Главные вкладки

    технологическая карта и презентация к уроку русского языка УМК ПНШ 4 класс Написание О и Е после шипящих
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Васюкова Таисия Анатольевна

    Тема: «Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)».

    Цель: повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 60.rar490.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок № 60

    Тема: «Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)».

    Цель: повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после шипящих..

    Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при изучении того, что в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения – е, если эти существительные образованы от других существительных; в суффиксах прилагательных пишется о – под ударением, е – без ударения; написании текста под диктовку с изученными орфограммами; - представление о единстве и многообразии русского языка при изучении написания о и ё после шипящих; что в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е; - позитивное отношение к правилам устной и письменной речи; - осознанное выполнение нравственно – этических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка.

    Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками при объяснении орфограмм; написании текста под диктовку с изученными орфограммами; - прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками.

    Познавательные УУД Общеучебные УУД: - знаково – символическое моделирование; - поиск и выделение необходимой информации при работе с толковым, обратным словарями; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме при написании изложения, подготовке научного сообщения; - выбор наиболее эффективных способов при проверке безударных гласных в различных частях слова; - смысловое чтение при определении понятия: «краткие прилагательные»; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем поискового характера, поставленными героями учебника.

    Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при изучении того, что в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения – е, если эти существительные образованы от других существительных; в суффиксах прилагательных пишется о – под ударением, е – без ударения; что в полных формах прилагательного ударение всегда неподвижное, а в кратких прилагательных ударение часто бывает подвижным, меняет свое место при изменении слова по числам и родам; что в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е; работе с картиной; со словарями.

    Коммуникативные УУД. - осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками

    Оборудование: учебник русского языка 4 класса Н.А. Чуракова.

    Ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Оргмомент (1 мин).

    Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

    Проверка готовности к уроку. Приветствие.

    Проверка готовности к уроку. Приветствие. Запись числа и классной работы.

    Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место.

    Определение темы и цели урока. (1-3 мин). Цель: сформулировать представление о том, что нового узнают на уроке и чему научатся

    Слайд 1-2

    Выяснение темы (по учебнику) и целей урока.

    Формулирование темы, цели урока, высказывают предположения о содержании урока, исходя из содержания параграфа.

    Личностные: устанавливают связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы при сравнении личных окончаний глаголов, принадлежащих к разным спряжениям.

    Регулятивные: определяют тему и цель урока, волевая саморегуляция в условиях затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений.

    Актуализация знаний () Цель: повторить понятия, правила, алгоритм или способ использования алгоритма.

    Слайд 3

    Слова на доске (экране):

    ш…рох , ш…лковый, капюш…н, ш…пот, ш…ссе, ж…лтый, ш…рты,

    ш…л, пч…лка, ш…колад, ш…фёр.

    Просит прочитать слова и поставить в них ударение. Ребята видят,

    что в некоторых словах пропущенный гласный находится под ударением, а в других он безударный. естественно, если дети предположат: нужно написать букву о в словах, где пропущенный гласный стоит под ударением, и букву е– где гласный безударный.

    Тогда предлагаем ребятам сравнить данные слова со словами, написание которых регулировали предыдущие правила.

    Первое отличие: в предыдущих правилах речь шла только о существительных и прилагательных. Среди слов, написанных на доске, помимо этих частей речи, встречается еще и глагол (шёл).

    Второе отличие: предыдущие правила регулировали написание суффиксов и окончаний – в данном случае буквы пропущены в корнях слов.

    Третье отличие: в ранее изученных правилах вопрос стоял о выборе букв о или е. В словах на доске надо выбрать о или Ё.

    После того как ребята убедятся, что написание данных слов не

    подчиняется ранее изученным правилам, предлагаем прочитать правило на с. 138.

    Дети читают первую часть данного правила и среди слов, записанных на доске, находят те, написание которых подчиняется этой части правила.

    Существенная особенность данных слов: в формах этих слов и однокоренных словах после шипящего в корне слова всегда ударный гласный звук [о]. Предлагаем записать эти слова в столбик и подчеркнуть букву о после шипящего, поставить ударение и выделить корень. Рядом с каждым из этих слов можно предложить написать либо родственное слово, либо другую форму этого же слова, в котором также подчеркивается буква о после шипящего.

    Прочитав вторую часть данного правила, ребята замечают, что многие слова, написание которых регулирует эта часть, им уже знакомы – это словарные слова.

    Необходимо обратить внимание детей на то, что в этих словах в корне после шипящего гласный всегда безударный, но в них также пишется буква о. Именно поэтому эти слова записаны во второй части данного правила и считаются словарными словами. С этими словами выполняется та же работа, что и со словами, выписанными ранее.

    Читают, вставляют буквы и ставят ударение.

    Находят отличия.

    Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы.

    Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений (13-15 мин). Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил.

    Далее ребята читают правило на с. 139, так же по частям, и выполняют те же действия со словами, что и в предыдущем правиле.

    Школьники должны выделить отличительные особенности слов, написание которых регулирует данное правило: при изменении данных слов или в однокоренных словах появляется чередование гласных звуков.

    Упр. 108 и 109 направлены на отработку правописания слов с изученной орфограммой.

    В упр. 108 ребята записывают текст, вставляя нужные буквы, и устно объясняют выбор буквы в слове шёпот.

    Правильно объяснить выбор буквы в данном слове помогает беседа Миши, Маши и Евдокии Васильевны (с. 140).

    В упр. 109 школьники вставляют пропущенные буквы. В слове шёпот надо написать букву Ё, так как в родственном слове шепчется (есть в тексте) после шипящего в корне слова под ударением произносится другой звук. В слове шорох пишется буква о, так как при изменении формы слова (например, шорохи) ударение остается на прежнем месте и звук тот же.

    Коллективное (фронтальный опрос) обсуждение задания.

    Выполнение задания в соответствии с заданием

    Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – проявляют познавательную инициативу, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. Регулятивные: определяют план выполнения работы; соотносят выполненное задание с образцом. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы.

    Физпауза. Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения.

    Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

    Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений (13-15 мин). Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил.

    Упр. 110. Цель – повторить ранее изученные орфограммы, учить писать слова с новой орфограммой.

    Школьники записывают текст, вставляя нужные буквы. Слово чёрный пишется с букой Ё – его написание подчиняется правилу со с. 139. В тексте встречается его словоформа – черней, в которой ударение переходит на другой слог.

    Далее ребята письменно показывают, как образованы слова котёнок, лисёнок, тигрёнок. Выясняют значение суффикса «-ёнок-» (детёныш животного) и записывают свои примеры слов, образованных с помощью данного суффикса.

    Слайд 4

    Записывают текст, вставляют нужные буквы

    Письменно показывают, как образованы слова котёнок, лисёнок, тигрёнок. Выясняют значение суффикса «-ёнок-» и записывают свои примеры слов, образованных с помощью данного суффикса

    Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: общеучебные – проявляют познавательную инициативу, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. Регулятивные: определяют план выполнения работы; соотносят выполненное задание с образцом. Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы.

    Итог урока. Рефлексия.

    Выставление оценок. Цель: сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности.

    Слайд 5

    - Что сегодня на уроке повторили?

     - Справились ли с поставленной целью и задачами урока?

    Рефлексия настроения:

    - Сегодня я доволен работой, так как…

     - Не совсем доволен, потому что…

     - Не доволен своей работой, ведь я …

    Выставление оценок.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учеб. деятельности; самооценка на основе критерия успешности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы. Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

     Домашнее задание.

    Слайд 6

    Тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 67 (с. 66-68).

    Запись домашнего задания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

    Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

    Презентация к уроку русского языка по теме «Написание ь знака на конце существительных после шипящих»

    Данная разработка урока знакомит учащихся с правилом написания ь знака на конце существительных после букв шипящих согласных;на этом уроке необходимо закрепить знания по теме “Имя существительное”;сов...

    «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"

    Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"...

    Технологическая карта и презентация к уроку русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»

    Аннотация.В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и  строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую ...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс

    Конспект урока по русскому языку на тему "Закрепление. Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 3 класс...