Уроки письма
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Сложеникина Наталья Ивановна

Уроки письма букв А а, О о, У у.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_a.doc115.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_pisma_oo.doc112.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_pisma_u.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

сравнение;

анализ;

синтез;

классификация и обобщение по родовидовым признакам;

установление аналогий и причинно-следственных связей;

построение рассуждений;

отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Урок № 1

Тема

 «Письмо строчной буквы а»

Цель темы

  • учить учеников  писать каллиграфически правильно строчную и заглавную буквуА а;
  • учиться отгадывать загадки, составлять схемы слов;
  • учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока;
  • Воспитывать умение слушать, аккуратно выполнять предложенные задания;
  •  Развивать внимание, память учащихся.

Планируемый результат

Научатся каллиграфически правильно писать строчную  и заглавную букву А а. Писать букву с нижним и верхним соединении безотрывно .

Основные понятия

Строчная буква, верхнее и нижнее соединение

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Пропись «Мой алфавит»
Авторы: Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов (часть первая)

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал;

Компьютер, мультимедийнный проектор, экран

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

I этап. Организационный момент.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

 II этап . Проблемная ситуация  ( слайд 1)

Цель:— мотивировать школьников учиться писать заглавные и строчные гласные буквы.

Участвовать в обсуждении  проблемных вопросов,  формулировать собственное   мнение и аргументировать   его.

Организовать фронтальную работу,

 учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

II этап . Проблемная ситуация  ( слайд 1)

-Ребята, к нам на урок пришли наши знакомые Аня и Ваня. Они решили

попросить вас подписать открытки.(у каждого изображение астры,

внизу подпись –стр-)

-Каких букв не хватает?(2 буквы а)

-Сможете ли вы выполнить просьбу Ани и Вани?(да,но только печатны-

ми буквами)

II этап . Проблемная ситуация

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

III этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить знания о гласном звуке а

Цель – уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

Работать с информацией, представленной в форме    опроса

Работать коллективно.  Участвовать в обсуждении представленного задания.

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Организовать коллективную работу с классом

III этап. Актуализация знаний. 

С каким звуком и  буквой мы познакомились на уроке  обучения грамоте?   (а)

    - Что узнали о звуке?    ( гласный, обозначается буквой «а» )

      -Послушайте загадки.Напечатайте столько раз  «а»,сколько звук «а»

встретится в начале слова.

Листья клена пожелтели

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за мeсяц, подскажи?

(Август)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька

(Автомашина)

Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы - все умелые пловцы.

(Аквариум)

На странице букваря тридцать три богатыря.

Мудрецов - богатырей знает каждый грамотей.

(Алфавит)

Стою на крыше - всех труб выше

(Антенна)

 

Игра «Найди букву»   ( магнитные буквы на доске )

На доске магнитные буквы вперемешку.

- Найдите среди букв , буквы А

Чем различаются эти буквы? (большие и маленькие)

-А чем похожи ? – Эти буквы печатные

А какие ещё бывают буквы? (письменные)

  III этап. Актуализация знаний.

Познавательные УУД: развитие

знаково – символических действий

IV этап. Изучение нового материала.

Цель

— учить воспринимать наглядно- образное изображение печатного и письменного образца гласных букв;

выделять и называть элементы письменных гласных букв.

Цель — научить писать гласные буквы — строчные и заглавные

Цель — научить писать буквы безотрывно, используя верхнее и нижнее соединение

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.,

Цель-овладение приемом письма заглавной буквы А

V этап. Закрепление

     изученного

Цель — учить вписывать изучаемые гласные буквы в схемы, работать с моделями слов.

Участвовать в работе по решению

Участвовать в обсуждении и составление схем слов, выделять звуки по предложенным картинкам , давать им характеристику , составлять вывод

Работать с информацией, представленной в форме слайда - рисунка.

Учиться работать в паре

Организовать работу по

определению темы урока

Включить учащихся

в работу по обсуждению и составлению схем слов. проблемных вопросов

Организовать фронтальную работу по учебнику,работу в паре.

Организовать фронтальную работу по учебнику

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

 IV этап. Изучение нового материала.

1.Прогнозирование темы  и  цели урока:

Кто из вас догадался, что нам предстоит научиться на уроке письма?

2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем учиться писать строчную и заглавную букву Аа

3. Работа над звуковой схемой слов (аист, астра) .

    Работа в прописи « Мой алфавит»

-Р. Откройте свои прописи на страничке 6   ( Слайд 2 )

- Посмотрите на экран

 Я предлагаю вам отгадать загадку: по первому звуку каждого слова угадайте слово.

- Проверим ( слайд 3 )  (аист)

- ( слайд 4 )

- Посмотрите на схему слова аист.

- Давайте определим сколько слогов в слове АИСТ. Поставили ручки на локотки. Хором произносим и считаем.

- Сколько слогов? 2

- Назовите первый слог – А

- Назовите второй слог- ИСТ

- А сейчас выясним какой из них ударный

- Давайте позовём слово в гости.     АААААист

- Какой слог ударный? А

-Назови первый слог ? а

- Ск. В нём звуков? 1

Какой он?  (гласный)

- Почему? (не встречает во рту преграду)

- Обведите кружок красным цветом.

- Назовите второй слог . (ист)

-Ск. в нём звуков? (3)

- Назовём по порядку:

-Назовите первый звук (И), какой он? (гласный)

- Назовите второй звук (С) , какой он? (согласный, твёрдый),

- Почему?  (встречает во рту преграду)

- Последний звук – Т, какой он? (согласный)

ИТАК , в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.

( слайд 5 )

 Угадайте второе слово по первому звуку каждого слова  (астра)

Проверим  ( слайд 6 )

 ( слайд 7 )

Посмотрите на экран. Верно ли составлена схема слова астра ? ( Нет , не хватает последней буквы А )

Приготовили ладошки . Определим сколько слогов в слове «АСТРА»

- аааааа-стра

- Ск. слогов ? 2

- Какой первый? А

- Какой второй? СТРА

- Узнаем какой из них ударный.  

- Позовём слово: ААААААстра

-Какой слог ударный? А

 - Найдите схему в тетради и  нарисуйте красный кружок.

-Назовите второй слог? Стра

-Какой первый звук в этом слоге? С

-Какой он? (Согласный)

-В схеме обведите его синим кружочком с преградой

-Какой следующий звук ? Т, -Какой он? (Согласный)

-В схеме обведите его синим кружочком с преградой

-Какой следующий звук ?    Р, -Какой он?     (Согласный)

-В схеме обведите его синим кружочком с преградой

-Какой следующий звук ?А,

-Какой он? (Согласный)

-В схеме обведите его красным кружочком

Вывод:

ИТАК , в слове АСТРА – 2 слога, первый ударный, 5 звуков.

- Чем похожи эти слова ? (Начинаются со звука А)

- А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук ( буквой А)

4.  Письмо, печатные буквы А

  Работа с плакатом «Сиди правильно».

 -Рассмотрите внимательно образец печатной  буквы а

На уроке чтения вы уже учились печатать букву «а» , обведите букву по образцу и пропишите строку до конца.

-Какие мы буквы сейчас писали? (печатные)

- А какие еще бывают буквы?(письменные).

-Кто догадался чему мы будем учиться на уроке письма?

- А какую букву мы будем учиться писать?

5. Анализ строчной буквы «А»

 

  1. Показ строчной буквы «А»
  2. Рассмотрите  из каких элементов состоит буква «а» (овал, прямая, наклонная с закруглением в право) (Слайд 8)
  3. Даю образец  написания на доске. (экране) (слайд 9)
  4. Письмо пальчиком на бархатной бумаге.

5. На ладошке подсчет

   6.Письмо тычком ручки по образцу в тетради.

6. Работа в тетради

1.Письмо строчной буквы а

 .В тетради по образцу в правом верхнем углу тетради

--Пишем подсчет в тетради

-Приготовились.

2. Письмо элементов буквы а

А теперь пишем на строке букву а и элемент буквы а

Дописываем строчку до конца

Вспомним из каких элементов состоит состоит строчная буква «а»? (овал, прямая, наклонная с закруглением в право)

- А теперь  на третьей строке пропишем элементы буквы «а»

3. Письмо буквы и элементов

  • Строчку короткой наклонной линии с закруглением вправо
  • следующая строка овал чередуем с короткой наклонной линией с закруглением вправо

ФИЗМИНУТКА музыкальная(Рефлексия)

-А сейчас закрепим написание буквы «А» строчной

-Работаем на следующей строке (буква «А»)

-Обведем букву «а» и две короткие наклонные линии

- Повторим образец

4. Письмо буквы с нижним и верхним соединением

- Пишем две буквы «А» с нижним соединением и две короткие наклонные линии

-Итак далее , до конца.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками)

Только уставать начнём

Пальцы сразу разожмём

Мы пошире их раздвинем

Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть)

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх)

Ну а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки

-Продолжим работать.

-Мы будем учиться писать две буквы «а» в соединении  и две наклонные линии.

9. 

На свободной строке напиши букву «а», если слово начинается со звука «а».

  атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел

 Сколько раз написали букву «а»?       ( 4 )

-Мы будем учиться писать две буквы «А» в соединении  и две наклонные линии.

5 этап.Письмо заглавной буквы А.

-Посмотрите на образец заглавной буквы А.

     - Сколько элементов нужно для написания заглавной буквы А?

-Давайте соберем из шаблонов элементов букв заглавную А.А работать будем

в паре.

- Приведите примеры,когда нужна заглавная буква А.(Аня,Антон,Ася)

-Объясните,как  будем писать А?(Учащиеся сами анализируют письмо А)

_Напишем под счет А в вертикальной строке.

-письмо на бархатной бумаге пальчиком

-письмо элементов буквы А в  прописи

-письмо буквы А

-Выделите красным карандашом самую красивую букву А.

V этап. Закрепление изученного

На свободной строке напиши букву «а», если слово начинается со звука «а».

  атака, утка, адрес, автор, осы,Анна, булка, ангел

 Сколько раз написали букву «а»?       ( 4 )

Сколько раз написали заглавную А?  (1)

 Загадка про ОСЕНЬ.

Несу я урожаи,

 Поля вновь засеваю,

 Птиц к югу отправляю,

 Деревья раздеваю,

 Но не касаюсь сосен и елочек.

 Я - …(осень)

-Чем она богата, и у нас на картине художник изобразил (внизу тетради мы видим кар-и)

-Итак..

- Какие вы видите фрукты и овощи ?

- Обведите только те , в названиях которых ты слышишь звук А

Что стало лишним ?

-Отметьте красным кружком место звука, а в словах БАНАН. ГРУША.РЕПА.

Работа в парах  (по карточкам)

А сейчас поработаем в парах.

На карточке отметьте красным кружком место звука слова Ананас

-Пара берется за руки на локотке и поднимает руки.

Пара выходит к доске и показывает свою схему.

-Итак. В слове ананас сколько отметили звуков А (3)

Игра «Найди букву» (Слайд 11)

Назови все слова , которые начинаются на звук А

-Ребята,вы помните о просьбе Ани и Вани?

-Сможете ли вы теперь подписать открытки?(да)

-Молодцы!(ученики заполняют пропуски строчной а)

IV  этап. Изучение нового материала. 

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.

 

Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Рефлексия

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

VI. Итог урока Рефлексия:  

-   Чему учились сегодня на уроке ?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие затруднения остались?

-Молодцы! Слайд 12

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД



Предварительный просмотр:

Урок №2

Тема

 «Письмо строчной  и заглавной буквы о»

Цель темы

  • учить учеников  писать каллиграфически правильно строчную  и заглавную букву Оо;
  • учиться отгадывать загадки, составлять схемы слов;
  • учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока;
  • Воспитывать умение слушать, аккуратно выполнять предложенные задания;
  •  Развивать внимание, память учащихся.

Планируемый результат

Научатся каллиграфически правильно писать строчную и заглавную букву Оо. Писать букву с нижним и верхним соединении безотрывно .

Основные понятия

Строчная буква, верхнее и нижнее соединение

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Пропись «Мой алфавит»
Авторы: Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов (часть первая)

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал;компьютер.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

I этап. Организационный момент.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

 II этап . Проблемная ситуация  

Цель:— мотивировать школьников учиться писать заглавные и строчные гласные буквы.

Участвовать в обсуждении  проблемных вопросов,  формулировать собственное   мнение и аргументировать   его.

Организовать фронтальную работу,

 учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

II этап . Проблемная ситуация  

Ребята к нам на урок пришли наши друзья мишkа, ослиk и собачkа. Им пришло письмо. Они хотят его прочитать и не могут. Пришли  нам за помощью. Почему они не могут прочитать сами? (Они  не умеют читать)

II этап . Проблемная ситуация

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

III этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить знания о гласном звуке а

Цель – уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

Работать с информацией, представленной в форме    опроса

Работать коллективно.  Участвовать в обсуждении представленного задания.

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Организовать коллективную работу с классом

III этап. Актуализация знаний.

Kто нарисован на kонверте? (зайчиk)

Он прислал им загадkу.

Дети читают на досkе

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква …

Посмотри на колесо-

И увидишь букву …

Какую букву надо вставить? (о)

Мы с этой буквой познакомились на уроке  обучения грамоте

Какой звук она обозначает? (о)

    - Что узнали о звуке?    ( гласный)

                 

       

       Чем отличается звук от буквы? ( Звук слышим, произносим, букву видим, пишем.)

Докажите ,что это гласный звук ( Тянется, поется, воздух проходит свободно,        без преград.) .  

Игра «Найди букву»  

У каждого на парте картинки с буквами которые перемешались между собой.

- Найдите среди букв , буквы О

Дети находят и раскрашивают

Чем различаются эти буквы О? (большие и маленькие)

Для чего нужна большая буква? (для того чтобы писать имена, фамилии и т.д)

На чтении мы познакомились с печатной буквой О

-Сейчас я прочитаю вам сказку про букву О,а вы напечатайте ее столько раз ,сколько звук о стоит в начале слова.



Фонематические сказки: звук 'О' 

Жил-был звук «о».
Очень звук «о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук «о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о».
Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук «о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:«о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук «о».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки. 

Вопросы и задания

О каком звуке эта сказка?

На что похож рот у звука «о»? (На вытянутый кружок).

От чего был в восторге звук «о»? (От облака, от озера, от острова).

Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).

На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о»? (На вытянутые кружки).

Придумай мелодию для звука «о», прохлопай и спой ее.

  III этап. Актуализация знаний.

Познавательные УУД: развитие

знаково – символических действий

IV этап. Изучение нового материала.

Цель

— учить воспринимать наглядно- образное изображение печатного и письменного образца гласных букв;

выделять и называть элементы письменных гласных букв.

Цель — научить писать гласные буквы — строчные и заглавные

Цель — научить писать буквы безотрывно, используя верхнее и нижнее соединение

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.,

V этап. Закрепление

     изученного

Цель — учить вписывать изучаемые гласные буквы в схемы, работать с моделями слов.

Участвовать в работе по решению

Участвовать в обсуждении и составление схем слов, выделять звуки по предложенным картинкам , давать им характеристику , составлять вывод

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Учиться работать в паре

Организовать работу по

определению темы урока

Включить учащихся

в работу по обсуждению и составлению схем слов. проблемных вопросов

Организовать фронтальную работу по учебнику

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

 IV этап. Изучение нового материала.

1.Прогнозирование темы  и  цели урока:

Кто из вас догадался, что нам предстоит научиться на уроке письма?

2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы будем учиться писать срочную букву О

3. Работа над звуковой схемой слов (дупло) .

    Работа в прописи « Мой алфавит»

- Давайте определим сколько слогов в слове Дупло. Поставили ручки на локотки. Хором произносим и считаем.

- Сколько слогов? 2

- Назовите первый слог – Дуп

- Назовите второй слог ЛО

- А сейчас выясним какой из них ударный

- Давайте позовём слово в гости  -ДУПЛОООО

- Какой слог ударный? ло

-Назови первый слог ? дуп

- Скольkо. В нём звуков? 3

- Назовём по порядку:

-Назовите первый звук (д), какой он? (согласный)

Почему?  (встречает во рту преграду)

- Назовите второй звук (у) , какой он? (гласный),

- Почему?  (Тянется, поется, воздух проходит свободно)

- Последний звук – п, какой он? (согласный)

Назовите второй слог

Какой первый звук? Второй?

Составьте схему слова на партах.

ИТАК , в слове дупло– 2 слога, второй ударный, 5 звуков.

Какие птицы живут в дупле? (совы)

Составьте схему на партах

Приготовили ладошки . Определим сколько слогов в слове «совы»

- Ск. слогов ? 2

- Какой первый? Со

Назовите гласный звук.(о)

Докажите что он гласный

- Какой второй? Вы

Назовите гласный звук.(ы)

Докажите ?что он гласный

- Узнаем? какой из них ударный.  

- Позовём слово: сооовы

-Какой слог ударный? со

 

Вывод:

ИТАК , в слове СОВЫ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.

Какие одинаковые звуки есть в этих словах?(О)

4.  Письмо, печатные буквы О        

  Работа с плакатом «Сиди правильно».

 -Рассмотрите внимательно образец печатной  буквы о

На уроке чтения вы уже учились печатать букву «о» , обведите букву по образцу и пропишите строку до конца.

-Какие мы буквы сейчас писали? (печатные)

- А какие еще бывают буквы?(письменные).

-Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке письма?

- А какую букву мы будем учиться писать?

5. Анализ строчной буквы «о»

 

Показ строчной буквы «О»

Рассмотрите,  из каких элементов состоит буква «О» (овал)

Чем отличается от печатной буквы О? (наклон)

Конструирование буквы,определение места на рабочей строке

   5.Письмо в воздухе вместе со мной

6. Работа в тетради

1.Письмо строчной буквы о

 .В тетради по образцу в правом верхнем углу тетради

2. Письмо буквы о

А теперь пишем на строке букву о

Дописываем строчку до конца

Возьмите  красный карандаш и подчеркните самые красивые буквы

ФИЗМИНУТКА музыкальная(Рефлексия)

3.Письмо заглавной буквы О

-А теперь сравните маленькую и большую буквы Оо.Чем они похожи?Чем отличаются?

Дети самостоятельно проводят анализ заглавной буквы О и работают на вертикальной полосе.

-Для чего нужна заглавная буква О?Приведите примеры.(ученики приводят примеры имен:Оля,Оксана)

4. Письмо буквы с и верхним соединением

- Пишем две буквы «о» с верхним соединением

Посмотрите на следующую строчkу. Kаkое соединение у двух буkв о? (верхнее)

Отkуда будем начинать писать буkву?

Поkаз на досkе ,дети в воздухе.

Затем дети в тетради.

Подчерkните самые kрасивые буkвы.

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать

А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками)

Только уставать начнём

Пальцы сразу разожмём

Мы пошире их раздвинем

Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть)

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх)

Ну а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки

-Продолжим работать.

-Мы будем учиться писать две буквы «а» и «о» в соединении  

9.

Какое соединение у букв а и о?

V этап. Закрепление изученного

На свободной строке напиши букву «о», если слово начинается со звука «о» или заkанчивается на «о».

  ведро, оkна, оkунь, автор, осы, булка,Оля.

 Сколько раз написали букву «о»?       ( 4 )

А заглавную? (1)

 Загадка про дом

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ)

Kаkой гласный звуk в слове «дом»? (о)

Найдите схему этого слова и вставьте буkву «о»

Загадkа про kота

Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит. (kот)

Найдите схему и вставьте гласную буkву

Теперь самостоятельно вставьте гласные в двух других словах (шар, осы)

Kаkие  гласные буkвы вставили? (а, о, ы)


Работа в парах  (по карточкам)

А сейчас поработаем в парах.

На парте предметные kартинkи. Выберете те в названии kоторых есть «о»

Дети в парах находят нужные kартинkи, затем рассkазывают о выполнении задания kлассу.

IV  этап. Изучение нового материала. 

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.

 

Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

VI. Итог урока Рефлексия:  

-   Чему учились сегодня на уроке ?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие затруднения остались?

-У вас есть три сигнальных карточки :красного.зеленого и желтого цвета.

-Покажите зеленую карточку,если вам было все понятно.

-Покажите желтую карточку,если у вас были затруднения.

-Покажите красную .если вам не понравилось на уроке.

-Молодцы! 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД



Предварительный просмотр:

Урок №3

Тема

 «Письмо строчной  и заглавной  буквы У у»

Цель темы

  • учить учеников  писать каллиграфически правильно строчную  и заглавную У у;
  • учиться отгадывать загадки, составлять схемы слов;
  • учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока;
  • Воспитывать умение слушать, аккуратно выполнять предложенные задания;
  •  Развивать внимание, память учащихся.

Планируемый результат

Научатся каллиграфически правильно писать строчную и заглавную У у. Писать букву с верхним соединении безотрывно .

Основные понятия

Строчная буква, верхнее соединение, заглавная буква

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Пропись «Мой алфавит»
Авторы: Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов (часть первая)

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал;

Компьютер, мультимедийнный проектор, экран

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания

каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

. Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась (дети улыбнулись друг другу).
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – тихо села

I этап. Организационный момент.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

 II этап . Проблемная ситуация  ( слайд 1)

Цель:— мотивировать школьников учиться писать заглавные и строчные гласные буквы.

Участвовать в обсуждении  проблемных вопросов,  формулировать собственное   мнение и аргументировать   его.

Организовать фронтальную работу,

 учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

2.Повторение звука [ у], изученного на уроке чтения.

а ).Учитель проводит игру « Загадки слов»

- Прислушайтесь к звучанию слов и догадайтесь ,что у них общего.(учитель называет слова улитка ,жук,гусь,голубь)

Дети анализируют звучание слов и находят звук «у» .

-Где он находится?в начале или середине слова?

б ).Ученик(умеющий читать) читает на компьютере сказку .

-Ребята, вам прочитают сказку , а вы внимательно слушайте и запомните слова со звуком [у], которые встретятся вам в сказке.


СКАЗКА  О ЗВУКЕ «У»



Фонематические сказки: звук 'У' 

Жил да был звук «у».
У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук «у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__».
Умел звук «у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__».
Звук «у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__».
Но больше всего звук «у» любил играть на трубе: «уууууууу у__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: «уууууууу у__ ».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у» трубил отбой: «у__у__ у у у__».
Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__».
Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать. 

Вопросы и задания

О каком звуке эта сказка?

Какая особенность была у звука «у»? (или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой).

Как умел гудеть звук «у»? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «у».

На чем любил играть звук «у»? (На трубе).

Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («уууууууу у__»).

в)Повторение.Конструирование моделей букв Аа,Оо.(Работа в группе)

Постановка проблемы.

-Ребята,перед вами элементы букв.Сложите из них букву Аа,Оо,Уу.

-Какую букву мы не умеем писать?(буквуУу)

II этап . Проблемная ситуация

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

III этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить знания о гласном звуке у

Цель – уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

IV этап. Изучение нового материала.

Цель

— учить воспринимать наглядно- образное изображение печатного и письменного образца гласных букв;

выделять и называть элементы письменных гласных букв.

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.,

Работать с информацией, представленной в форме    опроса

Работать коллективно.  Участвовать в обсуждении представленного задания.

Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса

Организовать коллективную работу с классом

3.Постановка цели урока. (учащиеся сами ставят цель урока)

- Дети откройте пропись на странице 10.

(Ученики открывают тетрадь, проговаривая стихотворение:

-Я тетрадочку открою.
И как надо положу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.)

 - Сформулируйте тему нашего урока.

- Чему будем учиться на уроке? Какую букву будем писать?

(ответы детей)- Мы сегодня будем учиться писать большую и маленькую букву « Уу».

4.Работа со звуко-буквенными моделями слов

-Отгадаем загадки с помощью первых звуков слов на модели

-Какое слово получилось? (улитка)

-Сколько слогов в  этом слове? (3 слога)

-Определим ударение. Позовём улитку в гости.(улииитка)

-Какой слог ударный? (второй)

-Какой звук стоит первым? (у)

-Что вы можете о нем сказать? (гласный звук)

-Каким цветом вы обозначите этот звук в модели? (красным)

-Какой звук второй? (л)

-Что вы можете о нем сказать? (согласный,мягкий)

-Каким цветом вы обозначите этот звук в модели? (синим)

-Какой звук слышите следующим? (и)

-Этот звук … (гласный)

-Каким цветом обозначите? (красным)

-Какой звук дальше? (т)

-Этот звук … (согласный,твёрдый)

-Каким цветом вы его обозначите? (синим)

-Какой звук следующий? (к)

-Этот звук … (согласный,твёрдый)

-Каким цветом вы его обозначите? (синим)

-Какой звук последний? (а)

-Этот звук … (гласный)

-Каким цветом вы его обозначите? (красным)

-Сколько звуков в этом слове? (6 звуков)

Аналогично проводится работа с моделью слова луна.

5.Формирование зрительного образа буквы «у» в памяти учащихся.

- А сейчас прочитаем страницу.

(в каждой рамочке сравниваем буквы, печатные и письменные)

- Чем они похожи и чем отличаются?

-Сколько нужно разных элементов, чтобы написать строчную букву  «у»? (два)

- Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «у».

- Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те. Из которых состоит строчная буква «у».

-( К доске выходит ученик, показывает свой вариант.)

- Если у кого так же, можно встать.

- Выполните конструирование строчной буквы «у» у себя на парте.

-( Дети конструируют букву «у» из шаблонов индивидуальных конвертов .)

-Здравствуй, буква «у»! ( говорим дружно вслух)

5.Физкультминутка

Вы,наверное,устали?

Ну,тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились,повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до 5 считаем.

Открываем,поморгаем

И работать продолжаем.

                 

       

-

  III этап. Актуализация знаний.

Познавательные УУД: развитие

знаково – символических действий

Цель — научить писать буквы безотрывно, используя верхнее соединение

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.,

Цель — научить писать гласные буквы — строчные и заглавные

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.,

V этап. Закрепление

     изученного

Цель — учить вписывать изучаемые гласные буквы в схемы, работать с моделями слов.

Участвовать в работе по решению

Работать с информацией, представленной в форме слайда - рисунка.

Учиться работать в паре

Организовать работу по

определению темы урока

Включить учащихся

в работу по обсуждению и составлению схем слов. проблемных вопросов

Организовать фронтальную работу по учебнику

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

 

6.Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

а ).  (полное объяснение образца начертания  буквы «у» на доске мелом одним из учеников).

- Начинаем писать сверху вниз прямуюлинию, закругляем её вправо. Второй элемент – опускаем прямую вниз. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление влево, пересекаемся с нижней границей рабочей строки.

б ). ( краткое объяснение образца начертания буквы «у» на доске мелом 2 учеником)

- Первый элемент- сверху вниз, вправо. Второй элемент- вниз, влево,наверх

в) выполнение упражнений учащимися в « воздухе»

г) письмо в вертикальной полосе самостоятельно

7.Пальчиковая гимнастика

(на левой руке)

1,2,3,4,5 –вышли пальчики гулять.                      

Этот пальчик –в лес пошёл (мизинец).                

Этот- гриб нашёл (безымянный).

Этот- чистил (средний).

Этот- жарил (указательный).

Этот –ел. Оттого и растолстел.(большой)

(на правой руке)

Этот пальчик- мамочка. (мизинец)

Этот пальчик- папочка  (безымянный).

Этот пальчик- бабушка(средний).

Этот пальчик – дедушка (указательный).

Этот пальчик –Я(большой).

Вот и вся моя семья!

8.Выполнение правил посадки при письме.

- Примите правильную позу при письме и соблюдайте её в течение письма одной строки.

(проверяем расстояние между партой и грудью, между тетрадью и глазами)

9.Письмо учащимися буквы «у» в прописи.

а ) письмо двигательных элементов буквы «у» по алгоритму

- Самостоятельное письмо буквы до конца строки;

- Молодцы! Вы отлично справились и со всеми заданиями.

- Обведите самую красивую букву, которая получилась у вас.(Дети обводят красным карандашом понравившуюся букву.)

б ) упражнение в письме заглавной буквы « У».

1.Самостоятельное выделение элементов буквы

2.Конструирование модели буквы «У».

3.Сравнение со строчной буквой « у».

4. Упражнение в письме  «У»по образцу.

5.Выделение красным карандашом понравившуюся букву.

10.Работа в паре с моделями слов.На экране дети просматривают фрагмент

мультфильма  «Умка».

-Как зовут медвежонка?Прочитайте его имя хором.Почему первый звук обозначен заглавной буквой  «У»? (Дети говорят правило написания большой буквы.)

             Анализ  слова «Умка»

-Сколько звуков?

-Сколько букв?

-Сколько слогов?

-Составьте схему этого слова.(Сравнение результатов)

9.Физкультминутка

  1. Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись

10.Выполнение речеязыкового задания.

            1. беседа по иллюстрации .(на экране изображения утки,пруда,улитки,ухи,удочки)

-Рассмотрите иллюстрацию на экране. Что здесь нарисовано?

2.Составление рассказа с этими словами.

11.Игра « Найди звук у»

Самостоятельная работа в паре по прописи внизу страницы 10

Работа с моделями слов сумка,утка,лиса,куры.

Запись в словах буквы у.

Сравнение результатов.

IV  этап. Изучение нового материала. 

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.

 

Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

VI. Итог урока Рефлексия:  

- На доске яблоня, на ней сейчас благодаря вам вырастут яблоки, а какие решать вам.    Если вам на уроке было все понятно, и урок понравился, то повесите красные яблоки, а если вы остались не довольны уроком и собой – прикрепите зеленые яблоки.

(Учащиеся оценили свою работу на уроке, прикрепив картинки кружочков (яблочков) красного и зелёного цветов на рисунок яблони)Урок окончен! Всем спасибо за урок!

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока письма по теме «Письмо и почта»

Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...

Урок обучения письму, 1 класс, тема урока : "Письмо заглавной буквы И"

Урок письма построен на основе каллиграфической системы В.Илюхиной, и был проведен в 1 классе , обучающемся по УМК "Планета знаний". Цели этого урока следующие:познакомить с написанием новой буквы;раз...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"

конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...

Технологическая карта урока письма. Тема урока. Письмо букв С, с

Технологическая карта урока письма.Тема урока.  Письмо букв С, с...

Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.

На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант,  знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....