приходится мамина сестра? (Тётя)

-Родственные языки. Происхождение языков от одного общего языка предка. (Все языки объединяются в группы, так называемые семьи родственных языков. Вот, например, древние языки, русский, польский, болгарский и некоторые другие образуют группу славянских языков.  

- Родственные души – это люди, которые не имеют с вами кровной связи, но близки вам по духу, и у вас общие интересы и привычки.

- Родственные слова – это слова, которые имеют один корень и близкие по смыслу.  

- Давайте прочитаем правило на стр.44

Корень слова – главная,

Значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

(В.Синицын)

  1. Работа по теме урока.

 Работа в парах.  Задание 1

Карточка 1

Дело, деловой, дельный, делать;

Дело, делу, делом, о деле.

Карточка 2

Свет, светлый, светать, светленький;

Свет, свету, о свете, светом.

Определите самостоятельно в какой строчке родственные слова, а в какой формы слова.

- Докажите. Как вы определили, что в первой строчке родственные слова? А почему во второй строчке формы слова?

- Проверка. Кто правильно определил, поставьте себе плюс. (На листочке под номером один)

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

 

- Давайте сделаем вывод по нашей самостоятельной работе: так как же всё-таки отличить родственные слова от формы слова. (У родственных слов один корень, но разная основа, а если образовывать формы слова, у них у всех будет одна, общая основа)

Задание 2

Домашний, дом, домино, домовёнок. Все ли записанные слова родственные?

- Если вы выполнили без ошибок, поставьте себе плюс. Если допустили ошибку минус.

Физминутка.

Задание 3

- Так, а теперь давайте немножко поиграем. Эта игра на внимание, я сейчас буду зачитывать вам слова парами, а вы, если они родственные – хлопаете, а если они не являются родственными – топаете.

Лес – лесник;        кот – котик;

Дом – домашний;        сад – садовый;

Дом – дым;        стена – гвоздь;

Река – вода;        вода – подводный;

Гриб – грибной;        сила – силос;

Обед – стол;        краски – акварель;

- Оцените себя. Если вы считаете, что вы справились с этим заданием поставьте себе плюс, если не справились минус.

 - Давайте вернёмся к родственным словам, которые записаны у нас на карточках.

- Назовите мне общую часть основ родственных слов (Корень.)

- А что такое корень? (Общая часть родственных слов.)

 Задание 4

Упр. 84 стр.43 Дополните предложения подходящими словами.

Запишите родственные слова. Выделите в них корень. Рядом напишите оба слова в форме множественного числа.

Какие слова выписывали вначале? (Родственные слова.) Множественное число- это родственное слово или форма этого слова? (Форма.)

Море, моряк, моря, моряки.

Садом, садовник, сады, садовники.

Лес, лесник, леса, лесники.

Линия, линейка, линии, линейки.

- Если вы выполнили без ошибок, поставьте себе плюс. Если допустили ошибку минус.

Вывод: как у всех веток общего куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли. Поэтому их ещё называют однокоренными.

- как вы поняли эту поговорку? (у каждого растения есть один общий корень и не важно сколько на этом растении веток или листьев, растение существует благодаря корню, если бы не было корня, смогло бы оно существовать? Нет. Так же и у родственных слов, у них обязательно должно быть, что-то общее, благодаря чему и будут образовываются новые родственные слова. В родственных словах общим является корень, и, если будут образованны новые близкие по значению слова с таким же корнем, эти слова будут называться однокоренными.)

Самостоятельная работа. 

- Запишите родственные слова себе в тетрадь

- Выделите корни у родственных слов.

ЗамОк, замочек, замочная, зАмок

Гора, горный, загорать, горка.

Проверка.

- Прочитайте слова. ЗамОк, замочек, замочная, зАмок

- Все ли здесь слова являются родственными? (нет)

- Объясните какое слово лишнее? (зАмок лишнее слово, потому, что у него разное значение со словом замОк.  ЗАмок -  это здание, а замОк - это металлический механизм, вставленный в дверь.)

- Обменяйтесь тетрадью с соседом по парте и оцените друг друга шкалой оценивания.

-Проверка. Какие слова выписали? Проговаривание корней.

- Если вы выполнили без ошибок, поставьте себе плюс. Если допустили ошибку минус.

Составьте предложение с любым из записанных слов. (Запись одного предложения)

-Подведём итог урока.

- Чему мы сегодня с вами учились? (Отличать родственные слова от формы слов а.)

Рефлексия

Расскажите, что вы знаете о родственных словах, по плану:

1.Что такое родственные слова?

2. Как называется общая часть родственных слов?

3. Как пишутся корни родственных слов?

- Молодцы, а сейчас давайте каждый оценит сам себя. Посчитайте, сколько плюсов вы набрали. Если у вас 4 плюса, значит вы поработали сегодня отлично. Если вы набрали 2 плюса, вам нужно быть внимательными.

- Спасибо большое за урок. Мне было очень приятно с вами работать.

Урок окончен.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...

Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....

Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.

На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....