Слово и словосочетание. Урок русского языка в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Аникина Зинаида Николаевна

План -конспект урока русского языка по теие "Слово и словосочетание". Данный урок ориентирован на учебник "Русский язык",3 класс, авторы  Л.Я. Желтовская , О.Б.Калинина, УМК "Планета Знаний", но может использоваться и в других УМК. Урок подразумевает использование материалов Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов в реждиме он-лайн, все ссылки активны (требуется подключение к сети Интернет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_kursy_anikina_2003.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

« Слово и словосочетание»

Ф.И.О. -Аникина Зинаида Николаевна

Место работы -МБОУ Уваровщинская сош Кирсановского района Тамбовской области

Должность - Учитель начальных классов

Предмет - Русский язык

Класс - 3

Тема урока и номер урока в теме -Слово и словосочетание, 1 урок

Базовый учебник - Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, Русский язык, 3 класс. Астрель, 2012 г.

  1. Цель  урока: расширение понятийной базы - знакомство с словосочетанием, как номинативной единицей языка, позволяющей точнее, чем слово, называть явления (предметы, признаки, действия), формирование умения самостоятельно строить словосочетание и применять новое знание
  2.  Задачи:

-  познакомить учащихся со словосочетанием;

- учить различать функции языковых единиц (слово, словосочетание, предложение)

- учить строить словосочетания по схемам

- формировать навык вычленения словосочетаний из предложений, умения находить главное и зависимое слово

- совершенствовать устную и письменную речь учащихся

- развивать творческие способности учащихся, умения сравнивать, обобщать

- формировать умение видеть прекрасное вокруг себя

10. Планируемые результаты:

- распознавать функции языковых единиц

- вычленять словосочетания из предложений

-строить словосочетания по заданным схемам

  1. Тип урока – урок формирования новых знаний
  2. Формы работы учащихся

Индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах, с интерактивной доской

  1. Необходимое техническое оборудование – компьютер, интерактивная доска

                                                                                                                                   

   Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент. Виртуальная экскурсия в осенний парк

ЭОР №1(№22313) – П.И. Чайковский. «Осенняя песня», аудиофрагмент

Настрой на виртуальную экскурсию

Прослушивание фрагмента, определение характера мелодии

3 мин

2

Актуализация знаний

«Краски осени»

ЭОР№2 (181455) – И. Левитан, «Золотая осень», репродукция картины

Как часто мы в жизни встречаемся с ситуациями, когда один человек не понимает другого!

Представьте себе такую картинку. Малыш говорит маме, гуляя по осеннему парку: «Дай мне листик!»- и тянется к ним. Мама дает ему ближайший, жёлтый. Сын не берет. Мама протягивает ему другой, зеленый. Опять не тот. Оказывается, малышу нужен был красный листик.
- Почему мама не сразу поняла, какой листик нужен малышу? В чем проблема?
Как малышу точнее выразить свою просьбу?

Высказывают варианты просьбы, делают вывод, что необходимо описывать более точно предмет (листик), например, лист рябины, рябиновый лист красный лист, …

3 мин

3

Постановка цели урока, формулирование темы

Чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

Формулируют цель урока и тему (без термина «словосочетание»

1 мин

4

Орфографическая и каллиграфическая разминка, словарная работа

«Листопад»

Игра «Опиши лист дерева» (с демонстрацией)

1)Рябина -красный, вырезной, яркий, сложный

2)Береза - желтый, золотой, простой, округлый

3)Дуб -продолговатый, коричневый, вырезной, простой…

Записывают название дерева, определяют ударение и «опасные» места в словах, устно подбирают прилагательные для точного описания листа

5 мин

5

Погружение в  тему. Виды словосочетаний по строению

«Поэтическая поляна»

ЭОР№3 (193593) –Что такое словосочетание. Текст с иллюстрациями

Демонстрирует виды словосочетаний по строению. Введение понятия «словосочетание»

Где словосочетания?

Рассматривают таблицу, обобщают виды словосочетаний по строению

Работают с карточками в группах, выписывают из отрывков стихотворений А.С. Пушкина словосочетания

10 мин

6

Физминутка «Осенний вальс листьев»

А теперь тихо встанем. Поднимите руки вверх.

Представьте кисти рук – это наши листочки.

Помашите ими , пожалуйста.

Ну, настоящий листопад.

А теперь кленовые листочки ложатся на землю.

Опускаем плавно руки. Молодцы. Тихо садитесь.

Выполняют движения физминутки

3 мин

7

Этап закрепления знаний

«Осенняя загадка»

ЭОР №4 (187667)-

Конструктор таблиц «Предложение. Словосочетание»

Посмотрите, сможете ли вы справиться с интерактивным заданием, выделив словосочетания из предложения

Работают в парах постоянного состава с интерактивным заданием (тренировочная и проверочная часть)

7 мин

8

Самостоятельная работа

«По тропинкам парка»

А теперь попробуйте самостоятельно выполнить задание в  учебнике. Запишите данные словосочетания, распределяя их по сходству строения.

Что получилось?

Выполняют упражнение в учебнике №14(стр.44)

Взаимопроверка в парах.

8 мин

9

Обобщение материала

ЭОР №5 (193817) – Текст с иллюстрациями

Обобщите, что вы знаете теперь о слове, словосочетании, предложении

Обобщают, сравнивают с демонстрационной таблицей

3 мин

10

Итог урока. Рефлексия

Д/задание

Пригодятся ли вам знания, добытые на уроке? В каких ситуациях?

Уч. с. 45, упр. 15

Рассуждают, объясняют,

 доказывают

2 мин

45 мин

Приложение к плану-конспекту урока

__Слово и словосочетание____

                                                                                                                                      Таблица 2.

            ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЭОР №1(№22313) П.И.Чайковский «Осенняя песня» (из цикла «Времена года»

Аудиофрагмент

Аудиофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f686af63-bfd3-3e68-19b9-bdabae897409/?fullView=1&from=&interface=teacher&class[]=42&class[]=43&class[]=44&class[]=45&class[]=47&class[]=48&subject[]=33&subject[]=35&rubric_id[]=25531

2

ЭОР№2 (181455) И. Левитан «Золотая осень»

Слайд презентации «Картины  известных художников»

Демонстрация слайда с репродукцией картины

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/930f7889-fd87-4f59-bf25-23ee796faad3/?interface=teacher&class[]=42&class[]=43&class[]=44&class[]=45&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&subject[]=32&subject[]=34&subject[]=35

3

ЭОР№3 (193593) –Что такое словосочетание.

Текст с иллюстрациями

Демонстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9a07d3c0-7855-4f25-bb15-344ea16fac0a/?interface=teacher&class[]=43&class[]=44&class[]=45&subject=8

4

ЭОР №4 (187667) . Что такое словосочетание

Конструктор таблиц

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e411dd4d-fb27-4079-bf6e-05838020f733/?interface=teacher&class[]=43&class[]=44&class[]=45&subject=8

5

ЭОР №5

Слово, словосочетание, предложение

Текст с иллюстрациями

Демонстрациятаблицы

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cecd686e-a3e5-4ee6-b3ee-4a32d4e3bee5/%5BNS-RUS_4-11%5D_%5BTQ_014%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...

Урок русского языка 2 класс "Связь слов в предложении. Словосочетание"

Цель: Сформировать представление о том, что предложение можно составить не только из слов, но и из словосочетаний; привлечь внимание к тому, что слова в словосочетаниях связаны по смыслу и форме; закр...

Связь слов в словосочетании - управление. Русский язык 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа  XXI  века". На данном уроке использована технология развития критического мышления....

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Технологическая карта урока. Русский язык.4 класс. Связь слов в словосочетании. Примыкание....

Презентация к уроку русского языка 4 класса "Слово.Словосочетание. Предложение." по учебнику С.В.Иванова

Презентация создана для демонстрационного сопровождения на уроке русского языка в 4 классе в редакторе Microsoft Office 2010. Переход на следующий слайд осуществляется щелчком мыши....