Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа  по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr._po_russkomu_yaz.docx68.78 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  по русскому языку составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного и введенного в действие приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373,  приказа  Минобрнауки РФ от 31 марта 2014г №253"Об утверждении федерального перечня учебников", образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ д.Дорогино,  утвержденного приказом МОБУ СОШ д.Дорогино № 273-03ОД от 24.08.15г., учебного плана МОБУ СОШ д.Дорогино на 2015-2016 учебный год;

Примерной программы начального общего образования по русскому языку для учащихся 4-го класса, авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной;

Срок реализации программы – 1 год.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык»:

   1.         Формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной     научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

   2.  формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

   Задачи:

1.  Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2.  Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3.  Формирование у детей чувства языка;

4.  Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5.  Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,   преобразование и использование текстовой информации);

 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

 4) приобретение и систематизация знаний о языке;

 5) овладение орфографией и пунктуацией;

 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

 7) развитие чувства языка.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык»  изучается 5 часов в неделю.   Всего  170 часов в год.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

4-й класс

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану; - воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по русскому языку ниже приводится свободная таблица требований по предмету.

Таблица предметных требований к умениям учащихся по русскому языку

4-й класс

-владеть типом правильной читательской деятельности;

-читать учебно-научный текст изучающим чтением;

-читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного); составлять предложения по схемам;

-читать и составлять простые таблицы;

-писать подробное изложение доступного текста повествования;

-писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

-использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

-подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи

-выполнять фонетический разбор доступных слов;

-выполнять разбор по составу доступных слов;

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

-выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

-выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);

-видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова

-писать буквы безударных гласных в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

-писать ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения;

-не писать ь после шипящих на коне имен существительных м.р. 2 склонения;

-писать частицу не с глаголами;

-писать буквосочетание          -тся-ться в глаголах;

-писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;

-ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);

-ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;

-графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

-находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

4-й класс 170 ч (5 часов в неделю)

Повторение. (17 ч)

Предложение. Текст. (37 ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. (42 ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (21 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. (44 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания);  -тся−ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (9 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

 VII. Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности

№ урока

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

Тема урока

 

Характеристика деятельности учащихся

Примечания

Повторение – 17 часов

1

1 неделя

Поэты и писатели о русском языке

- работа с информационными источниками (учебник);

- коллективная работа.

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и  букв  в слове, объяснять  причины  расхождения  количества звуков и букв.

Группировать слова  с изученными орфограммами,  графически объяснять выбор  написания.

Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

2

Списывание №1

3

Работа над ошибками. Повторение  фонетики

4

Слог и ударение

5

2 неделя

Что такое графика

6

         

Фонетический разбор слова

7

Повторение орфографии

8

Повторение изученных орфограмм

9

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами

10

3 неделя

Повторение состава слова

11

Входной административный контрольный диктант

12

Административный словарный диктант и контрольное списывание

13

Пишу правильно (работа над ошибками контрольных работ)

14

Повторение изученного  о частях речи

15

4 неделя

Повторение изученного по синтаксису

16

Р\р  Обучающее изложение «Золотой рубль»

17

Работа над ошибками. Что мы знаем о пунктуации

Предложение. Текст. – 37 часов

18

Как отличить простое предложение от сложного

Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти  параметры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но.

Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но.

 Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»)

Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму

Приобретать  опыт    разграничения  сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).

Создавать устное  высказывание на грамматическую  тему   по   предварительно  составленному плану.

Готовиться  и  писать  свободный диктант  по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

Продуцировать текст  с  использованием  сложных  предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер  у нас дома»).

Выделять на слух  и в тексте предложения с прямой речью  (слова  автора плюс  прямая речь).

Приобретать опыт  конструирования предложений   с  прямой  речью   и   их   пунктуационного оформления.

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью  (сочинение «Что  сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью  (после  предварительной подготовки).

 Выделять при  обсуждении текста его значимые части,  формулировать  заголовки,  составлять план (в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения  (сочинения), применять их  при  самоанализе и  взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

19

Предложения с однородными членами

20

5 неделя

Запятая в предложениях с однородными членами

21

Развитие умений ставить запятую в предложениях

22

Р\р  Обучающее изложение «Что я люблю»

23

Работа над ошибками. Постановка знаков препинания  в предложениях

24

Р\р  Обучающее сочинение «Что я люблю»

25

6 неделя

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

26

Упражнения на повторение.

Проверочная работа №1

27

Работа над ошибками. Развитие пунктуационных умений

28

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами»

29

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

30

7 неделя

Отличие простого предложения от сложного

31

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

32

Запятая в сложном предложении

33

Знаки препинания в сложных предложениях

34

Р\р Составление устного рассказа по плану. Свободный диктант

35

8 неделя

Административный контрольный диктант

36

Работа над ошибками. Постановка запятой в сложном предложении

37

Упражнения на расстановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но

38

Словарный диктант и контрольное списывание

39

Пишу правильно (работа над ошибками контрольных работ)

40

9 неделя

Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

41

Работа над ошибками..

Проверочная работа № 2

42

Работа над ошибками. Понятие о прямой речи

43

Знаки препинания в предложении с прямой речью

44

Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора)

45

10 неделя

Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора)

46

Расстановка знаков препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора)

47

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

48

Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама»

49

Работа над ошибками. Запись предложений с прямой речью

50

11 неделя

Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью

51

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух»

52

Развитие пунктуационных умений

53

Контрольный диктант по теме "Предложения с прямой речью"

54

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Имя существительное – 42 часа

55

12 неделя

Имя существительное как часть речи

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи, употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя  существительное к  одному из трёх  склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного,  работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе  (в парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Находить в  тексте несклоняемые имена существительные,  приобретать опыт   их  согласования  с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме ь знака на конце имен существительных

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

56

Разбор имени существительного как части речи

57

Роль имен существительных в речи.  Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна»

58

Роль имен существительных в речи и предложении

59

Наблюдение за словоизменением имен существительных

60

13 неделя

Развитие умения изменять имена существительные по падежам

61

Изменение имен существительных по падежам

62

Наблюдение над изменением  имен существительных по падежам

63

Именительный  падеж

64

Винительный падеж

65

14 неделя

Родительный падеж

66

Дательный падеж

67

Творительный падеж

68

Предложный падеж

69

Обобщение знаний о падежах.

Р/р Составление устного рассказа

70

15 неделя

Упражнение на повторение. Проверочная работа №3

71

Три склонения имен существительных. Работа над ошибками 

72

Административный контрольный диктант

73

Административный словарный диктант. Упражнение на повторение

74

Развитие умения определять склонение имён существительных

75

16 неделя

Морфологический разбор имени существительного

76

Пишу правильно (работа над ошибками контрольных работ)

77

Морфологический разбор имени существительного

78

Несклоняемые имена существительные

79

Обучающее Р\р сочинение «Пальчики оближешь!»

80

17 неделя

Употребление в письменной речи несклоняемых существительных. Работа над ошибками

81

Мягкий знак после шипящих в существительных женского рода

82

Развитие орфографических  умений

83

Повторение склонений имен существительных

84

Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4

85

18 неделя

Упражнение в графическом обозначении. Работа над ошибками.

86

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний

87

Развитие орфографических умений

88

Развитие правописания безударных падежных окончаний

89

Р\р Обучающее изложение  «Первая газета»

90

19 неделя

Развитие орфографических умений. Словарный диктант

91

Р/р  Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

92

Редактирование текстов творческих работ

93

Упражнения на повторение. Проверочная работа №5

94

Развитие орфографических умений. Работа над ошибками

95

            20 неделя

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний»

96

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Имя прилагательное – 21 час

97

Роль имен прилагательных в речи

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи  – повествования и описания.

Наблюдать за  ролью  прилагательных (в  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имён  прилагательных  (морфологический разбор), определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

98

Роль прилагательных – антонимов в речи

99

Морфологический разбор имен прилагательных

100

21 неделя

Изменение имен прилагательных по падежам 

101

Административный контрольный диктант

102

Административный словарный диктант и контрольное списывание

103

Пишу правильно (работа над ошибками контрольных работ)

104

Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам

105

22 неделя

Развитие орфографических умений

106

Главное и зависимое слово в словосочетании

107

Правописание безударных падежных окончаний

108

Развитие орфографических умений

109

Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие»

110

23 неделя

Редактирование творческих работ

111

Развитие орфографических умений

112

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

113

Редактирование творческих работ

114

 Правописание безударных падежных окончаний. Проверочная работа № 6

115

24 неделя

Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту

116

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

117

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Глагол – 44 часа

118

Роль глаголов в предложении, речи

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само-  и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

- коллективная работа;  

- работа с информационными источниками (учебник);

- тестовые задания;

- работа в парах;

- самостоятельная работа.

- творческая работа.

- выполнение индивидуальных заданий.

- дидактические игры;

- устный опрос;

- работа в группах;

- словарный диктант.

119

Значение и грамматические признаки глаголов

120

25 неделя

Морфологический разбор глагола

121

Развитие орфографических умений. Морфологический разбор глагола.

122

Упражнение в морфологическом разборе глагола

123

Развитие орфографических умений

124

Административный контрольный диктант

125

26 неделя

Пишу правильно (работа над ошибками контрольных работ)

126

Понятие о спряжении глагола

127

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

128

Упражнение в определении спряжений глагола

129

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

130

27 неделя

Упражнение в определении спряжений глагола

131

Развитие умения действовать по алгоритму

132

Глаголы-исключения

133

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

134

Развитие орфографических умений

135

28 неделя

Упражнение в написании глаголов с безударными личными окончаниями

136

Разбор глагола как части речи

137

Упражнение в разборе глагола как части речи

138

Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны)

139

Контрольный диктант по теме"Правописание безударных личных окончаний глаголов"

140

29 неделя

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

141

Знакомство с возвратной формой глагола

142

Знакомство с орфографическим правилом

143

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа 

144

Закрепление  умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа

145

30 неделя

Списывание №2

146

Развитие орфографических умений. Работа над ошибками

147

Р/р Написание изложения «Первые школы»

148

Развитие орфографических умений.  Работа над ошибками

149

Порядок разбора глагола по составу

150

31 неделя

Развитие умений разбирать глаголы по составу

151

Развитие орфографических умений

152

Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием

153

Развитие орфографических умений. Редактирование творческих работ

154

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами

155

32 неделя

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы»

156

Работа над ошибками Повторение «Глагол» 

157

Упражнения на повторение. Проверочная работа №7

158

Административный словарный диктант. Упражнение на повторение

159

Пишу правильно (работа над ошибками контрольных работ)

160

33 неделя

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

161

Повторение по теме: «Слово»

Повторение – 9 часов

162

Административный контрольный диктант 

- работа с информационными источниками (учебник);

- дидактическая игра;

-устный опрос;

- тестовые задания

- самостоятельная работа;

 - письменный опрос;

-работа в парах;

- творческая работа.

- работа в группах;

- индивидуальная работа по карточкам;

- словарный диктант.

- коллективная работа.

163

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Повторение по теме: «Предложение. Текст»

164

Повторение по теме: «Части речи»

165

34 неделя

Итоговый контрольный диктант

166

Повторение изученного. Работа над ошибками

167

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт»

168

Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово»

169

Комплексное повторение изученного материала. Работа над ошибками

170

35 неделя

Упражнения на повторение

171

Урок-игра «Части речи и члены предложения»

172

Комплексное повторение изученного материала. Работа над ошибками

173

Упражнения на повторение

174

Урок-игра «Части речи и члены предложения»

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник  4-й класс;

• Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 4-го класса;

• Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 4-го класса;

• Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Русский язык (1 кл ОС "Школа 2100")

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно - тематическое планирование, содержание тем курса, таблицу требований к умениям уч -ся...

Рабочая программа Русский язык 1 класс

По системе ЗанковаРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской прогр...

Рабочая программа русский язык (ФГОС) 2 класс. Школа 21 века

Рабочая программа по русскому языку согласно требованиям ФГОС. УМК"Школа XXI века". Содержит пояснительную записку, УУД, развёрнутое тематическое планирование"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...