"Слово. Словосочетание. Предложение." Русский язык 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слово. Словосочетание. Предложение.

Цель: Совершенствовать преподавание русского языка детям с неродным русским языком.

Задачи: Закрепить знания об отличии слова от словосочетания, развивать умение находить и выписывать словосочетания из предложения,  прививать любовь к русскому языку, развитие речи и обогащение словарного запаса.

Оборудование: пособие "солнце", карточки с предложениями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, лица и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

У. Ребята,  какое сейчас время года?

Д. Весна.  

У. Наконец мы дождались тёплых лучей солнца, ласково согревающих нас. На уроке у нас тоже будет весеннее солнышко (выставляю солнце с надписью весна), но мне нужна ваша помощь, чтобы у солнца появились лучики, для этого надо ответить на вопросы (лучики – ответы вывешиваются на доске).

                                                         

У. Звонкое журчание чего мы слышим весной?

Д. Журчание ручейков.

У. Когда тают сосульки, звон чего мы слышим?

Д. Звон капели.

У. А что набухают на ветках деревьев весной?

Д. Набухают почки.

У. А какой цветок первым появляется из-под снега весной?

Д. Белый подснежник.

У. Что ещё зеленеет на проталинках?

Д.  Первая травка.

У. – Весна пришла к нам молодая,

    Я здесь пою приход весны!

    Какая птичка пела эту песенку?

    И песню раннюю запел

    В лазури … звонкий.

Д. Жаворонок.

У. Молодцы! Теперь у нас получилось настоящее весеннее солнышко. Ребята, что написано на каждом лучике?

Д. На каждом лучике написаны слова.

У. А что можно составить с помощью слов?

Д. С помощью слов можно составить словосочетания и предложения.                                                                          

  1. Актуализация знаний.

У. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сегодня на уроке мы продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чём отличие слова от словосочетания.  

У. Ребята, что такое словосочетание?

Д. Словосочетанием называется такое соединение слов, в котором слова связаны  по смыслу подчинительной связью.

У. А какие сочетания не являются словосочетаниями?

Д. Словосочетанием не являются главные члены предложения, однородные члены предложения и фразеологизмы.

У. Давайте составим словосочетания с данными на доске словами. 

(Запись словосочетаний на доске и в тетрадях)

                                                 журчание  ручейков

                                                 почки  вербы

                                                 белый подснежник

                                                 зелёная  травка

                                                 первый жаворонок

                                                 звонкая капель

У. А что конкретнее, точнее называет предмет – слово или словосочетание?

Д. Словосочетание.

У. А теперь прочитаем правило на с. 112 учебника и проверим, верно ли мы рассуждали.

Рубрика «Давай подумаем».

У. А теперь обратимся к рубрике «Давай подумаем». Прочитайте предложение и словосочетания.

На доске: 1. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем.

               2. Радует капелями, ярким солнцем, звонкими капелями, радует    

                     солнцем.

У. Выражает ли словосочетание законченную мысль?

Д. Словосочетание не выражает законченной мысли.

У. Можно ли произнести словосочетание с восклицательной и  

     невосклицательной интонацией?

Д. Словосочетание не произносится с определённой интонацией.

У. Может ли словосочетание входить в состав предложения?

Д. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.

               

Прочитаем вывод на с. 114.

  1. Физминутка.  

  1. Работа в группах. Самостоятельная работа.  

У. Ребята, вы наверняка часто видели спокойное море, когда на нём нет волн. Кто знает, как называется такое состояние моря?

Д. Штиль.

У. А теперь представьте себе, что во время штиля на море налетает лёгкий ветерок. Что появляется на море?

Д. Рябь. (Лёгкое волнение).

У. А вот как об этом пишет М. Горький, прочтите на листочках, которые я вам раздам. Но сначала нам надо объединиться в группы, чтобы выполнить следующее задание. Обсудите, какие словосочетания можно выписать из данного предложения. Карандашом можно сделать пометки на листочках. (Раздаю листочки с предложением)

      Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.

                                                                                                              (М. Горький)

У. Ребята, каждая группа называет одно словосочетание. А теперь один представитель от каждой группы по очереди словосочетание на доске, а остальные работают в тетрадях.

            Вариант работы на доске и в тетрадях:

                   ×

             покрывалось (чем?) рябью

                 ×

             рябью (какой?) мелкой

                    ×

             вздрагивало (под чем?) под дуновеньем

                           ×

             под дуновеньем (каким?) лёгким  

                             ×

             под дуновеньем (чего?) ветра

                ×

             ветра (какого?) знойного

  1. Работа в парах.  

У.  В команде вы работаете хорошо, а теперь поработаем в парах и выполним упр. 2 на     с. 114 учебника. Задание усложняется. Из какого предложения выписаны данные словосочетания? Запишите его в тетрадях.

          Моя бабушка в первый вечер  гуляла по саду и  любовалась пышными гроздьями белой сирени.

У. Прочитайте получившееся предложение.

  1. Итог урока.

У. Ребята, чем словосочетание отличается от предложения?

Д. Словосочетание не употребляется в речи вне предложения.

У. А что точнее конкретнее называет предмет, признак, действие слово или словосочетание?

Д. Словосочетание.

  1. Домашнее задание: Используя словосочетания, составленные в начале урока,  

                                              напишите дома мини сочинение о весне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово и словосочетание. Урок русского языка в 3 классе.

План -конспект урока русского языка по теие "Слово и словосочетание". Данный урок ориентирован на учебник "Русский язык",3 класс, авторы  Л.Я. Желтовская , О.Б.Калинина, УМК "Планета Знаний", но ...

Связь слов в словосочетании - управление. Русский язык 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа  XXI  века". На данном уроке использована технология развития критического мышления....

Презентация по русскому языку по теме:" Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. 4 класс

Презентация по русскому языку по теме:"Слово. Словосочетание. Предложение. Текст"....

Конспект урока русского языка "Словосочетания" - 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок по теме для расширения кругозора учащихся. Цель урока: учащиеся смогут научится отличать словосочетания от сочетаний слов ....

Русский язык,2 класс.Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение»

Цель  урока Формирование предметных  и универсальных учебных действий  на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформирова...

Урок "Ударение в словах и в предложении" (русский язык, 1 класс)

План - конспект урока по русскому языку для учащихся 1-го класса....

Тест по теме "Части слова" 3 класс русский язык УМК "Школа России"

Тест для проверки знаний учащихся по теме "Части слова", 3 класс русский язык УМК "Школа России"...