Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Значение суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Пономарева Оксана Валерьевна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение суффиксов" предназначена для 2 класса и составлена по учебнику русского языка Иванов С. В. по программе "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnolog_karta_2_klass_rus_yaz.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

                                             ГБОУ Школа № 281 г. Москвы

Технологическая карта урока русского языка

во 2 классе

Тема урока:

«Суффикс как часть слова»

Составила: учитель начальных классов Пономарева О.В.. .

Учитель:

Пономарева О.В.

Класс

2

Предмет:

Русский язык

Авторы учебника:

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова Русский язык 2 класс ч.1 («Начальная школа XXI века»)

Тема урока.

Суффикс как часть слова

Тип урока.

Урок открытия нового знания

Цель:

познакомить учащихся с частью слова - суффиксом.

Задачи:

1.  актуализировать знания учащихся о частях слова;

2.  познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем.

Результаты:

     Личностные: умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

       

Методы и формы обучения

Методы:  частично-поисковый, руководство работой учащихся с учебной литературой.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование

компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Психологический настрой

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодня замечательный и необычный день, так как в нашем классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и подарим наши добрые улыбки.

Прозвенел звонок весёлый,

Наш урок пора начать.

Поздоровайтесь друг с другом

Вижу – можно начинать.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи!

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

 формирование  умения слушать и слышать.

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на картинку. Что вы видите? (Ученик идёт в школу.)

- Подберите синоним к слову ученик. (школьник)

- Что обозначает слово школьник?

- Как мы назовём девочку, которая учится в школе? (школьница)

-  От какого слова произошло слова школьник, школьница? (школа)

- _Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)

Работа в парах (на карточках). Выделите в словах окончание и корень.

-Какая общая часть слова? Как называется? Как выделяем?

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

-Дайте характеристику первого звука в этих словах.

- Какой буквой обозначается?

- Сделайте вывод, какую букву мы будем писать на каллиграфической минутке? (Ш ш)

Отвечают на вопрос.

Работают в группах.

Выделяют окончание и корень.

Дают характеристику звука [ш].

Прописывают в тетрадях буквы Ш, ш.

 Познавательные:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

3. Постановка проблемы. Определение темы урока.

- С помощью какой части мы образовали от слова школа  слова школьница и   школьник?

- Где находится неизвестная для нас часть слова?

- Посмотрите на доску. Какие знаки мы видим?  Какой знак мы не знаем?

- Этим знаком мы будем выделять суффикс в словах.

- Определите тему нашего урока.

Какова цель нашего урока?

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока и её цель.

Регулятивные: определяют тему урока и её цель.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4. Открытие нового знания.

1. Отгадайте загадки.

1) У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост.

Спереди у зверя хвост большой. Кто же это? Кто такой?

(слон)

- Как называется детёныш слона? (слонёнок)

2) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинул широко.

(лось)

- Как называется детёныш лося? (лосёнок).

Запишите эти слова. (по 1 человеку у доски записывает пары слов)

- Выделите окончание этих слов.

- Выделите корень (общую часть) этих слов.

- Назовите в словах, обозначающих детёнышей животных, ту часть слова, которая помогла образовать эти слова.

- Эта часть слова и будет являться суффиксом.

- Где находится суффикс? (после корня, перед окончанием).

2. - Давайте прочитаем, какую тайну раскрывает нам учебник. (правило с. 108)

3. - Вернёмся к нашим совам на карточках ( школа, школьник, школьница). Чем же является незнакомая для нас часть слова?

- Как мы выделим её?

Отгадывают загадки. Называют детёнышей животных.

Записывают слова парами, выделяют окончание и корень этих слов.

Читают вывод, что такое суффикс.

Личностные: мотивировать свои действия, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, оказывать взаимопомощь.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;  контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; корректировать возможные ошибки.

Физкультминутка.

-Встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

5. Первичное закрепление.

1. Обратимся к упражнению 2. Прочитайте задание. Выполняется упражнение сначала устно.

- Какие значения придают словам суффиксы –иц-, -их-, -ёнок-, -онок-?

- Это родственные слова или формы одного и того же слова?

- Что мы можем образовать с помощью суффикса? (новые слова)

2. –Послушайте отрывок из песни «С чего начинается Родина?»

- Что является нашей большой Родиной? (Россия).

В упражнении 3 на нужно образовать слова при помощи суффиксов –ан-, -ян-, -анин-, янин-.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

Поработайте в парах.

Чтение хором по слайду.

Где живут южане, северяне, горожане?

- Какое же значение имеют эти суффиксы? (помогают образовать новые слова, называющие людей по месту их жительства)

3. Упражнение 4. - Прочитайте. Выпишите в столбик  выделенные слова, обозначающие маленький предмет или ласковое название предмета. На какой вопрос они отвечают? Как они называются?

- От каких слов образованы эти слова? Запишите эти слова.

- Какие суффиксы нам помогли образовать новые слова?

-Сделайте вывод: какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение?

- В этом упражнении мы встретили словарное слово, написание которого мы должны запомнить. (собака). 

Запись слова в тетрадь. Составьте предложение с новым словарным словом.

- У кого из вас дома есть собаки? Какой они породы?

- Посмотрите, мы сегодня с вами работали со словами, обозначающими названия животных. А как мы должны относиться к животным?

4. (на резерв)

ИГРА «ПОБУДЬ ВОЛШЕБНИКОМ»

Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: шуба, кот , рука, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

– Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.

Выполняют задание. Делают вывод.

Личностные: мотивируют свои действия.

Регулятивные: следуют режиму организации учебной деятельности.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Личностные

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учебник с. 110 упр. 5. Вам предлагается выписать слова, в которых есть уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

7. Итог урока. Рефлексия.

-Как мы определили тему нашего урока?

-Какую цель ставили?

- Зачем в речи нужны суффиксы?

Карточки:

1. Найди и подчеркни верное утверждение.
1) Суффикс – это маленькое слово.
  Суффикс – это часть слова.
2) Суффикс служит для образования новых слов.
  Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
 Суффикс стоит после корня.

- Составляется кластер.

2. Поставьте галочку, если можете дать  ответ «да».

    Понимаю, что такое суффикс.
   Умею находить суффиксы в словах.
   Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
   Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Подводят итоги урока.

Проводят рефлексию.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

Источники:

  1. Иванов С.В. Русский язык 2 класс, часть 1., Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2016г.
  2. Волина В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Издательство АСТ-Пресс, 1996г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс ПНШ

Данный урок можно использовать на этапе закрепления по теме "Словообразование" во 2 классе....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс (ПНШ) по теме: "Глагольные суффиксы"

Урок русского языка по теме "Глагольные суффиксы". Цели урока: формировать навык различать с помощью глагольных суффиксов разные формы глагола.Планируемые результатыПредметные: уметь правиль...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. "Приставка и суффикс"

Технологическая карта урока  русского языка 3 класс. Учебник (УМК):Т.Г. Рамзаева . Русский язык 3 класс. Тема урока:  Приставка и суффикс.Тип урока: урок изучения нового материалаО...

Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Суффикс", УМК "Перспектива".

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия «суффикс» как части слова; умения определять суффикс в слове.Задачи урока:Дидактические:1) Познакомить с по...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование ум...

Технологическая карта урока русского языка на тему : «Приставка и суффикс как значимые части слова»

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)Цель: закрепление знаний о роли суффиксов и приставок в словах.Задачи:Образовательная:-закрепить умения подбирать корень в слове;-за...