Технологическая карта и презентация на тему «Суффикс и его роль в слове»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Шаехова Крестина Виталиевна

Тема урока: «Суффикс и его роль в слове» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks.docx52.51 КБ
Файл prezentatsiya_suffiks.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Суффикс и его роль в слове»

Цели: Образовательные

  • Закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании
  • Углублять представления о значениях суффикса в слове
  • Формировать навыки грамотного письма
  • Обогащать словарный запас учащихся

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к животным
  • Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся
  • Прививать интерес к русскому языку

Развивающие

  • Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память
  • Развивать и обогащать речь учащихся
  • Развивать коммуникативные умения

Задачи

  • Актуализировать знания о составе слова и роли морфем
  • Организовать деятельность по определению роли суффикса в слове

Прогнозируемые результаты:

Личностные

  • ценное отношение к процессу определения роли суффикса;
  •  осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
  • осознание важности суффикса для образования новых слов;
  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

Метапредметные

  • умение принимать и сохранять цель урока
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке

Предметные

  • умение разбирать слово по составу;
  • умение видеть роль суффикса;
  • умение применять знания в жизненных ситуациях

 

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Актуализация знаний

Поудобнее садитесь,
Не  шумите, не вертитесь

И внимательно вникайте,

 А спрошу вас, отвечайте

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно

Путешествие зовет

Третьеклашек на урок!

А куда лежит наш путь?

Да

Дети высказывают свои предположения по теме урока

2 Здоровьесберегающая

минутка

Вспомните правила посадки

Дети произносят хором

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь

3 Минутка чистописания

«Красиво писать – красоту творить» - гласит народная мудрость.

Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий звук (побелка, снеговой, написать)

Слайд

-Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строчки, затем пропишите соединение с этой буквой: н, ин, не, он, нл

-Сравните с образцами и оцените свою работу

Буква н

Самооценка

4. Словарная работа

-Отгадайте загадку, подберите однокоренное слово. Запишем в столбик.

Слайд

  1. Вновь играя и шаля,

Перед носом корабля,

Над водой мелькают спины,

Мчатся шустрые ….

  1. Что ни день, по одежке

Отдает нам Серёжка

А с последнею расстался –

Сам куда-то подевался.

  1. Не дом, но и не улица

Высоко, но не страшно

  1. На стене висит давно

На холсте всего полно

Лес и речка, и машина

Называется ….

- При  помощи, какой части слова образовались однокоренные слова

Дельфин – дельфинчик

Календарь – календарик

Балкон  - балконная

Картина – картинка

Суффикс

5.Формулирование

проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

- Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказывает.

«С моей помощью происходят превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три»

- О какой части слова мы будем сегодня говорить?

- Какие задачи мы поставим на уроке?

Слайд

Итак: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим роль в русском языке.

Суффикс.

  1. Что такое суффикс?
  2. Где находится суффикс?
  3. Для чего служит суффикс?

 

Фронтальная работа с текстом.

Слайд

Соберите предложения из рассыпанных слов.

- Это текст? Как его можно озаглавить?

- Найдите однокоренные слова. Выпишите их. Выделите корень. Какое явление происходит в корне?

Воспитательный момент

- Прочитайте стихотворение о снегире

Слайд

-Какова его главная мысль?

Физминутка

Послушайте музыку П.И. Чайковского и отдохните

Вывод

Вернемся к однокоренным словам. От какого слова образовались все эти слова? С помощью чего?

- Что такое суффикс?

- Что происходит со словом, если меняется суффикс?

Работа в группах

- Что общего в образованных словах?

Слайд

Выводы выносятся на слайд

Работа в парах

Учебник  с. 156 упр 196

Какой вывод можно сделать?

Соберем воедино наши выводы. Расскажите о роли суффикса.

Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам

- Каждому варианту предлагается по три слова

(«слабым учащимся» - карточки-помощники) Приложение1

Слайд

- Если все верно, оцените свою работу.

Итог по карточкам (разноуровневые карточки)

-Предлагаю два варианта карточек. Со звездочкой  «4», с солнышком – посложнее. Выберите ту, что вам подходит. Приложение 2

Снежинки снежок снегири

Чередование согласных в корне.

Помощь птицам зимой.

Снег

Суффикса.

Меняется лексическое значение слов

Учащиеся работают в группах

Название профессий

Помогает назвать ласково

Меняет возраст

Меняет пол

Изменил размер

Самопроверка

7. Итог урока

- Что вы узнали о суффиксе?

Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются?

Оценки учащихся

Оценку я выставлю после проверки карточек

Это части слова. Суффикс служит для образования новых слов, а окончание -для образования форм слов и связи слов в предложении

8. Домашнее задание

На выбор

Упр 197 или

Мини-сочинение тему «Суффикс»

9. Рефлексия

Покажите свое настроение с помощью смайликов



Приложение 1

Образуй и запиши новые слова:

Гнездо +  ышк = ____________________________________

Олень +  ёнок =  ____________________________________
Мороз +  ищ =    ____________________________________


Приложение 2

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=383105877-38-72&n=21

Замени словосочетание одним словом, однокоренным выделенному, запиши его. Выдели суффиксы.


Маленькая гора - _____________________________________________________

Житель гор – ________________________________________________________

Детеныш льва – ______________________________________________________

Самка льва - _________________________________________________________

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=108048901-61-72&n=21

Подбери однокоренное слово, походящее к схеме:

Море –___________________________________________________

Вьюга – ________________________________________________

Хлопок –__________________________________________________

Окно -____________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Тема. Суффикс. Роль суффикса в слове.

Слайд 2

Двена д цат ое д е к а бря . Кла сс ная р а бота.

Слайд 3

"Красиво писать - красоту творить" народная мудрость

Слайд 4

Побелка, заморозить, меховой

Слайд 7

Подумайте! На какие группы можно разделить эти слова ? Существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, суффикс, местоимение

Слайд 8

Части речи Части слова существительное корень основа прилагательное окончание глагол приставка суффикс местоимение

Слайд 9

Если знаешь части слова, то напишешь их толково! Эпиграф урока:

Слайд 10

Корень - Приставка – Окончание - Части слова к..роль пр.. ка .. чик п.. ртной о и з о

Слайд 11

Суффикс - ?

Слайд 13

Составьте предложения п од, скрипит, ногами, снежок, пушистый холодок, зимний, румянит, щёки, детям кружатся, воздухе, снежинки, в, пушистые прилетели, из, снегири, дальних, краёв

Слайд 14

Под ногами скрипит пушистый снежок. Зимний холодок румянит детям щёки. В воздухе кружатся пушистые снежинки. Из дальних краёв прилетели снегири.

Слайд 15

Красный фрак на птичке этой, И зимой она приметна, Как рябина на снегу, Я ей кормом помогу!

Слайд 17

Снежок, снежинки, снегири

Слайд 18

Суффикс меняет лексическое значение образует слова- названия профессий помогает назвать ласково меняет возраст изменяет размер меняет пол

Слайд 19

кот ик кот ищ е

Слайд 20

Суффикс меняет лексическое значение образует слова- названия профессий помогает назвать ласково меняет возраст изменяет размер меняет пол

Слайд 21

Корень - король Приставка – приказчик Окончание - портной Суффикс - Части слова ? волшебник

Слайд 22

олень гнездо ышк мороз боль коза лёт ёнок ниц ищ чик очк

Слайд 23

Что я узнал сегодня на уроке?

Слайд 24

Отгадай загадку! Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем, Вся же – в дневнике я и в журнале. О-ЦЕН-К-А

Слайд 25

Домашнее задание по выбору : 1. Упражнение 197 2. Мини-сочинение «Суффикс»

Слайд 26

Ваше настроение

Слайд 27

Спасибо!

Слайд 28

При создании презентации использовались материалы Элементы анимированного плаката «Письменные буквы русского алфавита». Учитель МОУ « Малодубенская СОШ»Орехово-Зуевского района Московской области Чулихина Е.А. 2. Электронная физминутка для глаз. Учитель МОУ « Водоватовская СОШ» Галкина И.А. 3. Ребус «Ветер». www.mamakenga.ru 4. Картинки из ресурсов Интернета, находящиеся в свободном доступе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Представленная разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне слова» направлена на формирование умения подбирать проверочные слова для слов с безуда...

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»

Аннотация.В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и  строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую ...

Технологическая карта урока + презентация. В.Осеева «Волшебное слово».

Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сфо...

Технологическая карта и презентация урока русского языка. Школа 2100 2 класс. Слова, которые отвечают на вопросы какой?,какая?, какое?, какие?

Цели  Образовательные: Формировать умение ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов. Совершенствовать умение находить слова названия предметов и правильно ...

Технологическая карта урока, презентация и карточка к уроку русского языка 3 класс Канакина, Горецкий "Роль имён прилагательных в тексте"

Технологическая карта урока, презентация и карточка к уроку русского языка 3 класс Канакина, Горецкий "Роль имён прилагательных в тексте"...

Технологическая карта и презентация русского языка УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока Устаревшие слова. Слова-синонимы. Новые слова

Цель:закрепление знаний и корректировка умения определять устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова и умения распознавать и понимать эти слова в речи. Задачи:Дидактические:1)...