Состав слова на уроках русского языка.
статья (3 класс) по теме

Работа над составом слова в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Состав слова.30.5 КБ
Microsoft Office document icon sostav_slova_na_uroke_rus_yaz.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над составом слова на уроках русского языка

Состав слова изучается во втором классе. Однако, нельзя ограничиваться уроками, которые специально отводятся на эту тему. Целесообразно проводить систематическую словообразовательную работу при изучении всего курса русского языка.

С родственными словами происходит знакомство уже в первом классе в букварный период. В прописи уже идет подбор родственных слов.

При объяснении темы «Родственные слова» провожу такую работу:

-Ребята, у Вас есть родители, сестры и братья, бабушки и дедушки. Как можно называть другими словами членов одной семьи? (родственники). В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама – на бабушку. У сына и папы одинаковая походка, волосы.

Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек. И в русском языке есть слова-родственники. Эти слова близки по смыслу и чем-то похожи друг на друга.

Рассмотрим семью слов:

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка.

Разбираем лексическое значение слов. Делаем вывод: слова близки по смыслу.

-А чем же они похожи друг на друга?

-У всех слов повторяется общая часть – рыб -, отвечают дети. Выделяем общую часть во всех словах. Рассматриваем другие семьи слов. Проводим аналогичную работу. Говорю детям:

-Слова-родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова?

-Слова близки по смыслу. У всех слов есть одинаковая общая часть.

При обобщении изученного о корне, спрашиваю у детей:

-Можно ли находить корень по одному данному слову?

-По одному данному слову корень находить нельзя, потому что корень – это общая часть не одного, а нескольких слов.

Следует научить различать однокоренные слова от формы одного и того же слова. Когда образуются слова с разным лексическим значением, то это однокоренные слова,

река, речка, речник.

При изменении одного и того же слова река, реке, рекой лексическое значение не меняется. Это не однокоренные слова, а форма одного и того же слова.

Приведу конкретные виды работ и словообразовательные упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка.

1.От слов ракета, двор, камень образовать слова, отвечающие на вопрос кто?, обозначающие людей по роду занятий.

Дворник, ракетчик, каменщик.

2.От слов Москва, Киев, Волгоград образовать слова, обозначающих людей по месту жительства.

3.Продолжить ряд однокоренных слов:

Читать – читатель – читательница;

Воспитать –

Писать –

4.К данным словам школа, сад, лыжа подобрать слова мужского рода и женского рода.

5.Допиши предложение именами существительными однокоренными с выделенным словом:

Лес охраняет … .

Пожар тушит … .

Сапоги чинит … .

6.Назовите одним словом:

*Книга для решения задач –

*Помещение для коров –

*Сосуд для заварки чая –

7.Картинный диктант. Показываются картинки с изображением животных, а учащиеся при помощи суффиксов образуют названия детенышей.

8.Образуйте имена прилагательные при помощи суффикса -н-:

Длина, весна, стена.

9.От глаголов рисовать, писать, читать образуйте слова со всеми возможными приставками.

10.Заменить словосочетание одним словом:

Храбрый человек –

Богатый человек –

Сильный человек –

Веселый человек –

11.Добавьте к суффиксу -ик- корень;

Добавьте корень к приставке -от-;

К корню -лет- добавьте приставку.

При закреплении темы «Состав слова» можно провести игру «Собери слово».

Запишите слово:

Корень как в слове красить,

Суффикс как в слове березка,

Приставка как в слове пошел,

Окончание как в слове речка. (покраска)

Таким же образом можно образовать слова находка, подарки, посадка, побелка.

На уроках труда для себя каждый ученик может сделать схемы. Учитель называет слово, а учащиеся показывают схему, из чего состоит слово.

Словообразовательная работа служит эффективным средством обогащения лексического запаса учащихся и развития умения осознанно употреблять слова с суффиксами и приставками в речевой практике.



Предварительный просмотр:

Работа над составом слова на уроках русского языка

Состав слова изучается во втором классе. Однако, нельзя ограничиваться уроками, которые специально отводятся на эту тему. Целесообразно проводить систематическую словообразовательную работу при изучении всего курса русского языка.

С родственными словами происходит знакомство уже в первом классе в букварный период. В прописи уже идет подбор родственных слов.

При объяснении темы «Родственные слова» провожу такую работу:

-Ребята, у Вас есть родители, сестры и братья, бабушки и дедушки. Как можно называть другими словами членов одной семьи? (родственники). В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама – на бабушку. У сына и папы одинаковая походка, волосы.

Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек. И в русском языке есть слова-родственники. Эти слова близки по смыслу и чем-то похожи друг на друга.

Рассмотрим семью слов:

Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка.

Разбираем лексическое значение слов. Делаем вывод: слова близки по смыслу.

-А чем же они похожи друг на друга?

-У всех слов повторяется общая часть – рыб -, отвечают дети. Выделяем общую часть во всех словах. Рассматриваем другие семьи слов. Проводим аналогичную работу. Говорю детям:

-Слова-родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова?

-Слова близки по смыслу. У всех слов есть одинаковая общая часть.

При обобщении изученного о корне, спрашиваю у детей:

-Можно ли находить корень по одному данному слову?

-По одному данному слову корень находить нельзя, потому что корень – это общая часть не одного, а нескольких слов.

Следует научить различать однокоренные слова от формы одного и того же слова. Когда образуются слова с разным лексическим значением, то это однокоренные слова,

река, речка, речник.

При изменении одного и того же слова река, реке, рекой лексическое значение не меняется. Это не однокоренные слова, а форма одного и того же слова.

Приведу конкретные виды работ и словообразовательные упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка.

1.От слов ракета, двор, камень образовать слова, отвечающие на вопрос кто?, обозначающие людей по роду занятий.

Дворник, ракетчик, каменщик.

2.От слов Москва, Киев, Волгоград образовать слова, обозначающих людей по месту жительства.

3.Продолжить ряд однокоренных слов:

Читать – читатель – читательница;

Воспитать –

Писать –

4.К данным словам школа, сад, лыжа подобрать слова мужского рода и женского рода.

5.Допиши предложение именами существительными однокоренными с выделенным словом:

Лес охраняет … .

Пожар тушит … .

Сапоги чинит … .

6.Назовите одним словом:

*Книга для решения задач –

*Помещение для коров –

*Сосуд для заварки чая –

7.Картинный диктант. Показываются картинки с изображением животных, а учащиеся при помощи суффиксов образуют названия детенышей.

8.Образуйте имена прилагательные при помощи суффикса -н-:

Длина, весна, стена.

9.От глаголов рисовать, писать, читать образуйте слова со всеми возможными приставками.

10.Заменить словосочетание одним словом:

Храбрый человек –

Богатый человек –

Сильный человек –

Веселый человек –

11.Добавьте к суффиксу -ик- корень;

Добавьте корень к приставке -от-;

К корню -лет- добавьте приставку.

При закреплении темы «Состав слова» можно провести игру «Собери слово».

Запишите слово:

Корень как в слове красить,

Суффикс как в слове березка,

Приставка как в слове пошел,

Окончание как в слове речка. (покраска)

Таким же образом можно образовать слова находка, подарки, посадка, побелка.

На уроках труда для себя каждый ученик может сделать схемы. Учитель называет слово, а учащиеся показывают схему, из чего состоит слово.

Словообразовательная работа служит эффективным средством обогащения лексического запаса учащихся и развития умения осознанно употреблять слова с суффиксами и приставками в речевой практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача...

Выступление учителя начальных классов по теме: «Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»

«Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка»...

Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка

Творческий отчёт учителя начальных классов. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка....

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Методика работы с новыми словарными словами на уроках русского языка...

Изучение нового словарного слова на уроке русского языка (фрагмент урока)

В предложенном фрагменте урока русского языка раскрывается один из методических вариантов введения нового словарного слова (на примере слова "газета")....

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....