Исследовательская работа "Состав слова"
план-конспект по русскому языку на тему

Солнцева Ирина Владимировна

В ходе занятия была проведена самопроверка по теме «Состав слова».

Каждая группа выбирала себе пакет, в котором находились задания и тема, по которым необходимо было провести исследование.

Темы:

·         «Корень – самая важная и значимая часть слова»;

·         « Приставка как самая важная и значимая часть слова»;

·         «Значимость и важность суффикса в слове»;

·         «Окончание – самая важная и значимая морфема».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значимые части слова»

учителя начальных классов

МБОУСОШ №51

Солнцевой Ирины Владимировны

Цели:

  • использовать современные педагогические технологии и их элементы как средство обучения.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся по разделу «Состав слова»;
  • развивать креативность, умение высказывать свою точку зрения, умение работать в группе;
  • воспитывать терпимость к мнению других;
  • пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вообще не понимает его настоящего значения и не получает навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого другого предмета…»

К.Д. Ушинский

Любознательный человек, увидев всякую вещь, обычно интересуется, для чего она служит и как устроена. Вопрос об устройстве может относиться не только к творению человеческих рук и ума, но и к растениям, животным, минералам. Всё на свете состоит из чего-то. Лес - из деревьев, облака - из множества водяных капель, вещества состоят из атомов, атомы из более мелких частиц. Есть даже шуточная песенка, в которой рассказывается, из чего сделаны мальчишки и девчонки.

А слова сделаны из своего строительного материала. Сегодня мы будем работать в группах.

Работая над заданиями, вы проведете самопроверку по теме «Состав слова», докажете, какая из частей слова самая важная и значимая. Каждая группа выберет себе пакет, в котором лежит задание и записана тема.

Темы:

  • «Корень – самая важная и значимая часть слова»;
  • « Приставка как самая важная и значимая часть слова»;
  • «Значимость и важность суффикса в слове»;
  • «Окончание – самая важная и значимая морфема».

(Даётся время на выполнение заданий. Каждая группа готовит выступление в защиту своей части слова. По истечении времени каждая группа выступает.)

Задание команде «Корень»:

  1. В каком значении наиболее часто употребляется в нашей речи слово корень?

А) Подземная часть растения;

Б) Внутренняя, находящаяся в десне, часть зуба;

В) Часть волоса.

  1. Почему учёные использовали «корень» для названия одной из частей слова?

А) От него «растут» слова, как ветки на дереве;

Б) Он сердцевина слова, его смысловой центр;

  1. Какие слова называются однокоренными?

А) Слова, которые сходны по смыслу;

Б) Слова, которые имеют общую часть;

В) Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

4.   Как найти корень в слове?

А) Подобрать родственные слова (дружить, друзья, подруга);

Б) Изменить форму слова (подруга, подруги);

4. Покажите в сценке, что такое родственные слова.

«Родственники»

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя – Гусеница.

- Тётя?

5. Что значит выражение «Зри в корень»?

А) «Вникай в самую суть дела»

Б) «Смотри в корень слова»

Команда выступает в защиту корня, учитель после выступления даёт такое задание: «Разберите слово по составу: «ВЫНУЛ». Глядя на это слово, можно сказать, что есть слова и без корня, а без приставок и суффиксов значение его не ясно. Тогда стоит задуматься о том, действительно ли корень – это самая важная и значимая часть слов

Задание команде «Приставка»:

  1. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?

А) Заставка;

Б) Приставка;

В) Выставка.

2. Для чего служат приставки в слове?

А) Для управления электронной игрой;

Б) Для связи слов в предложении;

В) Для образования новых слов.

3. Назовите как можно больше приставок.

4. Замените фразу одним словом с приставкой:

  • Прикрепить при помощи молотка и гвоздя - …
  • Начать исполнение песни - …
  • Удержать текст в памяти - …
  • Отделить ножницами часть ткани - …
  • Очень быстро уйти без разрешения - …

5. Сыграйте в игру «У телевизора»

Один  из участников называет только приставку, а другой выполняет действие с воображаемым телевизором.

«в», «вы», «пере», «от», «ото», «подо», «под», «при», «до», «про», «по»

        6. Какое значение слову придаёт приставка «вы»?

                А) Указывает на движение внутрь;

                Б) Указывает на движение изнутри;

                В) Указывает на движение сверху вниз.

        7.         Что нужно сделать, чтобы правильно выделить приставку в слове?

                А) Заменить приставку другой;

                Б) Отбросить приставку;

                В) Найти слово с другим корнем, но с такой же приставкой.

Но ведь есть же слова и без приставок, и они прекрасно обходятся без них (дом, стол, конь, страна, Земля). Может быть приставка – это не самая главная часть слова?

Задание команде «Суффикс»:

  1. Как называется часть слова, которая стоит после корня?

А) Фикус;

Б) Суффикс;

В) Окончание.

         2.         Для чего служит суффикс?

                        А) Образовывать форму слова;

                        Б) Образовывать новые слова;

                        В) Для украшения слова.

        3.        В книге Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются фамилии Штанишкин, Сапожкин, Таракашкин. Если бы герои были великанами, какие бы у них были фамилии?

        4.        Дениска Кораблёв – герой рассказов Виктора Драгунского – придумал суффикс, при помощи которого дразнил и обижал самого себя. Он говорил себе обидные слова, потому что боялся прыгнуть в воду: «Рохля, вохля …». Придумайте, какими словами можно обидеть себя, используя  суффикс «хл».

        5. Определите к какой части речи будут принадлежать слова с суффиксами «и», «л», «ть»:

                А) К глаголу;

                Б) К существительному;

                В) К прилагательному.

        6.        Можно ли по суффиксу определить род имени существительного?

                А) Суффиксы «тель», «арь», «ёнок» - существительное мужского рода;

                Б) Суффиксы «ость», «знь», «ниц» - существительное женского рода;

        7. Каким живым существам дают название с суффиксами «ат», «ят»? Подберите такие слова.

        8. В какой басне И.А. Крылова часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? С какой целью их употребляет автор?

                А) «Ворона и Лисица»;

                Б) «Квартет»;

                В) «Слон и Моська».

Команда выступает в защиту суффикса. Учитель делает вывод: «Действительно, одни суффиксы образовывают форму слова, другие  - новые слова. Может быть суффикс – самая важная часть слова? Но ведь есть же слова, которые живут и без суффикса? Урок, школа, звонок».

Задание команде «Окончание»:

  1. Без какой части слова мы не можем связать слова в предложении?

А) Приставка;

Б) Корень;

В) Окончание.

        2.         Составь предложение из слов, имеющих своё лексическое значение: «без», «труд», «вынуть», «не», «пруд» , «рыбка».

        3.        Что вам помогло?

                     А) Смекалка;

                     Б) Знание пословицы;

                     В) Окончания.

        4.        Получается, что из слов, имеющих своё лексическое значение, без изменения формы слова мы не можем составить осмысленное предложение.

А) Да;

Б) Нет.

        5.        «Глокая кузра штеко будланула бокра». Можно ли найти смысл, определить на какие вопросы отвечают слова и выявить их грамматические признаки? Помогло ли вам ответить на все вопросы окончание?

        6.        Как найти в слове окончание?

           А) Изменить форму слова (род, число);

           Б) Подобрать родственные слова;

           В) Найти последнюю букву в слове.

        7.        Вносят ли окончания свой вклад в смысл слова?

            А) Они сообщаю сколько предметов. Один или много;

Б) Рассказывают в каком роде стоит прилагательное;

В) Они служат только для связи слов в предложении.

Команда выступает в защиту окончания. Учитель даёт задание: «Разберите по составу слова: «Петь громко». Делаем вывод, что есть слова, у которых нет окончаний, но они между собой связаны по смыслу. Что же нам делать? Какая же часть слова является самой значимой? Или они все одинаково значимы в слове?

Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно заняться поисковой деятельностью, идти в библиотеки, воспользоваться Интернетом. И после того, как вы наберете материал, вы представите нам свои проекты в виде докладов, газет, мультимедийных презентаций, сказок или интересных уроков на тему «Значимые части слова».  



Подписи к слайдам:

Родственники
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница.
- Тётя?
Целую фразу можно заменить одним словом с приставкой
Прикрепить при
помощи молотка и гвоздя -…
Начать исполнение песни -…
Прибить
Запеть
Часть слова, которая стоит после корня называется…
- Фикус
- Окончание
- Суффикс
Без окончания мы не можем связать слова по смыслу в предложения
-Брат, сестра, читать, старший

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вообще не понимает его настоящего значения и не получает навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого другого предмета…»
К.Д. Ушинский
Герой рассказов В.Драгунского Дениска обижал себя, используя суффикс «
хл
»…
-
хля
-
хля
Рохля!
Вахля
!
Махля
!
Тухля
!
Протухля
!
Вонюхля
!
Чтобы найти корень в слове нужно…
Подобрать родственные слова и найти их общую часть
.
Д
рузья
Друг
Дружить
Русские приставки:
За-
На-
Над-
О-
Об-
От-
Под-
Про-
Пра
-
При-
Пре-
Па-
По-
Без-
Бес
-
В
-
Вз
-
Взо
-
Вс
-
Воз
-
Вос
-
Раз-
Рас
-
Из-
Ис
-
Изо-
Не-
Недо
-
Низ-
Нис
-
Пере
-
Пре
-
Пред-
С
-
Со-
Роз
-
Рос-
Через
-
Чрез-
Черес
-

Заменить
приставку
другой
Чтобы правильно выделить приставку в слове можно…
Отбросить
приставку
Найти слово с другим корнем, но с такой же приставкой
ПРИЛЕТЕТЬ
ПРИЛЕТЕТЬ
ПРИЛЕТЕТЬ
У
ПРИБЕЖАТЬ
В баснях И.А. Крылова встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Г
олубушка
, пёрышки,
носок, голосок – с целью польстить.
Мишка, мартышка,
куманёк – с целью показать пренебрежительное отношение к героям.

«Значимые части слова»
Указывает на движение изнутри
Приставка «вы» придаёт
слову значение…
Если бы герои книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» были великанами у них были бы фамилии…
-
Штанищин
;

-
Сапожищин
;
-

Тараканищин
.
Чтобы найти в слове окончание, нужно…
Изменить форму слова.
Чебурашк
а
Чебурашк
и
Слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу называются…
Однокоренными.
А группы родственных слов образуют
словообразовательные гнёзда.
Приставки в слове служат для…
Образования новых
слов
ПО
ВЫ
ПЕРЕ
ПОДО
ОБО
ПРИ
ЗА
…ШЛИ
Детёнышей животных называют словами с суффиксами «
ат
», «
ят
»
Жеребята, поросята, верблюжата, слонята, утята, …
Учёные использовали «корень» для названия одной из частей слова потому, что…
-
От него «растут» слова, как ветки на дереве;
- Он сердцевина слова, его смысловой центр.
«
в», «вы», «пере», «от», «ото», «подо», «под», «при», «до», «про», «по»
«У телевизора»
По суффиксам можно определять род имён существительных
-
Суффиксы «
тель
», «
арь
», «
ёнок
» -
существитель-ные
мужского рода;
-

Суффиксы «ость», «
знь
», «ниц» -
существитель-ные
женского рода

КОТЁНОК
УЧИТЕЛЬНИЦА
«
Глокая

кузра

штеко

будланула

бокра
»
Какая? Кто? Как?
Что сделала? Кого?
Часть слова, которая стоит перед корнем называется…
- Заставка
- Выставка
- Приставка
Суффиксы служат для…
-Образования
формы слова;
-
Образования новых слов.
В нашей речи слово корень наиболее часто употребляется в значении:
Подземная часть растения
Выражение «Зри в корень»
В широком смысле –
«Вникай в самую суть дела».
А с точки зрения русского языка –
«Смотри в корень слова»
Целую фразу можно заменить одним словом с приставкой
Удержать
текст
в памяти -…
Отделить ножницами часть
ткани -…
Очень быстро уйти без разрешения-…
Запомнить
Отрезать
Сбежать
Слова с суффиксами «и», «л», «
ть
» принадлежат глаголам:
- играть
- напиши
- бежал

Из слов «без», «труд», «вынуть», «не», «пруд», «рыбка» можно составить предложение:
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Окончания вносят свой вклад в смысл слова
Рассказывают в каком роде стоит прилагательное и сколько предметов один или много.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность в начальной школе. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне."

Введение элементов исследовательской деятельности в начальной школе. Электронное сопровождение к уроку....

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Презентация к научно-исследовательской работе «Как произошло слово «мама»?»

В слайдах отображены все наблюдения исследователя за развитием речи сестры....

Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами

Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития цен...

Исследовательская работа учащихся из цикла "К тайнам русского слова" - "Закладка"

Прорведена исследовательская работа этимологии слова "закладка", изучена история происхождения этого предмета, виды и использование закладок в современном мире. Учениками, родителями и педагогами орга...

Исследовательская работа "Слово"

                                                      ...

Исследовательская работа "Слово и дело"

слово и дело одинаково важно для человека. Нужно исходить из ситуации. Важно всегда подкреплять слово делом. Выполнять обещания. Совершать добрые дела и говорить добрые слова. Тогда и мир вокруг будет...