Проектная задача по русскому языку для учащихся 2 класса на тему "Однокоренные слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Чеснокова Наталья Валерьевна

Данная разработка предназначена длявыявления степени осознанности действий учащихся и уровень овладения способами самоконтроля при решении орфографических задач по теме "Однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_zadacha.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              Чеснокова Наталья Валерьевна,

                                                                                             учитель начальных классов МБОУ «Сийская СШ»

Проектная задача по русскому языку для учащихся 2 класса

на тему «Однокоренные слова»

Название

проектной задачи

Однокоренные слова

Предмет

Русский язык

Класс

2

Вид задачи

Проектная, предметная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

-выявить степень осознанности действий учащихся и уровень овладения способами самоконтроля при решении орфографических задач по теме  «Однокоренные слова»;

-отследить степень сформированности навыков групповой работы.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Русский язык:

       - формировать умение видеть и образовывать родственные слова;

      - показать на примерах, что умение находить однокоренные слова повлияет на грамотность письма;

- развивать речь;

- пополнять словарный запас учащихся.

Общеучебные умения:

- работа в малой группе (коммуникативная компетентность: организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурной задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

-работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу).

Планируемый

педагогический результат

Демонстрация учащимися:

-усвоения  предметного  материала  и  возможностей

применять его в нестандартных условиях;

-умения  находить в тексте и образовывать родственные  слова, употреблять их в речи;

-умения находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи;

-умения аргументировано отвечать, доказывать своё мнение;

-умения анализировать, делать выводы, сравнивать;

-умение,  работая  в  малой  группе, создать  конечный

«продукт».

Способ и формат оценивания результатов работы

При  подведении итогов работы оценивается:

-владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

-умение действовать согласно инструкции (алгоритма.

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи

В процессе задачи в игровой форме проверяются основные знания  по теме «Однокоренные слова»:

что такое родственные слова,

 признаки родственных  слов,

чем отличаются родственные слова от слов – синонимов (у синонимов нет общей части),

что такое корень, однокоренные слова,

умение находить и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи.

Маршрутный лист.

План работы в группах:

1.Внимательно читаем  задание.

2.Если затрудняетесь ответить, обратитесь к

  • Памятка «Как найти корень слова»:

1). Прочитай слово. Выясни его смысл.

2).Подбери к слову родственные (однокоренные) слова. Помни: они близки по смыслу и имеют общую часть.

3).Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.

4. Выделите корень слова знаком.

  • Правило «Что такое корень? Что такое однокоренные слова? 

                                  (на странице 61 учебника «Русский язык»)

Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.

Корень слова — это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком.

Описание проектной задачи.

Дорогие ребята!

          Мы  второклассники, второй год изучаем  русский язык. Много тайн  в русском языке,  много открытий  делаем  на каждом уроке. Выполнив все задания, вы сможете очередной раз разгадать тайну заветного сундучка, который с нами будет на протяжении всех 11 лет обучения в школе.

Для новых открытий в области русского языка вы объединитесь в группы по 5 человек. Каждая группа получает маршрутный лист с заданиями.

Грамматическая сказка «Деревья из слов»:

         Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака - из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего « строительного материала». И каждый из кирпичиков вносит в слова свою часть смысла – «смыслиночку». Самая главная из них – корень.

         - Как? – спросите вы. – Разве у слова может быть корень? Это же не растение! – А вот послушайте.

- Много – много лет назад появилось на свете слово воз. Нашли его люди и думают: Что с ним делать?  А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое  дерево».

         Посадили люди слово воз, и стало  оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий… Много  ростков появилось от слова воз (повозка, подвоз, возница, вывоз). Все они на него похожи, но  и своё    в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть общая часть. И решили назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

         Потом на глаза  попался им ещё один маленький корешок ход, такой грустный, но уж очень юркий. И попросил он людей тоже посадить его в землю, пообещав разрастись в большое дерево.

        Не поверили люди, но всё - таки посадили. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ход, но все они были чем –то похожи на своего прародителя.

         Нарисуйте, ребята, это дерево и постарайтесь подобрать  к нему как можно больше побегов.

Жило – было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД.

В слове ХОДики стучало

И в поХОДе вдаль шагало».

         У  слов корень – это самое важное, самое главное. Он несёт  смысл не только одного слова, а многих. А эти многие слова с одним корнем называют родственными. От корня слова растут, как ветви на дереве. Чем употребительнее корень, тем больше от него образуется новых слов, тем сильнее становится словесное дерево. Получается целая большая семья слов. У всех родственников есть общая часть, показывающая , от какого слова они образовались, какой общий смысл этих слов. Благодаря тому, что слова живут семьями, их легче понимать и писать. Если затрудняетесь, можете обратиться за помощью к «Школьному словообразовательному словарю русского языка» (под редакцией А. Тихонова).

1.Прочитайте группы слов. В какой группе не все слова являются родственными?

мех, меховой, механик                                

пушинка, пушистый, пушок                      

мороз, морозный, морозить                      

Комментарий к заданию 1.

В этом  задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала вспомнят два признака родственных слов (общая часть и близкое значение), затем                            определяют  лексическое значение  слов , а потом    в родственных словах находят общую часть . Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

2.Найдите общую часть в словах

цветочек, цветок, расцветать                      

цве                                                                  

цвет                                                                

цвето                                                              

Комментарий к заданию 2.

В этом  задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала определят от какого слова образовались данные слова , затем   в родственных словах находят общую часть . Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

3.Прочитайте текст. Сколько родственных слов вы нашли?

Неожиданно хлынул дождь. На дорогах быстро образовались лужи. Постепенно всё стихало. Дождик тихо накрапывал весь день. В дождливую погоду не хочется идти на улицу.

У мамы в выходной день была большая стирка. Она постирала брюки, рубашки, кофты и постельное бельё. Затем всё это мама погладила. В понедельник я пошёл в школу в постиранных вещах.

2 слова

2 слова

3 слова

3 слова

4 слова

4 слова

Комментарий к заданию 3.

В этом  задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала вспомнят два признака родственных слов (общая часть и близкое значение), затем                           находят слова с одинаковой общей частью , а потом определяют  лексическое значение  слов . Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

4.Найдите однокоренные антонимы.

помогать-мешать                               встречать-провожать

начинать-заканчивать                        подогревать-охлаждать

входить-выходить                              вносить-выносить

Комментарий  к заданию 4.

В этом  задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала вспомнят

какие слова являются антонимами, затем назовут  два признака родственных слов (общая часть и близкое значение), и определят, каким из этих двух признаков они воспользуются при выполнении задания, потом   находят слова с одинаковой общей частью. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

5. Второклассники записывали однокоренные слова в алфавитном порядке. Кто из ребят справился с заданием?

Петя: сад, садовник, садовый

Толя: звонок, звонкий, звонить

Лиза: домик, домашний, домовой

Вера: книжечка, книжка, книжный

Серёжа: дверь, дверной, дверка

Тимофей: ездить, езда, ездовая

Комментарий к заданию 5.

В этом  задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала  выделят общую часть, т. е. корень, затем вспомнят алфавит, а потом  распределяют слова в алфавитном порядке.   Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

6.Прочитайте. Найдите среди данных слов синонимы, антонимы, однокоренные слова.

                 грусть                                  печальный                                      грустить

унылый                       грустный                                    весёлый

-Запишите слова так:

однокоренные слова

синонимы

антонимы

В однокоренных словах выделите корень.

Комментарий к заданию 6.

В этом  задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала вспомнят какие слова являются антонимами, синонимами, затем назовут  два признака родственных слов (общая часть и близкое значение) , потом   находят слова с одинаковой общей частью, выделяют в словах корень. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

7.Составьте небольшой рассказ на данную тему, используя опорные слова.

                                  Рыбалка

Мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы.

                           Вкусная ягода

Малина, поспела, мишка, забрался, малиновый куст, ветки, обсасывал, вкусные, сладкие, ягоды.

Комментарий к заданию  7.

В этом  задании нельзя изменить последовательность действий. Сначала вспомнят что такое текст, тема и главная мысль текста, затем по заголовку   определят  тему текста: о чём  пойдёт речь, дальше составят из предложенных слов  предложения. Учащиеся осуществляют взаимоконтроль.

Рефлексия

-Назовите  в стихотворении однокоренные  слова и выделите корень.

Снежная сказка

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

А вокруг в снега одет

 Весь простор безбрежный,

Чем не сказка белый свет –

Снежный, снежный, снежный!

                         С.Погорельский

После завершения проектной задачи маршрутные листы сдаются  учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача по русскому языку

Проектная задача по русскому языку в соответствии стребованиями ФГОС...

Проектная задача по русскому языку "Новости программы «Вокруг света»", 3, 4 класс совместно

Задача построена на сравнении языка жителей незнакомого острова с русским языком...

Проектная задача по русскому языку в 3 классе.

Эта проектная задача помогает проверить знания по теме "Части речи"...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе. Проектная задача по русскому языку.

Цели и задачи:1. обучение младших школьников совместному решению задач;2. более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм;3. подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы;4. ...

Диагностическая карта, отражающая сформированность УУД через проектную задачу по русскому языку "Вокруг света" в 3 классе.

Диагностическая карта отражает результаты в баллах и коэффициенте овладения умениями.Представлен уровень овладения сформированности познавательных УУД, волевой саморегуляции, умения планировать, спосо...

Конспект урока. Проектная задача по русскому языку "Паспорт имени прилагательного", 4 класс

Конспект урока.  Проектная задача по русскому языку "Паспорт имени прилагательного", 4 класс...