Технологическая карта урока "Существительные. Беглый гласный в суффиксах"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Докукина Инга Юрьевна

Технологическая карта урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_sushchestvitelnye.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта   урока русского языка по теме: «Существительные. Беглый гласный в суффиксах»

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1.

Мотивирование к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте наших гостей!Сядьте, пожалуйста, на своих местах поудобнее, прислушайтесь к своему дыханию.

Наш урок я хочу начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: «Какую мысль хотел выразить автор в этих строках?»:

«Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник

Есть другие, как страшный, мучительный сон».

- Ребята, а когда наши уроки проходят быстро и интересно?

- И я хочу вам сегодня пожелать хорошего настроения, удачи!

Здороваются, садятся на свои места

-Когда нам интересно, мы всё понимаем, тогда и урок как праздник

- Когда у нас всё получается и, когда мы сами хотим узнавать что-то новое!

Формальная готовность к уроку.

Позитивный настрой

2.

Актуализация знаний

- Ребята, перед вами лежат карточки с пословицей. Прочитайте  её. (Слайд 2)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- А что  у нас на уроке будет замочком?

- А что ключиком?

- А вы хотите сегодня подобрать ключик к замочку?

- Хорошо! Тогда, обратите внимание, на ваших карточках есть слова с пропущенными буквами. Что это за слова?

- А в какой части слова пропущена орфограмма?

- Что такое суффикс?

- Какое значение имеет этот суффикс?

- А есть ли ещё, ребята, суффикс похожий по звучанию с таким же значением?

- Урок – это замоч…к, к которому нужно подобрать ключ…к.

- Урок для нас, как замок, что-то непонятное, неизвестное, а ключ – это знания, которые мы приобретаем.

- Тема урока.

- Правило, алгоритм.

- Да.

- Замоч…к, ключ..к.

- В суффиксе

- Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Уменьшительно – ласкательное.

- Суффикс –чик-

Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Умение писать и объяснять правописание суффиксов в слове.

Умение выделять суффиксы.

3.

Выявление места и причины затруднения

- Вставьте, пожалуйста, пропущенные гласные в суффиксах слов.

- Какие  буквы вставили?

- Ребята, наши мнения разошлись. А почему?

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

- Какова будет цель нашего урока?

(открываю на доске карточки с суффиксами   -ик-, -ек-, -чик-.)

- А зачем нам это надо?

- Верно! Молодцы! Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных. Будем формировать умение правильно писать гласные  И, Е в суффиксах – ик-, -ек-,   -чик-

Вставляют.

Отвечают.

- Потому что мы ещё не всё знаем, мы не изучали такой орфограммы, не знаем, каким правилом пользоваться.

- Правильно писать суффиксы –ик-, -ек-, -чик-.

- Узнать правило, составить алгоритм для того, чтобы правильно писать суффиксы.

- Чтобы не допускать ошибок при выборе гласных в суффиксах.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

4.

Построение проекта выхода из затруднения

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Откройте Обратные словари на –К, на – ТИК. Выпишите два первых слова в столбик.

- Теперь найдите слова на –ЧИК. Выпишите первые два слова в столбик.

- Найдите слова на – ЕК. Выпишите первые два слова в столбик.(открываю карточки со словами на доске)

-Выделите суффиксы у этих существительных.

- Сравните суффиксы, что вы заметили?

- Почему? Можете ответить?

- Скажите, в какой форме стоят существительные?

- Ребята, подумайте, от чего зависит выбор гласной буквы в суффиксе? Поработайте в малых группах!

- Те, кому трудно ответить на мой вопрос, могут воспользоваться подсказкой летучей мыши. (открываю плакат: «Попробуй изменить форму слова»)

- Послушаем версии групп (отвечает один из группы)

- А теперь запишите второй столбик, изменив формы слов.

Проверка по образцу.(открываю второй столбик карточек на доске)

-Выделите суффиксы у существительных.

- Давайте понаблюдаем, что произошло?

-А как называется гласный, который убегает?

- Что такое беглый гласный?

- Какими буквами на письме обозначается беглый гласный?

- Хорошо!А теперь попытайтесь назвать тему урока. (слайд 3)

-Верно, ребята, молодцы! Вернёмся к нашим существительным, попробуйте сформулировать правило.

-Скажите, а где мы можем проверить наше предположение?

- Давайте откроем учебники и узнаем правы ли мы?

- Хорошо! Правило мы сформулировали верно! Для того, чтобы достичь цели что ещё нам нужно сделать?

- С чего мы начнём выбирать гласную в суффиксе?(открываю первую карточку на доске со словом ОПРЕДЕИТЬ)

-Что мы должны делать дальше?(ИЗМЕНИТЬ)

- А дальше?(ВЫБРАТЬ)

(Слайд 4) – алгоритм

Пятое марта.

Классная работа.

Бинтик

Винтик

Зубчик

Голубчик

Овражек

Уголёчек

- В одних словах в суффиксе гласная И, а в других – Е.

- Нет, не знаем.

- В форме И. п., ед. ч.

Выполняют задание

- Нужно изменить форму слова. Изменить или число, или падеж

Бинтик – бинтики

Винтик – винтики

Зубчик – зубчики

Голубчик – голубчики

Овражек-овражки

Уголёчек-уголёчки

По очереди выходят к доске, маркером на моих карточках выделяют.

- В словах бантик, винтик, зубчик, голубчик при изменении формы И осталась, а в словах овражек, уголёчек при изменении формы Е убежала.

- Беглый гласный.

- Звук, который при изменении формы слова исчезает.

- Буквами О, Е

- Беглый гласный звук в уменьшительно-ласкательных суффиксах –ек-, -ик-, -чик- имён существительных

- Если при изменении формы слова гласный И остаётся в слове, то  в суффиксе пишем гласную И, если звук убегает, то пишем Е.

- В учебниках.

Открывают учебники, читают.

-Составить алгоритм.

- С определения части слова.

- Изменить форму слова.

- Если гласный остался, выбираю И, если гласный беглый, выбираю Е

Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

5.

Физкультминутка

Я читаю, один ученик у доски, остальные  рядом с партами.

- Тик-так, тик- так,

Кто умеет в доме так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт.

А часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

То они совсем встают.

-Отдохнули! Молодцы! Садитесь на свои места и продолжаем работать.

Наклоны вправо, влево

Наклон вперёд.

Приседания.

Вращение туловищем вправо.

### влево.

Ходьба на месте.

Замедление темпа ходьбы.

Бег на месте

Останавливаются.

6.

Реализация построенного проекта

- А сейчас, ребята, давайте потренируемся в применении нового знания. Выполним № 81 из учебника.

Начнём с устного объяснения.

- Вторые два слова дети выходят к доске.

- Остальные слова запишите по вариантам. 1 вариант  выберет слова, в суффиксе кот. пишется гласная И, 2 вариант слова, в суффиксе  кот. пишется гласная Е.

Два ученика у доски по вариантам.

- А теперь, ребята, поменяетесь тетрадями, проверьте, правильно ваш товарищ выполнил это задание. Оцените работу одноклассника.

- Верните тетради! Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы!

- Встаньте те, кто допустил 1-2 ошибки. Почему вы ошиблись?

- Тогда давай вернёмся к алгоритму.

Повтори, что мы должны делать.

Листик – ик- или-ек-Орфограмма в суффиксе. Изменяю форму слова ЛИСТИКИ. И осталась, значит, выбираю гласную И.

Орех. –ек- или –ик-. Орфограмма в суффиксе. Изменяю форму слова ОРЕШКИ, Гласный звук убежал, значит, выбираю букву Е.

Карман – карманчИк – карманчИки.

Бант – бантИк, бантИки.

1 вар.: шкаф – шкафчик – шкафчики или шкафик - шкафики; шарф – шарфик – шарфики; зуб – зубчик – зубчики или зубик – зубики.

2 вар.: вьюнок – вьюночек – вьюночка; ящик- ящичек – ящичка; платок – платочек – платочки; горох – горошек – горошки.

- Я допустил ошибку, потому что ещё до совсем понял

материал.

Повторяет алгоритм.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Сформулировать новое правило

Составить алгоритм

(Познавательные УУД).

7.

Включение в систему знаний и повторение.

- Проверим,  как вы усвоили материал урока. Выберите задания самостоятельно. (слайд 5)

1 уровень: Вставь пропущенные буквы, соедини пары слов. Сделай вывод, когда в суффиксе слова пишется буква И, а когда -  Е.

2 уровень: Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор письменно:

-Проверьте задание, сверив со слайдом. (слайд 6)

- Молодцы! Что нового узнали на уроке?

-А теперь, ребята, вернёмся к началу нашего урока. Опираясь на полученные на уроке знания, исправьте ошибки в ваших карточках. (слайд 7)

Билетик – билетики

Сыночек – сыночки

Тортик – тортики

Кармашек-кармашки

Носоч..к – носочки

Зайч..к – зайчики

Мост..к – мостики

Пирожоч..к -пирожочки

Повторяют правило и алгоритм.

Умение действовать по алгоритму, правилу.

Умение применять  алгоритм, правило в самостоятельной деятельности

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности  в условиях  выполнения упражнений.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

8.

Рефлексия учебной деятельности

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

Домашнее задание: 1 уровень - № 82, 2 уровень – составить рассказ, используя как можно больше слов из № 82.

 (слайд 8)

  Вы очень хорошо работали на уроке. Молодцы! А сейчас на доске перед вами замочек, а в моей корзине ключики. Ребята, если сегодня на уроке вы подобрали ключики и открыли замочки, тогда возьмите ключ и откройте замок (прикрепите к замочку на доске), а если у вас возникли затруднения, и ключик подобрать не удалось, тогда повесьте его на крючок.

Урок окончен! Спасибо! (слайд 9)

Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беглые гласные в суффиксах слов

Беглые гласные в суффиксах слов ...

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...

Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Презентация к  уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...

План-конспект по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Конспект и тех.карта урока русского языка по теме "Существительные.Беглый гласный в суффиксах слов" УМК:"Перспективная начальная школа" Класс: 4...