2 класс. Технологическая карта по теме: "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Соловьева Валерия Михайловна

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов –щик и –щиц; развитие умения выделять суффикс в словах – названиях предметов; формирование навыка работы с Обратным словарем.

Планируемые результаты

Предметные:

- отрабатывать навык образования слов, называющих предметы;

- отрабатывать навык подбора проверочных слов.

Личностные:

- уметь слушать и вступать в диалог;

- уметь уважительно, относиться к мнению одноклассников.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Оборудование: УМК ПНШ – учебник, рабочая тетрадь Н. А. Чуракова, 2-3 часть, презентация, раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass_kak_delayutsya_slova.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.01.18

ФИО учителя: Селихова Ф. М.

Школа: №95

ФИ студента: Соловьева В.

Класс: 2-1

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Кабинет: 314

КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)

Тема: «Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов –щик и –щиц; развитие умения выделять суффикс в словах – названиях предметов; формирование навыка работы с Обратным словарем.

Планируемые результаты

Предметные:

- отрабатывать навык образования слов, называющих предметы;

- отрабатывать навык подбора проверочных слов.

Личностные:

- уметь слушать и вступать в диалог;

- уметь уважительно, относиться к мнению одноклассников.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Оборудование: УМК ПНШ – учебник, рабочая тетрадь Н. А. Чуракова, 2-3 часть, презентация, раздаточный материал

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - беседа

2 мин

Здравствуйте, ребята! Сейчас я предлагаю выставить руку перед собой так, чтобы ваша ладонь была рядом с ладонью соседа спереди, не касаясь ее.

Сейчас мы с вами будет произносить слова и соединять пальчики от большого к мизинцу. Один пальчик - одно слово.

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Желаю вам продуктивной работы на уроке.Я знаю, что у вас с нами все получится.

- Здравствуйте!

Выполняют задание

Л.: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический

(каллиграфическая

минутка)

Практический

(упражнение)

Практический

(словарная работа)

Имитативный

(установка на правильное, безошибочное письмо)

Словесный  (беседа)

Практический:

составление кластера

Практический:

списывание и морфемный анализ

Проблемный:

исключение лишнего

12 мин

Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока,  вид работы, выделите орфограммы.

Для того, чтобы узнать какие словарные слова мы будем записывать сегодня, нужно решить загадки.

- Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…
 

- Ствол белеет,

шапочка зеленеет,

стоит в белой одёжке,

свесив серёжки.

- Кто позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге?

- Стеклянный глаз,

Смотрит на нас,

Не моргает, не щурится,

В шторы кутается!

- Вот обувка для ноги

До колен они, из кожи

На чулки чуть- чуть похожи

С каблуками …

А теперь записываем их.

Возьмите красный карандаш и обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильное написание слов, сверяя со словами на слайде.

Поднимите руки у кого 3 ошибки, 2 ,1, ни одной. Молодцы!

Давайте проведем с вами минутку чистописания.

 ок ик ёк

Выпрямите спину, ноги поставьте прямо, положите тетрадь наклонно. Запишите их каллиграфически правильно  в тетрадь, чередуя.

Возьмите карандаш и подчеркните наиболее удавшиеся буквосочетания.

Что общего в записях?  

Какую часть слова вам напоминают эти сочетания букв?

Какие части слова вы еще знаете?

Хорошо.

А сейчас мы с вами сделаем кластер о суффиксе. Будет работать в четверках. На парте у вас есть карточки со словами. Вам нужно приклеить подходящие на лист со словом суффикс.

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

На это у вас есть 4 минуты.

Итак, проверяем. Какие слова выбрала 1 четверка? Кто согласен? Кто не согласен?

Вы молодцы, ребята. Мы вспомнили, что такое суффикс.

А сейчас, ребята, откроем учебник на странице 48. Прочитайте задание 52 про себя. Кто прочитает вслух? Итак, что нам нужно сделать?

Выполняем задание в тетради.

Возьмите карандаш и проверьте себя по слайду. У кого 3 ошибки? У кого 2, 1?

Скажите, какой суффикс мы использовали? Что он обозначает?

А какие суффиксы мы с вами знаем?

А теперь объединимся в пары. У вас на столах лежат карточки со словами. Ваша задача найти лишнее слово.

Ежиха, портниха, моржиха

Ельник, дворник, школьник

Проводница, охотница, хлебница

Итак, первая пара называет лишнее слово. Если вы согласны, то показываем большой палец вверх. Если нет - топаем ногой и говорим свой вариант.

Почему это слова лишние?

16 февраля

Классная работа

Пишут слова с непроверяемыми орфограммами

Лимон

Берёза

Медведь

Окно

Сапоги

Осуществляют взаимопроверку

Пишут каллиграфически

 

- Две буквы: первая гласная, вторая –согласная.

- Суффикс

- Корень, суффикс, основа, окончание.

Характеризуют суффикс

Кластер:

Суффикс - часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня, имеет значение.

- Показать, как образовали слова.

- -ник-. Он обозначает предметы мужского пола.

-их-, -иц-, -ник-, ниц.

ежиха - название лица ж.р

ельник - название неод. предмета

хлебница - название неод. предмета

В каждой строке у слов одинаковый суффикс, но у одного слово из 3 другое значение

ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков

ПЛ: синтез – составление целого из частей.

ПЛ: выбор оснований и критериев для сравнения.

ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков

ПЛ: синтез – составление целого из частей.

ПЛ: выбор оснований и критериев для сравнения.

III. Постановка учебной задачи

Словесный

(беседа,

фронтальный опрос)

3 мин

Скажите, как образовались эти слова?

О какой же части слова пойдёт речь сегодня на уроке? Вспомните, как звучит тема наших уроков?

Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с частью слова - суффиксом.

Значит, мы будем повторять, вспоминать, закреплять.

А что нового мы будем узнавать? Чему будем учиться?

- «Как делаются слова. Что такое суффикс?»

 Научиться образовывать новые слова, называющие предметы с помощью суффиксов.

Научиться определять местоположение суффикса в образованных словах и понимать его значение. Вспомнить о чередовании согласных в корне слов, видимом на письме.

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IV. Открытие нового знания

Словесный

(беседа)

Языковой анализ

(морфемный)

Практический  (работа с книгой)

7 мин

А сейчас ребята разделимся с вами на 6 групп.

1,3,5, откроет Обратный словарь на -к, найдет слова с основой на -щик.

А 2,4,6, откроет словарь на -а, найдет слова с основой на -щица.

Вам нужно проанализировать данные слова по вопросам на слайде. На это у вас есть 5 минут.

План:

1. Выделите суффикс в данных словах.

2. Что обозначает данный суффик?

Сделаем вывод.  Мы сейчас проанализировали слова с разными суффиксами. Что можете сказать? Что общего, в чем разница?

А теперь каждый в своей тетрадке запишет три пары слов людей одной профессии, но разного пола. Выделите суффиксы.

1. суффукс -щик  -щиц

2. Профессию мужского пола

 Профессию женского пола

продавщица кладовщица упаковщица крановщица танцовщица закройщица

кладовщик упаковщик крановщик танцовщик закройщик обманщик

Выделяют суффикс в словах, определяют его значение

- Суффиксы -щик, - щиц обозначают профессию  человека. Только -щик - мужской род, -щиц - женский.  

Р: составление плана и последовательности действий. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПЛ: построение логической цепочки рассуждений.

Физминутка

2 мин

Я вижу, что мы с вами немного устали. Сделаем небольшую разминку.

Выполняют упражнения

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа

Наглядный - слайд

5 мин

А сейчас мы снова поработаем в парах.

У вас на столах лежат карточки со словами. Ваша задача выделить в них суффиксы и распределить данные слова на две группы.

начальник, портниха, художница, певица

Группы написаны у вас на карточках.

Суффиксы, обозначающие людей мужского пола

Суффиксы, обозначающие людей женского пола

Кто расскажет, какие суффиксы отнесли в первую группу?

Ребята, если мы услышим правильный ответ - хлопаем в ладоши. Если не согласны - снова топаем ножкой.

Кто может сказать, какие суффиксы мы забыли? Посмотрите на слайд.

закройщица, обманщик

Добавьте суффиксы в подходящую группу. Кто скажет, куда отнесутся эти суффиксы?

Группируют слова по значению суффиксов

Суффиксы, обозначающие людей мужского пола

-ик- + -щик-

Суффиксы, обозначающие людей женского пола

-их-, -иц-, -ниц- +щиц-

П: структурирование знаний

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

(упражнение)

5 мин

Посмотрите внимательно на слайд. Скажите, какое слово лишнее? Почему?

сварщик, ящик, гонщик

Что нужно сделать,  чтобы выделить суффикс и не ошибиться

А сейчас, ребята, поработаем самостоятельно. Прочитайте про себя задание на слайде. Кто прочитает вслух?

Вам нужно выписать слова с суффиксами -щик-, -щиц-. Будьте очень внимательны.

Уборщик, ядерщик, хрящик, мойщица, ящик.

Какой вывод мы можем сделать?

 - Ящик. Потому что в этом слове нет суффикса.

- Выделить сначала корень.

Уборщик, ядерщик, мойщица.

-щик- не всегда является суффиксом. Иногда это часть корня.

ПО: выбор наиболее эффективного способа решения задачи

 ПЛ: выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

Словесный - беседа

Практический

(упражнение)

6 мин

А теперь посмотрите упр. 54. Прочитайте стихотворение про себя.

Кто прочитает, что такое пудинг?

Ребята, кто может перевести это стихотворение на понятный русский язык?

Итак, следующий читает, почему автор написал такое стихотворение.

А теперь выполняем задание, которое дает нам учебник. Выписываем слова и разбираем их по составу, как в примере.

Разбирают слова по составу

П: дополнять и расширять знания.

 Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный - беседа

3 мин

Ну что, ребята, скажите, какие суффиксы мы использовали на этом уроке? Какое значение имеют эти суффиксы?

В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах. Поднимите соответствующую звёздочку:

Если было интересно и легко на уроке, - жёлтую

Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

Если не разобрались в теме – голубую.

Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.

Работа каких детей вам на уроке понравилась?

- Суффиксы -щик, -щиц.

- Слова-профессии человека.

Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России". Математика 4 класс.Технологическая карта урока.Тема: "Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз".

Технологическая карта урока.Тема: "Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз"....

УМК Школа России. Окружающий мир 4 класс.Технологическая карта урока. Тема "Лес и человек"

Окружающий мир 4 классУМК Школа Россиитема "Лес и человек"...

Технологическая карта урока. Тема: Роль фонемы в образовании слова

 Материал мастер - класса отчётливо покажет, что возможности учебника "Азбука", отбор и структурирование материалов урока позволяют в полной мере реализовать требования нового образователь...

ДЕЦИМЕТР. 1 класс (Технологическая карта изучения темы)

Урок открытия нового знанияОрганизовать деятельность учащихся по ознакомлению с новой меры длины – дециметр,  установления соотношения 1 дм  = 10см и ее использованию в практической де...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...

Технологическая карта урока русского языка "Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о признаках однокоренных (родственных) слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о признаках однокоренных (...