конспект урока литературного чтения 3 класс УМК Школа России
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Боденова Елена Михайловна

тема урока: "Поэтическая тетрадь 2" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «ГСОШ №4 им. Б.Б.Городовикова»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

на тему: «Поэтическая тетрадь 2»

                                                                                                                     

                                                                                                                        Провела:

 учитель начальных

  классов

 Боденова Е.М.

16.12.13.

                                                       Городовиковск, 2013

Тема:    «Поэтическая тетрадь 2»

Цель:    обобщение знаний учащихся по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Задачи: формировать умения выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы,  развивать логические и творческие способности, интеллект, умение работать в группе, расширение кругозора учащихся; воспитывать любовь к природе через образное её представление.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Предметные:

научатся: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; делиться своими впечатлениями и участвовать в дискуссиях о прочитанных стихотворениях; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.

Метапредметные:

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, делать обобщения, выводы;

регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; анализировать собственную работу, выделять и осознавать то, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить;

коммуникативные: активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, умения проверить себя и самостоятельно оценить свои достижения на основе диагностической работы, представленной в тесте.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-диалогический.

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группах, беседа.

Основные понятия: стихотворение, рифма, поэты

Оборудование: тесты, карточки, жетоны.

ИКТ: мультимедийный проектор, 4 компьютера,  презентация PowerPoint.

Ход занятия.

1. Самоопределение к деятельности.

   - Дорогие ребята! Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение, подарите им свои улыбки.

- Начинаем наш урок. Работать вы сегодня будете в группах. Но,  прежде чем мы приступим к выполнению заданий, необходимо вспомнить правила работы в группе.

- Высказывай и доказывай  свое мнение.

             - Выслушивай и уважительно относись к  мнению других.

- Ответственно выполняй порученную тебе часть задания

- Соблюдай правила культурного общения

2. Актуализация  знаний. Введение в тему.

- Перед вами портреты. Скажите, кто на них изображен и какой портрет лишний, почему? (Портреты Бунина, Бальмонта, Некрасова, Крылова.)

3. Работа по теме урока.

-Молодцы, вспомнили, о ком мы будем говорить сегодня. А как раздел называется?

- У нас сегодня урок – обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2».

- А кто догадался, почему так называется этот раздел в учебнике?

- Вы уже знаете, что строчки в стихотворениях записываются особым образом – как? (в столбик)

На слайде дети читают:

Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт и сам про себя удалую, хвастливую песню поёт.

- Является ли это произведение стихотворением? Читаем шепотком

Что обязательно есть в стихотворении? (рифма)

Задание 1.

-Найдите все слова, которые рифмуются и запишите. Думаем по группам.

Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт и сам про себя удалую, хвастливую песню поёт. (Некрасов отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

(Здесь есть рифма: большую - удалую, бьёт – поёт.

Есть ритм, стихи ритмичны.

Описание выразительное в стихотворении.

Стихотворный текст отличается краткостью, точностью)

-Итак, читаем какие рифмы вы записали. Оценим работу групп. (отлично - зеленый жетон, хорошо - желтый, подумай - красный)

-Молодцы, вы поняли, чем стихотворения отличаются от других литературных жанров.

- А теперь посмотрим, как вы помните  фамилии, имена, отчества поэтов, названия стихов, биографии.

Задание 2

- Перед вами на столах лежат файлы. В них портреты писателей, отдельно фамилии, имена, отчества, отрывок из биографии, список произведений. Вам необходимо создать карточку о писателе, наклеив на нее  портрет, список произведений и  его биографию. Очень хорошо будет, если вы добавите что-то от себя (то, что вам еще запомнилось из биографии). Давайте проверим. Каждая группа зачитывает  1 карточку. Оцените работу группы.

(На карточках: а) «Первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени. Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано З5 поэтических сборников, написано 20 книг.  Поэт написал произведения для своей дочери Нины – «Фейные сказки». В историю русской литературы он вошёл как переводчик (он переводил на русский язык американскую, английскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу). Он совершил кругосветное путешествие на корабле».

б) « Детство поэта прошло в родовом имении Грешнёво на Волге. Ещё ребёнком увидел он бурлаков, которые согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их нелёгкий, безрадостный труд тревожил  мальчика до слёз. Отец его, отставной офицер, очень часто наказывал крестьян, и его все очень боялись. Несмотря на запреты отца, мальчик тайком через лаз в заборе бегал к крестьянским детям.

Умер поэт от рака кишечника».

в) Писатель, почётный академик России, лауреат Нобелевской премии. Родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 1l лет воспитывался дома, потом поступил в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством брата, Юлия. Он с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 лет начал писать стихи сам. Позже эмигрировал во Францию. Вторую мировую войну провёл на съёмной вилле «Жаннет». За границей очень тосковал по родине. Это отразилось в его стихах».

-Итак, молодцы, хорошо работали, а сейчас отдохнем.

4. Физминутка

Задание 3. Кому принадлежат строки?

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни.

(Н.А.Некрасов)

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога...

(И.А.Бунин)

Там, где не достала - лютик золотой,

Жёлтый одуванчик - будет и седой.

(К.Д.Бальмонт)

  Задание 4. Составить синквейн всей группой: Бунин, Бальмонт, Некрасов.

Синквейн.

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).  

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема  (1 имя существительное).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (2 прилагательных)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (3 глагола)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (предложение, пословица)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

-Итак, сравним наши синквейны. У меня для примера взят Пушкин.

Пример:

1.Пушкин А.С.

2.Умный, талантливый.

3.Писал, сочинял, творил.

4.Поэзия его пережила.

5.Гений.

 Задание 5. Тест. Оценка ваших личных достижений по этому разделу.

1. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает листья с…

а) ковриком;

б) ковром;

в) паласом.

2. Кто автор этих строк?

«Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?»

а) Бальмонт

б) Н.Некрасов;

в) И.Бунин.

4. Автором какого из стихотворений является И.А.Бунин?

  а) «Полевые цветы»;

  б) «Дед Мазай и зайцы»;

  в) «Золотое слово».

5. В каком стихотворении И.А.Бунина говорится о «солнечных палатах»?

  а) «Полевые цветы»;

  б) «Детство»;

  в) «Густой зелёный ельник у дороги».

6. В каких строках И.А. Бунина говорится о полевых цветах?

  а) «Пышно цветут дорогие цветы…»

  б) «Сердцу и взору родные они…»

  в) «Их не пугают метели холодные…»

Задание для каждого и от каждой группы за компьютер.

6. Подведение итогов.

-Ребята, а чем вам понравились стихи?

(Красивы, интересны)

-Как вы понимаете слово (счастье), и в чём оно, по-вашему, заключается?

- В свое стихотворение «Вечер» Иван Бунин включил прекрасные строки:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно...

-Давайте и мы с вами будем жить и радоваться каждому прожитому дню.

7. Рефлексия.

- Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок.

Каждый оцените свою работу на уроке, выберите жетон себе.

Оцени свою работу на уроке:

Зелёный -  отлично справились со всеми заданиями.

Жёлтый - хорошо работал, но справился не со всеми заданиями.

Красный - не всё удалось на уроке.

- А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошёл урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность, помогали друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

Конспект по литературному чтению:"Телефон".УМК "Школа России",3 класс.

Данный конспект урока направлен на формирование представлений у детей,по теме:"Телефон"...