Урок русского языка "Слово, предложение, текст" в 4 классе УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лыткина Татьяна Викторовна

Урок - обобщение знаний. Используется на этапе повторения раздела "Предложение" в 1 четверти. В уроке представлены фронтальная и групповая работы ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_klass_russkiy_yaz.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема «Слово. Предложение. Текст».

УМК «Школа России»

авторы: В.П.Канакина  В.Г.Горецкий

Цель:  Повторение и актуализация знаний о  языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их существенных признаках

Задачи урока:

     - обучающие: систематизировать знания детей  о понятиях слово, предложение, текст.

    - развивающие: развивать умение работать в парах, в группах,  слушать друг друга, аргументировано доказывать своё мнение,   контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации;

      - воспитательные:  воспитывать уважительное отношение к мнению других; воспитывать интерес к предмету.

Предметные результаты: учащиеся должны распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста, оформлять предложения на письме;

Личностные результаты: умение выделять нравственный аспект поведения; развитие осознанного позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим;  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок-обобщение.

Слово. Предложение. Текст.

  1. Организационный момент
  2. Эмоциональный настрой.

 Аутотренинг:

  • Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Я как разведчик всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я готов (ва) к работе.
  • Работаю!

3.Словарный диктант + чистописание (1 ученик работает у доски)

Сапог, пальто, ветер, октябрь, погода

          - А следующую минутку мы посвятим чистописанию. Выпишем на следующую строку каллиграфически   правильно буквы  и соединения :

2 и 3 букву второго  слова (полстрочки)    ал

3 и 4 букву четвертого слова (полстрочки)   тя

     4. Актуализация знаний

- Еще раз посмотрите на словарные слова и определите, какой одной темой они объединены. (Осень).

- Многие люди называют осень художницей? Почему?

Игра «Слово - магнит». (вывешивается «магнит» - рисунок)

-А сейчас мы немного поиграем. Перед вами слово-магнит ОСЕНЬ. Какие осенние слова притянет наше слово? Но будьте внимательны к ответам своих одноклассников!( дети называют слова- существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации, эпитеты).

-Ребята, кто на ваш взгляд наиболее больше притянул осенних слов? У кого был самое интересное, необычное, оригинальное слово.

Молодцы! Вы славно поработали.

5. Определение темы и целей  урока.

- А вот если вы справитесь со следующим заданием, то тогда вы определите тему нашего урока. У вас на партах лежат карточки. Выполняем работу в парах.

1 ряд– слова.

2 ряд– предложения.

3 ряд – текст. 

- Над чем же мы будем работать? (Слово. Предложение. Текст.)

- У каждого ряда получилась своя тема урока. Как вы думаете, можно ли их объединить? (Да, потому что из слов составляется предложение, а из предложений образуется текст.)

- Правильно, эти 3 понятия взаимосвязаны друг с другом.

- Мы позанимались в парах, и я попрошу вас оценить работу своего соседа с помощью смайликов (взамооценка)

6. Работа по теме урока.

  А сейчас посмотрите на экран. Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой  ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

(Разделить текст на предложения. Расставить знаки препинания. Каждое предложение начинать писать с заглавной буквы.)

(устно проговорить предложения и знаки препинания)

- Для удобства у вас на парте напечатан этот  текст на карточках. Начните писать текст в тетрадь, расставляя знаки препинания.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой  ватой плывёт туман. Чудная пора! Осень - настоящая художница! А вам нравится осень?

-Что вы написали? (текст)

- Докажите. (состоит из связанных по смыслу предложений, имеет тему, главную мысль, можно придумать заголовок)

-Определите тип текста. (повествование, описание, рассуждение)

- Какова тема текста?

-Кто определит главную мысль?

-Придумайте заголовок.

- Из чего состоит текст?

-Найдите третье предложение и прочитайте его.

- Почему оно является предложением? (Имеет законченную мысль)

 - Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)

-Какое оно по интонации? (невосклицательное)

-Давайте разберем его по членам предложения.

- Какой частью речи выражен каждый член предложения?

-Выпишите словосочетания из данного предложения. (Разноцветные листья, шуршат под ногами.)

- Можно ли назвать словосочетанием листья шуршат? Почему?

- Что мы знаем о словосочетании? (есть главное и зависимое слово).

 - Определите главное слово в словосочетаниях. Отметьте его. К зависимому слову поставьте вопрос.

- Итак, ребята. Я попрошу вас оценить свою работу. Если вы считаете, что выполнили задания безупречно, безошибочно, встаньте, пожалуйста. Спасибо, садитесь

- А теперь пусть встанут те. Кто допустил 1 или 2 ошибки. Спасибо и вам.

-Ну а те, кто сделал 3 ошибки и больше. Просто помашите мне ручкой! Нам еще есть, над чем работать.

7. Физминутка. Флешмоб под музыку.

8. Продолжение работы по теме урока.

-Продолжаем работать. Вспомните, из чего состоит текст? (из предложений)

- А из чего состоит предложение? (из слов)

- Найдите в четвертом  предложении слово, выраженное им. сущ. в И.п. ед. ч. (туман).

Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова. (Туман, туманный, туманность, затуманенный, туманно)

- Почему эти слова являются однокоренными? ( у них один корень и  общее лексическое значение)

 - Так что же такое слово? (единица речи, которая имеет свое лексическое значение)

- А теперь вернемся к  слову – магниту, с которым мы работали в начале урока. Много слов оно примагнитило к слову «осень». Разделимся на 3 группы  (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). Ваша задача – составить из этих или других слов небольшой текст. Используйте для этого мои  листочки – помощники.

(На листочках-помощниках даны опорные слова. Тематика опорных слов разная, н-р Золотая осень, Дожди, Первые заморозки)

( Зачитывают  текст).

- Молодцы, ребята! Благодаря вашим текстам, мы еще раз вспомнили осенние явления!

9. Рефлексия (Игра «Корзинка вопросов»)

- Перед вами полоски двух цветов – желтые и зеленые. Если вам понравился наш урок, если вы всё поняли и вам было легко работать, возьмите полоску желтого цвета. Если вам сегодня было скучно, вы многое не поняли и не знаете, возьмите полоску зеленого  цвета.  

- А теперь придумайте и запишите вопрос своему однокласснику по теме нашего сегодняшнего урока «Слово. Предложение. Текст».

Положим их в «Корзинку вопросов» и ответим на некоторые из них.

10. Итог урока.

- Почему на нашем уроке у нас было 3 темы: слово, предложение, текст? ( потому что из слов состоят предложения, а из предложений текст)

11. Оценивание, Д/З

Приложение

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила осень. Солнышко дарит людям своё последнее тепло. Птицы улетают на юг. Природа готовится к долгому сну. Осень – красивая пора!

Какая тема урока?

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень

Составьте текст, используя эти слова и словосочетания:

Золотая осень, листья, теплая погода, листопад

Составьте текст, используя эти слова и словосочетания:

Осенние дожди, серое небо, сильный ветер, грязь

Составьте текст, используя эти слова и словосочетания:

Опали листья, холодно, первые заморозки, иней, на лужах ледок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК "России" Тема урока "Дополнение предложения словами"

Материал содержит презентацию к уроку русского языка в 1 классе по те "Дополнение предложений словами"...

Презентация к уроку русского языка "Предложение" (1 класс)

Презентация к уроку русского языка "Предложение" ( 1 класс, УМК "Школа России")...

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...

Урок русского языка в 4 классе "Школа России" "Простые и сложные предложения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Школа России" "Простые и сложные предложения"...