Разработка урока русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Гришова Ирина Петро

Урок русского языка во 2 классе.
Тема "Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова"

Представлен конспект урока и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Конспект урока19.25 КБ
Package icon Презентация к уроку1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»

Г. Луга

Урок русского языка во 2 классе

                                                                     

Тема: Обобщение знаний об изученных правилах письма.

Правописание  гласных  и  согласных  в  корне слова.

Тип  урока: Урок повторения и закрепления изученного.

Цель урока: обобщать знания об изученных правилах письма гласных и согласных в корне слова.

Задачи урока:

1) закреплять ранее изученный материал: способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова; признаки однокоренных слов, правила переноса слов, порядок слов в предложении, выделение грамматической основы предложения.

2) развивать логическое мышление и речь учащихся;

3) воспитать умение работать в парах, умение оценивать работу товарища и свою работу (самооценка), прививать любовь к природе.

УУД:

Объяснять правописание слов с проверяемой и непроверяемой гласной в корне и парными согласными в корне слова.

Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Характеризовать звуки речи.

Составлять предложения из разрозненных слов.

Работать в паре.

Оценивать свою работу и работу одноклассников.

Оборудование: презентация по теме «Зима», аудиозапись «Звуки леса», карточки с текстом, средства обратной связи (карточки с буквами - веер и светофорик).

Этапы урока

Ход урока

Действия учащихся

I. Организация начала урока.

Учитель:

А пока проверь, дружок,                                                              Ты готов начать урок?                                          Все ль на месте,                                                        все ль в порядке,                                         Ручка, книжки и тетрадка?

Все ли правильно сидят?                                       Все ль внимательно глядят?                                  Все ль готовы слушать,                                   Думать и запоминать?

Ребята проверяют свою готовность к уроку.

II. Ведение в тему. Постановка цели урока.

- Предлагаю вам, ребята, поиграть. Для каждого ряда я приготовила слова, но одно из них лишнее. Обсудите в парах, какое, и почему?

1 слайд

1 ряд: свет, зима, снежок

2 ряд: скользкий, дом, лёд

3 ряд: декабрь, мороз, урок

- Какое слово лишнее? Почему?

- Что общего у этих слов?
- Кто догадался, какая тема
сегодняшнего урока?

2 слайд

- Какие цели вы поставите на уроке перед собой?

- Сегодня вы не просто повторите всё, что мы изучили на последних уроках, но и оцените сами свои знания и свою работу на уроке при помощи смайликов.

Дети в парах обсуждают в парах.

1 ряд – свет; остальные слова имеют проверяемую безударную гласную в корне.

2 ряд – дом; в остальных словах парный согласный в корне.

3 ряд- урок; остальные слова мы называем словарными.

- Орфограмма в корне.

- Учиться находить орфограммы в корне, закреплять способы их проверки.

 отлично

             хорошо

буду стараться

III. Чистописание.

Дуб зеленый над холмом,                                        А под дубом стоит дом.                                           В доме буковки живут,                                          Нас к себе они зовут.

- Сейчас мы не просто повторим, как правильно писать буквы, но и вспомним всё, что мы о них уже знаем?

На доскеаиеяо

- Прочитайте буквы.

- Что вы можете рассказать об этих буквах?

- На какие 2 группы можно разбить эти буквы?

- Запишите буквы в таком порядке, как вы рассказали, соблюдая правила соединения букв.

- Как ещё можно расположить и записать эти буквы?

- Запишите буквы в этом порядке. Допишите буквы до конца строки.

- Как вы думаете, а почему мы повторяем написание именно этих букв?

- А что вы можете рассказать про эти буквы?

Б к в д ж с з ш ф т г п

- Вот и запишите их парами.

- Проверьте, верно ли вы составили пары.

- Почему мы повторили написание и этих букв?

Итог:

- Оцените свою работу, правильно ли вы написали буквы, всегда ли могли ответить на поставленный вопрос. Поставьте смайлик нужного цвета  на полях.

- Встаньте те ребята, кто доволен своей работой.

- Читают дети, поднявшие руки (можно хором)

- Эти буквы обозначают гласные звуки.

1 группа: гласные, которые обозначают один звук (а, и, о)

2 группа: гласные, которые могут обозначать 2 звука (е,я)

(а и о е я)

В алфавитном порядке.

(а е и о я)

- В безударном положении мы можем ошибиться при их написании.

- Это буквы, которые обозначают парные согласные.

Дети записывают буквы парами.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями. Один ученик читает пары вслух.

Они встречаются в словах с изученными орфограммами.

 

 отлично

             хорошо

буду стараться

IV. Актуализация знаний.

- Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам в гости.

3 слайд

- Кто же это, ребята?

- Она пришла не просто так. Зимушка хочет пригласить вас в зимнее путешествие. Но для начала ей необходимо проверить, знаете ли вы правила путешествия.

Итак, начнём…

- Что такое корень?    

- А какие слова мы называем однокоренными?  

Задание по рядам:

- Прочитайте слова на слайде.

- Выпишите однокоренные слова с корнями:

              1ряд       2 ряд       3 ряд

-дуб-,    -берез-,   -сосн-.

Дубок, береза, дубы, сосна, березняк, дубки, березонька, сосновый, дубовый, березовый, сосенка, березка, сосняк, дудочка, соска, бережочек.

 4 слайд

- Какие слова вы не записали? Почему? Какой корень выделили?

5 слайд

1 ряд – Какое слово в вашем ряду требует проверки? Какая это орфограмма? Какие слова будут являться проверочными?

2 ряд - Какое слово в вашем ряду требует проверки? Какая это орфограмма? Какие слова будут являться проверочными?

3 ряд – Какие слова в вашем ряду требуют проверки? Какая это орфограмма? Какие слова будут являться проверочными?

Так как же проверить безударную гласную в корне слова или парную согласную?

Итог:

- Оцените свою работу:

правильно ли вы выписали однокоренные слова,

 верно ли нашли слово, требующее проверки,

правильно ли вспомнили правило?

Поставьте смайлик нужного цвета на полях.

- Встаньте те ребята, кто доволен своей работой.

-Значит, какие правила нам помогут путешествовать с Зимушкой?                        

- Это Зимушка.

- Это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

- Слова, которые имеют одинаковую корень и близкие по значению.

Ребята выполняют работу и встают.

Проверка по           5 слайду

(не однокоренные слова: дудочка, соска, бережочек)

Дубок, дубы, дубки, дубочек

-Требует проверки слово дубки. Это орфограмма -правописание парных согласных в корне слова. Проверочные слова- дубы, дубок.

Берёза, березняк, берёзовый, берёзка

( Дети отвечают)

Сосна, сосновый, сосенка, сосняк

Дети отвечают правило.

Самооценка

 отлично

             хорошо

буду стараться

Правила правописания гласных и согласных в корне слова.

V. Работа по теме урока.

- Итак, мы отправляемся в зимнее путешествие.

Сегодня на уроке направо мы пойдём –   к словарным словам придём.

Прямо мы пойдём – к парным согласным зайдём.

Налево пойдём – с безударными гласными урок проведём.

 1)

- Пойдём сначала прямо и поиграем с Зимушкой.

(Повторение парных согласных)

6 слайд

Поиграем и  проверим, хорошо ли вы знаете и можете ли различать на слух звонкие и глухие согласные.

Я буду называть слова. Если слово начинается звонким парным согласным – вы хлопаете в ладоши, если глухим – сжимаете кулачки.

(Зайка, сайка, Веня, Феня, дрова, трава, жить, шить, тень, пень, зверь, пенки, деньки)

- Оцените свои результаты.

2)

- А теперь отправляемся направо и повторим словарные слова.

7 слайд

- Среди слов, которые вы видите, назовите слова с непроверяемой безударной гласной.

8 слайд

- Какие гласные необходимо запомнить в этих словах?

-А если не помните?

- Запишите эти слова, разделяя их для переноса.

- Теперь обменяйтесь тетрадями и оцените работу вашего соседа.

3)

- А теперь отправимся налево и повторим ещё одно правило.

9 слайд

- Какие слова мы с вами не выписали?

- Покажите сигналами, какие гласные в этих словах требуют проверки?

- Запишите эти слова вместе с проверочными словами.

- Оцените эту часть работы.

Ребята ставят смайлики на полях.

- Мороз, декабрь, январь, февраль, коньки, иней, пальто.

(дети показывают сигналами)

- Необходимо пользоваться орфографическим словарём.

Один ученик работает у доски за шторкой (его работу проверяет учитель)

Ребята ставят смайлики на полях.

Река, вода

Проверка:

ученик читает запись, доказывая написание гласной буквы.

Ребята ставят смайлики на полях.

Физминутка

(музыкальная пауза)

10 слайд

4)

- Зима приготовила для вас более сложные задания, чтобы сделать наше путешествие более интересным.

11 слайд

- Прочитайте слова. На сколько групп вы их разделили бы? По какому принципу?

- Запишите слова в два столбика в зависимости от орфограммы.

12 слайд

- Покажите сигналами, какие буквы вы вставили?

- Знание каких правил помогло  вам не ошибиться при выполнении этого задания?

 Поставьте смайлик нужного цвета на полях.

- Встаньте те ребята, кто доволен своей работой.

5) Развитие речи

13 слайд

- А сейчас, ребята, вы закройте глаза и представьте себя в лесу. Послушаем звуки леса.  

- А теперь откройте глаза и посмотрите, где мы находимся?

- Составьте предложения об увиденном и услышанном.

- Зимушка предлагает вам записать такие предложения.

14 слайд

- Какие трудности вы видите в этих предложениях?

- Какое слово больше подходит к данному предложению? Почему?

- Запишите эти предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

- Чтобы продолжить наш маленький рассказ, вам надо выполнить следующее задание.

15 слайд

- Составьте предложения из слов. Запишите и его, вставляя пропущенные буквы.

Подчеркните основу предложения.

Взаимопроверка.

Итог.

Поставьте смайлик нужного цвета на полях.

- Встаньте те ребята, кто доволен своей работой.

6). Работа в парах.

-Как вы думаете, ребята, кому зимой особенно нужна ваша помощь?

16 слайд

 У вас на партах лежат карточки с текстом.

-Вы должны найти все ошибки.

17 слайд

Учиники надели шабки и шубки. Они идут в лес. Дети нисут корм для птиц. Рибята насыпали в кармушку семена. Земой птицам зяпко. Им нужна забота.

  Проверка.

- Докажите.

- Зимушка удивилась, почему вы так хорошо справились с работой?

Итог: оцените свою работу в паре сигналом.

Ответы детей:

- две группы;

- проверяемые безударные гласные и парные согласные.

Средства обратной связи.

Дети повторяют правила.

Самооценка

 отлично

             хорошо

буду стараться

Ребята слушают и немного отдыхают.

Мы находимся на лесной тропинке.

Дети придумывают предложения.

В предложениях пропущены буквы и во втором предложении надо подобрать подходящее по смыслу слово.

Слово скрипел, потому что снег на морозе под ногами скрипит.

Проверка: дети сигналами показывают вставленные буквы.

Ученик читает предложение, называет вставленную букву и основу предложения.

Дети оценивают соседа по парте.

Самооценка

 отлично

             хорошо

буду стараться

Дети рассказывают о помощи птицам.

7 ошибок

Работали в парах, дружно.

Хорошо повторили правила.

Ребята показывают светофорчиком оценку и ставят смайлик себе на поля.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Наше зимнее путешествие подходит к концу.

- Давайте прочитаем, какой рассказ про Зимушку у нас с вами получился.

- Какие правила помогла вам запомнить Зимушка? А зачем вам нужны эти правила?

- Зима довольна вашей работой, но она хочет предложить вам самим оценить себя по смайликам в конце каждой работы.

- Все отличные смайлики.

- Есть один зелёный смайлик.

- Все зелёные смайлики.

- Кто не доволен своей работой.

18 слайд

Дети читают рассказ по тетради.

Выслушать ответы детей.

Дети считают смайлики и встают

VI. Домашнее задание.

- заполнить пропуски в карточке соседа (предыдущее домашнее задание);

- стр. 30, подготовиться к диктанту.

Литература и медиаресурсы

  1. Иванов С. В. Русский язык: 2 класс:комментарии к урокам/ -  М. : Вентана-Граф, 2009. – (Начальная школа ХХI века).
  2. Романова В. Ю., Петленко Л. В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В. Иванова. -  М. : Вентана - Граф, 2003 .- (Серия «Оценка знаний»)
  3. Сухин И.Г.  , Яценко И. Ф. Азбучные игры. - М. :ООО Вако, 2009 . – (Мастерская учителя).
  4. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 2001.
  5. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

Интернет – ресурсы:     

  1. http://NUMI.ru;
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://www.zavuch.info/methodlib/
  4. images.yandex.ruкартинки осени
  5.  http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/shablony_snezhinki/277-1-0-24621  -  шаблоны презентации



Подписи к слайдам:

Река, мороз, пальто, январь, декабрь, лёд, вода, февраль, коньки, иней.
Проверь себя
Тр
_
пинка
сн
_
жок
т
_
пло
др
_
ва
к
_
ток
р
_
ка
Сугро
_
сколь
_
кий
сне
_
замёр
_
прору
_
ь
лё
_
Найдите ошибки

Учиники надели шабки и шубки. Они идут в лес. Дети нисут корм для птиц. Рибята насыпали в кармушку семена. Земой птицам зяпко. Им нужна забота.

Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Урок русского языка во 2 классе
Поиграем!!!
Запишите слова в два столбика


Тр_пинка, сн_жок, сугро_, т_пло, сколь_кий, сне_, др_ва, замёр_, лё_, к_ток ,р_ка, прору_ь, моро_.
Подумайте!
Какое слово лишнее?
1 ряд
свет, зима, снежок
2 ряд
скользко, дом, лёд
3 ряд
декабрь, мороз, урок
Составьте предложения из слов.


В, медве_ь, сла_ко, берлоге, спит.

Источники:
http://
NUMI
.
ru
;
http://festival.1september.ru/
http://www.zavuch.info/methodlib/
images.yandex.ru

картинки осени

http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/shablony_snezhinki/277-1-0-24621
-

шаблоны презентации
Фон:
http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/zimniy-les-foto-priroda-derevya-kartinki-video
Домик:
http://govoruns.blogspot.com/2013_12_01_archive.html

Ду
бо
к, ду
бы
, ду
б
ки,
ду
бо
чек.
Берё
за
, бере
зн
як, берё
зо
вый, берё
з
ка.
С
о
сна, с
о
сновый,
сосенка
, с
о
сняк.
Отдохнём
Выпишите однокоренные слова с корнями

-дуб- -берез- -
сосн
-

Дубок, береза, дубы, сосна, березняк, дубки, сосновый, дубовый, березовый, сосенка, березка, сосняк, дудочка, соска, бережочек.
Запишите предложения

Мы шли по л_сной тр_пинке. Под н_гами тихо
(скрипел, трещал, шуршал, хрустел)
белый сн_жок.
Река, мороз, пальто, январь, декабрь, лёд, вода, февраль, коньки, иней.
СПАСИБО
Мороз, декабрь, февраль, коньки, пальто, иней.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока"Части слова. Окончание и основа"

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока "Части слова. Окончание и основа"....

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....

Разработка урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».

Тип урока: урок введения новых знаний. Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста. Задачи: обучающие: - сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основны...