Конспект урока по русскому языку в 4 классе по гармонии"Закрепление правописания безударных окончаний имён прилагательных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Детистова Елена Петровна

Цель:     Развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных.

Задачи:

1.Отрабатывать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.

2.Развивать познавательные и творческие способности  учащихся, устную и письменную речь; способствовать формированию и  развитию навыка сотрудничества, взаимопомощи.

3.Воспитывать любовь кпрфессиям, эстетическое восприятие природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx32.04 КБ
Office presentation icon urok_zakreplenie_.ppt784.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Закрепление правописания безударных окончаний имён прилагательных.

Цель:     Развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных.

Задачи: 

1.Отрабатывать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.

2.Развивать познавательные и творческие способности  учащихся, устную и письменную речь; способствовать формированию и  развитию навыка сотрудничества, взаимопомощи.

3.Воспитывать любовь кпрфессиям, эстетическое восприятие природы.

Учебно – методическое обеспечение: карточки с заданиями, , «Толковый словарь русского языка» С.И Ожегов, Н.И. Шведова.

Материальное обеспечение: компьютер , мультимедиапроектор.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • синтез;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи;
  • сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. Организационный момент

а) Видео журналисты берут интервью

--Когда я готовилась к уроку нашла вот этот видеоролик .

-- Посмотрите о чём он?

 -  Вчера мы отмечали праздник мам, что мы им подарили? (концерт, открытки)

 - А человек какой  профессии был показан? (журналист)

- Много разных профессий есть на земле сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников, а попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

- Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

- В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.

 (  На столах словари)

ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

ИНТЕРВЬЮ- предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом

Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.

 -Каждый этап работы будем оценивать в листах которые у вас на столах 

Оцените свою работу на уроке: 
красный лист – я умею, 
желтый –испытываю трудности, 
зеленый- не умею.

  1. Актуализация знаний

1.Работаем в парах. 

Посмотрите на тесты,  которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

КАРТОЧКА №1

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        с) признак предмета          в) действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?  л) что делает? что сделает?    к) какой? какая? какие?

  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя        о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

  1. Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?

а) вежливый       е) аккуратный          о) хлопотливый

  1. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

  1. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".

а) проводка         и) вода         е) уводить

  1. Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи.

-  Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)  

ОЦЕНИТЕ        

 -  Что такое склонение?  (Изменение окончаний по падежам)

-    Какой цели достигли? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).

  1. Постановка темы и цели урока.
  1. Этап формулировки темы и целей урока.

Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока.

Используя опорную запись, поставьте задачи урока.

  • Закрепить………
  • Упражняться……….
  • Задуматься ……..

- Закрепить знания об  имени прилагательном,

-упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах,

-задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.

Кроме этого, будем учиться, в ходе урока быть деловым партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли и конечно будем осваивать профессию журналиста

  1. Работа по теме урока

1.- Какое время года по календарю?

 - А в природе?

-  Какие зимние месяцы нас ждут впереди?

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.

2.Словарная работа

Иней, декабрьский, январский, метель, февральский, пороша.

(проверить  под камерой свой образец)

ОЦЕНИТЕ

Некоторые ребята уже приступили  к работе журналиста и нашли значение слов в толковом словаре

(Карина объясняет значение слов)

Иней -тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.(слайд)

Пороша- свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.(слайд)

3.Прочитайте пословицу. 

а)Декабрь месяц стар.. горе кончает, нов… году нов.. счастьем дорожку стелет.

- А какой из этих месяцев год заканчивает, а зиму начинает?

Декабрь завершает год, так что нередко его именуют годопроводцем

- Как понимаете смысл этой пословицы?  
б)– Как вы будете определять безударные окончания в других падежах? 
(По вопросу.) 

Вспомним памятку (восстановить )

2.Форма

 3.          Буква

1.  сущ.+прилаг.                                                  Памятка. 

1. Найти существительное, от которого зависит прилагательное, и поставить вопрос. 
2.Определить падеж существительного. В этом же падеже стоит и прилагательное. 
3. По вопросу и падежу узнать окончание. 

-Допишите окончания имен прилагательных. ( запись с доски)

4.Упражнение 256.

а)– Почему на месте безударных окончаний всегда есть орфограммы? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте строки из стихотворения В. Орлова.

– Как слышатся звуки в окончаниях имен прилагательных? (одинаково)

-А одинаковы буквы? (нет)

– Определите, от каких слов зависят имена прилагательные. Отметьте эти слова ×.

– Запишите вопросы-подсказки и окончания.

– Что вы увидели? В чем заключалась «ловушка»?

– Какие слова помогли справиться с трудностями? На какой признак они указывали? 

       - О чём это стихотворение?( о зиме)

-Слова какой части речи помогли тебе догадаться?

-Как бы вы его назвали ? ( первый снег)

- По наличию второстепенных членов предложения это предложение   нераспространённые или  распространённые?

- Прочитайте  это стихотворение без прилагательных.

- Что заметили?

– Какова роль имён прилагательных в речи?

Наша речь без имён прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С именами прилагательными речь, как яркая цветная картина, может быть, даже ещё богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам.

  1. Физминутка

Когда выпадает первый снег , на улице мороз что мы слышим когда идём (хруст)

Встали и идём

Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает и  записывает.

5.Упражнение 257.

– Соотнесите рисунок со строчками из стихотворения Н. Некрасова.

– Спишите отрывки. Постановку букв в окончаниях имен существительных доказывайте письменно. (Комментирование 2 человека)

– Укажите, в каком падеже употреблены прилагательные.

– Какую «команду» отдает имя существительное имени прилагательному в словосочетании?  (делай как Я!)

– При написании окончаний имен прилагательных в форме какого падежа вы столкнулись с трудностями?

6.Работа в группах ( по карточкам)     оценить

Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

 Сейчас работа в группах.

 - «Соберите»  пословицы, объясните  их смысл, вставьте пропущенные буквы и объясни  данную орфограмму.

- Нов…   друга  желай,           а труслив…му – презрение.

Смел…му  воину уважение,    а труслив…   кусает.

На смел…  собака  лает,         а  стар…    не забывай.

Проверка. (слайды, объяснение учащихся)

  1. Итог урока
  • Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста.
  • Какую работу выполняет журналист?
  •  Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?
  • Сейчас вы попробуете побыть в роли журналиста, задайте вопросы  по теме сегодняшнего урока.
  • Обратите внимание у нас проходит конкурс рисунков моя будущая профессия, ребята нарисовали кем бы они хотели стать
  • О каком времени года шла речь?

- А чего вы ждёте больше всего в декабре? (много снега)

- Вот и я  люблю, чтобы зима была обязательно со снегом.

 - Держа в руках снежинку,  покажите своё отношение к уроку.

- Пускай на улице снега ещё нет, а мы с вами  устроим снегопад  в классе.

Рефлексия ( снежинки на доску) дети выходят под музыку  и лепят снежинки Петра Чайковского «Декабрь

Резерв

Упражнение на развитие зрительной памяти. (На слайде  записаны словосочетания)

Холод..  зима
пуш.ст.. сне.ком
ледян.. покрывало
л.тят по льду
серебрист..  инеем
в шу.ке  м.хов..
пр.т.нулся у опушк…
появились (у) кормушк…
пр.б.жал по ветк..

- Объясните правописание пропущенных букв. (Дети выполняют задание)

- Постарайтесь запомнить как можно больше словосочетаний.

 (Учитель закрывает словосочетания, дети пишут по памяти).

   Взаимопроверка.

- Какой темой объединены все словосочетания? (Зима).

Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым?

 7.Составьте рассказ, используя данные словосочетания.(устно)

Просмотр видео

Работа с толковыми словарями

Работа по тестам

С

К

Л

О

Н

Е

Н

И

Е

(просигналить светофором)

Запись слов в тетрадь

Ученик объясняет значение слов пороша,иней

Запись пословицу в тетрадь

Восстанавливают план у доски

Работа по алгоритму

Письмо в тетрадях задачниках

Упражнения под музыку

Письмо с комментированием

Работа в группах

Ученики задают вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс УМК Гармония

Конспект урока по теме «Орфографические умения, как правильные орфографические действия»....

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Школа России" Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Предмет: Русский языкПрограмма: Школа РоссииКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: Правописание окончаний имен существительных в Т.п.Цель урока: познакомить с окончаниями ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Конспект урока по русскому языку 2 классТема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»Цели: учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать внимание, мышление...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя прилагательное», 2 класс

Цель деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное;знать, на какие вопросы отвечают ...

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"" (4 класс)...