Технологическая карта урока русского языка 3 класс. "Приставка и суффикс"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Дуркина Валентина Юрьевна

Технологическая карта урока  русского языка 3 класс. Учебник (УМК):Т.Г. Рамзаева . Русский язык 3 класс. Тема урока:  Приставка и суффикс.Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник , тетрадь , комплект разрезных карточек и индивидуальных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_rus_yaz.doc61.5 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_russkogo_yazyka.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Данные об учителе: Дуркина Валентина Юрьевна, МОУ Июльская СОШ  Воткинского района, Удмуртской Республики

Предмет:   русский язык                            Класс:  3             Учебник (УМК):Т.Г. Рамзаева . Русский язык 3 класс. Тема урока:  Приставка и суффикс.                Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник , тетрадь , комплект разрезных карточек и индивидуальных заданий.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

• познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

У большинства учащихся не сформированы

• коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УД

 опознают понятия «приставка», «суффикс», адекватно используют их в собственной речи

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи

•  называют определение этих понятий

2 уровень — воспроизведение

•  анализируя и оценивая слова определяют словообразующую роль приставки и суффикса

3 уровень — реконструкция (преобразование) информации

Регулятивные УУД

• самостоятельно  преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о составе слова

Познавательные УУД

• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникатив-ные УУД

• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Личностные УУД

• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивацион-но-целевой этап

15 минут

• обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты  имеющихся знаний;

• вызвать познавательный интерес к проблеме;

• организовать  самостоятельное  формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблем-ной ситуации сомнения

Фронталь-ная

Индивиду-альная

Фронталь-ная

Групповаяфронталь-ная

  1. Предлагает детям вспомнить ранее изученные сведения о составе слова.
  2. Предлагает списать слова. Выделить корень и окончание. Предлагает оценить свою работу.
  3. Предлагает определить состав слова.
  4. Подводит детей к постановке учебной задачи и формулировке вопросов, на которые нужно найти ответы.

 1. Воспринимают на слух и отвечают на вопросы учителя, вспоминают, что такое корень и окончание.

 2. Списывают в тетрадь слова, выделяют корень, окончание. Обсуждают в парах, проводят взаимопроверку. Соотносят с эталоном (один ученик выполняет работу на доске). Коррекция и оценивание своих работ.

3. Обдумывают информацию, высказывают предположения, аргументируют свой ответ. Обнаруживают неполноту знаний (сталкиваются с частями речи, которых не знают).  

4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие затруднения. (Цель)

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной и графической форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентиро-вочный этап

2 мин.

•  организовать  самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа

Фронталь-ная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы.

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследова-тельский этап

10 мин.

• организовать поиск решения проблемы

Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов)

Парная

Фронталь-ная

Групповая.

  1. Организует  работу в парах. Предлагает образовать однокоренные слова.
  2. Побуждает детей к формулированию выводов.
  3. Структурирует вместе с детьми новые знания в виде таблицы.
  1. В парах образуют однокоренные слова. Записывают их в тетрадь.
  2. После прочтения текста в учебнике фиксируют в таблице выводы

Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- выборочно пересказывать текст;

- структурировать знания;

- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

- формулировать вопросы

- формулировать выводы

Практичес-кий этап

10 мин.

• обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Парная

  1. Организует работу в парах.  Предлагает образовать новые слова.
  2. Организует контроль и проверку выполненного задания.
  1. Списывают слова в тетрадь. Выделяют части слова. Обсуждают, аргументируют своё согласие (несогласие). Приходят к общему мнению о роли приставки и суффикса в образовании новых слов.
  2. Выполненную работу сравнивают с работами других групп, проводят коррекцию.

Познавательные УУД:

- подведение под понятия, выведение следствий

Предметные УД:

- оценивать роль приставки и суффикса в образовании новых слов

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлексив-но-оценочный этап

3 мин.

• осмысление процесса и результата деятельности

Индиви-дуальная

  1. Акцентирует внимание на конечном результате деятельности.
  2. Предлагает сформулировать вывод урока.
  3. Организует работу с оценочным листом.

  1. Определяют последовательность действий для определения приставки и суффикса.
  2. Формулируют вывод урока.

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в  речевом высказывании

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Данные об учителе: Дуркина Валентина Юрьевна,  МБОУ Июльская СОШ  первая категория, заявляемая - высшая категория.

Предмет:  русский язык          Класс:  4 - б           Учебник (УМК):   В.П. Канакина «Русский язык», 4класс,  «Школа России».

Тема урока: Наречие как часть речи                   Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, сигнальные карточки, раздаточный материал для групп.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок.

 В классе 19 учащихся. Учащиеся недостаточно активно работают на уроках, большая часть детей имеют проблемы с речью, с четким формулированием своих мыслей. Учащиеся умеют работать самостоятельно, в парах, в группах. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы – средний. Дети на уроках чаще выбирают задания базового уровня.

Учащиеся стараются быть внимательными по отношению друг к другу, пытаются поддержать и приободрить, когда это необходимо.

Данный урок является пятнадцатым в разделе «Слово в языке и речи» и первым в теме «Наречие как часть речи». Учащиеся владеют:

Предметные УУД: различать признаки частей речи.  

Регулятивные УУД:

  • формулировать цель урока при помощи учителя;
  • обнаруживать совместно с учителем проблему, формулировать учебную задачу и план работы.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • преобразовывать информацию

Коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы;
  • выстраивать диалог в группе, распределять обязанности

Личностные УУД:

  •  осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

  • Находить наречия в тексте
  • Называть существенные признаки наречий 
  • Отличать наречия от других частей речи
  • Определять лексическое значение наречий

Повышенный уровень достижений – 5 человек

Базовый уровень достижений –12 человек

Низкий уровень достижений – 2человека

Метапредметные

Познавательные УУД

  • Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
  • Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Повышенный уровень достижений -6 человек

Базовый уровень достижений – 11 человек

Низкий уровень достижений – 2 человека

Регулятивные УУД

  • Делать выводы и обобщения;
  • Ставить цель урока с помощью учителя;
  • Оценивать свою работу цветным индикатором по заранее известным критериям.

Повышенный уровень достижений – 10 человек

Базовый уровень достижений – 7человек

Низкий уровень достижений – 2 человека

Коммуникативные УУД

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
  • Выстраивать диалог в группе и паре;
  • Взаимодействовать с учителем, вступать в обсуждение возникшей проблемы.

Повышенный уровень достижений -5 человек

Базовый уровень достижений – 12 человек

Низкий уровень достижений - 2 человека

Личностные

  • Проявлять учебную и коммуникативную активность, осознавая неполноту своих знаний.

Повышенный уровень достижений – 7 человек

Базовый уровень достижений – 10 человек

Низкий уровень достижений – 2 человека

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые УУД и предметные действия

1. Мотивационно-целевой этап

 10 мин.

 

Организационный момент.

1.Проверить готовность учащихся к уроку.

2.Активизировать внимание.

Беседа

Фронтальная.

1.Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

1.Поприветствовать учителя. Проверить готовность к уроку.

1.Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД:  саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя.

Актуализация знаний.

Беседа по уточнению знаний.

Фронтальная.

Индивидуальная.

1.Проводит беседу о буквосочетаниях и организует минутку чистописания.

1. Прочитать и записатьбуквосочетания.

(ти ре час чи)

2. Составить словосочетание

из буквосочетаний (части речи)

1.Читают буквосочетания, записывают в тетрадь.

2. Составляют словосочетание

из буквосочетаний

Познавательные: осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков

Регулятивные УУД: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других.

Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся.

Определение границ знания и незнания.

Наблюдение.

Практическое задание-классификация.

«Верное – неверное утверждение»

Индивидуальная

Фронтальная

1.Организует работу с таблицей.

2.Организует работу с предложением.

3. Организует поиск слова,  которое нельзя отнести известным  к частям речи

4. Организует постановку проблемы.

5.Организует работу с таблицей «Верное – неверное утверждение»

6.Анализирует результаты.

1. Распределить части речи в таблице.

2.Записать предложение. Определить, какой частью речи являются слова в предложении.

(Умные речи и слушать приятно)

3.Назвать слово, которое нельзя отнести к известным   частям речи

4.Назвать проблему, с которой столкнулись при выполнении задания.

 5.Заполнить таблицу «Верное – неверное утверждение»

6.Оценить себя и одноклассников.

1. Распределяют части речи в таблицу.

2.Записывают предложение. Определяют какой частью речи являются слова в предложении.

3. Называют слово, которое нельзя отнести известным  к частям речи.

4. Называют проблему, с которой столкнулись при выполнении задания.

5. Заполняют таблицу «Верное – неверное утверждение»

6.Результаты своей работы проверяют и обнаруживают неполноту знаний

Предметные УУД: задавать к словам вопросы, определять части речи.

Познавательные УУД: классифицировать слова в группы по признакам (вопросам).

Регулятивные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД: взаимодействовать с партнером, обосновывать свою точку зрения.

Личностные УУД: самооценка на основе критериев учебной успешности.

Организовать формулирование проблемы и постановку цели урока учащимися.

Создание проблемной ситуации.

Фронтальная.

Организовывает формулирование проблемы и постановку цели урока.

1.Назвать цель урока.

2. Формулировать вопросы, записать их в таблицу.

1. С какой частью речи связано?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?
4. Как изменяется?
5. Каким членом предложения является?

1.Обсуждают появление нового слова

2.Формулируют вопросы.

Формулируют тему и цель урока на основе вопросов, заполняют таблицу.

Личностные УУД:  проявлять  интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: 

определять цель учебной деятельности и сохранять ее до конца учебных действий.

2.Ориентировочный этап.

3мин

Организовать работу по поиску путей решения проблемы.

Фронтальная

Организует работу по поиску путей решения проблемы.

1.Предположить источник получения информации

.

1.Выдвигают предположения.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

Регулятивные УУД:

уметь

планировать;

прогнозировать

3.Поисково-исследовательский этап.

15 мин

Организовать осмысленное восприятие новой информации.

Анализ.

Сравнение.

Фронтальная

 

В группе.

1.Организует работу с предложением.

2.Подводит детей к формулированию вывода по новой теме.

3. Организует работу со словосочетаниями в группе.

4.Подводит детей к формулированию вывода по новой теме.

5.Организует работу в группе.

6.Подводит детей к формулированию вывода по новой теме.

7.Организует сравнение вывода, сделанного учащимися и правила в учебнике стр.66.

Контролирует осознанность восприятия.

1. Найти  ответ на первый вопрос. (С какой частью речи связано?)

2.Сделать вывод, записать вывод в таблицу.

3.Прочитать и записать словосочетания, поставить вопросы.

появятся (когда) скоро,

подрастает (как?) быстро,

слышим (где?) везде,

посмотришь (куда?) вверх.

сделаешь (почему?) потому

4. Сделать вывод, записать вывод в таблицу:

(На какие вопросы отвечает наречие?  Что обозначает наречие?)

5. Наблюдать изменяется ли наречие по временам, лицам, роду и числу.

6. Сделать вывод, записать вывод в таблицу:  как изменяется наречие.

7.Сравнить вывод учащихся с выводом (правилом) учебника.

1. Проводят анализ предложения.

2.Делают вывод, записывают его в таблицу.

3.Читают и записывают  словосочетания, ставят  вопросы

4. Делают вывод, записывают его в таблицу.

5. Изменяют наречие по временам, лицам, роду и числу.

6. Делают вывод, записывают его в таблицу.

7.Читают правило

Познавательные УУД: анализировать и сравнивать лексическое значение глаголов и наречий; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы на основе анализа.

Регулятивные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД: проявлять активность в решении познавательных задач, умение слушать выступления других, при необходимости корректировать озвученный ответ; строить высказывания, понятные для других.

Личностные УУД: сотрудничать с одноклассниками; отвечать за свой выбор.

Физминутка.

Снятие физического и интеллектуального напряжения.

Игра.

Спортивные упражнения.

Фронтальная.

Организует физминутку.

Выполнить упражнения.

Выполняют упражнения.

Регулятивные УУД: осуществлять волевую саморегуляцию.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками и учителем.

4.Практический этап.

10мин

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Упражнение.

Индивидуальная.

Парная

1.Организует индивидуальную работу учащихся учебнику упр.129, стр.75.

2.Организует проверку и оценивание.

1.Найти в предложениях наречия, определить грамматические признаки, заполнить таблицу в упр.129 стр.75.

2.Проверить и оценить результат.

1. Выполняют задание самостоятельно на карточке в таблице.

2.Анализируют работу и оценивают результат.

Предметные УУД: правильно определить наречия, определить грамматические признаки

Регулятивные УУД: работать по образцу;

оценивать результат своей работы.

Коммуникативные: корректировать работу; излагать своё мнение.

5.Рефлексивно-оценочный этап.

5 мин

1.Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа.

Фронтальная.

1. Организует работу с таблицей «Верное – неверное утверждение»

2.Организует самооценку учащихся.

3.Обсуждает домашнее задание и предлагает его записать.

1. Заполнить таблицу «Верное – неверное утверждение»

2.Оценить себя.

3.Записать домашнее задание по выбору:

1) стр.74, упр.126

2) стр.75 упр. 127

3) стр.76 упр.128.

1.Заполняют таблицу «Верное – неверное утверждение»

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке.

2.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

3.Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании.

Личностные УУД: осознание своих эмоций.

18.10.2016                                                                                                                                   Подпись:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. Тема: "Что такое имя существительное?"...

Технологические карты. Русский язык.3 класс.

Технологические карты. Русский язык.3 класс. УМК "Школа России"...

технологическая карта русский язык 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"

технологическая карта урока в 1 классе , программа школа России. наглядные материалы прилагаются....

Технологические карты. Английский язык, 4 класс, УМК Верещагиной И.Н.

Материал будет полезен учителям английского языка, работающим по УМК  Верещагиной И.Н....

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100

Технологическая карта русский язык 3 класс Программа 2100 Тема"Проверочнвя работа № 3 « Буква непроизносимых согласных в корне слова»...

Технологическая карта урока "Существительные. Беглый гласный в суффиксах"

Технологическая карта урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах"...

2 класс. Технологическая карта по теме: "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов –щик и –щиц; раз...