Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема "Безударные личные окончания глаголов".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Склярова Наталья Александровна

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемое оборудование: картины о Родине (слайды), стихотворение (слайд), картина зимний пейзаж (слайд), тест (слайд), таблица спряжений, карточки с глаголами – исключениями, теория о глаголе (карточки), карточки со словами (исследование), карточки с глаголами для составления теста, правило работы в группах, магнитофон (музыка, кассета, диск), карточка (общения).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_konspekt.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи урока: 

  • -образовательные: формировать умение писать безударные личные окончания глаголов, знакомство с глаголами – исключениями; Повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончаниях глаголов.
  • -развивающие: развивать умение обосновывать правильное написание безударных окончаний глаголов; содействие развитию мыслительных операций, речи, творческих способностей.
  •  -воспитательные: Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемое оборудование: 

 

картины о Родине (слайды), стихотворение (слайд), картина зимний пейзаж (слайд), тест (слайд), таблица спряжений, карточки с глаголами – исключениями, теория о глаголе (карточки), карточки со словами (исследование), карточки с глаголами для составления теста, правило работы в группах, магнитофон (музыка, кассета, диск), карточка (общения).

 

 

План урока:

  1. ОНУ 
  2. АЗ
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изученного
  5. Итог урока

Ход урока.

 

  1. Организационный момент. 

Здравствуйте, садитесь.

Что это – Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидеть стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля.

От края и до края,

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.     

II.               Работа над стихотворением.

- Вам понравилось стихотворение? (Да, очень красивое стихотворение).

- О чём это стихотворение? (О Родине, о любви к своей Родине, о природе нашей Родины).

- Что значит любить свою Родину? (Быть её патриотом, защитником, знать историю страны).

- Ребята, как вы думаете человеку любящему свою Родину необходимо знать родной язык? (Да, на этом языке говорили великие люди, такие как Пушкин, Лермонтов).

- Русский язык неотъемлемая часть культуры. Наш родной язык русский и из урока в урок мы больше узнаём о своём родном русском языке.

- Посмотрите на экран, перед вами стихотворение, которое только что я вам его прочитала.

- Что вы можете сказать о нём с точки зрения русского языка? (Знаки препинания, рифма, строфы, части речи.

- Какие глаголы вы здесь увидели? (Стихотворение с пропусками появляется).

- Глаголы (спросишь, отвечу, бежит, поманит, увидишь, станешь, раскроет).

- Обратите внимание на глаголы с пропущенной гласной.

- В какой части слова находится орфограмма? (В окончании).

- Можем мы сразу не задумываясь вставить пропущенную гласную? (Нет).

- Почему? (Мы не можем вставить пропущенную гласную, т.к. она находится в безударной позиции).

- Прежде чем вставить безударную гласную в окончании, нам необходимо вспомнить знания теории.

 

III.           Актуализация знаний. (на доске)

Вопросы:

Ответы:

1.

Что такое глагол? (Это самостоятельная часть речи).

Это самостоятельная часть речи

Глагол

2.

Что обозначает? (Действие предмета).

Действие предмета

Обозначает

 

3.

На какие вопросы отвечает? (Что делать, что сделать).

Что делать? Что сделать?

Отвечает

 

 

4.

Перечислите постоянные признаки глагола. (Глагол может быть совершенного вида – что сделает, несовершенного вида – что делает. Глаголы могут быть Iили  II спр.)

Постоянные признаки

совершенный, несовершенный вид

 

I, II спряжение

 

 

Изменяется

 

время

лицо

число

род

 

Чаще всего является

 

сказуемое

     

5.

Как изменяются глаголы? (Глагол изменяется по временам: н.в., б.в., пр.в.; по числам и лицам в н.в., б.в., по родам в пр.в. ед.ч.)

 

6.

Какую синтаксическую роль в предложении выполняет сказуемое? (Сказуемое).

 

 

IV.           Работа над глаголами из стихотворения.

- Давайте вернёмся к нашим глаголам. Какие знания теории нам понадобятся чтобы вставить пропущенную гласную? (Для того чтобы вставить безударную гласную в окончании глагола нам надо определить спряжение).

- Вывешиваю таблицу спряжений. (В I спр. в безударном окончании пишется гласная «е», либо окончания –ут, -ют; во II спр. в безударном окончании гласная «и», либо окончания –ат, -ят).

- Спишите глаголы и вставьте пропущенную гласную 

Проверка:

        Спросишь (безударное окончание -ить II спр.);

        Поманит (безударное окончание –ит II спр.);

        Станешь (безударное окончание –еть, т.к. глагол I спр.);

        Раскроет (безударное окончание –ет, т.к. глагол I спр.);

    - Как вы думаете, почему мы не стали выписывать глаголы: «отвечу», «бежит»? (Потому что в этих глаголах ударное окончание. Гласная находится в сильной позиции.

 

V.               Постановка проблемы.

- У нас остался ещё один глагол, который мы не выписали. (Вывешиваю на доску глагол «увидишь»).

- Определите спряжение этого глагола. Ставим глагол в н.ф. увидеть – I спр., если этот глагол I спр. какое окончание должно быть у глагола? (ешь).

- А в нашем случае записано окончание в глаголе –ишь.

- К какому спряжению принадлежит это окончание? (к глаголу II спр.).

Мы видим не соответствие окончание глагола его спряжению.

- Что это? Может автор не заметим ошибку или есть другое объяснение?

- Эту проблему мы постараемся сейчас исследовать и ответить на поставленный вопрос?

 

VI.           Исследование.

Исследовательскую работу мы проведём в группах.

Каждой ряду даны глаголы. Ваша задача определите спряжение глаголов и выписать лишь те глаголы, в которых нашли несоответствие окончания и спряжения.

 

Карточка (лежит у каждого ряда своя):

1.     Определите спряжение глагола.

2.     Сравнить соответствует ли окончание данному спряжению.

3.     Выпишите глаголы в которых нашли несоответствие.

4.     Выделите окончание.

 

Проверка: (вывешиваю глаголы - исключения на доску).

 

1 группа

2 группа

3 группа

бреешь (I) – брить (II)

дышишь (II)– дышать (I)

Гонишь (II) – гнать (I)

вертишь (II) – вертеть (I)

терпишь (II)– терпеть (I)

Держишь (I) – держать (I)

смотришь (II) – смотреть (I)

стелешь (I)– стелить (II)

Слышишь (II) – слышать (I)

приходить (II) – приходить(II)

Любишь (II) – любить (II)

Скользишь (II) – скользнуть(II)

 

- В каких глаголах вы увидели не соответствие? И какое?(В глаголе бреешь- I спр. брить- II спр. и т.д.)

Мы увидели несоответствие в окончаниях и спряжениях глаголов.

 

На доске:

 

 

I спряжение

II спряжение

Брить

Дышать

Стелить

Гнать

 

Держать

 

Слышать

 

Вертеть

 

Смотреть

 

Терпеть

 

Обидеть

 

Видеть

 

Ненавидеть

 

Зависеть

 

 

В ходе нашего исследования мы выделили глаголы написание безударных окончаний, которых не подчиняется уже изученному нами правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.

У нас получилось всего 9 глаголов. Но это не все глаголы – исключения. Чтобы составить полный список, послушайте стихотворение и постарайтесь в нём услышать глаголы – исключения, которые мы ещё не назвали.

 Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить

И еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на «е» спрягать нельзя!

 

- Кто был внимательным, какими глаголами нужно дополнить наш список (обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть).

- Теперь перед нами полный список глаголов – исключений.

- Я не случайно распределила их на 2 группы.

- Почему именно так я это сделала, вы сможете ответить, если обратитесь к научному источнику – нашему учебнику на стр. 109.

- Внимательно прочитайте правило и найдите в нём ответ на этот вопрос.

- Вы внимательно прочитали это правило?

- Что можно сказать о первой группе глаголов? (глаголы брить, стелить – глаголы – исключения, они относятся к I спряжению).

- Если эти глаголы относятся к I спряжению, то какие безударные окончания в них нужно писать? (окончания I спряжения).

- Что можно сказать о второй группе глаголов? (4 глагола на –ать и 7 глаголов на –еть относятся ко  II спряжению)

- Что можно ещё о них сказать? (у них окончание будет писаться II спряжения).

- А теперь давайте вернёмся к глаголу увидишь, который выписали из стихотворения. Так почему в этом глаголе написано окончание –ишь? (в глаголе увидишь окончание –ишь, потому что это глагол – исключения, который относится ко  II спряжению).

- Вот вы и ответили на поставленный вопрос!

Запомните! Изменяя форму этих глаголов спряжение останется тем же.

- Поэтому вам необходимо знать все глаголы исключения, как таблицу умножения.

 

VII.        Физическая минутка

           Комментированное письмо.

1) Где строишь, там и роешь. 2) Как постелешь, так и выспишься. 3) Конь вырвется – догонишь, слова сказанного не воротишь. 4) Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот пожинает. 5) Ноги носят, а руки кормят. 6) Одной рукой узла не завяжешь. 7) Розы колются, а осы жалятся. 8) Чего не поищешь, того и не сыщешь. 9) Что было – видим, что будет – увидим. 10) Грибы ищут – по лесу рыщут.

     VIII.    Развитие речи (творческая работа, составления текста).

- Представьте сейчас, что вы вошли в этот лес.

- Выберете глаголы, передающие ваше ощущение, настроение, чувства, эмоции от уведенного и распределите их на группы по типу спряжения.

И в соответствии с типом спряжения вставьте безударную гласную в окончании.

 

1 группа

2 группа

3 группа

Видишь II

Дышишь II

Слышишь II

Путешествуешь I

Открываешь I

Наблюдаешь I

Слушаешь I

Восхищаешься I

Любуешься I

Движешься I

Чувствуешь I

Замечаешь I

Входишь II

Встречаешь I

Находишь II

Приносишь II

Смотришь II

Держишь II

 

 

Проверка:

- Какие глаголы I спряжения вы выбрали? (1 группа: путешествуешь, слушаешь, движешься; 2 группа: открываешь, восхищаешься, чувствуешь, встречаешься; з группа: наблюдаешь, любуешься, замечаешь).

- Какие глаголы II спряжения вы выбрали? (1 группа: видишь, входить, приносить; 2 группа: дышишь, смотришь; з группа: слышишь, находишь, держишь).

 

- А сейчас используя эти глаголы составьте небольшой текст (3-5 предложения). Форму глагола можно менять.

- На эту работу отводится 3 минуты, пока звучит музыка, вы составляете текст.

- Давайте послушаем тексты, которые у вас получились (заслушиваем каждую группу).

- У вас замечательные получились тексты, вы смогли передать своё отношение к красоте природы с помощью родного языка.

- Сегодня мы с вами слушали стихи о родной природе, рассматривали картины, сделали открытия о родном языке, узнали новое.

- Проверим насколько вы глубоко и прочно усвоили эти знания. Выполним тест.

 

IX.           Тест (слайд).

1.     Чтобы определить спряжение глагола, надо:

а) посмотреть какая гласная стоит в его окончание;   

б) поставить его в неопределённую форму.

 

2.     Личным окончание глаголов I спряжения является:

а) –ет;

б) –еть;

в) – ят;

г) –ите.

 

3.     Личным окончанием глаголов II спряжения является:

а) –ить;

б) –им;

в) –ют;

г) –ете.

 

4.     В личных окончаниях глаголов стоящих во 2 л. ед.ч., н.в., б.в. на конце:

а) пишется «ь»;

б) не пишется «ь»

 

5.     К I спряжению относятся глаголы:

а) с окончаниями в н.ф. на –ить (кроме брить, стелить);

б) брить, стелить;

в) верить, обидеть, видеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, смотреть.

г) 4 глагола на –ать: держать, гнать, дышать, слышать.

-Взаимопроверка (дети оценивают друг друга). 

 

X.               Итог.

- Что нового для себя вы открыли о русском языке сегодня? (для того, чтобы правильно писать окончание глаголов, мы должны уметь определить спряжение. Узнали, что есть глаголы – исключения, которые не подчиняются общим правилам).

- Каким было общение сегодня на уроке, покажите мне с помощью сигнальных карточек (дети поднимают, я говорю каким оно было). Я вижу для многих общение сегодня было деловым, познавательным.

- Спасибо за урок. Урок окончен.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"

Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Урок русского языка «Тренировка в правописании личных окончаний глаголов».

урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для 4 класса...

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Употребление личных местоимений для замены имён существительных в тексте.

Конспект урока составлен по учебнику "Русский язык 3 класс ч. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с."...

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...