конспект урока - закрепления Повторение Правописание слов, написание которых надо запомнить
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

1 класс

Русский язык 

Технологическая карта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_urok.docx82.89 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

Русский язык  

Технологическая карта темы

Тема

Повторение Правописание слов, написание которых надо запомнить

Цели

  • повторить слова, написание которых надо запомнить;
  • развивать умение самостоятельно работать с учебной книгой;
  • развивать воображение, фонематический слух, развивать навыки каллиграфического письма, развивать речь, внимание детей;
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о  правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов.  

Термины и  понятия

Алфавит, безударные  гласные, проверяемые ударением, безударные  гласные непроверяемые ударением, орфографический словарь, словарные слова, толковый словарь.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Грише;

- ответственное отношение к процессу создания и оформления записки;

- осознание успешности при освоении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «словарь», выражения «орфографический словарь, «толковый словарь» и использовать их в активном словаре;

- различать виды словарей (орфографический, толковый) и обосновывать свое мнение;

- определять способы проверки написания слова и обосновывать свое мнение;

- определять в слове непроверяемую гласную и обосновывать своё мнение;

- определять слова, написание которых надо проверять по словарю и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  записки.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

- писать слова, используя правило написание слов с проверяемой безударной гласной;

- писать слова с безударной непроверяемой гласной, используя орфографический словарь;

- определять значение слова, используя словарь;

- подбирать по смыслу подходящее слово и вписывать в текст предложения;

- определять словарные слова в тексте, ставить ударение, выделять графически  непроверяемую безударную гласную;

- составлять и оформлять текст  записки, с использованием словарных слов.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – С. Маршак. «Багаж»

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Орфографический и толковый словари

Раздаточный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Организационный момент. Психологический настрой.

СЛАЙД 1

-Добрый день! Солнцу и птицам

      Добрый день! Улыбчивым лицам!

     

- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (высказывания детей)

- Что нам надо для успешной работы? (хорошее настроение)

- Повернитесь друг  к другу, раскройте друг другу ладошки, пожелайте удачной работы. (показать ладошки и помахать ими)

-Покажите смайликом ваше настроение сейчас.

-Посмотрим, останется ли ваше настроение таким же до конца урока или у кого то измениться.

Личностные УУД

(самоопределение).

Создание ситуации успеха.

Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Гриши.

-Ну что ж, в добрый путь!!

СЛАЙД 2

-Папа Миши занимается ремонтом своей дачи. Он срочно вынужден уехать из дома, хотя ждал важного звонка. И попросил сына записать информацию, которую передадут для него по телефону. Вот что записал Миша:

Папа! Звонила тётя. И сказала, что в 19:00 привезёт на дачу битон. Миша.

СЛАЙД 3

Прочитав записку, папа отправляется на дачу встречать машину с бетоном для строительства фундамента. Но в 19:00 соседка тётя Лена принесла бидон парного молока. Отец был рад встречи. Но в этот вечер машина с бетоном не пришла. Расстроенный папа вернулся домой.

-Вы наверно уже догадались  почему папа так и не дождался машины.

 - Вы сможете помочь ему написать записку правильно?

-Для этого, что нужно знать? (правописание слов, которые нужно запомнить)

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Грише.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Работа с орфографическим и толковым словарями

Цели:

• Актуализировать знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной.

• Ввести понятие «словарь», «орфографический словарь».

• Научить:

- раскрывать значение слова «словарь», выражения «орфографический словарь, «толковый словарь» и использовать их в активном словаре;

- различать виды словарей (орфографический, толковый) и обосновывать свое мнение;

- определять способы проверки написания слова и обосновывать свое мнение.

- рассказывать о правописании слов с проверяемой безударной гласной;

- рассказывать о том, как найти слово в словаре;

- писать слова, используя правило написание слов с проверяемой безударной гласной;

- писать слова с безударной непроверяемой гласной, используя орфографический словарь;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

-Кто попробует сформулировать тему урока?

«Повторение слов, написание которых надо запомнить» Слайд 5

- Давайте определим ЗАДАЧИ нашего урока:              Слайд 6

- повторим …

- уточним …

 - научимся

Учитель обобщает:

- повторим … правописание словарных слов.

- уточним … виды словарей

- научимся … использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

- потренируемся …!!!ОТКЛЮЧИТЬ ЭКРАН

-Откройте тетради. Запишите число, Классная работа.

-Минутка чистописания.

- На доске элементы каких букв вы видите?

Дети: мы видим элементы буквы Б и В.

- Где пересекается с наклонной линией петля у буквы Б?

Дети: пересечение с наклонной линией должно быть посередине.

- А где пересекается с наклонной линией петля у буквы В?

Дети: В верху наклонной линии.

Напишите буквы

Букву Б напишите столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши (4).

Букву В напишите столько раз, сколько карандашей я вам показываю (5).

-Молодцы. Положите ручки на стол.

СЛАЙД 7-9

Сообщение учителя

-В русском языке большое количество слов, поэтому невозможно запомнить написание всех.  Для этого конечно вы знаете существуют словари.

-А вы помните, что такое словарь? (высказывания детей)

Словарь – это сборник слов,  в алфавитном порядке с толкованием, правописанием  или переводом на другой язык.

Словарь, который раскрывает значение каждого слова, называют…  толковым.

Словарь, который учит правильно писать слова, называют…. орфографическим.

- Вы знаете алгоритм работы со словарем. Давайте вспомним.

Алгоритм работы с орфографическим словарем  Слайд 10

Чтобы найти нужное слово, надо:

 - определить букву, с которой оно начинается;

-  определить  страницу, которая содержит слова с этой буквой;

- найти  искомое слово и посмотреть, как оно пишется;

-  написать слово  в тетрадь, сверяя его правописание по словарю.

Например, слово «пенал»

- слово начинается с буквы  «п»;

- определяем страницу словаря, на которой находятся слова, начинающиеся на букву «п»;

- находим слово  «пенал»;

- определяем по словарю его правописание.

Задание 1 (П) (проверять ответы сигнальными карточками)

Блиц- опрос СЛАЙД 11

- Вспомните и расскажите о правописании  слов с проверяемой безударной гласной. Вы согласны?(карточка)

- Можно ли определить правописание слова «огород», используя толковый словарь? Обоснуйте своё мнение. (карточка)

- Можно ли определить значение слова «помидор» по орфографическому словарю? Обоснуйте своё мнение.(карточка)

- Верно ли, что  проверку написания слова «молоток»  можно выполнить только по орфографическому словарю? Обоснуйте свое мнение. (карточка)

Задание 2 (У)          СЛАЙД 12

Прочитайте каждое слово и впишите пропущенную гласную, используя правило и соответствующий словарь: 

 к…лосок, в…лосок,  м…лоток, в…робей.

СЛАЙД 13

Определите и подчеркните лишнее слово.( все-оло-, кроме воробей)

- Обоснуйте. Вы согласны? (сигнальную карточку )

Диагностические задания

1. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на тему «Огород».

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «словарь», выражения «орфографический словарь, «толковый словарь» и использовать их в активном словаре;

- различать виды словарей (орфографический, толковый) и обосновывать свое мнение;

- определять способы проверки написания слова и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать о правописании слов с проверяемой безударной гласной;

- рассказывать о том, как найти слово в словаре;

 - решать кроссворд и писать словарные слова;

- писать слова, используя правило написание слов с проверяемой безударной гласной;

- писать слова с безударной непроверяемой гласной, используя орфографический словарь.

СЛАЙДЫ 14 И Т.Д.

Физминутка «Веселые насекомые»

-Смотрите и повторяйте.

Молодцы..

Блок Б. Работа со словами, написание которых надо запомнить

Цель - научить школьников:

- определять слова, написание которых надо проверить по словарю и обосновывать свое мнение;

- определять в слове непроверяемую гласную и обосновывать своё мнение;

-  писать слова, используя

 орфографический словарь;

- выделять в слове ударение;

- определять значение слова, используя словарь;

- подбирать по смыслу подходящее слово и вписывать в текст  предложения;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

-Отдохнули, а теперь за дело.

-У вас на столах лежат карточки с заданием и его мы выполним в парах.

-Какая пара справиться с заданием первой, сообщите об этом, соеденив ручки домиком.

СЛАЙД 21

Задание  1 (З)         ( Карточки с заданием на столе)

- Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака и найдите слова, написание которых надо проверить по словарю.

Дама сдавала багаж:

Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

-Вы согласны? (карточка) 

-Можно ли написать словарные слова без ошибок, не запоминая наизусть их правописание? Обоснуйте свое мнение.

-Умнички.

Задание 2 (У)         ( по этой же карточке) СЛАЙД 22

- Выберите из текста стихотворения словарные слова и напишите их.

Дама сдавала багаж:

Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

СЛАЙД 23

- Поставьте ударение в тех словах, написание которых надо проверить по словарю.

???- Определите  значение слова «саквояж», используя толковый словарь.

- Поменяйтесь тетрадями. Сделаем взаимопроверку. СЛАЙД образец

СЛАЙД 24 критерий оценок (выключить экран)

Задание 3 (У)                       

-Работаем в паре. Какая пара выполнит задание, подает сигнал.

-Пословицы рассыпались, подберите нужное по смыслу слово.

-Запишите ту пословицу, которую вы могли бы объяснить.

Без капусты, щи не густы.

Пусти козла в огород.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Работай до поту, так поешь в охоту.

-Проверим. По СЛАЙДУ 25

-Кто какую пословицу записал. Объясните её.

-Согласны? Оцените сигнальными карточками

Диагностические  задания

1. Выпишите из каждого предложения слова, написание которых надо проверить по словарю.

Выделите графически непроверяемую безударную гласную.

Сорока и воробей – зимующие птицы.

Ребята увидели в лесу зайца.

Корова на лугу жуёт сочную траву.

Познавательные умения:

- определять слова, написание которых надо проверить по словарю и обосновывать свое мнение.

- определять в слове непроверяемую гласную и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

Предметные умения:

 -  писать слова, используя

 орфографический словарь;

- выделять в слове ударение;

- определять значение слова, используя словарь;

- подбирать по смыслу подходящее слово и вписывать в текст предложения.

Физминутка для глаз.

-Выполняем команды….

II этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать ответственное отношение к процессу создания и оформления записки.

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания;

- составлять и оформлять текст  записки.

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:
  • Задание              групповое.

-Кто вспомнит, с чего мы начали нашу работу?

-Теперь вспомнив правила, мы сможем Мише помочь?

-Давайте исправим записку так, чтобы Мишин папа знал, что его ждет на даче.

- Для этого мы разделимся на группы.

-Я приготовила несколько вариантов составления записки. Представитель от каждой группы может подойти и вытянуть свое задание.

Информативный вариант Слайд 26

- 1 вариант. Составьте и напишите  текст записки Миши. Для этого используйте  слова для справок. (карточка)

Папа!*

Звонила _________________________. Она сказала, что в 19:00 привезет на дачу _________.

__________________

Слова для справок: дядя, тётя, бетон, бидон, ведро.

Импровизационный вариант  Слайд 27

2 вариант. Исправьте ошибки Миши в тексте записки так, чтобы не возникло недоразумение, и папа знал, что его ждет на даче.

  Папа! Звонила тётя. И сказала, что в 19:00 привезёт на дачу битон. Миша.

Эвристический вариант  Слайд 28

3 вариант. Составьте и напишите  текст записки Миши для папы так, чтобы не возникло недоразумение, и папа знал, что его ждет на даче.

*Папа! Звонила тётя. Она сказала, что в 19:00 привезут на дачу бетон. Миша.

-Проверим.

-Молодцы.

                       

Личностные умения:

 - проявлять ответственное отношение к процессу создания и оформления записки.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  записки папе.

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- составлять и оформлять текст  записки, в которой есть словарные слова.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ. Слайд 29

Закончите предложения:

1 Мне важно научиться работать с орфографическим словарём, потому что……

2. Чтобы написать записку без ошибок, нужно ………….

-Хорошо.

II. Задание на определение настроения.

- Оцените каждый свою работу на уроке.

Давайте поаплодируем себе дружно.

-Покажите своё настроение. Я рада, что оно у вас хорошее!

-Всем большое спасибо. СЛАЙД 30

Я тоже хочу показать вам свой смайлик.

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о правописании словарных слов.

Повторить алгоритм работы с орфографическим словарем. 

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять ответственное  отношение к процессу создания и оформления записки.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при создании и оформлении текста записки.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины в рамках учебного диалога;

Предметные умения:

-  составлять и оформлять текст  записки, с использованием словарных слов.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта темы "Правописание слов, написание которых надо запомнить", 1 класс

Технологическая карта – это новый вид методической продукции,это способ графического проектирования  урока в виде таблицы. В ней спланирована  деятельность учителя и работа ученика.Обучение ...

"Правописание слов, написание которых надо запомнить"

Методическая разрабока урока по русскому языку предназначена для 1 класса. Подходит к УМК  "Школа России"....

Конспект по рус.языку. Повторение слов, написание которых надо запомнить

Тема: «Повторение слов, написание которых надо запомнить»Цели:повторить слова, написание которых надо запомнить;развивать умение самостоятельно работать с учебной книгой;развивать воображе...

План-конспект урока (2 класс). "Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным"

Цель: формирование навыка правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным...