Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

EvgeniaMumolina

Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 2

Тема урока: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

Цель: развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

Планируемые результаты:

Предметные: показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать умение определять значения суффиксов в словах; выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.

Метапредметные:

-коммуникативные:  развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; учить работать в паре.

-регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-познавательные: развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

   

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Настрой на дальнейшую деятельность.   

Эмоционально-положительный настрой на урок (Л)

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Введение в новый раздел.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотней

Сделать слово из частей.

- В первом классе на страницах «Моей любимой азбуки» мы познакомились

с частями слова. Итак, внимание!

-Какие части слова вы знаете?

- На предыдущих уроках мы знакомились с корнем слова.

- Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете?

- А сейчас откроем учебники на стр. 78. Посмотрите внимательно кадр на фотопленке.

- Что подставил Петя Зайцев? Где? Было слово «корень», стало «корешок».

- Что же такое –ок-?

- Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Приставка, корень, суффикс,

Окончание.

- Это главная часть слова, в которой заключен смысл всех родственных слов.

-Суффикс. После корня.

-Суффикс.

-Суффиксы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают осознанно(П,К)

Анализируют, сравнивают, самостоятельно выделяют и формулируют тему урока (Л,П)

  3.Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: Наблюдение за ролью суффикса в слове. Определение суффикса.

Цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять и обогащать свой словарный запас.

прогнозируют предстоящую работу (Р)

4. Работа над темой урока. Ознакомление с новым материалом.

 1) Упражнение №123 стр.78.

-Запишите слова. Выделите корень и суффикс.

- Как изменилось значение слова?

Зуб - зубок 

Лёд -  ледок     

Глаз - глазок 

Мёд _ медок 2)Упражнение №124 стр.78

-Сравните пары слов. Это одно и тоже слово или разные слова? Почему?

ДУБ-ДУБОК

ЛОСЬ-ЛОСЁНОК

ПРУТ-ПРУТИК 

МЫШЬ-МЫШОНОК

3)Игра «Побудь волшебником».

Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

4)Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс?

-Сравните с правилом в учебнике (стр.79)

-1-ое предложение. О чём оно?

-На что указывает 2-ое предложение?

-А что мы узнали из 3-его предложения?

-Приведите свои примеры.

5)Помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы.

Во-первых: они из одних слов

могут сделать другие. Например: из слова учить могут сделать учителя, ученика, училище, учение. А если отбросить суффикс, да использовать ещё и приставку, то же что-нибудь получится, например: неуч.

Во-вторых: суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.

Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.

6)Роль суффиксов в словах.

а) Допишите  суффиксы-ОНОК-    или

-ЁНОК-

МЕДВЕЖ_______             ТИГР_________

БАРСУЧ_________           ПОРОС_______

ГАЛЧ____________          ЛЬВ__________

ЗАЙЧ____________ 

ЖЕРЕБ_______ 

б) Подберите пары слов, противоположных по значению. Соедините их. Выделите суффиксы.

ГРУБОСТЬ                        ТРУСОСТЬ
ГЛУПОСТЬ                       СТАРОСТЬ
МОЛОДОСТЬ                  МУДРОСТЬ
ХРАБРОСТЬ    ВЕЖЛИВОСТЬ

в) Выпишите имена парами. Выделите суффикс.

Женя-Женечка                  Соня-

Таня-                                   Валя-

Оля-                                     Аня-           

г) Отгадайте загадку. Назовите слова с суффиксом -ИЩ-. В каком слове этот суффикс нельзя выделить? Выделите суффиксы.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище.

-Маленький зуб или ласково назвали зуб.

-Тонкий лёд.

-Маленький глаз.

-Ласково о мёде.

-Разные. Меняется значение слова.

-Носик, домик, хвостик, столик.

-Это часть слова, которая стоит после корня и помогает образовывать новые слова.

-Что такое суффикс.

-На место суффикса в слове.

-О «работе» суффикса.

Дети работают в парах.

Образуют новые слова с предложенными суффиксами.

-Лишнее слово чище.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. (Р, П, К)

Приобретают умения в образовании новых слов (П)

Формулирование определения «суффикс» (П)

Развивают умение извлекать информацию, запоминать слова учителя (П)

Сохраняют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям (Л)

Вырабатывают умение составлять слова с предложенными суффиксами (П)

Вырабатывают умение образовывать новые слова и выделять в них суффикс (П)

Анализируют текст на основе прочитанного и выявляют лишнее слово (П)

5.Физминутка

Смена видов деятельности.

6. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

 

1)Работа над словообразованием.Упр.№126.

-Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова.

ДОМ-ДОМИК-ДОМИЩЕ, НОС-НОСИК-НОСИЩЕ, ХВОСТ-ХВОСТИК-ХВОСТИЩЕ.

2) №1,4

В однокоренных словах выделите корень и суффиксы.

Га-га-га!  гогочет гусь,- 

Я семьёй своей горжусь! 

На гусят и на гусыню 

Всё гляжу не нагляжусь.

 № 2,5

Дрожат осинки,

В лесу осиновом Срывает ветер

С осин косынки.

№ 3,6.

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них-

Очень тихий ёжик.           (Проверка.)

3) Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.

Вова Колесников написал письмо Пете Зайцеву. Всё ли он сделал правильно?

. . . Недавно мы переехали в новый домишко. Мой старший братишка и младшая сестра гостят у бабушки в деревне.

   

Без суффикса был простой предмет, после прибавления суффикса, слова изменились, стало сначала уменьшительно-ласкательным, а затем наоборот это что-то большое.

Дети работают в парах.

Самостоятельная работа учащихся.

Выявляют роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов (П)

Анализируют текст, находят однокоренные слова и выделяют корень (П)

7.Итог урока.

-Чему мы учились на уроке?

-Что же такое суффикс?

-Что ещё вы о нём знаете?

-Какую роль играют суффиксы в словообразовании?

-Кто остался доволен своей работой?

-За что вы можете себя похвалить?               

Самооценка работы на уроке.

Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р)

8.Домашнее задание. 

Упражнение № 125, стр.79

Записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему:"Глагольные суффиксы"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Глагольные суффиксы включает в себя этапы урока, задания для закрепления, умения находить глаголы неопределённой форме, возвратные глаголы и разб...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.»

Цель  урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове....

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс (ПНШ) по теме: "Глагольные суффиксы"

Урок русского языка по теме "Глагольные суффиксы". Цели урока: формировать навык различать с помощью глагольных суффиксов разные формы глагола.Планируемые результатыПредметные: уметь правиль...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Значение суффиксов"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение суффиксов" предназначена для 2 класса и составлена по учебнику русского языка Иванов С. В. по программе "Начальная школа 21 ...

Технологическая карта урока русского языка. "Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени." (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.Цели деятельности учителя: знакомство с правописанием безудар...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Роль прилагательных в тексте»

Технологическая карта урока русского языкаТема: «Роль прилагательных в тексте»...